Семиструнная гитара мастеровая гитара

Царица праздника семиструнная гитара

Известная каждому семиструнная гитара становится лучшим гостем на любом празднике. На этом музыкальном инструменте с почти равным успехом играет новичок и виртуоз. Русская семиструнная гитара известна жителям нашей страны минимум с конца XVIII века. С тех пор музыка под перебор семи струн, романсы и народные песни радуют слух наших соотечественников и любителей музыки всего мира. Сегодня игру на семиструнной гитаре считают народной.

Происхождение семиструнной гитары

По легендам инструмент был изобретен нашим соотечественником Андреем Осиповичем Сихрой. Считается, что он сам написал для нее более 1000 музыкальных произведений. Под аккомпанемент семиструнки десятилетиями звучали русские романсы. В XIX веке старинный инструмент оценили цыгане, которые привезли аксессуар в Южную Америку, подарив второе наименование – «цыганская». Очевидные отличия шестиструнной гитары от семиструнной заключаются в увеличении числа струн на одну нижнюю басовую. Это сокращает варианты исполняемых произведений, но позволяет воспроизводить камерные народные произведения и сложные композиции. Она словно специально создана для русских народных песен.

Впервые на публике перебор струн инструмента произошел в 1793 году. Небольшой концерт состоялся в городе Вильно. Чуть позже Сихра перебрался в Москву, куда он привез и свое произведение.

Другая точка зрения приписывает создание семиструнки уроженцу Чехии Игнацу фон Гельду. Он работал в те же года, что и Сихра в Санкт-Петербурге, Москве. Именно чешский музыкант, преподаватель написал учебное пособие по семиструнной гитаре, преподнеся свой труд Императрице Елизавете Алексеевне.

Инструмент стал очень популярным и известным. На нем мог играть как простой мастеровой, так и дворянин.

Сегодня этот струнный инструмент на профессиональной сцене используется достаточно редко. Его применяют барды, исполняя баллады, песенные композиции. Семиструнную гитару выбирали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Пол Маккартни. Она солирует при исполнении произведений русских композиторов. Звуковой ряд нот отличается романтичностью, мелодикой.

В наше время появилась семиструнная электрогитара. Дополнительная басовая струна извлекает глубокий, яркий звук, формирует оригинальные обновленные аккорды. Они отличаются измененной аппликатурой, служат основой уникального и непривычного для классических видов звучания. Приспособление популярно среди экстремально тяжелых видов музыкальных произведений: экспериментальный метал, джент, различные коры.

Разновидности

За десятилетия развития производители предлагали музыкантам различные разновидности «семиструнки». Всего выпускается три вида гитары.

Большая

Особенность – стандартный размер, характерный для классических моделей. Размер звучащей части струны (мензуры) составляет 650 мм.

Терц-гитара

Имеет несколько меньший размер. Мензура в такой модели – 585 мм, что обеспечивает си-бемоль-мажорное звучание. Относится к списку транспонирующих инструментов, строится ниже на малую терцию. Нотный ряд отображается на тон ниже стандартного. Разница при записи тональности До-мажор в перекладке для терц гитары в Ля-мажор.

Кварт-гитара

Имеет малые размеры. Длина мензуры составляет только 550 мм.

Устройство и комплектация

Русская семиструнка отличается устройством конструкции. В этом музыкальном инструменте используются только металлические струны.

Барабан: материал, компоненты

Корпус или барабан выполняется предпочтительно из натуральной древесины. Томный, глубокий звук формирует полый корпус. Внутри устанавливаются деревянные деки. Они размещаются в соответствии с системой Шерцера, которая предполагает параллельное крепление, создавая ребра жесткости.

Корпус изготавливается из двух деревянных дек, соединенных боковыми обечайками. В центре размещается круглое отверстие, называемое розеткой. Прямо под ней устанавливаются кнопки и струны. Верхняя дека выполняется полностью ровной. Нижняя имеет немного выпуклую поверхность.

Гриф: материал, компоненты, крепление

Отличительной характеристикой русской 7-ки считается способ изготовления и крепления грифа. С барабаном его соединяют винтовые элементы. Путем подкрутки винтов на разный уровень порожек натяжения струн устанавливается на разной высоте, формируя оригинальный звуковой ряд. Чем выше установлен порожек, тем большие усилия требуются при переборе. За счет регулировки высоты удобно настроить семиструнную гитару в зависимости от предпочтений исполнителя. На ладах часто устанавливаются кружочки из перламутра или кости, которых может быть в пределах 19-24.

Как подобрать струны

Национальный русский инструмент оборудован только металлическими элементами. В зависимости от толщины, встречаются следующие наименования:

  • самая тонкая – квинта;
  • секунда – средней толщины;
  • с максимальной толщиной – терция.

На последующих выполняется шелковая обмотка. Поверх нее наматывается металлическая канитель. Каждая последующая струна отличается более низким тоном. Строй и звучание проверяют, играя на струне. Изменение тональности проводится при подкрутке колков. Помочь в настройке может камертон.

Альтернативой раньше были жильные струны. Чаще всего натягивались на дорогие модели ручной работы. В последнее время металл иногда заменяется нейлоном. Это не очень сильно влияет на качество звука.

Музыкальные свойства

Дополнительная нижняя басовая струна формирует оригинальную тональность музыки. Формируется камерное бархатистое звучание, подчеркивающее мелодику песенных композиций.

Строй

За счет введения или русским, или чешским музыкантом дополнительной струны формируется оригинальный строй – на октаву ниже традиционного звучания шестиструнной классики (от Ре первой октавы до Ре большой октавы для большой модели). Кварто-терцевый строй формируется в тональности, выполняемой в мажорном звучании, относится к типу смешанных. Диапазон звуковых высот располагается от части большой октавы, через малую, первую и до части второй. Всего охватывает три полных октавы.

Настройка

При настройке оценивается звучание струны по сравнению с двумя, расположенными рядом. Одна из соседних остается при настройке открытой. Вторая зажимается, устанавливается на определенный выбранный лад. Опорной становится первая. С нее и начинается регулировка.

Важно! Каждый лад на грифе должен быть на полтона ниже соседнего.

Также настройка может выполняться по тюнеру.

Тональность

Учитывая основную задачу семиструнки (исполнять русскую национальную музыку), изначально основной тональностью стала мажорная. Самая легкая в этом ряду – мажорная Соль. Субдоминантой и доминантой являются мажорные До и Ре. Также используются в минорном ряду от Ми до До. Остальные тональности для русской семиструнной гитары сложны.

Отличия семиструнной гитары от шестиструнной

Русская или цыганская гитара сегодня не очень сильно отличается от своего прообраза – модели с 6 струнами. Ключевой особенностью, как уже упоминалось, является введение дополнительного баса в нижнем ряду, который настраивается в Си контроктаве.

У приспособлений принципиально разный вариант строя:

  1. Шестиструнка укладывает следующим порядком: ми, си, соль, ре, ля, ми. Что является квартовым строем.
  2. У семиструнки используются иной уклад: ре, си, соль, ре, си, соль, ре. Такой вариант строя называется терцевым. Для настройки применяется камертон Ля. Если камертона нет, при регулировке применяется фортепианный звук Ре. Может использоваться баян.

Внимание! Большая часть современных композиций написана для шестиструнки.

Существенные отличия наблюдаются у электрогитар с 6 и 7 струнами на грифе. Нижний бас особенно ценится исполнителями тяжелого металла. В этом случае путем подключения усилителя аккорды для семиструнной гитары становятся яркими, глубокими, насыщенными.

Игра на семиструнной гитаре

Первый урок игры на семиструнной гитаре начинается с получения базовых навыков. Большую роль играет правильная посадка музыканта, как он размещает руки, умеет ли правильно выполнять настройку музыкального ряда.

Техника игры

Играть удобно только сидя. Рекомендуется обязательно подбирать правильно стул, высота которого должна соответствовать росту музыканта. При укладке на ногу верхнее полотно несильно упирается в грудь, располагается на уровне плеча. Играющая рука, обычно правая, упирается в широкую часть корпуса.

П оложение тела должно быть устойчивым. Для повышения уровня этой характеристики под ногу, на которую укладывается приспособление, подставляется невысокая скамейка. Для правшей она устанавливается под левую ногу. Левшам удобно ставить под правую. Вторая нога немного отставляется в сторону.

При исполнении на басовые струны размещается большой палец. Остальные пальцы, кроме мизинца, не принимающего участия в игре, движутся по направлению к ладони. Большой палец, не попадая на них, движется навстречу. Чаще всего извлечение звука происходит у нижней части розетки.

Упражнения

При выполнении упражнений на начальном этапе игра ведется на открытых струнах. Такой метод помогает освоить извлечение звуков ударом большого пальца по струнам. Левая рука первое время остается опущенной вдоль тела. Тренировка направлена на развитие навыков активно играющей руки. Ее большой палец устанавливается на 7 струну. Указательный располагается на третьей, средний – на второй, а безымянный – на первой. Чтобы начать играть, потребуется слегка нажимать на струну. Тем временем большой палец соскальзывает вниз, перемещаясь на струну ниже. Одновременно извлекают звуки из «своих» струн остальные пальцы.

Упражнения повторяют, перемещая большой палец до 4 струны. Рекомендуется отрабатывать навыки до тех пор, пока пальцы не запомнят порядок движений.

Аккорды для семиструнной гитары

Начинающие музыканты при обучении могут использовать следующие аккорды:

  1. С, при котором большой палец размещается на второй струне первого ряда. Трезвучие, которое извлекается при использовании баррэ, располагается на первом ладу.
  2. При аккорде G играется со свободной левой рукой по пустым струнам.
  3. Большой палец зажимает 6 басовую струну, когда исполнитель берет аккорд Е.

Могут использоваться Am, Dm, F и H. Расположение пальцев при выполнении указывается в таблице, с которой можно ознакомиться в любых музыкальных учебниках.

Источник

Мастеровые гитары

Гитарные мастера (как и гитарные фабрики) бывают очень разные. Термин «мастеровая гитара» не гарантирует, что это непременно суперинструмент круче Гибсона. Но обозначает, что это не массовая продукция, а штучная вещь, сделанная руками. Hand made не в смысле дешевой рекламной наклейки, а в буквальном смысле. Несмотря на разную степень заточенности этих рук, они принадлежат живому человеку — со своими представлениями о хорошей акустике, красоте, совершенстве и вообще о добре и зле.

Покупая мастеровую гитару, вы идете против современного тренда покупать стандартные и пустые вещи. 300 лет назад так покупали ВСЕ: сапоги и телеги, подсвечники и стулья, сюртуки и пистолеты. Не было роботизированных фабрик в Китае, не было ТНК и международных ГОСТов. Вещи делались руками и стоили дорого. Но служили долго и отходили в наследство потомкам.

В случае мастеровой гитары нет никаких объективных критериев оценки, кроме впечатления покупателя. Вы можете сравнить это с фабричными гитарами, висящими на соседних стойках. Иногда мастер будет сильней, иногда нет. Но почти всегда мастеровая гитара будет не столь зализанной и безупречной, как качественная фабричка. Человек проигрывает машине в скорости и точности. Однако только человек знает — ЗАЧЕМ нужны скорость и точность.

Мастера редко выставляют свои гитары в магазины. Они работают под заказ, подробно обговаривая с будущим владельцем нюансы отделки и акустики, в этом и состоит главная прелесть заказной гитары. Но кое-что просачивается. Либо это инструменты, чем-то не устроившие заказчиков, либо следствие того, что писатели называют «работать в стол».

Если вы ищете качественный и необычный инструмент, обязательно смотрите эти гитары. Слушайте их внимательно, прощайте недостатки отделки, еще раз слушайте. Возможно — это оно.

Источник

Мастеровые Гитары. 14 ответов от гитарного мастера Александра Пашенцева

Сегодня замечательный гитарный мастер Александр Пашенцев расскажет нам о мастеровых гитарах. Мы подготовили вопросы, которые волнуют большинство гитаристов, играющих классику и популярную музыку на классических и акустических гитарах .

Здравствуйте, Александр, расскажите немного о себе.

Здравствуйте! Меня зовут Александр Пашенцев!

Мне 43 года. Образование высшее. Изготовлением гитар занимаюсь более 15 лет.

В подростковом возрасте учился игре на гитаре у известного тамбовского мастера Сергея Бизяева, который в дальнейшем стал моим наставником в гитаростроении. Также перенимал опыт других мастеров.

В 2012 г. проходил большую стажировку в гитарной мастерской у Антонио Берналь (Antonio Bernal) в испанском городе Севилья.

Ваша любимая фраза или девиз в жизни?

У совершенства нет предела!

Сколько гитар вы изготовили на текущий момент?

На данный момент изготовил более 150 инструментов. Для изготовления гитар использую только выдержанный материал различных сортов.

По желанию заказчика могу изготовить инструмент нестандартного размера, акустическую гитару, но все-таки своим призванием считаю классическую гитару.

Мягкий и бархатистый тембр классической гитары всегда завораживал и вызывал чувство духовного наслаждения.

От каких факторов зависит звучание хорошей гитары?

Звучание гитары зависит от материала, из которого изготовлен инструмент, качества этого материала и, конечно, от того как был настроен инструмент изнутри, какие толщины были сделаны для дек, какую веерную систему использовал мастер для данной гитары.

Какие особенности звучания у разного дерева?

Для верхней деки в основном использую массивы кедра и ели. Кедр излучает звонкий и в тоже время мягкий звук, у ели звук звонкий и четкий. Кедр не меняет свои свойства на протяжении многих лет, а ель с каждым годом приобретает все более богатый и насыщенный звук.

Для достижения гармоничности звука задняя дека и обечайки изготавливаю из одной и той же древесины. Расскажу об основных.

Клен усиливает звучание верхней деки, но тембрально он менее насыщен, чем остальные породы.

Махагон (красное дерево) способен сбалансировать звук и придать ему четкость и мягкость.

Палисандр — самая ценная порода в гитаростроении, способная преобразить звук на низких частотах. Звук от палисандра будет насыщенным, глубоким и вязким.

Другие же породы: орех, коа, будут близки по звучанию к красному дереву, бубинга и амарант по звуку похожи на палисандр.

Сколько по времени делается одна гитара? Из каких этапов состоит процесс?

Срок изготовления гитары, с учетом всех технологических процессов, примерно 2 месяца. Я выделяю 4 основных этапа: изготовление корпуса, грифа, покрытие лаком и окончательная доводка инструмента.

Первый этап самый продолжительный, в него входит: сгибание обечаек, изготовление верхней и нижней деки и склеивание всего корпуса в целом.

На изготовление грифа уходит примерно одна неделя, чтобы он был прочным его распиливают и вставляют армирующую вставку из черного дерева или палисандра.

При лакировании в последнее время использую три разных лака: шеллак, полиуретановый лак и масляный лак.

Шеллак является самым непрактичным покрытием, т.к. боится влаги и от прикосновения рук постепенно портится, полиуретановый лак имеет превосходные защитные свойства, но сильно зажимает звук, масляный лак прекрасно защищает древесину от влаги и совсем не влияет на звук.

Я не говорю о старых составах масляных лаков, это новейшие американские разработки позволяющие наносить лак без грунта и не требующий дальнейшей полировки.

В чем отличия, преимущества мастеровых гитар по сравнению с фабричными?

С давних пор гитарные мастера экспериментируют с внешним видом, деревом, внутренней конструкцией, различными дополнительными частями инструмента, стараясь приблизить звук гитары к идеалу красоты и певучести, также работая над комфортностью и удобством игры, что вряд ли можно заметить при конвейерном производстве гитар.

Как хранить и перевозить мастеровую гитару?

Хранить и перевозить мастеровую гитару необходимо в чехле или футляре, которые делают переход температуры и влажности максимально плавным. Хранить инструмент желательно в помещении с температурой от +20 до +27 градусов и относительной влажности от 40% до 60%.

В зимний отопительный период рекомендую использовать увлажнитель воздуха. Также не рекомендуется хранить гитары на сквозняках и вблизи отопительных приборов.

Как влияет вырез (гатавей) на звучание гитары?

Вырез бесспорно облегчает игру на верхних ладах. Однако уменьшается объем корпуса, что напрямую влияет на потерю акустических характеристик. Т.е. гатавей буквально скрадывает звук, так как уменьшается объем корпуса.

Но когда гитара с подключением или вы играете с микрофоном, — вырез не имеет особого значения.

Еще, не каждое дерево можно изогнуть для этого. Например, из бразильского палисандра гитара с катавеем не получится, так как он имеет очень большую плотность, и гнуть его под таким углом практически невозможно. А вот из мадагаскарского и индийского палисандра — можно сделать.

Какие струны вы рекомендуете использовать на мастеровых гитарах?

Я отдаю предпочтение струнам Savarez и D’Addario. Savarez — это фабрика с большой историей, сочетающая в себе давние традиции и новейшие разработки в этой области. D’Addario – это мощь американских передовых технологий.

Из чего складывается цена мастеровой гитары? Какие минимальные и максимальные цены?

Цена на мастеровую гитару складывается из расходов на материал, фурнитуру, художественное оформление, лаковое покрытие, дополнительные элементы.

Цены на мастеровые гитары начинаются примерно с 60-65 тыс (клен, красное дерево, бубинга). Середнячки от 85 тыс рублей (индийский и мадагаскарский палисандр). А топовые гитары примерно от 110 тыс рублей (бразильский палисандр, черное дерево) и может достигать достаточно больших значений в зависимости от отделки

Для пользователей GuitarSolo.info у меня есть спец предложение. Я готов сделать определенное число ученических мастеровых гитар со весьма существенной скидкой, относительно указанных выше цен.

От продвинутых мастеровых гитар их будет отличать только чуть менее качественный материал (возможны незначительные сучки и т.п.) чуть меньшее декоративное оформление. Тем не менее, это будут очень хорошо звучащие инструменты полностью ручной работы. Разница с фабричными товарами — колоссальная!

Источник

Оцените статью