Семь нот или восемь

Почему нот именно семь? А не шесть или восемь?

Сам нашёл. Но сомневаюсь что древние таким путем шли, просто интуитивно открыли как всё великое http://www.trinitas.ru/rus/doc/0202/010a/02020117.htm

А в индийской октаве было 18 нот. Но те же индийцы считают,
что исполнитель (или композитор) может на свое усмотрение
взять ноту любой частоты.

«Известный мастер колокольного звона К.К. Сараджев различал в октаве
1701 звук. Для каждого из семи основных тонов он слышал 121 повышение
основного тона (диез) и 121 понижение (бемоль), то есть 243 звучания, вклю-
чая сам основной тон. Музыкальная шкала К.К. Сараджева, состоящая из
1701 звука, базируется на 22 – звучной системе, основу которой составляет
диатоническая гамма.»

Не будьте рабами буквы догмата.

Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си
do, re, mi, fa, sol, la, si.

Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах.

Семь названий основных ступеней периодически повторяются в звукоряде и таким образом охватывают собой звуки всех основных ступеней, по всей длине частотной шкалы.

Это связано с тем, что каждый восьмой звук, считая вверх (не используя черных клавиш) , образуется от удвоения частоты колебаний первого звука. Следовательно, он соответствует второму частичному тону первого (исходного) звука и поэтому практически с ним сливается по ощущениям слушателя.

Читайте также:  Гитар с тремя грифами

Источник

Почему нот 7, если в октаве 12 полутонов или 6 целых тонов?

На этот довольно сложный вопрос имеется несколько ответов.

  1. Так сложилось исторически. Пока еще никто не смог толком объяснить странную склонность нашей цивилизации к цифрам «3» и «7». Почему в радуге 7 цветов, когда их явно намного больше? Почему 7 чудес света и 7 смертных грехов? Почему, наконец, Господу потребовалось 7 дней, как утверждает Библия, чтобы создать мир и мы до сих пор используем в отсчете времени неделю из семи дней? Ответ, видимо, где-то в строении человеческого мозга либо в генетике человека. Почему-то так удобнее воспринимать информацию нашему сознанию.
  2. Так сложилось эволюционно. Современная система нотной записи прошла длинный путь развития, постепенно усложняясь. Когда итальянский монах Гвидо Д’Ареццо в одиннадцатом веке для записи церковных песнопений стал использовать линейки и специальные знаки, чтобы зафиксировать высоту звука («ноты», латинское «notatio», означает «записывание»), то первоначально линеек было только четыре, а нот – шесть. Этого вполне хватало, потому что пели монахи в одной-единственной тональности и простыми интервалами – никаких полутонов. Как это звучало, вы можете легко представить, если погуглите аудио или видео с произведениями Джованни Палестрины. Это один из самых ранних композиторов, которого исполняют и сегодня. Хоть это уже XVI век, т.е. к этому времени европейская музыка прошла четырехвековой путь развития, вы вряд ли захотите слушать больше трех композиций подряд, потому что для современного уха это звучит ужасно скучно: без полутонов (ну, почти), в одной тональности, в одном темпе, одинаковыми по длительности длинными нотами, исключительно консонансно (благозвучно) и т.д.
  3. Так сложилось благодаря особенностям физики звука и его восприятия человеческим ухом. Вибрирующая струна или колеблющийся в ограниченном объеме воздух (в духовом инструменте) кратно делится и воспроизводит кроме основного тона так называемые обертоны (физики их называют гармониками). Эти составные звуки хорошо различимы на слух и они стали основой так называемого кварто-квинтового круга, который как раз и составляет 12 нот разной высоты в пределах одной октавы.
  4. Европейская 12-полутоновая система сложилась во многом благодаря гениальному композитору Иоганну Себастьяну Баху. В 1722 году он издал сборник пьес, состоящий из 24-ти прелюдий и фуг, написанных в 24-х разных тональностях – 12 минорных и 12 мажорных композиций от каждого полутона в октаве. Сборник назывался «Хорошо темперированный клавир», что означает «Хорошо настроенный клавишный инструмент». Это был небывалый прорыв. До появления ХТК чембало, клавесины и клавикорды настраивались так, что приемлемо на них можно было исполнять пьесы в двух-трех тональностях. Бах, однако, слышал музыку таким образом, что каждая тональность у него обладала особенными характеристиками, которые он и захотел подчеркнуть. Поразительные красота и совершенство его прелюдий и фуг, составляющих ХТК, «уравняла в правах» все тональности. Мастера были вынуждены совершенствовать изготовление инструментов, чтобы стало возможным исполнять подобную музыку – благо, вслед за Бахом появилось множество композиторов-гениев, которые развили и закрепили предложенную им 12-полутоновую систему. Это также был довольно растянутый по времени процесс – реально музыкальная система устоялась лишь к XIX веку.
  5. Семь нот и 12 полутонов вовсе не являются единственной и окончательной музыкальной системой. Вплоть до XIX века конструировались так называемые энгармонические клавишные инструменты, где в октаве было 19, 48 и даже 53 клавиши. Сегодня живут, здравствуют и прекрасно себя чувствуют арабские и индийские музыкальные системы, где в октаве 14 полутонов, а также лады, где всего лишь пять нот (пентатоника), которые являются основой народной музыки многих африканских стран. И не надо смеяться над музыкальным строем из пяти нот. Он вовсе не примитивный. Именно он стал толчком для развития джаза. Африканские рабы, попавшие в Америку и столкнувшиеся там европейской музыкой, исполняя церковные гимны, не понимали, как интонировать две незнакомые ноты. Эти «плавающие» ноты между мажором и минором, которые позже стали называться «блюзовыми» (для музыкантов – это низкие третья и седьмая ступени мажорного лада) стали отличительной чертой сначала спиричуэлс и госпелс, а позже и всех джазовых стилей, которые из них выросли.
  6. И еще о пентатонике. Не надо думать, что это нечто, оставшееся во времени где-то там, в начале XX века, когда зарождался джаз. Есть такой очень молодой и едва ли не самый модный сегодня инструмент ханг, который был запатентован в 2000-м году двумя мастерами из Швейцарии – Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. У этого резонирующего инструмента, сочетающего звучание гонга, колокольчика и стального барабана, много модификаций, но, как правило, он воспроизводит всего пять нот по принципу пентатоники. Для него композиторы уже пишут специальные произведения, а хангисты дают филармонические концерты. В XX веке также появились инструменты, которые вообще не настраиваются и не имеют разделения на полутона, такие как терменвокс или фриппертроника. Так что система из семи нот и 12-ти полутонов вовсе не догма – она продолжает развиваться и мы еще не знаем куда повернет эволюция музыки.

Источник

Если octo на латыни «восемь», то почему октава содержит семь нот?

Даже при минимальных познаниях в музыкальной терминологии каждому наверняка известно, что существует понятие звукового ряда, который состоит из 7 базовых нот. Какое отношение к этому имеет октава, что обозначает данный термин и почему он имеет такое название?

Что такое октава?

Октава – термин, относящийся к музыке. Он представляет собой музыкальный интервал – то есть, показывает, как отличаются по высоте соседние музыкальные звуки. В октаве частоты соотносятся как 1:2. Другими словами, частота высокого звука в 2 раза превышает частоту низкого.

Октавы можно различать на слух, хотя речь идет, конечно, о субъективном восприятии. Если прослушать два звука, разделенные одним интервалом, можно заметить, что они очень похожи, но по высоте все же отличаются.

Одна октава

Октава напрямую связана с диатоническим звукорядом и ступенями. Ее интервал охватывает 8 ступеней. Звукоряд представляет собой последовательность звуков, в которой они расположены в определенном порядке – восходящем или нисходящем. Cтупень в звукоряде – это каждый отдельный звук.

Существует 3 типа октавы:

  • чистая (8 ступеней, 6 тонов);
  • уменьшенная (8 ступеней, 5,5 тонов);
  • увеличенная (8 ступеней, 6,5 тонов).

Происхождение названия

Термин октава происходит от латинского слова «octava», обозначающего цифру восемь. Фактически в звукоряде действительно семь нот: «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». Однако интервал охватывает ступени определенной диатонической последовательности. К примеру, от ноты «ре» до следующей ноты «ре», или от «ми» до следующей ноты «ми» – получается как раз 8 ступеней.

У октав также имеются свои наименования: субконтроктава и контроктава, большая и малая октава, а также нумерация по порядку от 1 до 5 – первая, вторая и т.д.

В теории музыки для обозначения октавы используют цифру 8. На самом деле в октаве, помимо 7 нот, есть еще и 5 полутонов, поэтому она состоит из 12 ступеней. Нагляднее всего это можно увидеть на фрагменте клавиш пианино. Каждая белая клавиша – это самостоятельная нота, а черная – ее полутон, диез или бемоль в зависимости от расположения.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

ПОЧЕМУ В ОКТАВЕ СЕМЬ НОТ, ХОТЯ OCTO — «ВОСЕМЬ»?

Сначала люди просто наслаждались пением птиц, журчанием ручейка, шелестом травы и прочими звуками природы. А потом стали подражать им, сочиняя свою первую музыку. Интерес к нотной записи возник тогда, когда они поняли: устное народное творчество искажает первоначальную мелодию.

Когда именно появилась нотная грамота, до сих пор неизвестно. В учебниках музыкальной теории обычно пишут, что систему нотной грамоты из семи нот разработал Пифагор в VI веке до н. э. Согласно преданию, однажды он зашел в мастерскую кузнеца и вдохновился гармоничным перезвоном от ударов по наковальне. Прислушавшись к издаваемым звукам, математик определил, что более тяжелые молотки издавали более низкий звук. Затем поэкспериментировал со струнами, изменяя их длину, и понял: чем длиннее струна, тем ниже звук, и наоборот. Причем сокращение длины струны вдвое давало тот же звук, но на октаву выше.

Но интерес к записи нот существовал сразу в нескольких параллельно развивающихся древних цивилизациях. Способы в каждой были свои. В Египте в середине IV века до н. э. для этого использовали иероглифы, обозначающие светила: солнце, луну, звезды. Правда, там звукоряд состоял из пяти нот. А в Древнем Вавилоне и Сирии пользовались слоговой записью музыкальных звуков.

Следующей важной вехой в развитии нотного письма стала эпоха Средневековья в Западной Европе. При папе римском Григории I происходило становление григорианского пения и систематизировались церковные лады. Здесь-то на сцену и вышел Гвидо д’Ареццо, считающийся родоначальником музыкальной грамоты и нотописи. Живший в XI веке, он придумал способ заучивать несложные мелодии по первым слогам акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:

Несмотря на то что современная система нотного письма была оформлена лишь к XVI веку, эти семь нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — и вошли в октаву.

Но семь только чистых нот, а еще есть пять альтерированных, то есть повышенных или пониженных на полтона. Получается всего 12. Действительно, если посчитать на фортепиано не только белые, но и черные клавиши от одной ноты «до» до другой, звуков окажется 12. Они расположены между собой через интервалы полутон или малую секунду. Но основных ступеней, на которые делится октава, все же семь. Поэтому и нот выделяют семь. А восьмая ступень служит для замыкания предыдущей октавы и начала новой.

Так что между нотами до и си октавы еще не будет. Она будет по достижении следующей до, то есть нот в октаве не семь, как принято думать, а восемь. Поэтому с названием этого термина, а точнее, с его переводом с латинского языка на русский все верно. Октава — это «расстояние» между ближайшими одноименными звуками, частота которых отличается в два раза.

И все это верно только в том случае, если мы говорим про семиступенные лады, такие как мажор или минор, а также лады народной музыки. Разумеется, звукоряд можно разбить и на более мелкие интервалы. Так, китайские национальные инструменты обычно используют звукоряд из пяти ступеней, то есть шести звуков. А на отдельных восточных гитарах появляются дополнительные насечки ладов, чтобы делить строй на 1/3 тона или ¼ тона.

Вот только для ушей европейского обывателя, привыкшего за столько веков к равномерной полутоновой темперации, такая разница может быть и незаметна. Большее количество полутонов способны улавливать лишь некоторые люди. Например, Вольфганг Амадей Моцарт слышал погрешность звуковысоты до 1/8 тона. Абсолютным слухом часто обладают и скрипачи, а также исполнители других струнных инструментов.

Источник

Почему в нашей музыке семь нот?

Повторяющийся узор фортепианной клавиатуры из чёрных и белых клавиш известен всем и является одним из символов музыки вообще. Достаточно нарисовать на плакате 7 белых клавиш и 5 чёрных – и всем сразу же понятно, что речь пойдёт о чём-то музыкальном. А знаете ли вы, почему клавиши расположены именно таким образом, а не иначе? Почему белых клавиш семь, а чёрных пять? Давайте разбираться.

Где купить частотомер?

Чтобы разобраться в этом вопросе, нам потребуется помощь физики и математики. Начнём с того, что у каждого музыкального звука на фортепиано есть физическая характеристика – частота , а измеряется она в особых единицах – герцах (Гц). Например, нота «ля» первой октавы обладает частотой в 440 Гц. Для измерения частоты используется специальный физический прибор – частотомер или осциллометр, то есть «счётчик колебаний» .

Если хотите, вы тоже можете купить себе для экспериментов частотомер, стоит он недорого – только за ним нужно бежать вовсе не в магазин научного оборудования, а в магазин музыкальных инструментов. И называется он там не «частотомер», а «тюнер», то есть «инструмент для настройки» – но на самом деле тюнер представляет собой самый обычный частотомер, только чуть-чуть переделанный. Встроенный микрофон «слушает» ноту, которую мы играем или поём, и показывает нам её высоту на маленьком экранчике. Для настройки струн скрипки или гитары – самая удобная штука на свете!

Впрочем, если вам лень отправляться в магазин или вы не хотите тратить лишние деньги, можно воспользоваться достижениями современных технологий. Например, скачать для своего смартфона маленькое бесплатное приложение «Тюнер и метроном». Или «Sound Analyzer Free», или «Frequency Counter», таких приложений много, просто «Тюнер и метроном» – самое наглядное и (главное) весьма точное. Нажимаем на кнопочку «Тюнер» – и пожалуйста, вот вам прекрасный частотомер для экспериментов со звуком!

Первый эксперимент: что такое октава?

Если поднести частотомер к пианино, и нажать на клавишу «ля» первой октавы, то прибор покажет нам на экранчике частоту 440 Гц (если, конечно, пианино настроено и исправно). А теперь нажмём на клавишу «ля» второй октавы – прибор покажет нам частоту 880 Гц. Как любопытно, правда? Ведь 880 – это 440, умноженное на 2!

Может быть, это совпадение?

Нажмём на клавишу «ля» малой октавы и снова посмотрим на экранчик тюнера. Он тут же покажет нам частоту 220 герц. А 220 – это 440, разделённое на 2!

Значит, не совпадение, а строгая закономерность. Если мы продолжим наши эксперименты с нотами «ля» по всей клавиатуре пианино, получим такую вот таблицу частот:

Посмотрите, с помощью простых наблюдений за частотомером мы открыли один из самых главных законов теории музыки: частота нот на расстоянии одной октавы отличается ровно в два раза . Хотите ноту на октаву выше? Умножьте частоту на 2. Хотите ноту на октаву ниже? Разделите частоту на 2. Хотите ноту на две октавы выше? Умножаем частоту на 4, легко и просто!

Второй эксперимент: что такое квинта?

Хорошо. Если умножить частоту на 2, получим октаву вверх. Если умножить на 4, получим две октавы вверх. А что будет, если умножить частоту на 3?

Шикарный вопрос! Снова берём ноту «ля» 1-й октавы, частота равна 440 Гц. 440 умножить на 3 равно 1320. Какая это будет нота? Снова берём наш частотомер и находим ноту на клавиатуре пианино банальным методом перебора («научного тыка»). Оп! Есть! Это нота «ми» третьей октавы! Опустим её на октаву вниз, то есть разделим на 2, и получим частоту 660 Гц – «ми» второй октавы. Ноты «ля» первой октавы и «ми» второй октавы образуют красиво звучащий музыкальный интервал, квинту. Именно по квинтам, например, настраиваются струны скрипки. А если мы опустим нашу ноту «ми» ещё на октаву вниз (то есть разделим на 4), то получим «ми» первой октавы, 330 Гц.

Итак, чтобы получить квинту вверх, нам нужно нашу частоту умножить на 3 и разделить на 2, или умножить на дробь 3/2. А если мы умножим нашу частоту на обратную дробь, то есть 2/3? 440 умножить на 2 и разделить на 3 будет примерно 293. Опять включаем частотомер и ищем эту частоту на клавиатуре пианино. Есть! Вот она! Это нота «ре» первой октавы – а нота «ре» образует от ноты «ля» в точности такую же квинту, только сыгранную вниз! Получается, что ноты, из которых можно составлять красивые мелодии и вообще музыку, образуются не «сами по себе», не случайно, а по строгим математическим законам ! Вот это да!

Источник

Оцените статью