Семь нот или двенадцать как

Почему нот в октаве 12, а не 13 или 14? Ведь октаву можно было поделить и на другое количество нот.

Тут уже отвечали на вопрос «Почему нот семь»: thequestion.ru

Для гитаристов, например 12 — более понятное и наглядное число, но все равно не сразу понятно, что оно получается не просто из-за разделения октавы на одинаковые интервалы — полутона.

Звуки гармонично сочетаются между собой, если их частоты соотносятся как целые числа. Например 2:1 — это октава, 3:2 — квинта, 4:3 — кварта, 5:4 — терция (на названия тут лучше пока не обращать внимание). Если от одной ноты построить последовательность из квинт вверх и кварт вниз, то мы получим сначала звукоряд из 7 нот, а потом и из 12, и определенные сочетания из этих нот будут гармоничными, а какие-то не очень. После прохождения всего квинтового круга из 12 нот, 13-я нота будет отличаться от первой. И это получается чисто математически — (3/2)(3/4)(3/2)(3/4)(3/2)(3/4)(3/2)(3/4)(3/2)(3/4)(3/2)(3/4)=2,0273, а не ровно 2.

Долгое время музыканты пользовались инструментами, в которых высоты звуков были подобраны из гармонических соотношений, но определенные тональности в них звучали хуже. А потом, с развитием математики, изучением степенных функций и логарифмов возникла равномерная темперация: wikipedia.org

Октава была поделена на 12 нот, каждая из которых выше предыдущей в 2^(1/12) раза. В этом случае квинта у нас получается не 3/2, а 1,4983, но зато квинтовый круг через 12 нот возвращается к той же самой ноте.

Источник

Семь нот или двенадцать как

Потому что если бы их было 4 или 12, то вы спрашивали бы тоже самое:)

Кстати, не во всех ладах семь ступеней. Классический пример — в пентатонике, как можно догадаться из названия, их пять.

Потому что если бы их было 4 или 12, то вы спрашивали бы тоже самое:)

Кстати, не во всех ладах семь ступеней. Классический пример — в пентатонике, как можно догадаться из названия, их пять.

Наверное стоит уточнить вопрос. Почему их при записи музыки 7 — A B C D E F G H, а не 12 — A B C D E F G H I J K L M или 4 — A B C D (ведь четыре буквы с бекарами и бемолями дадут те же 12 полутонов)

Потому, что в квинте семь полутонов.

А какое отношение семь полутонов в квинте имеют к семи нотам в записи музыки я не совсем понял. Если не сложно, разъясните, пожалуйста

Этот вечный вопрос уже не первый раз обсуждается на форуме . 🙂

Этот вечный вопрос уже не первый раз обсуждается на форуме . 🙂

http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=47534&page=1
спасибо за ссылку, с удовольствием почитаю
возможно поиск на форуме работает не так, как я ожидаю
но, например на запрос «7 нот» мне поисковик выдал:
«Извините, нет совпадений. Попробуйте указать другие ключевые слова.»
Странно . cry:
а на запрос «семь нот» выдал более 20 страниц, на первом десятке я сдался
Да и поиск на гуглах-яндексах вменяемого ответа не дал, можете проверить сами ( там сейчас на первых позициях поиска как раз мой вопрос) «Почему 7 нот» вбейте в кавычках.
Еще раз, спасибо

От A до H — это восемь символов 😉

Фишка в том, что если основных нот в октаве будет меньше семи, то резко увеличивается количество дополнительных знаков альтерации. А так поставил в ключ всё, что надо — и отлично.

Более частое использование именно семи нот обусловлено тем, что цепочка квинт замыкается именно на семь октав. Отсюда и 7 нот, и квинтовый круг.

От A до H — это восемь символов 😉

Да, это я на ночь глядя погорячился 🙁

А я вот что нагуглячил:
http://www.musemath.com/miscellany/seven.html
Статья понерусски написана.
Там ряд версий. Версии про связь с семью планетами, восемью пальцами при игре на флейте, и даже с психологическим принципом 7 плюс минус 2.

А вот интересно с Википедии в статье Musical Scale:

In Western music, scale notes are often separated by equally tempered tones or semitones, creating twelve pitches per octave. Many other musical traditions employ scales that include other intervals or a different number of pitches. The origin within these scales lies within the derivation of the harmonic series. Musical intervals are complementary values of the harmonic overtones series[2]. Many musical scales in the world are based on this system, except most of the musical scales from Indonesia and the Indochina Peninsulae, based on inharmonic resonance of the dominant metalophone and xylophone instruments. A common scale in Eastern music is the pentatonic scale, consisting of five tones. In the Middle Eastern Hejaz scale, there are some intervals of three semitones. Gamelan music uses a small variety of scales including Pélog and Sléndro, none including equally tempered nor harmonic intervals. Indian classical music uses a moveable seven-note scale. Rāgas in often employ intervals smaller than a semitone [3]. Arabic music maqamat may use quarter tone intervals.[4] In both rāgas and maqamat, the distance between a note and an inflection (e.g., śruti) of that same note may be less than a semitone.

The term microtonal music usually refers to music with roots in traditional Western music that employs non-standard scales or scale intervals. Mexican composer Julián Carrillo created in the late 1800s one of the first microtonal scales which he called «Sonido 13», The composer Harry Partch made custom musical instruments to play compositions that employed a 43-note scale system, and the American jazz vibraphonist Emil Richards experimented with such scales in his ‘Microtonal Blues Band’ in the 1970s. Easley Blackwood has written compositions in all equal-tempered scales from 13 to 24 notes. John Cage, the American experimental composer, also created works for prepared piano which use varied, sometimes random, scales. Erv Wilson introduced concepts such as Combination Product Sets (Hexany), Moments of Symmetry and golden horagrams, used by many modern composers. Microtonal scales are also used in traditional Indian Raga music, which has a variety of modes which are used not only as modes or scales but also as defining elements of the song, or raga.

Источник

ПОЧЕМУ В ОКТАВЕ СЕМЬ НОТ, ХОТЯ OCTO — «ВОСЕМЬ»?

Сначала люди просто наслаждались пением птиц, журчанием ручейка, шелестом травы и прочими звуками природы. А потом стали подражать им, сочиняя свою первую музыку. Интерес к нотной записи возник тогда, когда они поняли: устное народное творчество искажает первоначальную мелодию.

Когда именно появилась нотная грамота, до сих пор неизвестно. В учебниках музыкальной теории обычно пишут, что систему нотной грамоты из семи нот разработал Пифагор в VI веке до н. э. Согласно преданию, однажды он зашел в мастерскую кузнеца и вдохновился гармоничным перезвоном от ударов по наковальне. Прислушавшись к издаваемым звукам, математик определил, что более тяжелые молотки издавали более низкий звук. Затем поэкспериментировал со струнами, изменяя их длину, и понял: чем длиннее струна, тем ниже звук, и наоборот. Причем сокращение длины струны вдвое давало тот же звук, но на октаву выше.

Но интерес к записи нот существовал сразу в нескольких параллельно развивающихся древних цивилизациях. Способы в каждой были свои. В Египте в середине IV века до н. э. для этого использовали иероглифы, обозначающие светила: солнце, луну, звезды. Правда, там звукоряд состоял из пяти нот. А в Древнем Вавилоне и Сирии пользовались слоговой записью музыкальных звуков.

Следующей важной вехой в развитии нотного письма стала эпоха Средневековья в Западной Европе. При папе римском Григории I происходило становление григорианского пения и систематизировались церковные лады. Здесь-то на сцену и вышел Гвидо д’Ареццо, считающийся родоначальником музыкальной грамоты и нотописи. Живший в XI веке, он придумал способ заучивать несложные мелодии по первым слогам акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:

Несмотря на то что современная система нотного письма была оформлена лишь к XVI веку, эти семь нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — и вошли в октаву.

Но семь только чистых нот, а еще есть пять альтерированных, то есть повышенных или пониженных на полтона. Получается всего 12. Действительно, если посчитать на фортепиано не только белые, но и черные клавиши от одной ноты «до» до другой, звуков окажется 12. Они расположены между собой через интервалы полутон или малую секунду. Но основных ступеней, на которые делится октава, все же семь. Поэтому и нот выделяют семь. А восьмая ступень служит для замыкания предыдущей октавы и начала новой.

Так что между нотами до и си октавы еще не будет. Она будет по достижении следующей до, то есть нот в октаве не семь, как принято думать, а восемь. Поэтому с названием этого термина, а точнее, с его переводом с латинского языка на русский все верно. Октава — это «расстояние» между ближайшими одноименными звуками, частота которых отличается в два раза.

И все это верно только в том случае, если мы говорим про семиступенные лады, такие как мажор или минор, а также лады народной музыки. Разумеется, звукоряд можно разбить и на более мелкие интервалы. Так, китайские национальные инструменты обычно используют звукоряд из пяти ступеней, то есть шести звуков. А на отдельных восточных гитарах появляются дополнительные насечки ладов, чтобы делить строй на 1/3 тона или ¼ тона.

Вот только для ушей европейского обывателя, привыкшего за столько веков к равномерной полутоновой темперации, такая разница может быть и незаметна. Большее количество полутонов способны улавливать лишь некоторые люди. Например, Вольфганг Амадей Моцарт слышал погрешность звуковысоты до 1/8 тона. Абсолютным слухом часто обладают и скрипачи, а также исполнители других струнных инструментов.

Источник

Почему нот семь?

7 нот — в гамме. А в распоряжении нашем — 12 нот.

Чтобы не запутаться, нужно понимать гамму как выборку из 12 возможных нот — это вариация.

Это как лестница.

Есть мажорная лестница. Есть минорная. И есть еще другие разновидности лестниц. И они все оперируют немного различными нотами из имеющихся в распоряжении 12-ти нот.

Но все гаммы-лестницы — это 7 ступенек. Поэтому и говорят, что есть 7 нот.

Первая ступень — это тоника. Основа.

Вторая ступень гаммы — может быть пониженная или обычная. Пониженная она в некоторых ладах, например в восточном.

Третья ступень — это всегда выбор: терция малая или большая — мажор или минор.

Четвертая — это кварта. Она просто есть.

Пятая — это квинта. Это обрамление аккорда. Аккорд — это 1-3-5 ступени.

Между 4 и 5 ступенью есть особая нота — тритон так называемый. В обычном мажоре/миноре ее нет, но в других вариациях «лестниц» вполне — например блюз.

Шестая — тоже малая или большая может быть, как терция. В миноре малая, в мажоре большая.

Седьмая — как шестая, так же.

Ну и восьмая — это то же что и первая. Октава. Та же тоника, только наверху.

Когда разберешься в этом всем, суть музыки становится очень ясной и понятной. Не нужно зубрить теорию музыки ни в коем случае. Нужно ее просто как следует осознать — ее логику и ее смысл. Это очень интересно и отнюдь не так сложно!

Можно понять теорию музыки и откуда взялась гамма, ноты, интервалы, мажоры и миноры и прочее — с точки зрения физики и логики. Понятно будет даже для тех, кто совсем не знаком с теорией музыки.

Источник

Почему в октаве семь нот, хотя octo — «восемь»?

Сначала люди просто наслаждались пением птиц, журчанием ручейка, шелестом травы и прочими звуками природы. А потом стали подражать им, сочиняя свою первую музыку. Интерес к нотной записи возник тогда, когда они поняли: устное народное творчество искажает первоначальную мелодию.

Когда именно появилась нотная грамота, до сих пор неизвестно. В учебниках музыкальной теории обычно пишут, что систему нотной грамоты из семи нот разработал Пифагор в VI веке до н. э. Согласно преданию, однажды он зашел в мастерскую кузнеца и вдохновился гармоничным перезвоном от ударов по наковальне. Прислушавшись к издаваемым звукам, математик определил, что более тяжелые молотки издавали более низкий звук. Затем поэкспериментировал со струнами, изменяя их длину, и понял: чем длиннее струна, тем ниже звук, и наоборот. Причем сокращение длины струны вдвое давало тот же звук, но на октаву выше.

Но интерес к записи нот существовал сразу в нескольких параллельно развивающихся древних цивилизациях. Способы в каждой были свои. В Египте в середине IV века до н. э. для этого использовали иероглифы, обозначающие светила: солнце, луну, звезды. Правда, там звукоряд состоял из пяти нот. А в Древнем Вавилоне и Сирии пользовались слоговой записью музыкальных звуков.

Нотная ладонь Гвидо д’Ареццо — manus Guidonis

Следующей важной вехой в развитии нотного письма стала эпоха Средневековья в Западной Европе. При папе римском Григории I происходило становление григорианского пения и систематизировались церковные лады. Здесь-то на сцену и вышел Гвидо д’Ареццо, считающийся родоначальником музыкальной грамоты и нотописи. Живший в XI веке, он придумал способ заучивать несложные мелодии по первым слогам акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:

Несмотря на то что современная система нотного письма была оформлена лишь к XVI веку, эти семь нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — и вошли в октаву.

Но семь только чистых нот, а еще есть пять альтерированных, то есть повышенных или пониженных на полтона. Получается всего 12. Действительно, если посчитать на фортепиано не только белые, но и черные клавиши от одной ноты «до» до другой, звуков окажется 12. Они расположены между собой через интервалы полутон или малую секунду. Но основных ступеней, на которые делится октава, все же семь. Поэтому и нот выделяют семь. А восьмая ступень служит для замыкания предыдущей октавы и начала новой.

Так что между нотами до и си октавы еще не будет. Она будет по достижении следующей до, то есть нот в октаве не семь, как принято думать, а восемь. Поэтому с названием этого термина, а точнее, с его переводом с латинского языка на русский все верно. Октава — это «расстояние» между ближайшими одноименными звуками, частота которых отличается в два раза.

И все это верно только в том случае, если мы говорим про семиступенные лады, такие как мажор или минор, а также лады народной музыки. Разумеется, звукоряд можно разбить и на более мелкие интервалы. Так, китайские национальные инструменты обычно используют звукоряд из пяти ступеней, то есть шести звуков. А на отдельных восточных гитарах появляются дополнительные насечки ладов, чтобы делить строй на 1/3 тона или ¼ тона.

Вот только для ушей европейского обывателя, привыкшего за столько веков к равномерной полутоновой темперации, такая разница может быть и незаметна. Большее количество полутонов способны улавливать лишь некоторые люди. Например, Вольфганг Амадей Моцарт слышал погрешность звуковысоты до 1/8 тона. Абсолютным слухом часто обладают и скрипачи, а также исполнители других струнных инструментов.

Источник

Оцените статью