Семь нот для музыканта

Семь нот и обертоновый ряд: связь музыки и природы

Когда я проводил свой первый семинар «Анатомия музыки», я рассказывал об одной удивительной штуке, о которой узнал от Антона Веберна (не лично, конечно). Он и Арнольд Шёнберг изрядно повеселились в своё время, придумывая и внедряя всякие новые композиционно-теоретические техники в музыку того времени, но, как и следует всем гениям, эти ребята не были озабочены просто внедрением чего-либо «спонтанного» или взятого «с потолка»: они заботились о связи всего того безумия с естеством природы звука! А это достаточно проверенный способ доказать миру жизнеспособность нового подхода. Конечно, не сразу были поняты новые идеи и до сих пор, в полуразрушенных помещениях профессиональных музобручреждений, музыку этих композиторов называют современной, хотя прошло уже больше полувека.

Веберн очень последовательно и подробно изложил, как они пришли ко всем этим острым диссонансам и хроматизмам, не «мудрствуя лукаво» назвав свой трактат «Путь к новой музыке». Хотя история только начиналась с этих пресловутых семи нот мажорной гаммы, мне представляется очень интересным подход Веберна, что я и хотел бы пересказать в этой статье.

Для того, чтобы понять, почему именно семь нот первоначально образовали крепкую диатоническую систему, легли в основу музыкальной теории, нужно ответить на вопрос: как связана природа и ноты? Посредством чего?

Ответ: через обертоновый ряд. Нота — это всего лишь фиксированная величина частоты какого-то звука. Любой звук порождает обертоновый ряд.

1 обертон — октавный
2 обертон — квинтовый
3 обертон — октавный
4 обертон — терцовый

Допустим, вы слышите звуки пения соловья, дрозда, соседа или ещё какого-нибудь животного. Если этот звук попал в частоту какой-либо ноты, вы можете назвать этот звук именем той ноты. Пусть будет Ля (440 Гц). Теперь ваш сосед идеально интонирует в ля и поёт её с душой и очень старается. Но если вы будете слушать это ноту очень долго и стараться вслушаться пристальней в соседское пение, то случайно, совершенно неожиданно может показаться, что вы слышите ещё и ля октавой выше (880 Гц). А если совсем сойти с ума, то можно услышать ещё и ми (1318.50 Гц) — квинту через октаву. Внимание! Если вы слышите ещё и терцовый обертон, то вероятно, вам стоит передохнуть, а лучше взять отпуск на море или в горах.

Это как раз и есть обертона — сначала октавный, затем квинтовый… Очень хорошо раскрываются они на духовых инструментах, горловом пении, органе, «гармониках» электрогитары с сильным перегрузом, в некоторых фортепианных сочинениях Белы Бартока и тд. Любой звук содержит в себе ещё и другие призвуки, которые возникают в результате естественных колебаний (струны, столба воздуха). Резонирующие с основным звуком «маленькие» колебания, которые производят другие еле слышные призвуки, естественно имеют другую частоту и, соответственно, высоту. Весь этот процесс громоздкий, и для более подробного ознакомления лучше открыть справочник по физике звука.

Для наших целей единственно важная вещь здесь — это понимание, что в любой ноте содержатся другие ноты, хоть и в очень маленькой дозировке. (Это если учитывать, что первоначальный звук «попал в ноту». Если не попал, значит все тоже самое, только с четверть тонами, но это уже совсем другая история.)

Ого, значит вот она, связь! Любой звук в окружающем нас мире порождает другие звуки в самом себе! Если этот звук попал в частоту какой-то ноты, то он порождает другие ноты! И если продолжать, то эти рассуждения очень сильно будут напоминать шизофрению.

Подведём итог. Любой звук содержит в себе обертоны, которые выстраиваются в определенном порядке. Всё это иногда равно некоторым нотам. Связь между природой и нотами есть, причём очень явная. Тогда почему именно те семь нот? Можно предположить, что каким-то образом обертоновый ряд внёс свой вклад в формирование диатонической системы. Но как? Об этом я расскажу в следующих статьях. Спасибо за внимание!

Источник

Семь нот для музыканта

Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы

Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.

Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?

Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.

В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:

Упражнение №1

Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.

Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.

Вот как они располагаются на клавиатуре.

Упражнение №2

Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.

Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:

Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:

К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.

Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.

Основы записи: из чего состоит музыкальный текст

Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.

Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.

Основные ключи

Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.

Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.

В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:

К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.

Расположение нотных знаков соответственно ключу.

Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:

  1. До располагается на первой добавочной линейке.
  2. Ре под первой линейкой.
  3. Ми на первой линии.
  4. Фа между 1 и 2.
  5. Соль на 2.
  6. Ля между 2 и 3.
  7. Си на 3.
  8. До 2 между 3 и 4.

Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.

Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .

Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:

  • До между 2 и 3.
  • Ре на 3.
  • Ми между 3 и 4.
  • Фа на 4
  • Соль между 4 и 5
  • Ля на 5
  • Си над 5.
  • До на первой верхней добавочной линии.

Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.

Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.

При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)

Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.

Название ноты Скрипичный ключ Басовый ключ Расположение на клавиатуре
До (C)
Ре (D)
Ми (E)
Фа (F)
Соль (G)
Ля (A)
Си (H)

Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.

Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.

Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.

При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.

Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.

Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?

На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.

GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.

Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.

К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.

Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.

Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Оцените статью