- —>Шкаф с нотами —>
- Постная Триодь. Песнопения Великого Поста
- Подготовительные недели
- Великое повечерие
- Утреня Великого Поста
- Часы
- Литургия Преждеосвященных Даров
- Похвала Пресвятой Богородице
- Лазарева суббота
- Неделя ваий
- Великий понедельник
- Святая и великая среда
- Святой и великий четверток
- Святой и великий пяток
- Святая и великая суббота
- Произведение: Церковное пение: подобны и самоподобны
—>Шкаф с нотами —>
Постная Триодь. Песнопения Великого Поста
Подготовительные недели
Великое повечерие
Утреня Великого Поста
Часы
ИЗ церковно-певческого сборника: Часы и изобразительны
Литургия Преждеосвященных Даров
Из Церковно-певческого сборника Литургия Преждеосвященных Даров до Евангелия (pdf, rar)
Из Церковно-певческого сборника Прочее последование Литургии (pdf, rar)
Да исправится молитва моя. Муз. прот. Петра Турчанинова pdf
Да исправится. Муз. Галуппи pdf
Да исправится. Киевский роспев, одноголосие, цефаутный ключ pdf
Да исправится. Греческий роспев, одноголосие, цефаутный ключ pdf
«Ныне силы» из церковно-певческого сборника ( pdf, rar)
«Ныне силы» из церковно-певческого сборника, продолжение ( пдф, rar)
«Ныне силы». Муз. прот. Петра Турчанинова pdf
«Вкусите и видите». Из церковно-певческого сборника (pdf, rar)
Окончание Литургии, тропари. Из церковно-певческого сборника (pdf, rar)
Окончание Литургии. Муз. прот. Петра Турчанинова pdf
Похвала Пресвятой Богородице
Повеленное тайно. Греческий роспев, цефаутный ключ, одноголосие pdf
Взбранной Воеоде. Греч. расп, цефаутный ключ, одноголосие pdf
Лазарева суббота
Неделя ваий
Неделя Ваий, стихиры на литии. По А. Кастальскому, одн. хор pdf sib
Антифоны Недели Ваий из Церковно-певческого сборника pdf
Великий понедельник
Се Жених грядет в полунощи. Гарм. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf
Се Жених грядет в полунощи. Знам расп, цефаутн. ключ, одноголосие pdf
Чертог Твой. Гарм. прот. Петра Турчанинова. см. х. pdf
Чертог Твой. Киевский роспев, одноголосие, цифаутный ключ pdf
Святая и великая среда
Святой и великий четверток
Егда славнии ученицы. Знаменный роспев, цефаутный ключ, одноголосие pdf
Вечери Твоея Тайныя. Знаменный роспев, цефаутный ключ, одноголосие pdf
Святой и великий пяток
Тебе одеющагося. Муз. прот. Петра Турчанинова. См. х. pdf
Тебе одеющагося. Знаменный роспев, цифаутный ключ. pdf
Святая и великая суббота
Бог Господь, Благообразный Иосиф. Болгарский росп., ЦПС. см. х. pdf
Стихиры на «Господи, воззвах» («Днесь ад стеня, вопиет») знаменный роспев, одноголосоие, цефаутный ключ pdf
Славник на «Господи, воззвах». Знаменный роспев, одноголосие, цефаутный ключ pdf
Да молчит. Муз. прот. Петра Турчанинова pdf
Да молчит. Знаменный роспев, одноголосие, цефаутный ключ pdf
Да молчит. Ин роспев, одноголосие, цефаутный ключ pdf
«Не рыдай Мене, Мати», задостойник Великой субботы. Муз. прот. Петра Турчанинова, см. х. pdf
Воскресни Боже. Муз. прот. Петра Турчанинова pdf
Кондак акафиста Страстям Христовым pdf
Источник
Произведение: Церковное пение: подобны и самоподобны
Подобен (греч. προσόμοια — очень сходное, весьма похожее) — богослужебное песнопение, мелодия и метрика которого подобны другой богослужебной песни. Текст на подобен распевается на определенный глас (исключая внегласовые песнопения). То есть у каждого из 8 гласов помимо самих гласовых мелодий имеются дополнительные мелодии (самоподобны).
Другая богослужебная песня, на которую похож подобен, носит название самоподобен, потому что она была написана изначально, а все остальные тексты, которые поются на ее напев, должны быть подобны ей.
Самоподобен (греч. αύτόμελον) — богослужебное песнопение, имеющее свою собственную метрику и мелодию и выступающее образцом для других.
Подобны на гласы бывают:
– стихирные — предназначенные для распевания стихир, например глас 1 «Небесных чинов»;
– кондакарные (тропарные) — предназначенные для распевания тропарей, кондаков, например глас 3 «Дева днесь».
Всего в богослужебных книгах можно встретить указания о пении текстов на около 150 самоподобнов. Распевы большинства из них не сохранились. Иные утратили практическое значение (распевы для седальнов, светильнов), поскольку тексты таковых не поются, а читаются во время богослужения.
Подобны, как часть исконно церковного пения, обладают удивительным свойством. Они не подчиняются классическим законам музыки (мажор/минор). То есть если напев минорный, то он должен сопровождать исключительно печальный текст и наоборот, если мажор, то звучит весело. Одна и та же мелодия подобна может использоваться как для торжествующего, радостного песнопения, так и в случае покаянного настроя. Например, подобен «Тридневен» изначально является текстом воскресной стихиры, но часто на него положено петь тексты, связанные с распятием Господа.
Ниже представлены только некоторые образцы подобнов, надеемся, они послужат хорошим примером в овладении церковной мелодикой богослужений.
Ноты прилагаются в формате pdf.
Самоподобен «Небесных чинов»
Небѐсных чино̀в ра̀дование,/ на землѝ человѐков крѐпкое предста̀тельство,/ Пречѝстая Дѐво,/ спасѝ ны̀, ѝже к Тебѐ прибега̀ющия,/ я̀ко на Тя упова̀ние по Бо̀зе,// Богоро̀дице, возложѝхом.
Напев этого самоподобна очень простой и состоит всего из двух колен (мелодий). Оригинал (самоподобен) по сути является богородичном и находится как в приложении отпустительных богородичнов, которые поются в будничные службы в понедельник на «И ныне», если святому полагалась стихира на «Слава», так и в службе понедельника 1-го гласа на стиховне.
В богослужебных книгах указание о пении на «Небесных чинов» встречается достаточно часто. При пении стихиры на данный самоподобен разделить ее нужно так, чтобы заключительный текст распевался на мелодию 2-го колена. Просим обратить внимание, что в минее часто стихиры разделены иным образом, перед пением следует сверить разметку и исправить в случае необходимости.
Самоподобен начинается с безударного слога «не» (минорный квартсекстаккорд). Но стихиры, которые начинаются с ударного слога, соответственно должны распеваться с ударного слога «бе» самоподобна (минорное трезвучие).
См. «Ноты напева Оптиной пустыни».
Также приводим образец самободобна «О, дивное чудо…» распева КПЛ (ноты pdf) и соответствующий подобен 1-го гласа (mp3) «Взбранной воеводе…».
О, дѝвное чу̀до!/ Исто̀чник Жѝзни/ во гро̀бе полага̀ется,/ и лѐствица к небесѝ гро̀б быва̀ет:/ веселѝся Гефсима̀ние,/ Богоро̀дичен святы̀й до̀ме./ Возопиѐм вѐрнии,/ Гавриѝла иму̀ще чинонача̀льника:/ Благода̀тная, ра̀дуйся,/ с Тобо̀ю Госпо̀дь,/ подая̀й мѝрови// Тобо̀ю вѐлию мѝлость.
Указание на пение на этот самоподобен реже встречается в богослужебных книгах. Он также сложнее по структуре, поэтому распеть его без нот будет непросто.
Самоподобен находится в службе Успения Пресвятой Богородицы, 1-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни.
Пример пения — из службы Субботы Акафиста (хор певческого отделения под рук. Е. С. Кустовского 2014/15 гг.)
Самоподобен «Егда от древа»
Егда̀ от дрѐва Тя̀ мѐртва,/ Аримафѐй сня̀т всех Живота̀,/ смѝрною и плащанѝцею Тя̀, Христѐ, обвѝв,/ и любо̀вию подвиза̀шеся,/ сѐрдцем и устна̀ми/ Тѐло нетлѐнное Твоѐ облобыза̀ти./ Оба̀че одержѝмь стра̀хом,/ ра̀дуяся, вопия̀ше Тѝ:// сла̀ва снизхождѐнию Твоему̀, Человеколю̀бче.
Самоподобен является стихирой на стиховне службы Великой пятницы.
Состоит из 5 колен. Распевается он строго на 9 строк, из которых с 1-й по 4-ю повторяются дважды друг за другом, а 9-я является заключительной. На это следует обращать внимание при разделении стихиры (в минее бывают ошибки). Встречается достаточно часто. Несмотря на большое количество строк, запоминается легко. На него часто поют «Достойно есть» на литургии.
Пример пения (Псково-Печерский монастырь)
До̀ме Евфра̀фов,/ гра̀де святы̀й,/ проро̀ков сла̀во,/ украсѝ дом,/ в нѐмже Божѐственный ражда̀ется.
Самоподобен находится в службе недели святых отцов (1-я стихира на стиховне). Подобен ему — это стихира в службе русских святых — стихира на «Слава» на стиховне:
Но̀вый до̀ме Евфра̀фов,/ удѐле избра̀нный,/ Ру̀сь свята̀я,/ хранѝ вѐру правосла̀вную,// в нѐйже тебѐ утверждѐние.
Стихиры распеваются на 5 строк, обычно они такие же короткие по тексту, как и подобен, и повторять мелодии колен заново не приходится, если только при пении на него неизменяемых песнопений (например, «Достойно есть»).
Пример пения (Троице-Сергиева лавра)
Самоподобен «Дева днесь»
Достаточно известный тропарный самоподобен, является кондаком праздника Рождества Христова.
Дѐва днѐсь Пресу̀щественнаго ражда̀ет, и земля̀ вертѐп Непристу̀пному прино̀сит, А̀нгели с па̀стырьми славосло̀вят, волсвѝ же со звездо̀ю путешѐствуют, нас бо ра̀ди родѝся Отроча̀ Мла̀до, Превѐчный Бог.
Помимо прямых указаний богослужебных книг для случаев пения на этот подобен (к примеру, для кондака Покрова Богородицы) его прекрасно можно применить в службе в период Великого поста — Суббота Акафиста, где кондак «Взбранной Воеводе» должен исполняться 8 раз. Поэтому часто для этих целей используют 8 напевов разных подобнов на 8 гласов.
Пример пения (хор певческого отделения под рук. Е. С. Кустовского 2014/15 гг.)
Самоподобен «Дал еси знамение»
Да̀л есѝ зна̀мение/ боя̀щимся Тебѐ Го̀споди,/ Крѐст Тво̀й честны̀й,/ ѝмже посрамѝл есѝ/ нача̀ла тьмы̀ и вла̀сти,/ и возвѐл есѝ нас/ на пѐрвое блажѐнство,/ тѐмже Твоѐ человеколю̀бие сла̀вим,/ Иису̀се Всесѝльне,// Спа̀се душ на̀ших.
Самоподобен является стихирой Октоиха на стиховне утрени в среду.
Состоит из 4 колен и заключительного, но после 4-го перед заключительным снова следует 1-е. Стихиру следует разделять так, чтобы перед заключительной петь 1-ю мелодию.
Стихиры на этот самоподобен встречаются достаточно редко. Чаще у 4-го гласа можно увидеть подобны «Яко добля» и «Званный свыше». Но они по структуре сложнее и поются обычно по нотам.
Пример пения (хор ПСТГУ)
Самоподобен «Яко добля»
Самоподобен «Яко добля» находится в службе Георгию Победоносцу (стихира на «Господи воззвах» на великой вечерне).
Я̀ко до̀бля в му̀ченицех,/ страстотѐрпче Гео̀ргие,/ сошѐдшеся днѐсь восхва̀лим тя,/ я̀ко течѐние совершѝв, вѐру соблю̀л есѝ,/ и прия̀т от Бо̀га побѐды твоея̀ венѐц:/ Его̀же молѝ, от тли и бед изба̀витися,/ вѐрою соверша̀ющим// всечестну̀ю па̀мять твою.
Пример пения (хор ПСТГУ — «Течение совершил еси, Филиппе святителю»)
Самоподобен «Званный свыше» — стихира на «Хвалитех» из службы апостолам Петру и Павлу (29 июня).
Зва̀нный свы̀ше,/ а не от человѐк,/ егда̀ земна̀я тьма̀/ помрачѝ о̀чи телѐсныя,/ нечѐстия облича̀я сетова̀ние,/ тогда̀ небѐсный свет облиста̀/ мы̀сленныя о̀чи,/ благочѐстия открыва̀я красоту̀./ Тѐмже позна̀л есѝ изводя̀щаго свет из тьмы̀/ Христа̀ Бо̀га на̀шего:/ Его̀же молѝ,// спастѝ и просветѝти ду̀ши на̀ша.
Пример пения (хор ПСТГУ — «Егда прежде рождества твоего»)
Самоподобен «Радуйся Живоносный Кресте»
Ра̀дуйся Живоно̀сный Крѐсте,/ благочѐстия непобедѝмая побѐда,/ двѐрь ра̀йская,/ вѐрных утверждѐние,/ Цѐркве ограждѐние,/ ѝмже тля разорѝся и упразднѝся,/ и попра̀ся смѐртная держа̀ва,/ и вознесо̀хомся от землѝ к небѐсным:/ ору̀жие непобедѝмое,/ бесо̀в сопротивобо̀рче,/ сла̀ва му̀чеников,/ преподо̀бных я̀ко воѝстину удобрѐние,/ приста̀нище спасѐния,// да̀руяй мѝру вѐлию мѝлость.
Самоподобен является стихирой на «Слава» на стиховне службы Крестовоздвижения (14/27 сентября).
Эта же стихира есть также в службе Крестопоклонной недели Великого поста.
Напев подобна «Радуйся…» состоит из 4 колен и заключительного. Стихиру распределять лучше так, чтобы заключительная мелодия была после 4-го, 1-го либо 2-го колен.
Существуют разные варианты распева для 1-го, 3-го и 4-го колен (см. ноты).
Пример пения — из службы Живоносного Источника в Светлую Пятницу (хор певческого отделения под рук. Е. С. Кустовского 2014/15 гг.)
Самоподобен «Тридневен» — воскресная стихира Октоиха на «Хвалитех».
Триднѐвен воскрѐсл есѝ, Христѐ, от гро̀ба/ я̀коже пѝсано ѐсть,/ совоздвѝгнувый праотца̀ на̀шего./ Тѐмже Тя и сла̀вит/ ро̀д человѐческий,// и воспева̀ет Твоѐ воскресѐние.
Очень проста его структура, всего 2-го колена, заканчивается 2-м, либо его хорошо заканчивать мелодией заключительного колена напева ирмологического 6-го гласа, называемого в обиходе «Волною морскою» (ноты). При выборе мелодии заключительного колена хорошо сопоставить мелодию с текстом стихиры. Мы можем встретить указания петь на данный подобен как радостные праздничные стихиры (как воскресная, они повествуют о воскресении Господа), так и стихиры, связанные со скорбью о распятии Христа.
Сравните текст воскресной стихиры со следующим текстом Крестобогородична из службы в пятницу на стиховне утрени 3-й седмицы Великого поста, который, по указаниям Триоди, поется на данный подобен:
Всечѝстая, я̀ко вѝде Тебѐ/ на крестѐ повѐшена,/ пла̀чущи вопия̀ше ма̀терски:/ Сы̀не Мо̀й, и Бо̀же Мо̀й,/ сладча̀йшее Моѐ Ча̀до,/ ка̀ко терпѝши// стра̀сть поно̀сную.
Заканчивать напевом на «Волною морскою» лучше при радостном тексте стихиры, не делая музыкального ударения на новую мелодию, тем самым не отвлекая от самого текста мелодическим подъемом. В случае воскресных стихир и иных радостных текстов хорошо музыкально приукрасить и сделать акцент на заключительном тексте, спев его на «Волною морскою».
На эту мелодию также часто поют 3-й антифон «Во Царствии Твоем».
Пример пения (хор ПСТГУ)
Подобен «Все отложивше»
Стихира на литии службы всем русским святым. Интересен тот факт, что на литии этой службы поются стихиры на все восемь гласов на различные подобны.
Все отложѝвше/ житѐйское томлѐние/ и сла̀дость теку̀щую презрѐвше,/ крест взя̀сте, я̀ко ѝго Божѐственное,/ и Христу̀ послѐдовасте,/ и к Небѐсному поко̀ю чу̀дно вселѝстеся./ О дру̀зи Христо̀ви, сосу̀ди честнѝи,/ святѝи вси, в России просия̀вшии,/ приидѝте посредѐ нас невѝдимо,/ предначина̀юще торжество̀ и пѐние/ и сподобля̀юще даро̀в невещѐственных// ваш пра̀здник соверша̀ющих светолѐпно.
Подобен состоит из 5 колен и заключительного, при этом мелодии повторяются после 5-го начиная с 3-го, то есть 1-е и 2-е поются только один раз. Заканчивать необходимо после мелодии 5-го, в крайнем случае — после 3-го колена.
У этого подобна может быть два окончания, первое — как указано в нотах и второе — на заключительную мелодию «Волною морскою» (как «Тридневен»).
Также существует два варианта теноровой партии в 4-м колене — один из тех случаев, когда тенору в единственном лице принадлежит мелодическая партия, а все остальные голоса смиренно ждут, когда тенор ее споет.
Пример пения (хор Нижегородской духовной семинарии)
Подобен «Волною морскою»
Не является подобном как таковым. Это ирмологический напев 6-го гласа, но он включен в список вместе с подобнами, поскольку он не употребляется в обиходе постоянно для пения ирмосов в отличие от остальных ирмологических гласов.
Волно̀ю морско̀ю/ Скры̀вшаго дрѐвле,/ гонѝтеля мучѝтеля,/ под землѐю скры̀ша спасѐнных о̀троцы;/ но мы, я̀ко отроковѝцы,/ Го̀сподеви поѝм,// сла̀вно бо просла̀вися.
Воскресные ирмосы на него обычно не поются. Этот напев используется в Великий пост для пения ирмосов канонов Страстной седмицы. Также на него иногда поют ирмосы Великого покаянного канона Андрея Критского и неизменяемые песнопения «Достойно есть» или песнь Богородицы «Величит душа моя Господа».
Напев несложный, состоит из трех колен и заключительного, после 3-го следует 2-е, то есть 1-е поется только один раз. Начинаться может с типичного для 6-го гласа минорного квартсекстаккорда либо, если на начало приходится ударный слог, существует два других варианта начала (см. ноты).
Существует иной, более умилительный, вариант напева с измененным 3-м коленом для тенора и баса (соответственно используется как минимум для трио). Пример см. на «Достойно есть».
Самоподобен «О, преславного чудесе!»
Самоподобен «О, преславного чудесе!» является стихирой на «Хвалитех» службы Крестовоздвижения.
О, пресла̀вного чудесѐ,/ живоно̀сный сад,/ Крѐст пресвяты̀й,/ на высоту̀ возно̀сим явля̀ется днѐсь./ Славосло̀вят вси концы̀ земнѝи,/ устраша̀ются дѐмонские полкѝ,/ о каковы̀й дар земны̀м дарова̀ся,/ ѝмже Христѐ, спасѝ ду̀ши на̀ша,// я̀ко Едѝн Благоутро̀бен.
Самоподобен содержит в себе 9 строк/мелодий: из них 1-я и 2-я повторяются дважды в начале стихиры, затем следуют 3-я и 4-я, снова 1-я, 2-я единожды и заключительная 5-я. Разбивать стихиры необходимо строго по этой схеме. Бывает, правда, что заканчивать приходится после 1-го колена. Встречается достаточно часто для пения стихир на 8-й глас.
Пример пения — из службы блж. Ксении Петербургской (хор певческого отделения под рук. Е. С. Кустовского 2014/15 гг.)
Самоподобен «Се Жених»
Се Женѝх грядѐт в полу̀нощи,/ и блажѐн раб, его̀же обря̀щет бдя̀ща:/ недосто̀ин же па̀ки, его̀же обря̀щет уныва̀юща./ Блюдѝ у̀бо душѐ моя̀,/ не сно̀м отяготѝся,/ да не смѐрти предана̀ бу̀деши,/ и Ца̀рствия вне затворѝшися,/ но воспрянѝ зову̀щи:/ Свят, Свят, Свят есѝ Бо̀же,// Богоро̀дицею помѝлуй нас.
Этот подобен является напевом для тропарей, а не стихир и используется в период Великого поста. Напев очень простой, двустрочный, заканчивается 2-й строкой.
Источник