Секреты 12 струнной гитары

Секреты отстройки двенадцатиструнной гитары.

Первым делом при отстройке 12-тиструнной акустической гитары нужно убедиться в том, что её, в принципе, можно настроить. Увеличенное натяжение дополнительных струн дорого обходится акустической гитаре, струны постоянно буквально деформируют инструмент. Зачастую, гриф выгибается вперед, а дека выпячивается, в результате струны поднимаются так высоко, что играть практически невозможно. Если деформация ещё небольшая, то проблему можно решить, подточив нижний порожек, но если она продолжается, то, в конце концов, гриф придется снять и установить заново, но уже под другим углом. Эта процедура называется переустановкой грифа, и требует немало опыта и профессионализма.

Совет: При покупке бэушной акустики вам нужно проверить нужна ли ей переустановка грифа. Эта процедура стоит сотни долларов, поэтому всегда можно поторговаться.

Оцениваем акустическую двенадцатиструнку

Давайте посмотрим на то, как же можно оценить состояние инструмента. Первое, на что стоит посмотреть – это прогиб грифа. Между порожком и местом крепления грифа к деке прогиб должен быть небольшим. Установите каподастр на первый лад, а затем прижмите шестую пару на том ладу, где гриф встречается с декой. Оцените расстояние между нижней точной 6й пары и верхом 7го лада. В идеальном случае это расстояние будет совсем небольшим. Свободной рукой (не забывайте удерживать струну на том ладу, где дека крепится к грифу) легонько ударьте по паре струн напротив 7го лада, чтобы удостовериться, что прогиб там есть и определить насколько он большой. Повторите тоже самой для 1й пары струн, чтобы удостовериться что прогиб с обеих сторон грифа одинаковый.

Для электрогитары Rickenbacker мы говорили, что прогиб должен быть примерно равен толщине визитки. На акустической гитаре, где установлены более толстые струны, возможно, вам будет нужен несколько больший прогиб. Но толщина визитки и тут — хорошая точка отсчета. Если прогиб слишком большой, то нужно подтянуть гайку анкерного стрежня.

Совет: Многие гитаристы, играющие на 12тиструнных акустических гитарах, настраивают их на пол- или даже на целый тон ниже стандартного строя. Натяжение становится меньше, становится меньше нагрузка на гриф и деку, плюс к этому играть становится легче, а сама гитара звучит более мощно.

Если с помощью анкера гриф не удалось выпрямить, что нужно проверить угол посадки грифа, или продольный наклон относительно деки. Если у гитары гриф на болтах, то наклон довольно подправить при помощи подкладки под гриф. Но на гитарах с вклеенным грифом, как на большинстве акустических гитар, изменение угла наклона грифа – это та процедура, которую лучше всего доверить квалифицированному мастеру.

Чтобы оценить угол наклона грифа, для начала проверьте высоту струн, играя по всему грифу. Если на инструменте довольно удобно играть и гриф достаточно прямой, то проверьте, как установлен нижний порожек. Порожек должен возвышаться над подставкой на 1/8” (3.175 мм). Если немного больше, то тоже всё в порядке. Если же меньше, то это может быть проблемой. Это значит, что порожек уже ровняли, и, если проблемы, не ушли, у вас уже не будет такой же возможности подточить порожек, что несколько опустить струны над грифом. Невысокий порожек, обычно, указывает на то, что необходима переустановка грифа. И это именно то, что произошло с нашим Guild F-212. Фото 1 даст вам представление, к чему это приведет.

Давайте примем, что вы смогли выставить нормальный прогиб грифа и у вас нижний порожек достаточной высоты, чтобы настроить нужную высоту струн над грифом. Следующим пунктом нужно будет удостовериться, что верхний порожек в хорошей форме. Разбираясь с Риком мы видели, что правильное выставление струн на двенадцатиструнке – довольно нетривиальная задача, так как вам приходится иметь дело, как с расстоянием между парами струн, так и с расстоянием внутри пар. Запомните, чтобы избежать проблем с интонированием (со строем гитары), нужно чтобы расстояние от нижних точек всех струн до 1го лада было одинаковым.

На нашем Guild F-212 с верхним порожком всё нормально (Фото 2), поэтому нам не пришлось менять его или как-то дорабатывать. Но если на вашей гитаре с расстоянием между струн и/или их высотой над первым ладом что-то не так, то посмотрите на то, что мы делали с верхнем порожком на Rickenbacker – с акустической гитарой отличий практически не будет.

Настройка мензуры

Как и на любой акустической гитаре, расположение нижнего порожка критически важно для хорошего строя и интонирование при игре в высоких позициях. Теоретически, положение нижнего порожка определяется, как удвоенное расстояние от верхнего порожка до 12го лад, но если установить порожек именно в этом месте, то гитара будет высить тем больше, чем выше по грифу вы играете, поэтому и нужна «компенсация». Компенсация означает удаление на небольшое расстояние точки контакта струны на порожке дальше от грифа. Расстояние компенсации может меняться в довольно сильно, и зависит от калибра (толщины) струны и её высоты над грифом. Среднее значение для 1й струны – это 4/32” (3.175 мм) и 7/32” (5.56 мм) – для 6й, если отмерять от центра прорези для порожка в подставке.

Существуют два самых распространенных размера порожков по ширине для акустических гитар, и неважно шестистрнка это или двенадцатиструнка. Узкий размер – это примерно 3/32” (2,38 мм) и этого едва достаточно для корректировки точки контакта каждой струны. Вторая распространенная ширина нижнего порожка – это 1/8” (3,2 мм), тут пространства для корректировки точки контакта каждой струны несколько больше.

Иногда бывает, что нижний порожек бывает довольно широк – 1/4″ (6,35 мм) или даже шире, что, очевидно, дает еще больше пространства для корректировки и отстройки мензуры для каждой струны. Такой широкий порожек не был чем-то необычным в 70е, но сегодня из-за стоимости такого порожка многие считают, что это через чур – небольшой плюс в точности строя и негативное влияние на стоимость инструмента.

На многих гитарах точка контакта струны, если смотреть от прижимной шпильки на подставке (бридже), будет точно по центру порожка, либо немного смещена вперед. Однако, с помощью маленького надфиля и толики терпения, вы можете сделать строй более точным, смещая эту точку контакта. И именно так мы решили поступить с нашим Guild F-212 – сделать новый костяной нижний порожек шириной 1/8” (3,2 мм) и отрегулировать точки контакта для более точного строя. Это потенциально обратимая операция и это важное соображение для винтажной гитары – особенно для этого Guild с таким богатым наследием записей.

Совет: в течении многих лет, незабываемая музыка делалась на двенадцатиструнках с неотсроенной мензурой. И если отстройка мензуры вас не сильно заботит, то стоит подумать о том, чтобы не остраивать её вовсе.

Знание того, где должна быть точка контакта струны на нижнем порожке двенадцатиструнной гитары приходит с годами опыта. И это не то, что можно описать в статье, так как тут многое зависит от конкретной гитары, струн и гитариста.

И всё-таки основные шаги при настройке мензуры такие: первым делом, нужно подогнать болванку нового порожка и придать ей нужный радиус (Фото 3). Когда порожек установлен в прорезь для него на подставке, перпендикулярно порожку, нужно разметить на нем карандашом, те места, где пойдет каждая струна, выходя из своего отверстия.

Далее, вдоль порожка (то есть параллельно ему) отметьте карандашом точки контакта каждой струны с порожком.

1я и 2я унисонные струны будут располагаться практически так же, как 1я и 2я струна на шестиструнной гитаре, а 1я пара струн будет смещена вперед, а 2я пара – назад, так далеко, как это возможно, то есть на самый край порожка.

Теперь разметьте точки контакта оставшихся четырёх толстых струн в каждой октавной паре. Ещё раз, разметка этих точек будет схожа с шестиструнной гитарой, на которой точка контакта 3й струны смещена немного вперед от подставки (бридже) к грифу, а 4я, 5я и 6я струны будут смещены относительно неё немного назад от грифа.

Высокие струны в октавных парах обычно сидят несколько дальше от грифа относительно своих басовых пар. Октавная 3я струна (высокая G в стандартном строе) располагается на задней кромке, а 4я, 5я и 6я октавные струны сдвинуты относительно неё немного вперед. 6я октавная должна сидеть где-то посредине порожка.

Как только вы разметили порожек, снимите его с подставки и с помощью надфиля начните убирать материал вокруг каждой метки, чтобы в точке касания каждой струны получилось ребро. На фото 4 показан порожек в процессе этой работы, струнные пары от 6й к 1й идут слева на право. Когда будите стачивать порожек, будьте аккуратны, чтобы не сточить и карандашные отметки сверху порожка – это ваши направляющие и они должны быть видны до момента финишной полировки.

После того, как точкам контакта струн была придана нужная форма, нужно придать порожку тот же радиус, что и у накладки грифа, а затем с помощью мелкой шкурки отполировать его, убрав карандашные отметки. После этого, установите порожек на место, настройте гитару и проверьте высоту струн над грифом.

На фото 5 показан отстроенный нижний порожек, установленный на подставку. Если посмотреть на него внимательно, то можно заметить, как сильно точки контакта струн различаются внутри октавных пар. Еще раз, тут приведен пример того, что отлично подошло для этого конкретного Guild F-212, но такая методика может быть применима для отстройки относительно стандартной акустической двендацатиструнки.

Если нужно немного опустить струны над грифом, то снимите порожек и сточите шкуркой его нижнюю плоскую часть. Не стачивайте сразу много, даже несмотря на то, что каждый раз нужно заново поставить струны, настроить гитару и проверить высоту струн. Ведь если вы ошибетесь и сточите слишком много, то вам придётся все переделывать заново, а это гораздо больше работы, чем каждый раз настраивать гитару. Как только вы будите удовлетворены высотой струн над грифом, сдуйте с гитары пыль, отполируйте её и насладитесь прекрасным звуком.

Источник

Правильная настройка 12-струнной гитары и техника игры

Технически 12-струнная гитара мало чем отличается от привычной классики шести струн. Музыканты ее используют для исполнения акустических композиций. Но многие гитаристы после освоения гитары стандартной учатся играть на 12-струнной гитаре. Исполнение на ней очень сложно, но увлекательно.

В 60-е годы 20-го века многие музыканты стали экспериментировать со звуком. Легендарный гитарист Джимми Хендрикс впервые использовал перегруз выхода усилителя своей электрогитары. Таким образом, появился всем известный дисторшн. Рок-н-ролльный исполнитель Бадди Холли был первым, кто использовал наложение звука при записи песен.

Тогда и появилась первая гитара с 12 струнами. Сначала музыкант Джо Пасс исполнял свои соло на 12-струнной гитаре, тем самым популяризируя ее. В России впервые начал использовать этот инструмент Юрий Шевчук из группы «ДДТ».

Особенности настройки 12-струнной гитары

При игре на гитаре требуется большая точность при нажатии на струны. Первое время руки будут сильно уставать. Несмотря на то что звук несколько тише, чем у шестиструнной гитары, он мелодичный и объемный. Гитаристы исполняют соло-партии и аккомпанируют себе при исполнении песен.

Двенадцатиструнная гитара — инструмент, состоящий из шести парных струн. Учиться играть на ней сложнее из-за спаренности струн. Чтобы их зажать и извлечь чистое и мягкое звучание, нужно приложить немалые усилия. Гриф широкий и толстый, держать который тоже нужно правильно. От этого зависит качество игры.

Струны расположены далеко друг от друга, поэтому гитарист должен уметь растягивать кисть, особенно с аккордами с баррэ. Сначала пальцы не слушаются, сложно зажимать по две струны. Но необходимо терпение и опыт, и вы оцените объемное и яркое звучание.

Полезная информация перед настройкой

Старайтесь настроить 12-струнку при помощи тюнера или специальных программ. Новичок поначалу может путаться и настраивать хрупкий инструмент неправильно, что может привести к порче гитары.

Внимание! Если вы решили поменять струны на новые, то не снимайте все струны сразу. Когда на гриф резко перестает действовать привычная нагрузка, то гитара может испортиться: накрениться гриф или повредиться сама дека.

Натянуть сначала нужно первую и шестую струну, а потом все остальные. Настраивать шестую струну следует самой последней. Она имеет самое большое натяжение. Для начала настройте ее на тон ниже. После растяжения доведите ее до нужной ноты.

Особенность грифа заключается в том, что он способен выдержать натяжение всех струн. Но будьте крайне внимательны при натягивании дополнительных, так как нагрузка на инструмент увеличивается в два раза. При правильных и неспешных действиях вы избежите неприятного дребезжания.

Некоторые музыканты настраивают инструмент специально ниже стандартного строя, поставив каподастр на первый лад. Благодаря этому, гитара может прослужить намного дольше.

Строй 12-струнной гитары и отличие от 6-струнной

Настройка основных струн ничем не отличается от строя шестиструнной гитары. Проблема может возникнуть с добавочными струнами. Потребуется специальное оборудование или идеальный музыкальный слух. Две первых пары должны звучать в унисон, остальные выстраиваются так, что одна из струн ниже на октаву другой. Поэтому при игре на таком инструменте создается впечатление, что играют несколько гитар.

Алгоритм действий при настройке

Двенадцатиструнная гитара настраивается так же, как и шестиструнка. За исключением некоторых нюансов.

Алгоритм настройки достаточно прост:

  1. При необходимости поменяйте струны. Аккуратно снимите старые поочередно и натяните новые. Старайтесь не перенапрячь гриф.
  2. Первую струну сразу натяните, чтобы звучала нота «ми» первой октавы. Сделайте это при помощи тюнера, камертона или собственного слуха.
  3. Теперь настройте на ноту «ми» шестую — главную струну.
  4. Затем задайте стандартный строй всем остальным.
  5. Приступайте к дополнительным струнам. Первые две должны быть в унисон с главными, а остальные — на октаву ниже.
  6. Пусть гитара немного постоит — за это время струны растянутся.
  7. Проверьте строй, начиная с главных струн. Подтяните, где это необходимо.

При правильной и аккуратной настройке инструмент и струны прослужат очень долго.

Техника игры

После настройки инструмента, можно приступать к самой игре. Чтобы понять гитару, научитесь исполнять мелодии на открытых аккордах. В этом случае вы будете уже на полпути к цели. Техника почти не отличается от игры на шестиструнной гитаре.

Особенности и сложности перебора

При игре на 12-струнной гитаре очень устает левая рука, потому что форма грифа непривычна и расстояние между струнами большое. В особенности использование баррэ доставляет новичку неудобства, но в остальном техника игры ничем не отличается от обычного инструмента.

Перебор — это один из способов игры на гитаре. В отличие от гитарного боя, при переборе происходят щипки струн — звучат по отдельности. Для акустических романсов, фольклорных песен и красивых баллад этот способ звукоизвлечения подходит идеально. В случае игры на 12-струнной гитаре, щипок происходит посредством захвата парных струн, к чему нужно привыкнуть.

Существует много видов переборов, каждый из которых зависит от композиции, ее длительности. Вместе с оригинальной и необычной песней нужно заучивать не только аккорды и ноты, но и способ извлечения. Также есть стандартные виды приема. Они используются в большом количестве песен.

Самыми простыми видами перебора являются «шестерка» и «четверка». Они исполняются небольшим количеством струн или их пар в случае 12-струнки. В стандартной «четверке» задействован бас и три нижние. Сначала большим пальцем дерните одну из басовых, затем — третью, вторую и первую по очереди. Принципы других типов перебора заключаются в изменения последовательности нижних струн. Так, например, в одном случае после баса следует защипнуть третью, затем первую, а потом вторую. Другая последовательность — третья-вторая-третья.

Принцип «шестерки» похож на предыдущий, но в игре задействованы еще две ноты. После баса поочередное звучание третьей, второй, первой, второй, третьей пары. Также существуют приемы немного сложнее: «восьмерка» и вальсовые переборы.

Метод боя

Гитарный бой — простой и распространенный метод игры на любой гитаре. Он состоит из последовательных ударов кистью правой руки по струнам вверх или вниз. На 12-струнной гитаре музыкант захватывает все струны инструмента для получения необычного и объемного звука.

Сколько ритмических рисунков, столько и видов гитарного боя. Основные способы — шестерка, восьмерка, четверка, блатной штрих, вальсовый бой. Часто при таком способе звукоизвлечения гитарист глушит струны ребром ладони, чтобы достичь четкого и законченного звука. С технической точки зрения, глушение проставляет акценты и помогает музыканту ориентироваться в ритмическом рисунке.

Щипок на 12-струнной гитаре

Щипок на гитаре с двенадцатью струнами происходит при одновременном извлечении звука из нескольких пар нижних струн.

Щепок чередуется с басовой парой нот. Три или иногда четыре пальца одновременно защипывают струны. При помощи такого приема играют вальсовые мелодии. Этот способ широко распространен среди исполнения дворовых песен, но мало кто умеет правильно извлекать звук. Щипки быстрые и четкие. Ритм игры не должен сбиваться.

Игра медиатором

Игра медиатором — основной навык, которым должен овладеть любой гитарист. Звучание инструмента становится насыщенным, ярким, громким. В случае с 12-струнной гитарой, ее звук становится еще мощнее, чем при игре пальцами и кистью.

Медиатор — пластиковая пластинка. Гитарист зажимает ее между пальцами правой руки и бьет ею по струнам. При помощи медиатора играют бой и перебор. Вместо трех или четырех пальцев, используется один плектр, поэтому музыканту следует развить скорость и координацию. Этот способ требует правильной постановки руки для извлечения четких и ровных звуков.

Исполнение мелодий медиатором технически отличается от игры кистью или пальцами. Движение должно осуществляться не от плеча, а от кисти, используя небольшую амплитуду.

Советы при обучении

Занятия следует проводить каждый день. Они способствуют развитию пальцев, увеличивают способность играть синхронно. Также развивают чувства ритма, музыкальный слух.

Упражнение «1-2-3-4»

Название упражнения говорит само за себя. Оно предполагает извлечение звуков из одной пар струн на четырех ладах. Зажимайте указательным пальцем две первые струны на первом ладу, дергайте струну. Средний палец поставьте на второй лад, извлеките звук. После мизинец на четвертом ладу поднимайте на позицию вверх. Упражняйтесь вплоть до 12 лада, затем в обратной последовательности. Ноты должны звучать четко и громко.

Упражнение «1-3-2-4»

Это упражнение является немного измененной версией предыдущего. Разница в том, что звучат струны сначала на первом ладу, затем на третьем, втором и четвертом. Пробуйте играть это упражнение на всех струнах, поочередно зажимая пары следующих струн. Если вы его освоите, то координация движений улучшается на порядок.

Упражнение «1-4-3-2»

В этом упражнении последовательность нот в обратном порядке. Сначала играете первый лад, затем четвертый, третий и второй. Снова же поднимайтесь по другим парам струн, оттачивая координацию и четкое звукоизвлечение.

На заметку! Для развития скорости и гибкости пальцев разучивайте гаммы и упражнения для правой и для левой руки поочередно.

Вы можете использовать эти упражнения, а также подобные модификации уроков. Пробуйте играть в последовательности, которую придумаете сами. Уроки по игре на этом необычном инструменте можно найти на просторах интернета, а также в самоучителях и интерактивных занятиях.

Рекомендации по игре на 12-струнной гитаре

Умение слушать мелодию является одним из важных моментов при обучении.Прежде чем играть композицию, прочувствуйте песню, ее высоту тембр и громкость. Чтобы добиться ровного и четкого звучания, старайтесь поставить обе руки в правильное положение, иначе руки будут уставать, а ноты приглушаться.

Важно понимать, что игра на гитаре — это не работа. Если нет настроения или желания заниматься, то не делайте этого. Не заставляйте себя разучивать упражнения или гаммы, потому что это принесет только разочарование. Желание играть может вовсе пропасть. Старайтесь заниматься игрой на гитаре в хорошем настроении и с приподнятым расположением духа.

Все упражнения играйте медленно. Скорость игры придет к вам с опытом. Игра на 12-струнной гитаре отличается следующим — чтобы извлечь четкие звуки, необходимо приложить немного больше усилий. Поэтому запаситесь терпением и стремитесь к совершенствованию техники игры каждый день.

Источник

Оцените статью