Семь нот семь цветов радуги для детей

Семь нот семь цветов радуги для детей

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты — сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “Тайны семи нот”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков — волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До — красного цвета;
ре — оранжевого;
ми — желтого;
фа — зеленого;
соль — голубого;
ля — синего;
си — фиолетового .

Семь нот — семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно — это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет

Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту

Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества

И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

На основе этой методике я придумала героев — нотную семейку. Это дедушка ДО, бабушка РЕ, мама МИ-МИ, папа ФА, девочка СОЛЬ, мальчик ЛЯ и собачка СИ-СИ. Вместе с героями в веселых музыкальных играх ребенок знакомится с удивительным миром музыки.

Предлагаем прямо сейчас послушать песенку о том, как смелые котята спасли нотный домик от наглых мышей! А заодно поиграть в музыкально-математические игры. Перейдите по ссылке ниже, введите свой имейл в форму — и через несколько минут игры и песенка придут вам на почту.

Источник

План-конспект открытого занятия объединения «Лунный кораблик». Тема: «Семь цветов радуги, семь нот в музыке»

специалист в области арт-терапии

МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей Тетюшского муниципального района РТ»

Комплексное занятие на тему:

«Семь цветов радуги, семь нот в музыке.

Связь между музыкой и живописью»

Автор: педагог д/о

Закрепить понятия 7 цветов радуги

Закрепить понятия: нотоносец, ноты, их расположение

Раскрыть связь между музыкой и живописью.

Методы обучения: показ, объяснение, беседа, создание творческих

работ, прослушивание, исполнение.

Формы обучения: групповые, звеньями.

Тип занятия: комплексное, комбинированное.

Используемые музыкальные произведения:

1 «Тучка с солнышком»

2 « То ли ещё будет»

4 Несколько разных по характеру мелодий

Оборудование: магнитофон, синтезатор, раздаточный материал.

У. – Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня, мы вместе с вами отправимся в путешествие в волшебный город. А вот в какой, вы узнаете чуть позже. А теперь приготовились, сели удобно, расправили плечи. Мы отправляемся!

Маршируем по дороге

Лес, ветер, деревья шумят

На доске нарисованы тучка и солнышко

У. – Ой, ребята, посмотрите, на нашем пути появились тучка, и солнышко! Чтобы пройти дальше, надо спеть о них песенку. Только вот какую?

Д. – «Тучка с солнышком»

У. – Конечно! Встали, расправили плечи, поём светлым звуком. Не кричим!

Исполнение песни «Тучка с солнышком»

На последних словах открывается радуга

У. – Ребята, вы своей песней совершили настоящее волшебство – зажгли разноцветную, красочную радугу! А знаете, почему вам это удалось? Потому, что музыка и живопись охотно помогают друг — другу! Запоёшь песню – и перед глазами встают картины того, о чём поёшь! Начнёшь рисовать – и так и тянет что-нибудь напеть, подходящее по характеру! А живут ноты и цвета в волшебном городе, куда мы с вами пришли, и живут очень дружно. Поэтому и тема нашего сегодняшнего занятия, про дружбу между музыкой и литературой, звучит так «СЕМЬ НОТ В МУЗЫКЕ, СЕМЬ ЦВЕТОВ РАДУГИ».

У. – Дорогие ребята, появление в небе радуги всегда и всеми воспринимается с радостью. Но радуга не только дарит нам красоту. Она состоит из разных цветов. А вы знаете каких?

У. – Правильно. Их семь. И они всегда располагаются в определённом порядке. Я знаю одну волшебную фразу. «КАЖДЫЙ ОХТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН». Зная её, вы всегда будете знать расположение цветов в радуге.

Фраза вывешивается на доске.

В первых буквах этих слов.

Скрыта тайна всех цветов.

Ты прочтёшь их и тогда

Без особого труда

Назовёшь все семь цветов,

Что в порядке этих слов

В яркой радуге стоят

И запомнить их велят!

Дети читают стихи и вывешивают названия цветов

1 ребёнок. Каждый знает красный цвет,

Он красив – сомнений нет.

Алым пламенем горит,

Первым в радуге стоит!

2 ребёнок. Этот цвет совсем другой:

Он похож на золотой.

И сияет, как звезда.

Цвет оранжевый всегда.

3 ребёнок. Словно солнышко на ножке,

Одуванчик у дорожки

В жёлтый цвет окрашен он –

Очень в солнышко влюблён.

4 ребёнок. Как узнать зелёный цвет7

Тотчас просится ответ –

Это цвет густой травы

И на дереве листвы.

5 ребёнок. Этот маленький пилот

Водит в небе самолёт.

Он открыл давно секрет:

Голубой – небесный цвет.

6 ребёнок. Все ребята знать должны,

Синий -цвет морской волны,

И тельняшка моряка

Тоже синяя слегка.

7 ребёнок. Этот цвет почти волшебный –

В радуге стоит последний.

Где синий и красный встречаются,

У. – Ребята, цвета живут в радуге, а где же живут ноты?

Д. – На нотном стане.

У. – Правильно. А сколько линеек в нотном стане?

У. – Молодцы. В радуге все цвета располагаются по порядку. Ноты на нотном стане тоже живут каждая на своём этаже. А вот какая нота на каком знаете?

Повтор расположения нот на нотоносце

У. — А сейчас, чтобы ещё лучше запомнить цвета в радуге, и расположение нот на нотном стане, давайте нарисуем домики. И поселим в них нотки.

Раздать карточки, с чёрно-белым шаблоном домика,

названием цвета и ноты

У. – Молодцы. А теперь давайте встанем так. Как располагаются цвета в радуге.

Дети встают по цветам

У. – Замечательно. А теперь так. Как располагаются ноты в звукоряде.

Дети встают в гамму

У. Умницы. Но ответьте, ребята. вокруг вас цвета всегда стоят по порядку?

У. – Конечно нет, иначе жизнь была бы однообразной. А ноты всегда стоят по порядку?

Д. – Нет. Они могут меняться местами.

У. – Правильно. И когда ноты встают не по порядку, появляются пени. Давайте попробуем поменяться местами.

Дети меняются. Наигрываю получившуюся мелодию. Ставлю их сама.

У. – А вот эту мелодию вы узнаёте?

Д. – Да, это песня «То ли ещё будет»

У. – Давайте её исполним.

У. –Итак, что мы сегодня с вами повторили?

Д. – Цвета радуги – красный. Оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, и в каком порядке они стоят в радуге. Нотный стан, ноты – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, их расположение на нотном стане.

У. – Наши ноты и цвета живут в одном волшебном городе. А как вы думаете, почему?

Д. – Потому что музыка и живопись дружат между собой.

У. – Правильно. И сегодня мы с вами узнаем немного больше об этой дружбе! И художники, и музыканты, создавая свои произведения, пользуются специальными приёмами. У художника – это краски разных цветов, а у музыкантов – мелодии, разные по характеру. Но так как музыка и живопись дружат между собой, то они могут помогать друг другу. Глядя на картину, мы слышим музыку, а когда слушаем музыку, в нашем воображении всплывают картины. Музыка помогает лучше понять живопись, а живопись помогает лучше понять музыку.

У. – Когда мы видим печальную картину, то какими цветами она обычно нарисована?

Д. – Тёмными. Приглушёнными…

У. – А какая мелодия будет звучать подходяще к этой картине?

Д. – Печальная, тихая, медленная..

У. – А если наоборот. Взять весёлую песенку…А какие песенки мы называем весёлми?

Д. – Быстрые, светлые. Лёгкие

У. – Молодцы, правильно! Какие цвета на неё похожи?

Д. – Яркие. Светлые…

У. – То есть, когда мы слышим музыку, мы можем подобрать к ней цвет?

У. – А наоборот. Когда мы видим картину, можем подобрать подходящую по характеру мелодию?

У. – Ну что же, давайте попробуем. Вы видите вот эту картину

У. – Какая музыка к ней подойдёт?

У. – А какая музыка будет соответствовать этой картине?

У. – С этим заданием вы справились на отлично. А теперь попробуем по другому. Сейчас вы прослушаете отрывок музыкального произведения, и поднимите цветные карточки, которые подходят к характеру этого произведения.

У. — Умницы. А сейчас объединим музыку и рисование. Давайте послушаем ещё одно произведение, и попробуем нарисовать то, о чём оно нам рассказывает!

Прослушивание. Разбор. Рисование под музыку.

У. – Ну вот и заканчивается наше путешествие в волшебный город, в котором очень дружно живут ноты и краски, музыка и живопись. А в чём заключается эта дружба?

Д. – Музыка помогает лучше понять живопись, а живопись помогает лучше понять музыку.

Источник

Из опыта работы «Использование цветовой системы в обучении нотной грамоте»

Наталья Романова
Из опыта работы «Использование цветовой системы в обучении нотной грамоте»

Цветовая система обучения началам нотной грамоты активно используется педагогами — дошкольниками. Радуга — семь цветов. Музыка — семь нот. За каждым звуком закреплен цвет.

Для того, чтобы дети быстрее освоили звукоряд. запомнили расположение каждой ноты на нотном стане.изготовила пособия: лэпбук «Звукоряд»,

на которых все подчинено семи цветам радуги и семи нотам.

Ребенок имеет перед собой цветное изображение ноты на нотном стане

воспроизводит звук на металлофоне.

двигается по ступенькам лесенки. располагая на каждой соответствующего цвета матрешку или нотку.

В течении полугода звукоряд укладывается в памяти и дети могут его воспроизводить без поддержки наглядностью на металлофоне или электрическом детском органчике.

Существует мнение. что использование цветов не имеет развивающего эффекта. а приводит к механическому воспроизведению звуков. не развивая музыкального слуха. Позволю себе не согласиться с этим. Запомнив названия всех нот. их расположение на нотном стане.дети усваивают понятия: движение мелодии. длительность звука. на основании которых можно уже строить понятия музыкальная фраза. акцент, регистр.

Использую цветовую систему обучения нотной грамоте на первом этапе обучения с детьми 4-6 лет. Играть по нотам дети не могут, но очень хорошо воспроизводят ритмические рисунки в шумовом оркестре. Усвоение навыков первого этапа дает возможность дальше продолжать работу по обучению нотной грамоте.

Использование инновационных технологий в ДОУ (из опыта работы) «Использование инновационных технологий в ДОУ» (Из опыта работы) Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях.

Презентация «Использование проектного метода в работе с дошкольниками» из опыта работы Внедрение в практику технологию — метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность,.

Использование мнемотехнологий в детском саду. Из опыта работы Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще.

Использование палочек Кюизенера в работе с детьми (из опыта работы воспитателя) Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891 – 1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических.

Использование современных здоровьесберегающих технологий. Из опыта работы В нашем ДОУ применяется «технология здоровьесбережения», задачами которой являются: 1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы Физическое воспитание детей — одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Конспект занятия «Звук [Й] Буква «Й» Зима». Использование дидактического пособия «Город грамотеев» в обучении грамоте Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: автоматизация навыка четкого произношения звука [Й], совершенствование звукового анализа и синтеза,.

Опыт работы «Использование инновационных технологий в воспитании и обучении детей» Использование инновационных технологий в воспитании и обучении детей. В. А. Сухомлинский когда-то сказал: «Дети – это счастье,.

Сообщение из опыта работы «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Слайд 1 Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших.

Из опыта работы «Взаимодействие с родителями при обучении плаванию младших дошкольников» Статья. Взаимодействие с родителями при обучении плаванию младших дошкольников. (из опыта работы)Для улучшения результата обучения плаванию.

Источник

Оцените статью