«Седе Адам прямо рая»: богословский комментарий на богослужебный текст
1/14 марта – Неделя сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье. Предлагаем богословско-филологический комментарий стихиры на «Господи, воззвах» Сыропустной недели «Седе Адам прямо рая».
В евангельском отрывке от Матфея, который читается на Литургии в Прощеное воскресенье, говорится о прощении, посте и небесных сокровищах (см.: Мф. 6: 14–21). Данные темы близки каждому православному христианину. Но в этот день вспоминается не менее важная тема – Адамово изгнание. Богослужебные тексты говорят: греховное состояние человека подобно тому состоянию, в котором находился изгнанный из рая Адам.
На церковнославянском стихира звучит следующим образом:
«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго».
Греческий оригинал:
«Ἐκάθισεν Ἀδάμ, ἀπέναντι τοῦ Παραδείσου, καὶ τὴν ἰδίαν γύμνωσιν θρηνῶν ὠδύρετο. Οἴμοι, τὸν ἀπάτῃ πονηρᾷ πεισθέντα καὶ κλαπέντα, καὶ δόξης μακρυνθέντα! οἴμοι, τὸν ἁπλότητι γυμνόν, νῦν δὲ ἠπορημένον! Ἀλλ᾽ ὦ Παράδεισε, οὐκέτι σου τῆς τρυφῆς ἀπολαύσω, οὐκέτι ὄψομαι τὸν Κύριον καὶ Θεόν μου καὶ Πλάστην· εἰς γῆν γάρ ἀπελεύσομαι, ἐξ ἧς καὶ προσελήφθην. Ἐλεῆμον, Οἰκτίρμον, βοῶ σοι· Ἐλέησόν με τὸν παραπεσόντα».
Русский перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота):
«Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: “Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: помилуй меня, падшего!”».
Адам напротив рая
Стихира начинается с того, что нам говорят об Адаме, который сел напротив рая и оплакивал свое изгнание. Стихира и есть молитва Адама, в которой он сокрушается о своем падшем состоянии и взывает к Богу о помиловании.
Адам оплакивал свою наготу. В «Словаре русского языка XI–XVII вв.» для слова «нагота» дается два значения:
вид и состояние обнаженного тела; недостаток одежды, состояние человека, не имеющего необходимой одежды, бедность.
В греческом оригинале используется слово «γύμνωσις» – «обнажение, раздевание». Адам и Ева впервые осознали свою наготу, и им стало стыдно.
Сюжет стихиры восходит к Священному Писанию Ветхого Завета, где Адам и Ева после грехопадения обнаружили себя «нагими» (см.: Быт. 3: 7). В Септуагинте в этом месте используется слово «γυμνός» – «голый, нагой, обнаженный». Святитель Иоанн Златоуст писал по поводу ощущения наготы прародителями следующее:
«Лишившись за преступление заповеди высшей благодати, они ощущают и чувственную наготу, чтобы из охватившего их стыда вполне поняли, в какую бездну низвело их преступление Владычной заповеди».
Адам и Ева после изгнания находились в отчаянном состоянии, поскольку потеряли Божественную благодать, которая делала их блаженными. Все, что им оставалось, – просить Господа помиловать их.
В стихире встречается своего рода тавтология – «рыдая, плакаше». Такой прием усиливает эмоциональность песнопения.
Оплакивал свой поступок и апостол Петр, когда предал Христа (см.: Мф. 26: 75). Его слезы свидетельствовали о том, что он пробудился от греховного состояния:
«Петр, вышедши вон из двора архиерейского, то есть из состояния ослепленного ума, заплакал, выйдя из нечувствия. Пока он был во дворе ослепленного ума, не плакал, потому что не чувствовал, но как скоро вышел из него, пришел в чувство», – пишет блаженный Феофилакт Болгарский.
Удаленный от Божественной славы
«Увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну!» – взывает Адам.
Адам и Ева поверили диаволу, который обещал им величие, если они нарушат Божественную заповедь (см.: Быт. 3: 5). В церковнославянском тексте стихиры используется слово «прелесть». На нем следует остановиться подробнее, поскольку в настоящее время оно приобрело противоположное значение. В «Словаре русского языка XI–XVII вв.» приводятся следующие значения этого слова: «соблазн, греховное искушение, прельщение, обман». Противоположное церковнославянскому значение встречается, конечно, в словарях современного русского языка: «очарование, обаяние, привлекательность».
Адам был удален от Божественной славы и поэтому больше не мог общаться с Богом напрямую, как он это делал в раю. До грехопадения Божественная природа была укоренена в человеке. У Адама была возможность дальнейшего обожения. Но после совершения греха человек отрезал сам себя от а жизни и тем самым «вытеснил» из себя Бога.
Праотец плачет о том, что больше не сможет насладиться райской «сладостью». Так на церковнославянский перевели греческое «τρυφή» – «деликатность, изящество, роскошь, изысканность». В русском варианте это слово передается как «роскошь».
Адам повторяет слова Господа: «В землю бо пойду, от неяже взят бых» (см.: Быт. 3: 19). Несмотря на то, что физическая смерть прародителей не наступила моментально, они уже умерли, поскольку приговор был озвучен. Они осуждены на смерть: еще живы, но уже мертвы.
Помилуй нас, падших
В конце Адам восклицает: «Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго!» Господь поистине Милостивый и Щедрый, поскольку зов Адама не был в пустоту. Иисус Христос – ответ на молитвы Адама и всего человечества в его лице.
Нужно как можно больше просить Господа о помиловании и спасении, при этом делая все, что в наших силах, чтобы соответствовать призванию, которое дал Господь людям при создании. Не зря Адам вопиет, поскольку Иисус Христос сказал:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7: 7–8).
Адам и Ева согрешили и обрекли тем самым всех своих потомков на страдания. В земной жизни можно добиться неплохих успехов, заработать деньги, авторитет, власть. Но окончательной власти над природой и смертью человеку не добиться. Адам и Ева за свой поступок понесли наказание и принесли достойное покаяние, и теперь наступила наша очередь.
Между прародителями и нами есть разница: они ждали приход Спасителя в мир и надеялись на это всю свою жизнь. Для нас Христос – реальность, и мы знаем, ради чего живем и куда стремимся. Поэтому необходимо провести пост с мыслью о Воскресении Христа – главном событии в истории человечества.
Профессор Лариса Маршева, Василий Рошка
Источник
Источник
Православная Жизнь
В преддверии Великого поста Православная Церковь вспоминает Адамово изгнание. Почему именно это событие? Разберемся в статье.
Примечательно, что в последнее воскресенье перед Великим постом Церковь Христова вспоминает именно трагичность, скорбь и печаль Адамова изгнания. Конечно, это событие произошло по вине самого Адама, в этом никто не сомневается. Но поступок служит очень ярким примером для каждого из нас, что после наших грехов (попаданий мимо цели) следует ответная справедливая реакция Всеблагого Бога.
Человеку свойственно задаваться разными вопросами, оспаривать вроде бы ясное и мыслить в разных направлениях. Некоторые даже винят Самого Бога в изгнании первых людей из рая. Мол, это слишком жестоко по отношению к ним. Но разве бы мог Бог не наказывать свое дитя или же просто не допустить до греха? Конечно, мог. Но тогда Ему пришлось бы забрать то, что он даровал человеку изначально – свободный выбор, волю. В таком случае человек не отличался бы ничем от овоща, который ограничен во всем. Человек же есть венец творения, который создан по образу и подобию Божьему (Быт. 1:26).
Прежде чем углубиться в богословский смысл Адамова изгнания, необходимо напомнить о биографических сведениях святого праотца Адама. Он является прародителем для всего человечества, был сотворен из праха земного Богом (Быт. 2:7) в шестой день творения именно как венец всего сотворенного. Цель творения Адама, а вместе с ним и всего человечества, согласно мысли святого Максима Исповедника, заключалась в обо́жении: «Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности и явились Ему подобными по обожению от благодати, через которую совершается всякое сущетворение существующего и возникновение из не сущих». Также святой Максим Исповедник писал, что Адам был призван «соединить любовью природу тварную с природой нетварной, являясь в единстве и тождестве стяжанием благодати».
Адам имел власть нарекать имена всему живому. Именно он дал имя своей жене – Ева, что значит жизнь, ведь она стала матерью для всех живущих.
Повествование о падении и изгнании Адама и Евы является ключевым в их жизнеописании. Непослушание Богу Отцу, нарушение единственной заповеди, отсутствие покаяния, спихивание своей вины на другого – это именно то, что присуще каждому человеку. На примере первых людей Господь показывает нам через Священное Писание Свою любовь, готовность простить что угодно при условии покаяния. Господь, как любящий Отец, всегда ждет от человека готовность покаяться в его прегрешении, Он подталкивает нас к этому. Ведь на примере Адама и Евы мы видим, что Господь, зная, что они нарушили Его заповедь, с целью их простить при условии покаяния вопрошал к ним: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть»? Бог является Всевидящим, Всемогущим, Он – это Абсолют. Конечно же, Он всё знал. Но Бог также есть Любовь. Именно поэтому Он до конца ждет от человека его возвращения к святости и непорочности.
Согласно Священному Писанию, Адам прожил 930 лет. В этот длинный период жизни он поистине познал всю горечь своего поступка и нахождения себя вне Царствия Божьего, но уже ничего не мог изменить, как только оплакивать свой грех и просить у Бога прощения. Такая ситуация продолжалась до прихода в мир Иисуса Христа, ведь, по словам преподобного Симеона Нового Богослова: «…Ни Адам, ни кто-либо из его сыновей не был бы в силах совершить восстановление себя и своих сродников, если бы сверхъестественный Бог и Господь наш Иисус Христос, сделавшись Сыном его по плоти, придя, не поднял бы от падения его и нас божественной силой».
Адам очень жалел и скорбел о своем поступке в раю, об этом свидетельствуют богослужебные тексты: «Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: “Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: Помилуй меня падшего!”».
Похожие слова встречаются и в икосе на Сыропустной неделе: «Сел Адам тогда и заплакал напротив рая сладостного, руками ударяя себя по лицу, и возглашал: “Милостивый, помилуй меня, падшего!”».
Это очень трогательные богослужебные тексты. Они показывают, насколько Адам скорбел о своем поступке и как сильно каялся в этом. Его покаяние дало плод, потому что после того, как Иисус Христос сошел во ад, во второй день после распятия, Он вывел всех ветхозаветных праведников начиная от Адама. Данное событие вспоминается Православной Церковью в Великую субботу.
Память святого праотца Адама в православном календаре совершается в Неделю святых праотец и Неделю святых отец, это два ближайших воскресенья перед праздником Рождества Христова.
Адамом еще называется Сам Христос, в отличие от ветхого Адама, Он именуется Новым Адамом. В апостольских посланиях Адам часто противопоставляется Христу, например: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22); «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» (1 Кор. 15:47).
Все мы знаем о том, что Адам согрешил, и все об этом говорят. Но мало кто похвалит Адама за его последующую жизнь. Ведь на самом деле жизнь Адама не заканчивается после его грехопадения. Он поистине каялся, о чем свидетельствует Священное Предание Церкви, и получил прощение. Поэтому будем просить молитв у святого праотца Адама перед Господом Богом за нас, грешных и согрешающих постоянно.
Источник