Секвенции ля минор гитара

Секвенции ля минор гитара

Школа игры на гитаре в стиле SHRED (часть 2)

Автор: Кирилл ТОР
Журнал: MusicBox №39

Гаммы и секвенции на основе натурального (эолийского), гармонического и мелодического минора. Приступая к изучению аппликатур гамм натурального, гармонического и мелодического минора, следует сказать, что правильное исполнение упражнения получится лишь после того, как ноты будут звучать чётко и слаженно. Следите за атакой звука и переходами со струны на струну. Обращайте внимание на левую руку – не зажимайте её в предплечье (часть от локтя до кисти), также не пытайтесь играть всей рукой – двигаться должна только кисть. Некоторые гитаристы двигают указательным и большим пальцами, держащими медиатор, но и это не совсем правильно. В целом, игра зажатой, напряжённой рукой может привести к серьёзным повреждениям связок и сухожилий. Не рекомендуется заниматься с использованием эффектов, таких как задержка и реверберация – подобные обработки лишь размывают звук. Выстройте на комбоусилителе или комбоэмуляторе, если вы играете в линию, максимально сухой, читаемый звук. Проигрывайте упражнения на чистом звуке без эффекта компрессии и других украшающих звук обработок, чтобы услышать и прочувствовать все нюансы игры и определить ошибки звукоизвлечения, если они имеются. Все упражнения играются переменным штрихом медиатора. Не начинайте играть, если у вас холодные руки, разогрейте их базовыми упражнениями на разминку. В помещении, где вы занимаетесь, должно быть тепло. Используйте также спортивные напульсники – они помогут вам удерживать нормальную температуру кисти и предохранят руку от растяжений Старайтесь не «зажиматься» психологически, если вам сложно сыграть какое-либо упражнение или задача кажется невыполнимой. Не напрягайте те части тела, которые не участвуют в процессе игры.

Есть гитаристы, которые поднимают плечи во время исполнения сложных высокотехничных произведений или напрягают мышцы шеи, ног или лица. Все это вряд ли поможет, лишь только вызовет лишние затруднения при игре и основательно утомит вас.Некоторые упражнения в этом выпуске потребуют широкой растяжки пальцев, а также использования четырёх пальцев на одной струне, поэтому я предлагаю вашему вниманию три упражнения на растяжку пальцев – stretching. Если появляются неприятные или болезненные ощущения в пальцах или кисти руки в процессе выполнения данных упражнений, – прекратите занятия: вы можете получить серьёзные повреждения связок лучезапястного сустава. Не забывайте о правильной постановке левой руки. На фотографиях, приведённых ниже, показано рекомендуемое и не рекомендуемое положение левой руки на грифе.

Рекомендуемое положение левой руки

Не рекомендуемое положение левой руки. При позиции левой руки, когда большой палец находится над грифом, исполнение гаммообразных пассажей и секвенций будет затруднено.

Играйте упражнение в медленном темпе переменным штрихом медиатора, а также приёмом legato. Не поднимайте пальцы рук высоко над грифом.

Добивайтесь контроля над посторонними призвуками. Старайтесь, чтобы указательный палец левой руки находился параллельно ладам.

Старайтесь, чтобы кисть во время исполнения данного упражнения была расслаблена. Начните с темпа 30–40 ударов в минуту и постепенно увеличивайте скорость.Упражнения в натуральном, гармоническом и мелодическом миноре.

Гамма в восходящем и нисходящем движении. Тональность Е-минор натуральный. Играйте переменным штрихом медиатора, а также комбинируйте: при восходящем движении исполняйте приёмом legato (hamer-on), а при нисходящем – palm muting.

Секвенция секстолями в тональности Е-минор натуральный, требующая широкой растяжки пальцев. Исполняйте переменным штрихом медиатора и приёмом legato Как известно, гармонический минор строится путём повышения седьмой ступени натурального минора; мелодический минор – повышением шестой и седьмой ступеней. Седьмая повышенная ступень в гармоническом миноре соответствует мажорной терции доминант 7-аккорда пятой ступени, например, в А-миноре это будет Е7. Также повышенная седьмая ступень является тоникой уменьшенного вводного 7-аккорда. Данные аккорды выражают доминатовую функцию в тональности А-минор Если в звукоряде гармонического A-минора за тонику принять ноту Е, получится лад под названием «фригийский» или «испанский» мажор, который используется для обыгрывания доминант 7-аккорда в минорных тональностях.

Гамма в гармоническом А-миноре для игры в позициях от первого до двенадцатого лада. Следите за переходами со струны на струну: все звуки должны звучать слитно и с одинаковой громкостью.

Гармонический А-минор. Проиграйте упражнение на чистом звуке, для того чтобы повысить читаемость нот, далее исполняйте с эффектом distortion. Не поднимайте пальцы (особенно мизинец) высоко над грифом: это вызовет сложности, когда вы будете играть данное упражнение в быстром темпе. Играйте данную гамму поверх аккордов А-минор и Е7.

А-минор мелодический. Играйте переменным штрихом медиатора, а также приёмами legato (без медиатора, для удобства обхватив правой рукой струны у первого лада на грифе).

Секвенция в мелодическом А-миноре.

Играйте переменным штрихом медиатора, а также приёмом palm muting.

Упражнение с элементами межструнных скачков. Играйте переменным штрихом и приёмом legato. Обратите внимание на переход с первой струны на третью; для того чтобы не извлекать посторонних звуков, приглушите вторую струну ребром ладони левой руки у подставки.

Восходящая и нисходящая секвенция – сочетание натуральной и гармонической ступеней минора Пример Вариация на тему примера 8. Играйте переменным штрихом медиатора и приёмом legato, обыгрывая аккорды Е-минор, B7 и D#0.

Секвенция в тональности D-минор гармонический. Играйте переменным штрихом медиатора, приемами legato и palm muting.Рекомендуются к просмотру следующие видеошколы: INGWIE MALMSTEEN «Play Loud», MICHAEL ROMEO «The Guitar Chapter», CHRIS IMPELLITERI «Speed Soloing».Несколько слов о струнах, гитарах, эффектах и звукоусилении. Для игры вам необходимо добиться максимальной комфортности. Если ваш любимый гитарист играет на струнах 13–56 или 10–70, а для вас этот комплект является слишком жёстким, не стоит насиловать себя и пытаться извлечь ноты на данных струнах, уподобляясь своему кумиру. Подберите себе комплект струн с той толщиной, которая была бы наиболее удобна лично вам. Старайтесь, чтобы ваш звук был максимально плотным, чётким и читаемым. Дешёвый процессор или мультиэффект способен нивелировать все ваши технические достижения. Не жалейте денег на техническое оснащение, если, разумеется, вы занимаетесь гитарным искусством серьёзно, а не просто бренчите на неподключенной электрогитаре у телевизора после напряжённого рабочего дня. «Избегайте жалкой кустарщины – это признак нищеты духа» Philip Toshio Sudo Это же касается мензуры грифа.

Если у вас небольшая рука, не следует исполнять произведения, требующие большой растяжки пальцев на гитаре с мензурой 27 дюймов; наиболее удобным вариантом в этом случае будет использование инструмента с мензурой 24.5 дюйма. Подберите себе инструмент, комбоусилитель и эффект, руководствуясь параметрами удобства и лёгкости. Не забывайте девиз: «Music is fun». Занятия на гитаре должны приносить радость, а не страдания. Играя, помните о мелодии, которая является основой музыки: лишённые идеи и осмысленности «поливы» скучны и неинтересны, конечно же, если вы не ставите перед собой цель попасть в Книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый гитарист в мире, извлекающий 42 ноты в секунду. Старайтесь, чтобы в вашей игре всегда присутствовала созидательная основа, и избегайте формального, шаблонного отношения к творчеству. В следующей части мы разберём технику межструнных скачков и основы техники «экстремальная пентатоника», а также разберём аппликатуры уменьшенных арпеджио с использованием 4 пальцев на одной струне. Играйте осознанно!

Источник

Секвенции ля минор гитара

Секвенция — последовательное повторение музыкальной фразы на разной высоте, а игра секвенций — это важная составляющая игры на гитаре, часто применяемая в импровизации.

В данном разделе рассмотрим простые схемы секвенций и их игру в качестве упражнений. Сразу оговоримся, что придумать упражнения на основе секвенций можно великое множество и здесь будут лишь некоторые из них.

Первое упражнение — игра секвенций «Секунды» по основным нотам (т.е. в тональности до-мажор) на одной струне. Расположение основных нот на второй струне:

Нисходящее движение секунд на второй струне с двумя разными вариантами пальцовки для левой руки:

1).
2).

Восходящее движение секунд на второй струне с двумя разными вариантами пальцовки для левой руки:

1).
2).

Освоив игру секунд по выше приведенным схемам для второй струны, проработайте все остальные струны, объединяйте нисходящее и восходящее движение. Основные ноты на грифе гитары для каждой струны:

Также в качестве отдельного упражнения можно выделить игру секвенций «секунды» на ступенях полного хроматического звукоряда и целотонового лада.

Полный хроматический лад Целотоновый лад

Пример игры секундами на ступенях полного хроматического звукоряда. Играйте вверх и вниз по струне переменным штрихом, используя разную пальцовку для левой руки, например 1-2, 2-3 и 3-4:

Пример игры секундами на ступенях целотонового лада. Играйте вверх и вниз по струне переменным штрихом, используя разную пальцовку для левой руки, например 1-3 или 3-4:


Освоив игру секунд по выше приведенным схемам для второй струны, проработайте все остальные струны, объединяйте нисходящее и восходящее движение.

В первых двух упражнениях, играя секвенции «секунды», переходить со струны на струну не требовалось. Следующее упражнение напротив, предназначено для отработки переходов по струнам. В данном упражнении играть секунды нужно по основным нотам (натуральный мажор, тональность С-мажор) в аппликатуре седьмого бокса (см. Система боксов):

BOX 7

Играть секунды, двигаясь по гамме вниз и вверх, штрих переменный:

Обратите внимание на пальцовку для левой руки, где один палец левой руки должен зажать одновременно два струны.

В данном примере рассмотрена игра в пределах одного бокса в конкретной C-до мажор тональности. Развивайте это упражнение, играя в разных боксах натурального мажорного лада на разных участках грифа. Особое внимание уделите тем боксам, в которых нарушается пальцовка «один лад — один палец». В разделе Система боксов приведены все необходимые аппликатуры боксов, в том числе и других диатонических и условно-диатонических ладом, используйте их для секунд. Здесь еще раз приведем боксы натурального мажора, без привязки к тональности:

BOX 1 BOX 2 BOX 3
BOX 4 BOX 5 BOX 6
BOX 7

Ну и упражнение на игру секвенций «секунды» на ступенях полного хроматического звукоряда и целотонового лада в аппликатурах на шести струнах. Аппликатуры ладов:

Полный хроматический лад Целотоновый лад

Данные аппликатуры не привязаны к определенной тональности, вы можете играть на любом участке грифа. Начинайте с того места грифа, на котором Вы чувствуете себя более комфортно и привычно.

Пример игры секундами на ступенях полного хроматического звукоряда для участка грифа от 5-го по 12-ый лады. Играйте вверх и вниз, используйте переменный штрих:

Пример игры секундами на ступенях целотонового звукоряда для участка грифа от 5-го по 15-ый лады. Играйте вверх и вниз, используйте переменный штрих:

Следующие упражнения — на игру секвенций в три, четыре, пять и шесть нот — будут приведены для игры в системе боксов, а примеры представлены конкретно для BOX 7.

BOX 7

Естественно, их следует играть во всех семи боксах и на разных участках грифа — тот же седьмой бокс, но уже, скажем, от первого лада, потребует от Вас больших усилий.

Все приведенные в данном разделе секвенции можно и нужно играть и в боксах натуральной гаммы, и в боксах условно-диатонических ладов, и в октавных позициях, и в боксах пентатоники, и на одной струне, можно все это комбинировать между собой и т.д, и т.п., насколько хватает воображения.

Кроме того, приведенная в примерах ниже пальцовка для левой руки — классическая, т.е. «один палец на один лад» (кроме аппликатур, где на одной струне две большие секунды):

Две большие секунды на одной струне следует прижимать пальцами 1-2-4:

Пробуйте так же «ро́ковую пальцовку» 1-2-3 в следующей аппликатуре:

Однако, довольно часто во многих упражнениях в разных боксах или октавных позициях, пальцовка для левой руки не всегда будет очевидна. Прежде чем приступать к очередной схеме игры, тщательно ее разбирайте, пробуйте разные варианты пальцовки в поисках оптимальной для Вас.

В четвертом упражнении приведен пример игры секвенции «Три ноты» — . Пример игры в восходящем и нисходящем движении:

В данном упражнении следите за правой рукой — играть необходимо строго переменным штрихом.

Данное упражнение аналогично предыдущему, но здесь секвенция — «Четыре ноты» . Игра происходит в том же седьмом боксе. Пример игры в восходящем и нисходящем движении:

В данном упражнении обратите внимание на 6-ой и 10-ый такты — здесь второй палец вынужден зажимать одновременно две струны. В некоторых других боксах тоже придется воспользоваться этим приемом. Разбирайте внимательно каждый новый бокс.

Еще один вариант этого упражнения. Здесь та же секвенция «Четыре ноты», но поднимается она (или опускается) на терцию, в отличие от предыдущей схемы, где каждая последующая секвенция поднималась (или опускается) на секунду.

Следующее упражнение — «Три ноты вперед и одна назад» — . Напоминаю, в примере приведена игра в седьмом боксе тональности C-до мажор:

Следующее упражнение производное от упражнения №4 — здесь также происходит движение секвенции «Три ноты», только ноты в данном примере сгруппированы по четыре. Пальцовка для левой руки также соответствует четвертому упражнению.

Следующее упражнение на игру секвенции из шести нот, которые на нотном стане разбиты в группы по три — . Играя данное упражнение в боксах или в октавных позициях, последняя нота секвенции и первая часто будут располагаться на грифе через струну. Этим местам уделите особое внимание. Также обратите внимание на пальцовку для левой руки в 3-ем и 4-ом тактах, пробуйте свои варианты. Для правой руки — все тот же переменный штрих:

Следующее упражнение на игру секвенции из пяти нот — . Данное упражнение насыщено необходимостью зажимать одним пальцем левой руки две струны.

Следующие упражнения представляют собой игру на ступенях натуральной мажорной гаммы интервалов. В упражнении №3 уже была реализована эта идея — там интервалом выступали секунды. Теперь будем развивать эту идею, играя терции, кварты и т.д. Для того чтобы показать, что все эти упражнения можно играть в разных схемах, как и секвенции в выше приведенных упражнениях, сменим участок грифа и все примеры для игры интервалов приведем не в седьмом боксе, а в октавной позиции Gp:

Gp — октавная позиция

Ну и сразу же приведем все октавные позиции, чтобы Вы могли, не тратя время на поиски нужных схем, пробовать играть секвенции интервалов на любом участке грифа:

Ep Dp Cp Ap Gp

Схемы боксов натуральной гаммы можете подсмотреть в третьем упражнении. Далее упражнения.

В данном упражнении рассмотрена секвенция «Терции» — :

В данном упражнении рассмотрена секвенция «Кварты» — :

Здесь стоит обратить внимание, что второй звук интервала не всегда будет удобно играть в аппликатуре выбранной октавной позиции. В данном упражнении в качестве примера — это такты 2 и 6. Варианты игры этих тактов:

2-ой такт: 6-ой такт:

Как видно, нота B-си на 4-ой струне 9-го лада не принадлежит аппликатуре Gp октавной позиции в данной тональности, но играть по такой схеме может быть проще:

Пробуйте разные варианты игры.

С технической точки зрения, игра кварт — достаточно сложное упражнение, особенно в аппликатуре октавных позиций или боксов, как в выше приведенном примере. Здесь много «зажимов» одним пальцем двух струны. Причем, основная трудность не конкретно в «зажиме», а в необходимости глушить отыгравшие струны. Не гонитесь за скоростью в этом упражнении, все внимание уделите чистоте звукоизвлечения.

В данном упражнении рассмотрена секвенция «Квинты» — :

Еще один вариант игры квинт. Звено секвенции — :

В данном упражнении рассмотрена секвенция «Сексты» — :

В данном упражнении рассмотрена секвенция «Септимы» — :

Аппликатуры для левой руки разберите самостоятельно. Септимы — очень неодобный интервал для игры в позиции.

В данном упражнении рассмотрена секвенция «Октавы» — . Для правой руки — перменный штрих:

В данном упражнении все октавы играются в одинаковой аппликатуре:

Октава от 6 или 5 струны: Октава от 4 или 3 струны:

Таким образом, первый звук интервала в нашем примере всегда играется в аппликатуре Gp октавной позиции, а второй, как «распорядится» аппликатура интервала.

Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:

Номер WebMoney wmr: R691549532957

Источник

Оцените статью