Секвенции по сольфеджио ноты

Секвенция в музыке

Приветствую всех читателей нашего блога! Сегодня хотелось бы продолжить рассказывать про теорию музыки и рассмотреть интересный и часто встречающийся прием. Это секвенция. Мы разберём, что же это такое, рассмотрим различные классификации и послушаем примеры. Итак, начнём. Секвенция в музыке – это последовательность идентичных мелодических или гармонических оборотов, образующих повторяющуюся цепочку и отстоящих друг от друга на определённую высоту. В зависимости от этой высоты (направления смещения), секвенция может быть восходящей или нисходящей. Оборот секвенции может состоять, как из небольшого количества нот (например, 3-4 ноты), так и из музыкальной фразы (несколько тактов).

Простейший пример секвенции

Терминология для составных частей секвенции следующая.

Первоначальный оборот секвенции — мотив, музыкальная фраза. Дальнейшее повторение мотива образует составную часть секвенции и называется звеном. Интервал, на который каждый раз сдвигается звено, — шаг секвенции.

Являясь динамическим фактором развития, секвенция может встречаться в произвольном месте композиции. Восходящая — создаёт эмоцию, заставляя ожидать кульминацию. Нисходящая — наоборот, успокаивая, оттягивает финал музыкальной темы. Также, путём опевания нот трезвучия, секвенция способна вызывать эффект «топтания на месте» (пример — русский народный танец «Камаринская»).

Камаринская (в исполнении оркестра им. Осипова)

Виды секвенций в музыке

Возможны различные масштабы секвенций:

  • микро: в аккомпанементе, при соединении с параллелизмом аккордов;
  • макро: повторы в разных тональностях отдельных больших частей произведения.

Различные виды секвенций образуют классификацию. По тональности:

  • диатоническая секвенция — последующие гармонии строятся на разных ступенях лада в пределах одной тональности;
  • хроматическая (модулирующая) секвенция — каждое новое звено преподносится в другой тональности.

По шагу: секунда, терция, кварта, квинта. Шаг модулирующей секвенции — постоянен, шаг диатонической секвенции — переменен и зависит от конкретной тональности, в рамках которой она применяется.

По числу звеньев: двухзвенная, трёхзвенная и т.д.

По степени точности:

  • строгая — мотив полностью транспонируется, сохраняя названия и величины музыкальных интервалов;
  • свободная — сохраняются только названия интервалов, точные величины могут варьироваться.

По типу распределения:

  • квадратная — строение совпадает с количеством тактов во фразе;
  • неквадратная — количество долей не совпадает с размером такта.

Имитация — приём, осуществляемый путём исполнения одной музыкальной фразы несколькими голосами (полифонически) — поочерёдно или пересекаясь друг с другом. Тогда применяется имитируемая, каноническая секвенция, когда повторяющийся элемент каждый раз перемещается на новую высоту, звуча разными голосами.

Большинство секвенций обладают свойством обратимости, т.е. бесконечны. При этом, они могут быть как восходящими, так и нисходящими.

Посредством кварто-квинтового построения образуется т.н. золотая секвенция — шаблон произведений, присущий современной эстраде. В частности, её можно встретить в песнях Игоря Крутого. Но использовалась золотая секвенция ещё задолго до эстрадных песен в произведениях таких величайших композиторов, как Бах и Гендель. Строится она следующим образом. Для какой-либо тональности – это последовательность аккордов, которые строятся на 1-4-7-3-6-2-5-1 ступенях.

Гендель — Пассакалия

Секвенции встречаются в грегорианском католическом песнопении. Чтобы привести примеры секвенции в классической музыке, достаточно вспомнить произведения П.И.Чайковского:

  • «Времена года — Июль» (диатоническая);
  • вступление к опере «Евгений Онегин» (хроматическая).

П.И. Чайковский — Времена года. Июль.

П.И. Чайковский вступление к опере «Евгений Oнегин»

Помимо него, секвенции можно услышать также у Вагнера, Вивальди и многих других композиторов.

А теперь хотел бы привести пример, как играть секвенции на гитаре. На видео вы сможете увидеть несколько разных примеров одинаковых музыкальных фраз, которые отличаются друг от друга по высоте.

Восходящие секвенции на гитаре

Таким образом, секвенция — уникальный и многогранный инструмент в теории музыки, способный как соединить между собой сложные построения, так и лечь в основу самостоятельных упрощённых мотивов, доступных для запоминания.

Надеюсь, что наша статья оказалась полезной для вас. Пишите комментарии и делитесь ссылками в социальных сетях. Все кнопки – ниже.

Источник

Секвенция

Тема предыдущего занятия отлично рифмуется с темой сегодняшнего — «СЕКВЕНЦИЯ» — не правда ли? В переводе — со многих языков — это слово означает «последовательность» или «цепочка». Так что устройство, с помощью которого мы можем слышать запись MIDI-команд, можно смело называть «последовательщиком», раз американцы именуют его секвенсором, верно? Мы уже не раз наталкивались на неожиданные совпадения терминов в теории музыки и в физике-технике, помните? Вот Вам и еще один случай!

Секвенцией в нашем случае принято называть последовательность неких мелодических или гармонических оборотов или фрагментов, «сцепленных» между собой наподобие цепочки за счет какого- нибудь сходства. Для мелодии это обычно имеет вид небольших мотивов, совершенно или почти идентичных, но расположенных на изменяющейся высоте. Сообразно с этой высотой, секвенция может быть восходящей либо нисходящей. Например, послушайте кусочек мелодии из репертуара Поля Мориа (пример). Вот это восхождение, сопровождающееся ростом напряженности — и есть секвенция. Как видите, это явление совсем нетрудно обнаружить на слух. В нотах той же мелодии это тоже хорошо видно графически:

Секвенция построена, как видите, на повторении мотивчика из трех нот. Еще пример — наивная мелодия одного малоизвестного автора, кажется, из Германии (Имя его — то ли «Вольфрам», то ли «Фарадей». нет, это, кажется, физик. ) (пример). Здесь в качестве звеньев секвенции выступают целые предложения по две фразы в каждом, зато количество звеньев — всего два.

Трудно назвать «цепью» всего два соединенных кольца, и тем не менее, данный пример можно считать именно секвенцией, потому что здесь налицо ЭМОЦИЯ, присущая всем секвенциям в мире: это устремление вперед, развивающее начало, некая «раскрутка» или «накачка» — ну, Вы понимате, что я имею в виду. Собственно, это развитие — и есть главная цель секвенций, главная причина, по которой их следует использовать. Ничто так не нагнетает напряжение и не вызывает в слушателе нетерпеливое томление, ожидание кульминации, как секвенции.

Еще один пример секвенции, на этот раз нисходящей, демонстрирует, наоборот, крошечные, абсолютно одинаковые звенья, так что все содержание мелодии сводится только к одной этой секвенции — это небезызвестная русская плясовая «камаринская» (пример). Тут у нас секвенция не обещает каких-то кульминаций, наоборот, звучит довольно спокойно и ровно. Во-первых, это из-за того, что она нисходящая, и естественно, напряженность, энергетика звука — «диминуэндо». А во-вторых, это из-за мотива, который секвенцируется: три нотки, расположенные не гаммой, а как бы опеванием центрального звука, отчего возникает «вращательный» эффект, как бы топтание на месте. Ну, если помните, это ведь танец пьяного мужика из села Камаринского — ноги у него заплетаются, а веселье изнутри прет — вот он и топчется неуклюже на месте. Не правда ли, здесь подобная секвенция весьма к месту и здорово рисует образ. А ведь на это рисование и направлены все средства и законы в музыке.

Секвенция — и в мелодии, и в гармонии — отнюдь не подразумевает поступенного подъема или спуска. Другой немецкий композитор великолепно использовал ее для стремительного взлета — как эмоционального, так и высотного — секвенцируя подобное же опевание одной ноты НЕ по ступеням гаммы, а по тонам трезвучия (пример). Немножко анализа: в первой секвенции, посмотрите

опеваются ноты «фа», «си-бемоль» и «ре» — то есть, все звуки тонического трезвучия. А во второй — «фа», «ля» и «до» — тоны доминантового трезвучия. Кстати, данная секвенция примечательна еще и тем, что имеет синкопированный ритм: при размере 3/4 длина ее звеньев составляет только 2/4! Это тоже создает «вращательный» эффект, и вообще — остроумно!

Заодно запишите себе в актив, что любая мелодия, даже самая вдохновенная, состоит из болтиков и винтиков, и Вы всегда можете скрутить ее из деталей, если Бог не посылает Вам сегодня наития, а написать все-таки надо. Надо только знать, какой болтик применять, какие кнопки нажимать, чтобы вызвать нужный отклик в сердце слушателя! Вот, простым опеванием нот трезвучия Штраус создал и блеск, и бешеное вращение, и эта мелодия благополучно переживет не один век и не одну моду, ничуть не потеряв своей прелести.

Другое предназначение секвенций — оттягивание финала. Имеется в виду то состояние, когда все события уже позади, когда музыка потихоньку начинает «делать нам ручкой» и посылать воздушные поцелуи, а нам хочется еще немного продлить магическое колебание воздуха, еще раз услышать напоследок хотя бы кусочек той мелодии, с которой вместе столько пережил за последние, скажем, полчаса. Прониклись состоянием? Вспомните, к примеру, песню из к/ф «Вам и не снилось», там именно это состояние в завершающих тактах — «друг мой, прощай, друг мой, прощай, друг мой. «. Когда так не хочется прощаться. В современной эстраде такое состояние поддерживают многократным повторением последней строки припева. Ну, копируют кусок фонограммы несколько раз — и песня становится на полминуты длиннее. А это — дополнительные денежки. хм. Ну, а у тех, кто музыку создавал своим трудом, магнитофонов еще не было, и вдобавок, им было скучно просто повторять музыку, они варьировали эти повторения. Вот секвенция — в заключительных частях произведения — и является этим повторением, только каждый раз на новой высоте.

Таким образом, явление секвенции распространено довольно широко и может применяться для очень разных целей: создание целой мелодии из одного кусочка, или нагнетание напряженности, навязывание доведение до исступления, или наоборот, успокоение, эхо былых страстей. А стало быть, секвенция может оказаться и в середине произведения, и в конце его, и в начале.

Все это были примеры секвенций — то есть повторности мотивов — в МЕЛОДИИ, и этим сведениям, возможно, место скорее в уроках теории. Мы же изучаем, как-никак, гармонию! Явление же секвенции столь же часто встречается и здесь. Обнаружить это Вы можете по тем же признакам: некий гармонический оборот, сочетание аккордов, должно повториться два и более раз, меняя высоту. Сразу посмотрим на примере. Берем сочетание тоники и доминанты (а Вы можете испытать что угодно еще), и будем секвенцировать эту пару аккордов. То есть, строить их каждый раз на новых ступенях лада. Заметьте, это не простое транспонирование, нам надо оставаться в одной тональности. А если строить аккорды от разных ступеней одной тональности, то — Вы уже это знаете — получаться будут разные трезвучия, мажорные, минорные, уменьшенные. Это не должно нас смущать. Просто берем тонику и доминанту (то есть два трезвучия, безразлично, какой структуры они окажутся) и отмечаем про себя, что эти аккорды имеют квартовое соотношение (см.рис.) Выбираем шаг секвенции — то есть, в каком направлении и какими интервалами она будет двигаться. Это выбирается по вкусу, как уж Вам покажется красивее. Я предлагаю двигать секвенцию вниз — это направление по-моему приятнее, оно настраивает на расслабление и наслаждение. Вниз — значит, от большего напряжения к большему покою. Интервал будет, допустим, терцией. И поехали: было трезвучие от «до» — стало от «ля». Было от «соль» — стало от «ми». Квартовое соотношение аккордов, естественно, должно сохраниться. Заметьте опять: во втором звене оба трезвучия оказались минорными! С этим не надо бороться. Секвенция сама предлагает Вам новые краски — пусть так и будет. Ну, и продолжаем в том же духе: IV-я ступень — I-я, II-я — VI-я. Пусть будет четыре звена. И давайте заменим в последнем звене VI-ю ступень на V-ю. Небольшая коррекция, которая позволит логично соединить конец последнего звена с началом первого (V-I) (пример). И теперь эту секвенцию можно крутить по кругу сколько угодно. Вы можете применять и обращения трезвучий, и их септаккордовые аналоги и множество других модификаций, которых мы еще не проходили, чтобы разукрасить это дело поярче, или чтобы голоса не «уползали» все в одну сторону — да мало ли, для чего понадобится. Например, гаммообразное снижение мелодии в моем примере Вы можете поместить в басовую партию, а для мелодии подобрать такие нотки (размеется, из состава звучащих аккордов), чтобы общее ее движение получилось восходящим. И Ваша секвенция начнет «разъезжаться» вширь, захватывая все новые регистры — чем не художественный прием! Главное — сохранить общий контур секвенции, общую закономерность. Наложите на эту гармонию мелодию, досочините для этой мелодии вариации — и готова пьеса! (пример). и так далее, до бесконечности. Эта — именно эта — секвенция, то есть, спускающаяся терцовыми шагами, известна давно, и применяли ее уже очень многие. Наверняка ее звучание напомнило Вам ту или иную слышанную ранее музыку. Да и я в мелодии этого примера кой-чего цитировал — почему бы и нет.

Продолжим-с. В качестве исходного звена могут быть применены абсолютно любые аккордовые сочетания и обороты. И направление, и величина секвенционного шага — тоже величины произвольные, диктуемые исключительно Вашим вкусом. Хотелось бы только предостеречь Вас от штампов, которые есть во всех музыкальных приемах. Существует одна секвенция, я бы сказал, «царица секвенций». Ее принято называть «золотой секвенцией», поскольку она, подобно золотому правилу механики, применима везде, и ее трудно обойти стороной, когда что-нибудь сочиняешь. Собственно, если специально за собой не следить, ее наличие в сочинении почти неизбежно. Она потому и стала «золотой», что оккупировала всю музыкальную культуру Европы сразу, как только была впервые обнаружена. А когда появился эстрадный жанр, то эта секвенция была с благодарностью перенята певцами и композиторами как простой рецепт, алгоритм, готовое решение. Она настолько привычна нашему слуху, что «просится» во все, что Вы ни затеете сочинять. В результате, 80 процентов эстрадных песен — поверьте, я сам подсчитывал! — если не состоят сплошь из одной золотой секвенции, то содержат ее хоть частично, хоть намеком. И я для себя зачислил ее в разряд «ленивых» приемов, по которым легко отличить композиторов-дилетантов и композиторов-дармоедов. Вот, к какой плачевной роли — роли стереотипа — привела золотую секвенцию ее блистательная история. Так что, советую, чтобы не выглядеть кустарями и не отучать свою голову от способности создать что-то свое, неповторимое — не пишите золотых секвенций!

Чтобы знать, чего следует избегать, рассмотрим, что это такое. По структуре золотая секвенция является кварто-квинтовой, именно эти интервалы образуются между основными тонами двух любых соседних аккордов. Все аккорды ее соотносятся между собой, как доминанта и тоника. Например, Вы начинаете песню в ля-миноре. Пишем вторым аккордом трезвучие четвертой ступени — ре-минорное трезвучие. Эффект такой, будто доминанта «ля» разрешилась в тонику «ре». Следите за мыслью? Дальше поступаем с ре-минорным трезвучием, как с доминантой и разрешаем его опять — получается «соль». Дальше, тем же путем получаем «до», затем «фа», и так далее. Как секвенции и положено, продолжать ее можно сколь угодно долго. Так вот, эти основные тоны и выстравиваются в цепочку кварт и квинт — смотря по тому, вверх, или вниз происходят скачки — «ля»-«ре»-«соль»-«до»-«фа». Не правда ли, это похоже на тот порядок, в котором появляются при ключе бемоли? Вот звучит эта последовательность в чистом виде: (пример).

И вот этой-то секвенцией гармонизована такая тьма песен, что жуть берет! Вспомните несколько примеров: (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж). Но если для Вивальди это было открытием — он чуть ли не сам эту секвенцию выдумал! — и если последующие два века музыканты находили все новые, все более сложные и тонкие приемы, то современные «развлекатели» вцепились мертвой хваткой в прием семнадцатого века и эксплуатируют его с чистой совестью! Не надо писать золотых секвенций — это мгновенно лишит Вас способности искать и возможности стать непохожим на окружающих. Не довольствуйтесь «готовеньким», не пишите золотых севенций!

Но и это еще не все о секвенциях. Существует некоторая классификация секвенций, несколько, скажем, параметров, которые вряд ли стоит пытаться показать здесь за один прием. Из них упомяну сегодня только об одном: об отношении секвенций к главной тональности пьесы. По этому признаку секвенции принято разделять на диатонические и хроматические.

К первому типу относят секвенции, гармонии которых строятся, пусть на разных ступенях лада, но в пределах его диатоники, то есть, с учетом его знаков при ключе. Уж если имеет ля-мажор в ключе три диеза — то диатоническая секвенция должна использовать только доступные при таких знаках ноты. Вот тогда-то и получается, что разные звенья секвенции звучат то мажорами, то минорами, то еще как-нибудь. Что диатоника диктует, то и звучит.

Хроматическая же (иначе ее еще называют «модулирующая») секвенция каждое свое новое звено дает в новой же тональности, с новыми знаками, поэтому звенья такой цепочки могут иметь совсем идентичное строение и звучание, но основная тональность покидается и забывается напрочь.

Любая созданная Вами секвенция может быть написана как в условиях диатоники, так и хроматически, в зависимости от Ваших целей и вкуса, от жанра пьесы, например. Та же золотая секвенция может состоять из трезвучий I-IV-VII-III-VI-II-V-I ступеней, и, естественно, будет стремиться закончиться в тот момент, когда приходит к I-й ступени,к тонике (пример). И та же золотая секвенция может представлять собой бесконечную цепочку доминант и их рарешений все в новые тональности — и тогда такая цепочка может пройти по всем двенадцати возможным тоникам (пример). И она не будет испытывать нужды в остановке, потому что в каждом звене будут появляться все новые знаки и новые тяготения, понимаете?

И еще. Практически любые секвенции — подобно математическим формулам — обратимы. То есть, практически любую из них Вы можете пустить вспять — и получить столь же логичую последовательность. Например, попробуем такую идею: модулировать в шестую ступень. Тема модуляций нам еще предстоит, но предвосхитим немного события. Модуляцией называется переход, «переселение» в новую тональность. Смена тоники. Под словами «модулировать в шестую ступень» я подразумеваю, что мы будем получать новую тонику, которая является шестой ступенью в звукоряде исходной тональности. То есть, «ля», если начинать от «до». Переход делаем простейший: берем сначала тонический аккорд до-мажора, держим «в уме» ля-минор. Берем его доминанту («ми») и разрешаем ее. Вот, получили ля-минор. Опять держим в уме будущую тонику (шестая ступень в ля-миноре — «фа»). Берем ее доминанту («до») и опять разрешаем. Все доминанты, для гладкости голосоведения в басу, я использую в обращении терцквартаккорда. Провязав цепочку несколько раз, получаем потенциально бесконечный цикл (пример). Чувствуете, что секвенция модулирует все время в новую тональность и никак не может закончиться?

Попробуем ее теперь обратить задом наперед. У нас в любом звене происходит модуляция в шестую ступень, то есть тоника оказывается все время терцией ниже предыдущей, верно? Значит, теперь нужно, наоборот, подниматься на терцию в каждом звене, то есть, модулировать в третью ступень. Поспеваете за мной? Итак, берется исходная тоника — какой хотите тональности — держим в уме новую тонику (терцией выше), берем ее доминанту и разрешаем. Получили новую тональность. Опять держим в уме. ну и так далее (пример). Получили столь же бесконечную последовательность, не желающую оканчиваться.

1) Секвенция — это последовательность музыкальных оборотов произвольной длины и строения, образующая цепочку за счет сходства звеньев. Каждое следующее звено должно быть на новой высоте, отсюда различают восходящие и нисходящие секвенции. Шаг секвенции — интервал между звеньями по высоте.
2) Секвенция может иметь место как в мелодии, так и в гармонизации, независимо друг от друга.
3) Секвенции могут служить для нагнетания эмоциональной напряженности перед кульминацией, расширения частей музыкальной формы, продления каденций. Любые изменения образа, как активизация, так и успокоение, с помощью секвенции могут растягиваться во времени и сильнее воздействовать на слушателя.
4) Секвенции — как в мелодии, так и в гармонии — могут быть диатоническими, то есть, подчиняться на всем протяжении исходному звукоряду лада, либо хроматическими (модулирующими), то есть, показывать в каждом звене новую тональность. Соответственно, шаг диатонической секвенции зависит от строения звукоряда данной тональности, а шаг секвенции модулирующей постоянен на всем ее протяжении.
5) Секвенция — явление обратимое.

В качестве тренировки попробуйте брать произвольные фрагменты мелодий или гармонических последовательностей и секвенцировать их на произвольные интервалы вверх и вниз, диатонически и хроматически. Если Вам достанет терпения перепробовать несколько десятков вариантов, то Вы непременно найдете и запомните для будущих сочинений десяток действительно красивых секвенций и возьмете на заметку два десятка некрасивых. А мы на следующем занятии применим эти опыты на практике, попробуем гармонизовать секвенцией новый кусок той задачки, которую уже терзали на прошлых уроках.

Источник

Читайте также:  Ароматы духов с нотами персика
Оцените статью