Илья Сельвинский: от «гимназической музы» до коробка спичек
1. О, эти дни (1918): преодоление подражательности
О, эти дни
О, эти дни, о, эти дни
И тройка боевых коней!
Портянка нынче мой дневник,
Кой-как царапаю по ней.
Не выбираю больше слов,
И рифма прыгает стремглав.
Поэму бы на тыщу глав,
Ей-богу, правда – без ослов.
Я еду, еду, еду, е.
Какие зори – красота!
Го-го, лихие, фыо! оэ!
Под перетопот лошадей
И в поле пахнет рыжий мед
Деревню отнесло назад,
Бабенка: «Господи Исусь. »
Петух поет, закрыв глаза,
Наверно, знает наизусть.
Илья Сельвинский начал писать стихи еще в евпаторийской гимназии. В то время он находился под сильным влиянием двух поэтов: Ивана Бунина и, конечно, Александра Блока, поэтому элемент подражательности в столь ранних опытах так или иначе присутствовал. Черты бунинской поэтики просматриваются в пейзажной лирике Сельвинского – внимание к цвету, синестетичность в изображении природы и ощущений от встреч с ней. Переклички с Блоком видны в формальных исканиях поэта – в работе с ритмикой и метрикой стиха, а также в чертах лирического героя, не лишенного декадентской позы (особенно в любовной лирике). Тем не менее не стоит говорить о ранних стихах Сельвинского как о сугубо подражательной: за обращением к опыту старших современников просматривается формирующая индивидуальность поэта.
Сельвинский стал своего рода исключением: в отличие от многих поэтов, впоследствии стыдившихся своих юношеских стихов, он, будучи уже заметной фигурой литературного процесса, издает сборник «Ранний Сельвинский» (1929). Стихотворения 1915 – 1919 годов (т.е. написанные с 4-го по 8-й классы) составили первый раздел – «Гимназическая муза». Выход книги вызвал неоднозначную реакцию критики. Некоторые видели в ней литературную мистификацию: стихи за юношу написал уже умудренный опытом, сложившийся поэт Сельвинский. Другие иронизировали над некоторыми слабыми стихами; к примеру, Кукрыниксы нарисовали карикатуру, на которой «на полу сидит весёлый вихрастый мальчишка в коротких штанишках, доставший листки со стихами из старого сундука, вокруг – разбросанные бумажки, швабра, тряпьё». Рисунок сопровождало сатирическое стихотворение:
Мальцу всего лишь девять лет,
Но он – поэт, и скоро в свет
Его стихов выходит книжка.
Очистил живо он сундук
От барахла, что накопилось.
Стишков набралось надцать штук.
Глядишь – книжонка появилась.
И вот узнали все итог
Его лирических стараний.
И говорят: «Помилуй бог!
Поэт из молодых, да ранний!
Стихи, конечно, не прочесть,
Плохие, надо в том сознаться,
Но всё ж талант у парня есть
В том, что сумел он госиздаться!»
Стихотворение «О, эти дни» написано гимназистом 8 класса. В нем, в отличие от более ранних опытов, преодолевается зацикленность на переживаниях лирического героя и появляется интерес к социальной тематике. Сюжет стихотворения связан с биографией Сельвинского: весной-летом 1918 года он примыкает к красному движению и даже принимает участие в бою за Перекоп (Крым). Попытка осмысления героем Революции и Гражданской войны, некая растерянность подчеркиваются обрывочностью фраз, быстрой сменой картинок (особенно в конце: каждая строка представляет собой отдельное изображение). Сбивчивы и эмоции героя: восторженность («Поэму бы на тыщу глав…») сменяется растерянностью («…И в поле пахнет рыжий мед / Коммунистических идей») и непониманием – какое место он занимает в этих событиях?
2. «Цыганский вальс на гитаре» (1923): эпоха конструктивизма
В 1924 году выходит знаковый для русского конструктивизма сборник «Мена всех», подготовленный Алексеем Чичериным, Ильей Сельвинским [в сборнике – Эллий-Карл Сельвинский; поэт был большим поклонником Карла Маркса, отсюда и вторая часть псевдонима. – К.Б.] и Корнелием Зелинским. В статьях «Конструктивизм и поэзия» и «Знаем» формулируются главные постулаты нового направления.
В первоначальном составе ЛЦК просуществовал недолго [Алексей Чичерин – на наш взгляд, самый последовательный конструктивист – «был исключён соратниками из группы по идеологическим причинам». – К.Б.], и вскоре Илья Сельвинский возглавил группу. Кроме того, ряды пополнили Вера Инбер, Иван Аксенов, Евгений Габрилович и др. Несмотря на последующую «руководящую должность», в «Мене всех» поэзия Сельвинского была представлена не очень широко – всего лишь тремя «цыганскими стихами».
«Цыганский вальс на гитаре» существенно отличается от всего того, что было написано Сельвинским до 1923 года. Переехав в Москву, он попал в водоворот «всех этих «истов»», лозунг которых – «Переменить все это!» Поэт вспоминал: «С вершин всех этих категорических установлений стихи мои показались такими старомодными, что я тут же, не приходя в сознание, стал их портить». Однако это – взгляд «сквозь года», через призму иной поэтики. В начале 1920-х подобные эксперименты были органичны и эпохе, и установкам ЛЦК.
В ранних стихах конструктивистов очевидно то, что особое внимание уделяется трем планам: ритмическому, фонетическому и формальному (визуальному). Все они тесно связаны между собой: многочисленные вопросительные знаки, апострофы и дефисы подчеркивают, с одной стороны, особую манеру произношения слов, с другой – задают определенный ритм, не раз «переламывающийся» по ходу текста. Тактовый стих (тактовик), активно использовавшийся конструктивистами, «позволял передавать разноголосие лексических оттенков, чувств, говоров, раздумий, настроений…»
В случае с этим стихотворением Сельвинского все подчинено жанру цыганского романса – к примеру, типичные для такого исполнения дублирование слогов и добавление гласных в середине слова. Образный и мотивный ряд также полностью укладывается в рамки заданного жанра: несчастливая любовь, муки страсти на фоне «стонов гитары». Подобное переосмысление традиционного и довольно ограниченного жанра – да и в целом такой подход к стихотворному тексту – дало понять: конструктивизму есть что предложить русскому авангарду.
Источник
Сельвинский цыганский вальс гитаре
Когда всё плохое уходит, остаётся только хорошее.
Группа: Модераторы
Регистрация: 21.03.2012
Сообщений: 6697
Обитает:
Последний раз был:
12.04.2021 — 10:18
Здоровье оставляет желать лучшего.
Вы выбрали игнорирование всех сообщений от этого пользователя.
Илья Сельвинский. Берег письменного стола. Стихотворения. Читает автор |
Илья́ Льво́вич Сельви́нский (в 1920-е годы пользовался псевдонимом Эллий-Карл Сельвинский; 1899—1968) — русский советский поэт крымчакского происхождения. Также выступал как прозаик и драматург. Основатель и председатель Литературного центра конструктивистов.
Альбом: Илья Сельвинский. Берег письменного стола. Стихотворения
Читает автор
Жанр: Стихотворения
Источник: LP
Год выпуска: 1979
Издатель: Мелодия, Ленинградский завод (Made in USSR)
№ по каталогу: М40 42047-48
Формат/Качество: MP3 (1 tracks без .cue)/CBR 96kbps 44,1kHz Mono
Продолжительность: 00:27:50
Размер: 34,8 Мб
Сканы лицевой и оборотной сторон конверта, яблок пластинки
Стихотворения
— Бриз
— Триолет
— Цветные стекла
— Автопортрет
— Красное манто
— Цыганский вальс на гитаре
— Цыганская рапсодия; Цыганская
— Ехали казаки. из поэмы «Улялаевщина»
— Вступление к пьесе «Умка — белый медведь»
— Песня Бабека из трагедии «Орла на плече носящий»
— Охота на нерпу
— Читатель стиха
— Севастополь
— Гимн женщине
— Гулливер
— Жена.
Релиз — sergjazz . Конвертация в 96kbps Константин .
Архив RAR, снабжённый sfv-проверочником. Раздача рассчитана на три недели.
1. Только надеяться — мало толка.
И все-таки, разумеется,
надо надеяться, но только
НЕ ТОЛЬКО надеяться.
2. Мудрость простейших истин признав,
Повесь на стену себе
Знак сокровенный, таинственный Знак
ВТВ.
И если к вершине долгий путь
Стал непосильным бременем –
Вспомни, прежде чем повернуть:
В сё Т ребует В ремени…
9 пользователей поблагодарили Nadejdaenergia за эту раздачу:
andrusenko , bondsun , Ivkivk , kyo , sobinov , Vik14Vik63Vik66 , ajlinn , grafalba , lefort |
| |||
Группа: Потребители |