Учимся строить квартсекстаккорды и секстаккорды на пианино
Трезвучия – это далеко не все аккорды, которые используются при подборе аккомпанемента. Есть еще их обращения, различные септаккорды и множество нестандартных созвучий, широко используемых в практике. Но после трезвучий логичнее продолжить более изучение более простых и родных, поэтому сегодня мы узнаем как построить квартсекстаккорды и секстаккорды – именно так называются обращения трезвучий.
И опять про интервалы
На этот раз будем учиться играть и строить кварты – интервалы, состоящие из 4-х ступеней. Например – «до-фа», «ре-соль», «ми-ля», «ля-ре» и т. д. На клавиатуре кварты выглядят так.
Так строятся и записываются кварты
В построении кварт есть пара простых правил.
Чистые кварты всегда играются либо на белых клавишах, либо на черных.
То есть, если строим кварту от белой клавиши (бекара), то и вторая нота будет белой клавишей (бекаром). Если же мы строим кварту от диеза, то и вторая нота будет диезная. Соответственно – от бемоля будут два бемоля.
Но есть исключение, когда кварта будет черно-белая. Это кварты от ноты «фа», то есть «фа-си» – кварта-исключение.
Поиграйте все кварты от всех клавиш. Для подсказки могу сообщить, что с кварты начинается Гимн России и известная детская песенка про кузнечика, которого сожрала лягушка. В видео версии я это продемонстрирую.
Учимся играть и строить квартсекстаккорды и секстаккорды
Зачем мы учились играть кварты? А затем, что они входят в состав обращений, которые очень удобно использовать при подборе какой-либо композиции. Да и просто полезно для тех, кто хочет научиться играть на пианино.
Секстаккорды
Когда мы первый раз переворачиваем трезвучие, то получается новый аккорд, который строится по следующей формуле – сначала терция, а потом кварта. Как строить его в тональности – обсудим немного позже, а сейчас познакомимся с формулой построения от нот вне тональности.
Мажорный секстаккорд состоит из малой терции и чистой кварты, в нотах это выглядит так:
Формула построения секстаккордов
На клавиатуре эти созвучия надо играть таким образом:
Ну, и для примера еще парочка секстаккордов от других нот:
Так строятся секстаккорды от нот МИ и ФА
Исходя из данной формулы и приведенных примеров теперь, думаю, вы сможете построить секстаккорд от любой ноты.
Квартсекстаккорды
Теперь узнаем, как построить квартсекстаккорд. Начинается он с кварты. Формула построения – чистая кварта + терция. Если нам нужен мажорный секстаккорд, то строим чистую кварту и большую терцию, а если минорный – то чистую кварту и малую терцию. Смотрим примеры:
Формула построение квартсекстаккордов в мажоре и миноре
Ну а в видео версии нашего урока я вам сейчас покажу, как строить квартсекстаккорды и секстаккорды от звука вне какой-либо тональности.
Источник
GuitarLine.Ru
Обращения аккордов
Опубликовано: 01.06.2010, автор: sMiles
Недавно мы уже рассматривали аккорды гаммы С мажор, и научились строить аккорды на любой ступени мажорной и не только гаммы. Техника, в общем-то не сложная, достаточно взять исходную ноту(тонику) и взять от нее последовательно две терции, так мы получим трезвучие, которое и будет аккордом.
Кроме того что аккорды могут строиться на ступенях гаммы, мы так же можем строить аккорды с различными нотами в басу, как например в одном из постов прошлой недели, где мы строили аккорды гаммы G мажор с тоникой в басу.
Сегодня давайте опять вернемся к теме аккордов, попутно затронем тему различных тоник в басу одного и того же аккорда и посмотрим как это можно использовать в ваших занятиях. Тема сегодня будет — обращения аккордов.
Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного.
«обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит.
Для трезвучий существует соответственно только одна главная форма аккорда и 2 обращения.
Первое обращение (с терцией в басу) называется секстаккордом, второе обращение(с квинтой в басу) называется квартсекстаккордом. Оба названия содержат в себе названия соответствующих интервалов между основанием аккорда и основным тоном. В случае секстаккорда между основанием аккорда(нотой E) и тоникой аккорда интервал секста. В квартсекстаккорде расстояние от квинты в басу до тоники равно кварте, а от основания аккорда до верхней E — секста.
Первое обращение(секстаккорд) в музыкальной литературе может обозначаться цифрой 6, второе обращение одновременно двумя цифрами 6 и 4, написанными одна под другой.
Давайте построим обращения трезвучия C, уже понятно, что у нас будет для каждого обращения своя форма, то есть три различных варианта аккорда C. Но на гитаре есть 6 струн, если сгруппировать их по три подряд, получиться 4 варианта.
Итого у нас возможны 12 различных форм мажорного аккорда и его обращений.
Ниже представлены обращения аккорда С мажор с основанием аккорда на 3,4,5 и 6 струнах.
Источник
Чем отличается секстаккорд от аккорда с секстой, как используется интервал секста
Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, чем отличается аккорд с секстой и секстаккорд, оказывается различия есть. Разница прежде всего состоит в функции, которую выполняет интервал секста в первом и втором случае. Если секста просто добавляется к трезвучию аккорда, то она выполняет роль добавочной или надстройкой (это и будет называться аккорд с секстой). В этом случае основное звучание по-прежнему образует трезвучие, а шестая ступень добавляет к нему свою какую-то краску. В случае же секстаккорда, меняется сама структура аккорда, а интервал секста участвует в его образовании.
Секстаккорд получается когда мы берём аккорд не от тоники, а от третьей ступени тональности, идя по нотам арпеджио, выходит, что это обращение исходного аккорда. Чтобы было понятно, нужно для примера взять какое-нибудь трезвучие, например возьмем трезвучие аккорда фа-мажор — это будут ноты фа, ля, до.
Его играть можно как мы и записали, то есть от ноты фа, а можно от ноты ля, и последовательность будет уже ля, до, фа.
Так вот, если взять одновременно ля, до, фа, то получиться обращение фа-мажорного трезвучия (мы ноту фа переместили на октаву вверх), в басу же будет нота «ля». Между «ля» и «фа» — то есть крайних звуков получившегося трезвучия — образуется интервал секста и именно он участвует в образовании этого созвучия. Поэтому такое трезвучие будет называться секстаккордом. Думаю теперь разница между секстаккордом и аккордом с секстой наглядна. Если вы пойдете по трезвучию фа-мажора дальше и сделаете его обращение от ноты «до» (осуществляется перенесением на октаву вверх кроме ноты «фа» еще и ноты «ля»), то у вас получится уже не секстаккорд, а квартсекстаккорд и его форма будет уже другой — строение его определяется сначала квартой от первой ступени, затем секстой, тоже от первой (поэтому и называется квартсекстаккорд):
В басу теперь будет звучать до, а фа и ля наверху.
Секста может быть большая(обозначается б6) или малая(её обозначение — м6), и существуют также некоторые особенности с использованием данного интервала как надстройки или добавочной ноты. Большая отличается от малой на полтона (в первой расстояние четыре с половиной тона, во второй четыре ровно), м6 «по-умолчанию» бывает в гамме минорного аккорда (если считать от тоники до шестой ступени). Давайте проверим это взяв тональность ре-минор, тональность минорная поэтому от тоники (ре) до шестой ступени (ноты си-бемоль) расстояние в четыре тона, но чтобы из ре-минора получить аккорд с секстой необходимо добавить к трезвучию ре, фа, ля не м6, а б6, поэтому нота си-бемоль становится чистой «си».
Почему так? Потому что если мы добавим, следуя логике, к трезвучию ре-минора ноту си-бемоль, то звуковой состав данного аккорда будет полностью соответствовать септаккорду си-бемоль мэйдж:
. а точнее — его обращению, поэтому это нельзя будет назвать ре-минорным аккордом с секстой. В ре-мажоре же всё обстоит без сюрпризов и к трезвучию ре-мажора добавляется нота си, без каких бы то ни было изменений.
Получается и в минорном и в мажорном аккордах добавочная секста будет большой и, следовательно, одной и той же нотой.
А что будет если использовать интервал сексту вне аккорда, гармонический его тип (две ноты одновременно) должно же быть какое-то значение у м6 и б6. Если у нас нет конкретного трезвучия мажорного, минорного, то взятая отдельно м6 будет звучать минорно, большая же мажорно — совсем как с терциями все. Это можно также использовать, вместо аккордов, например, в аккомпанементе, взять не целый аккорд, а интервал из него отдельный. Например, мы играем не аккорд соль мажор, а только гармонический интервал ре + си (что есть большая секста).
Кстати с секстой, как и с некоторыми другими интервалами при обращении происходят интересные метаморфозы. Читайте об этом в статье про обращение интервалов.
Источник
Секстаккорд
Термин «секстаккорд» в современной музыке является музыкально теоретическим омонимом, так как обозначает 2 абсолютно разных аккорда. Для того, чтобы понять о каком конкретно аккорде идет речь, нужно понимать контекст.
Если это классическая гармония, то секстаккорд обозначает первое обращение трезвучия. То есть трезвучие, у которого вместо устоя в басу расположена терция аккорда.
Например, секстаккорд для трезвучия Am:
Можно заметить, что секста образуется между крайними звуками аккорда. Отсюда его название. Секстаккорд как обращение используется в современной музыке для создания плавного голосоведения.
Наиболее популярный вариант это соединение двух трезвучий расположенных на расстоянии терции. Например так:
Поп-музыка
В популярной музыке под секстаккордом подразумевается минорное или мажорное трезвучие с добавленной секстой. При этом аккорд обозначается как X6. Например, С6 или Am6.
В классической музыке данный аккорд называется аккордом с добавленной секстой.
Так как в современной музыке обращения не имеют большого значения, то термин секстаккорд более логично использовать для обозначения часто применяемого аккорда с секстой.
Так как, в обозначении аккорда используется цифра без каких либо вспомогательных символов, то по базовым правилам буквенно-цифровых обозначений она указывает на большой интервал.
Таким образом, аккорд Am6 будет записан как:
NB. Некоторые ошибочно путают минорную тональность и указание буквы m на минорность терции или минорность трезвучия. В данном аккорде, как уже было указано выше, все строго соответствует правилам обозначений аккордов:
буква m указывает на минорное трезвучие, а цифра 6 на большую сексту.
Изредка встречающийся аккорд с минорной секстой правильно обозначить как:
Am(m6):
По звучанию данный аккорд является ярко выраженным обращением аккорда maj7. Поэтому более логично записать его как Fmaj7/A.
Во времена доклассической музыки, аккорд с секстой рассматривался, как самостоятельный вид аккорда, а не как обращение подчиненное главному трезвучию. Это связано с тем, что терцовая схема и догмат тональности еще не оформились и аккорды использовались более свободно.
Здесь можно увидеть связь с современной музыкой.
Один из вариантов появления данного аккорда в музыке это естественно мелодическое движение от VI ступени к V
Также в классической музыке можно встретить прием, суть которого заключается в замене квинты септаккорда, секстой, что фактически дает звучание аккорда 13:
Современная музыка
Аккорд с секстой используется, как альтернатива обычному трезвучию. Наиболее часто его можно встретить на I и IV ступени в мажоре, а также на I, II, IV в миноре. Хотя практически данный аккорд может быть использован на любой ступени тональности.
Кроме того, в джазе минорный аккорд с секстой очень часто используется в качестве аккордового синонима. Если мы посмотрим на звуковой состав аккорда Cm6:
то увидим, что звуки входящие в его состав являются часть аккордов F9, Am7♭5, B7♭9.
Те же звуки, в качестве надстройки аккорда B7#5b9:
Неаполитанский секстаккорд
В классической музыки некоторые аккорды используются только в виде первого обращения трезвучия. Например, уменьшенное трезвучие VII ступени или неаполитанский аккорд, который можно построить на IIb ступени лада. Пример движения:
Так как 6 ступень является также по звучанию и 13, то иногда звучание секстаккорда может использоваться для имитации более сложного джазового звучания.
Обращения секстаккорда не имеют практического значения, так как аккорд имеет ярко выраженный фонизм только в основном виде. Если послушать обращения секстаккорда, то можно услышать однозначное тяготения фонизма к минорному септаккорду.
Это важная особенность секстаккорда: данный аккорд имеет звуковой состав равный минорному септаккорду, но функции у этих аккордов разные. Например, C6 может выступать в качестве устоя тональности, а Am7 не может и т.д.
Аккорды с увеличенной секстой ( дополнение)
Также в классической музыке встречается 3 вида аккордов, в которых используется увеличенная секста ( малая септима). Эти аккорды наиболее эффективно используются для энгармонических модуляций, так как звучат, как септаккорды, несмотря на сложные варианты записи.
Итальянская секста
Секстаккорд с итальянской секстой получается из альтерированного трезвучия минорной субдоминанты. Для того, чтобы получить нужный аккорд Вам нужно взять первое обращение минорного трезвучия и повысить в нем приму:
Такой подход отображает теоретическую сложность классической гармонии и ненужные усложнения в записи аккордов. Очевидно, что в реальности звучит обычный секстаккорд. Тем не менее, данный аккорд в классической гармонии обозначается как It6
Французская секста
Если в предыдущем аккорд добавить ноту D, то получить обращение альтерированного септаккорда D7b5/Ab, который также содержит увеличенную сексту.
Источник