Семь нот здоровья ноты

Семь целебных нот: как музыка влияет на наше здоровье

По мнению Платона, из всех видов искусства именно музыка способна воодушевить весь мир и придать веселье всему существующему. Он называл её «воплощением всего прекрасного и всего возвышенного», и в подобной оценке явно не был одинок. Вслед за ним Аристотель писал, что упоительные мелодии воздействуют на этическую сторону души, исцеляя и очищая её. По этой причине они «должны быть включены в число предметов воспитания молодежи».

Несмотря на то, что в современном мире человек всё меньше значения придаёт мистическому и сакральному смыслу этого искусства, его ценность ничуть не померкла, а популярность лишь возросла. Впрочем, это вполне закономерно, ведь музыка сопровождала человека на протяжении всей его истории. А сейчас стала доступна всем и каждому. Осознанно или нет, но многие слушают её каждый день. Как же музыка влияет на нас? И есть ли рациональное звено в вере древних греков в её исцеляющую силу? Посмотрим, что говорит об этом современная нейронаука.

Лев Толстой за роялем с дочерью Сашей (Ясная Поляна, 1907)

С чего начинается музыка (и любовь к ней)

Но для начала — небольшой экскурс в историю. Как-никак музыка является одним из древнейших видов искусства. Известно, что самым старым дошедшим до наших дней музыкальным инструментам примерно 40 000 лет — почти как первым наскальным рисункам. Правда, исследователи считают, что создавать первые барабаны и прото-флейты первобытные люди начали намного раньше. В какой-то степени именно музицирование способствовало возникновению коммуникации и совместного труда, а также сыграло не последнюю роль в развитии языка.

Ещё Чарльз Дарвин писал, что «предки человека… прежде чем приобрели способность выражения взаимной любви с помощью членораздельной речи, пытались очаровывать друг друга музыкальными звуками и ритмом». Так или иначе, но человек музыкален от природы. Младенцы начинают понимать ритм и мелодический рисунок речи раньше, чем учатся вычленять отдельные слова из общего потока и понимать их.

Многочисленные исследования, в том числе и те, которые проводят миллионы матерей по всему миру ежедневно, подтверждают, что любовь к колыбельным заложена в нас на генетическом уровне. Малыши гораздо лучше реагируют на пение, чем на простую речь. Если судить по уровню кортизола в слюне, уровень стресса у детей снижается активнее, когда они слышат не просто голос матери, а то, как она поёт.

Мария Каллас за фортепиано (1964)

«Эффект Моцарта»

Если с самого детства мы предпочитаем именно музыкальную форму коммуникации, можно ли использовать это для нашего интеллектуального развития? Данный вопрос давно занимает умы ученых. Одна из них, Фрэнсис Раушер, в 1993 году даже предположила, что классическая музыка может повысить IQ. Для этого она провела простой эксперимент. Предложила студентам прослушать разные мелодии, и после каждой пройти тест на пространственно-временное мышление.

Сначала молодые люди слушали Сонату ре мажор для двух фортепиано Моцарта, потом — расслабляющую музыку, а затем просто сидели в тишине. Оказалось, что лучше всего они выполняют задания после прослушивания классики: рост IQ составил 8-9 баллов. Это явление довольно скоро было растиражировано всеми крупными СМИ под заголовком «Моцарт сделает вас умнее».

Поверить в это было очень соблазнительно. Ведь получается, что от человека почти не требуется никаких усилий, чтобы интеллектуально развиваться. Слушай хорошую музыку, и твой IQ вырастет сам собой. Увы и ах — результаты эксперимента Раушер довольно скоро были опровергнуты. «Эффект Моцарта» оказался не более, чем мифом.

На умственные способности и концентрацию внимания влияют не конкретные мелодии, а уровень дофамина. А он повышается только во время прослушивания мелодий, которые нам нравятся. Любите Шуберта? Скорее всего, включив его музыку, вы сможете увеличить свой IQ на пару пунктов. Если же его творчество вам не по душе, никаких изменений не произойдёт.

Эксперименты с детьми 10-12 лет и вовсе показали, что на их интеллектуальные способности больше влияет любимая поп-музыка. Но будь то Шуберт, Моцарт или Джастин Тимберлейк, в любом случае эффект от прослушивания мелодий будет очень кратковременным и нестабильным.

Альберт Эйнштейн играет на скрипке (1932) / Photo: Bettmann

Занятия музыкой и работа мозга

Значит ли это, что музыка никак не влияет на работу мозга? Вовсе нет. Сомнительный «эффект Моцарта» — лишь верхушка айсберга. Гораздо важнее в музыке то, что скрыто от невооружённого глаза, зато прекрасно видно на МРТ. Многочисленные исследования мозга профессиональных музыкантов наглядно демонстрируют, как активные занятия влияют на развитие отдельных его зон.

У музыкантов передняя часть мозолистого тела, обеспечивающего связь между полушариями, как правило, крупнее, чем у тех, кто никогда не сидел за роялем. Ведь для того, чтобы играть двумя руками одновременно и координировать движения пальцев, необходим быстрый и точный обмен между левым и правым полушариями.

Занятия музыкой развивают и те области мозга, которые отвечают за планирование движений и обработку пространственной информации. Моторная кора у музыкантов тоже развита лучше. Неудивительно, ведь большинство инструментов требуют высокой скорости и точности мелкой моторики. Исполняя этюды Ференца Листа, пианист играет более полутора тысяч нот в минуту! Тот факт, что человек в принципе способен научиться сенсорной обработке такого количества тонов за столь короткое время, наглядно показывает, насколько пластичны наш мозг и нервная система.

И, по словам профессора Монреальского университета Саймона Ландри, это хорошая новость для всех, кто заботится о здоровье своего мозга. Ведь, когда человек стареет, его сенсорные реакции замедляются, а память ухудшается. Занятия музыкой могут стать хорошей профилактикой возрастных когнитивных нарушений, ведь они развивают слуховую, тактильную и мультисенсорную реакции и неплохо тренируют память. А благодаря тому, что музыка активно вовлекает эмоции, эти уроки приносят истинную радость и удовольствие.

Грейс Келли играет на фортепиано, рядом стоит Луи Армстронг (1956)

Музыка как терапия

Ещё в 1860 году британская медсестра Флоренс Найтингейл использовала мелодичную музыку как лекарство от боли. Спустя полтора столетия её интуитивная догадка получила экспериментальное подтверждение. Учёные доказали, что мелодии, которые мы считаем приятными, не только снижают тревожность, но и приглушают болевые ощущения. Удивительно, но музыка оказывает болеутоляющее действие, даже когда пациент находится под наркозом!

Не менее удивительны (и впечатляющи) результаты, которые показывает музыкальная терапия при работе с детьми, страдающими ДЦП, и взрослыми, столкнувшимися с афазией после инсульта. В первом случае очень полезны занятия на фортепиано, которые, как было сказано выше, развивают мелкую моторику и точность движений. А во втором — пение.

Врачи уже давно заметили, что люди, почти полностью утратившие способность говорить, не теряют своей музыкальности. Исполняя песни, пациенты с афазией могут произнести больше слов, чем в обычной речи. К счастью, вокальные данные тут совершенно не при чём. По данным финской исследовательницы Мари Терваниеми, прослушивание песен также улучшает вербальную память и фокусировку внимания у людей, недавно перенесших инсульт. Не зря Владимир Бехтерев называл музыку «целителем здоровья»!

Чарли Чаплин играет на виолончели (1915)

Музыка против деменции

Не так давно исследователи из Медицинской школы Бостонского университета обнаружили, что музыка помогает лучше запоминать информацию даже пациентам с болезнью Альцгеймера. Песни, исполненные с музыкальным сопровождением, участники исследования запоминали гораздо лучше, чем те, которые были просто выразительно прочитаны вслух.

Чтобы проверить, будет ли музыкальная терапия иметь долгосрочный результат или это очередной «эффект Моцарта», учёные из Японии провели эксперимент. В течение года они наблюдали за двумя группами больных деменцией: первые просто раз в неделю занимались физкультурой, а вторые делали это под музыку. Впоследствии, выполняя тесты на когнитивные навыки, представители второй группы справились лучше. Судя по снимкам МРТ, объём их мозга был более сохранён.

Суммируя целебные эффекты музыкальной терапии, повторим слова Стефана Кёльша, научного сотрудника университета Сассекс в Брайтоне: «Я не берусь утверждать, что музыка заменит медикаменты при лечении заболеваний, но употребление многих лекарств приводит к ужасным побочным эффектам, как физическим, так и психологическим, а мелодия не может принести никакого вреда».

Федерико Гарсиа Лорка за фортепиано у себя дома (Гренада, 1935)

О самом главном

«Музыка, — писал Ромен Роллан, — подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». И это, пожалуй, самое замечательное в ней. В большинстве культур свойство мелодии трогать самые тонкие струны души активно используется для сопровождения различных традиций, чтобы вызвать у присутствующих необходимые эмоции — радость или печаль.

Правильно подобранный саундтрек к фильму заставляет нас плакать, а случайно услышанный отрывок любимой песни вызывает непроизвольную улыбку. И ничто не способно столь ясно и осязаемо перенести нас в прошлое, пробуждая в памяти поток ассоциаций, как это делает музыка. Разве что ароматы, которым это тоже под силу.

«Музыка всю жизнь будет вашим другом и спутником, вашим отражением и тенью», — напоминает исследователь Виктория Уильямсон. Она способна поддержать в трудные моменты, утешить в минуты грусти и вдохновить на новые свершения. Не важно, слушаете ли вы симфонии Рахманинова или предпочитаете современную популярную музыку. В любом случае, вы можете использовать любимые мелодии, чтобы поднять себе настроение или, как скажет наука, получить необходимую порцию дофамина.

Вспомним напоследок слова все того же Чарльза Дарвина, который утверждал, что утрата стихов и музыки «равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а ещё вероятнее — на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы». Просто включите любимую музыку, которая заставляет ваше сердце трепетать от восторга, и вы сразу поймёте, что он имел в виду.

Art: Laurent de La Hyre « Allegory of Music» ( 1649)

Источник

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке в подготовительной к школе группе «Семь нот здоровья»

Юлия Тряпкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке в подготовительной к школе группе «Семь нот здоровья»

Автор: музыкальный руководитель

Тряпкова Юлия Владимировна,

МБДОУ «Детский сад № 40»

1.Тема: «Семь нот здоровья»

2.Цель: Развивать творческий потенциал старшего дошкольника посредством включения здоровьеформирующих технологий в образовательную область «Музыка».

3. Оздоровительные задачи:

• Развивать и укреплять здоровье ребенка, используя элементы здоровьеформирующих технологий;

• Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);

Вызвать эмоциональный отклик на музыку и желание слушать ее;

Воспитывать самостоятельность, активность, чувство товарищества.

Развивать умение анализировать, дискутировать о характере музыки;

Обогащать музыкальные впечатления детей, содействовать проявлению творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьеформирующие технологии;

Побуждать к танцевальной импровизации, развивать слух, чувство метроритма.

Образовательные задачи:

Закреплять элементарные музыкальные понятия (нота, нотный стан, скрипичный ключ, дирижёр, композитор);

Формировать певческие умения и навыки; вырабатывать правильное дыхание, дикцию, звукообразование, интонирование;

Совершенствовать игру на музыкальных инструментах в оркестре;

4.Материалы и оборудование:

музыкальный центр, диски, ИКТ;

музыкальные инструменты для детей;

— магнитная доска и нотный стан; ноты и скрипичный ключ; дирижёрская палочка; шарфы для импровизации,

— кувшин с водой, горшочки для цветов, семена;

— красные и синие ноты для рефлексии.

5.Интеграционные области: Музыка, Здоровье, Социализация.

Муз. руководитель. — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Владимировна. Я приехала к вам в гости из древнего города Мурома.

— Посмотрите, как много гостей. Давайте с ними поздороваемся, пожелаем здоровья.

Муз. руководитель. — Ребята, а вы любите музыку? Я очень люблю, и поэтому приготовила для вас большой концерт. (Музыкальный руководитель садится за фортепиано и начинает играть ноты в разнобой). Какой кошмар, у меня исчезли все ноты. Надо посмотреть, что же зафиксировала камера видео наблюдения. Внимание на экран. (фрагмент видео о нотах их м/ф «До-ре-ми»)

Муз. руководитель. — Как вы думаете, что же произошло?

Муз. руководитель. — Я, кажется, всё поняла. Это злая колдунья из волшебной музыкальной страны позавидовала нашей любви к музыке и решила помешать дальнейшему общению с ней. Она похитила ноты, поэтому я не могу устроить для вас концерт. Что же мне делать, неужели придётся возвращаться обратно?

Дети. Мы вам поможем найти ноты.

Муз. руководитель. — Для начала давайте вспомним, сколько нот в музыке?

Дети. В музыке семь нот.

Музыкальный руководитель. Как они называются?

Дети. До ре ми фа соль ля си.

Муз. руководитель. Для чего нужны ноты?

Дети. Ноты нужны, чтобы звучала музыка. А где живут ноты?

Дети. На нотном стане.

Муз. руководитель. Вот у нас есть нотный стан, на который мы будем помещать найденные нами нотки.

II. Основная часть.

— А для того, чтобы их найти, я предлагаю вам отправиться в волшебную музыкальную страну. Хочу вас предупредить, что дорога не близкая и полна препятствий, но я уверена, что вы с ними справитесь.

— Чтобы попасть в волшебную страну, надо превратиться в сказочных героев. Давайте подумаем и представим, кем бы вы хотели стать? Вспомните героев сказок, мультфильмов (музыкальный руководитель спрашивает у каждого ребёнка, каким героем он хотел бы стать) Давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и перевоплотимся в сказочных героев.

Упражнения на развитие воображения, дыхания,

детской пластики,выразительной мимики:

1.(звучит спокойная музыка) – Представьте, что мы на лесной поляне, где светит солнце, поют птички. Слышите, музыка звучит? Какая она? (ответы детей) Давайте представим, что вы — художники и нарисуем красивую картину. Наши руки – это кисти. Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо. А теперь – в жёлтую краску, рисуем солнце. А теперь – лучики, выразительные глаза и, конечно, же улыбку. Посмотрите, какую красивую картину мы нарисовали.

2. (звучит более подвижная музыка) – Двигаемся дальше. Закроем глаза и представим, что мы попали в фруктовый сад.

«Вдыхаем аромат яблок»;

«Пытаемся достать яблоки на дереве» (поднимаем сначала левую руку вверх, потом – правую);

«Ещё раз пытаемся достать яблоки» (подпрыгиваем на месте, руки по очереди вверх);

«Как же достать яблоки?» (берём лесенку и поднимаемся);

«Срываем яблоки и кладём их в корзину» (имитируем сбор яблок);

«Отдыхаем, кушаем яблоки» (спускаемся и садимся на ковёр; упражнение для мимики – яблоки сладкие, кислые, понравились или нет).

3.Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (цветами) А какими? (ответы детей) А я предлагаю вам посадить свой цветок в волшебной сказочной стране. Ребята, из чего можно вырастить цветок? (Ответы детей). Да из зёрнышка, из семени. А что нужно сделать, чтобы цветок вырос? (Ответы детей). Вот и мы сейчас посадим зёрнышко, польём его и вырастим волшебный цветок. Приготовьте ладошки, я подарю вам по волшебному зёрнышку и вы посадите его.

Музыкальный руководитель «вкладывает» в ладони по зернышку, дети кладут их в горшочки.

— А для того, чтобы зёрнышки проросли, я полью их «живой» водой из горячего источника. Покажите своими движениями, как цветочек растёт и расцветает.

Импровизация «Распускание цветка».

Активное слушание «Вальс цветов» П. И. Чайковского.

Муз. руководитель. — Какие прекрасные цветы распустились, целая поляна. Можете немного повальсировать.

— Вам понравилось музыкальное произведение? А вы знаете его название и кто автор? («Вальс цветов», великий русский композитор П. И. Чайковский)

На экране появляется первая нота – «ДО» (слайд)

Муз. руководитель. — Обратите внимание, вот и первая нотка «ДО» вернулась домой. Мы с вами вырастили целую поляну красивых цветов, послушали прекрасное музыкальное произведение и отыскали первую нотку, которую вернули на место. (Помещают нотку на нотный стан).

-Отправляемся искать следующую ноту. А вы знаете, кто такой дирижер?

Дети. Человек, который руководит оркестром.

Муз. руководитель. У меня есть дирижерская палочка, которая позволит нам стать дирижерами.

Зрительная гимнастика «Дирижер»

Музыкальный руководитель палочкой рисует на воздухе геометрические фигуры, дети угадывают.

На экране появляется вторая нота – «РЕ» (слайд)

Муз. руководитель. — Вы помогли вернуться второй ноте «РЕ» и найти своё место на нотном стане.

Муз. руководитель. — Дети, вы когда-нибудь слышали, как звучат ноты «Му» и «Мяу»? Нет? И я никогда не слышала. А хотите узнать? Но прежде давайте поиграем с нашими язычками.

«Утро с котиком Рыжиком»

Котик Рыжик утром встал, Дети потягиваются.

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево – В улыбке открыть рот и кончиком

языка сильно «почистить»

Чистим зубки мы умело. за нижними зубами 5-6 раз, затем

за верхними зубами 5-6 раз.

Пополощем ротик, Имитация полоскания ротика.

Как чистюля котик.

Рыжик наш расческу взял В улыбке закусить язык зубами,

«протаскивать» язык между

И причесываться стал. зубами вперед-назад.

Мы за ним не отстаем –

Все покажем язычком.

«Песенка про Кузнечика» на слоги «Му», «Мяу».

Появляется третья нота – «МИ» (слайд)

Муз. руководитель. — Вот и третья нотка «МИ» вернулась домой.

На экране появляется дворец.

Муз. руководитель. – Ах, какой красивый дворец, наверное, он принадлежит Королеве Музыки. А вы хотите туда попасть? Давайте снова немного пофантазируем (звучит красивая музыка). Закроем глазки и представим, что мы находимся во дворце Королевы Музыки. Дворец большой, в нём три этажа. Мы с вами находимся на втором этаже. На третьем живут придворные дамы, а на первом – музыканты. Отгадайте, куда сейчас мы направимся?

(Звучит звукоряд в восходящем направлении, дети определяют – мелодия пошла вверх, значит, мы пойдём к дамам на третий этаж).

— Интересно, чем сейчас занимаются дамы? Наверное, как всегда сплетничают.

(Звучит «Вальс» Ф. Шопена (отрывок). Беседа о характере, о жанре музыкального произведения. Дети определяют, что дамы танцуют вальс).

— Девочки, а вы умеете танцевать так же легко и изящно, как придворные дамы?

«Танцевальная импровизация с платками» («Вальс» Ф. Шопен)

Муз. руководитель. – Вы так хорошо танцевали, что мне показалось, будто я попала на бал к королеве Музыки.

На экране появляется четвёртая и пятая ноты – «ФА» и «СОЛЬ» (слайд).

Муз. руководитель. Ещё две нотки мы нашли.

— А теперь следующая загадка – Отгадайте, куда мы пойдём сейчас? (Звучит нисходящий звукоряд. Ответ детей – пойдём вниз, к музыкантам, на первый этаж).

— Я вижу, что вы очень внимательны и не допускаете ошибок!

А сейчас вас, детвора, ждет веселая игра.

Раз, два, три, четыре, пять надо музыкальные инструменты угадать.

Проводится игра «Угадай, на чём играю».

По окончании которой, предлагается организовать оркестр детских музыкальных инструментов.

Дети исполняют рус. нар. м. «Ах вы, сени»,на музыкальных инструментах.

Муз. руководитель — Прекрасная музыка, благодарю вас.

На экране появляется шестая нота – «ЛЯ» (слайд)

Муз. руководитель. — На нотном стане появилась нота «ЛЯ».- Какая следующая нота?

Муз. руководитель. Чтобы появилась последняя нота, нужно очень постараться. Ваша задача – повторить танцевальные движения по моему показу.

Танцевальная импровизация «Калинка» рус. нар. м.

На экране появляется седьмая нота – «СИ» (слайд)

Муз. руководитель. — На нотном стане появилась нота «СИ».

Семь всего лишь нот на свете,

Ты запомни ноты эти.

Долго в памяти носи:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Муз. руководитель. — Спасибо вам, ребята, за помощь. Все ноты вернулись на свои места в нотном стане. Вы показали, что любите музыку и умеете в ней разбираться.

Но мне кажется, что на нотном стане чего – то не хватает. Как вы думаете, чего?

Дети. — Скрипичного ключа.

Муз. руководитель. — Однако, злая волшебница и здесь поработала, посмотрите, что с ним произошло? Помогите мне собрать его и вернуть на нотный стан.

Игра-пазлы «Собери скрипичный ключ»

Дети собирают скрипичный ключ и помещают его на нотный стан.

III. Заключительная часть.

Муз. руководитель. – Вот теперь всё на месте и мы снова можем петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах.

— Как вы думаете, почему так важно было вернуть все ноты на нотный стан?

Дети. Чтобы вернулась музыка.

Муз. руководитель. — Мы совсем забыли про наши зернышки.

Дети рассматривают цветы, восхищаются их красотой и ароматом.

Муз. руководитель. — Ну что, возвращаемся в детский сад? Вы проделали такой длинный путь, и, наверное, очень устали, а я знаю отличное заклинание, чтобы вмиг очутиться в группе.

— Глазки дружно закрывайте,

Ручки плавно опускайте,

В детском садике очутитесь!

Муз. руководитель. Я не могу отпустить вас без подарка. У меня есть волшебные нотки Мажора (красные) и Минора (синие). Выберите те,которые вам нравятся: красные – вам понравилось наше путешествие; синие – если не понравилось. Обязательно расскажите, почему вы выбрали ту или иную ноту.

Муз. руководитель. Наша встреча подошла к концу. До свидания! До новых встреч!

План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.

Перспективный годовой план музыкальных развлечений Утверждено 09.09.2012 г. Перспективный годовой план музыкальных развлечений на 2012/2013 уч. год музыкального руководителя ГДОУ Евиной Т. А.

Источник

Оцените статью