Семиструнная гитара расположение нот

Строй и настройка семиструнной гитары

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Семиструнная гитара в нашей стране стала пользоваться популярностью с конца XVIII века. Под неё исполняли романсы и народные песни, организовывали концерты. Композиторы сочиняли для этого инструмента проникновенные сольные мелодии. Интересно будет узнать, как настраивается 7-струнная гитара, какие варианты строя существуют. Об этом рассказывается далее в статье.

Виды строя

Строй семиструнной гитары является открытым соль мажорным аккордом. Это стандартный строй русской «семиструнки», где струны звучат такими нотами:

  • струна №7 — D2 (ре большой октавы);
  • №6 — G2 (соль большой октавы);
  • №5 — B2 (си большой октавы);
  • №4 — D3 (ре малой октавы);
  • №3 — G3 (соль малой октавы);
  • №2 — B3 (си малой октавы);
  • №1 — D4 (ре первой октавы).

Запомните! В нотах строй гитары записывается на октаву выше истинного звучания.

Но семиструнная гитара не ограничивается только строем русской гитары. Существует ещё строй гитары цыганской, у которой две струны настроены не так, как у русской — это пятая и вторая струны. Их настраивают на полутон ниже (на ноту си-бемоль), образуя тем самым соль минорный лад настройки инструмента против мажорного русского строя.

Распространён также расширенный испанский строй на основе классической гитары. В этом случае струны звучат следующими звуками:

  • №7 — B1 (нота си контроктавы);
  • №6 — E2 (нота ми большой октавы);
  • №5 — A2 (нота ля большой октавы);
  • №4 — D3 (нота ре малой октавы);
  • №3 — G3 (нота соль малой октавы);
  • №2 — B3 (нота си малой октавы);
  • №1 — E4 (нота ми первой октавы).

Настройка этого варианта семиструнки на слух производится по типу шестиструнок — каждая последующая струна, прижатая в основном на V ладу (кроме третьей) настраивается по открытой предыдущей, начиная с первой. Третью нужно зажать на IV ладу и сравнить звучание со второй открытой.

Выходит, что шесть первых струн в последнем строе (его ещё называют «роковым») настроены стандартным классическим образом, а седьмая струна — на чистую кварту (2,5 тона) ниже шестой. Спрос на такую гитару возрос в 90-е годы прошлого столетия, особенно со стороны музыкальных групп, исполняющих рок-музыку. Известны пониженные строи роковой семиструнной гитары (Drop A, Drop G, Drop F#), где понижается лишь одна седьмая струна на секунду, терцию и кварту соответственно.

Стандартный открытый соль мажорный строй «семиструнки» особенно распространён среди исполнителей русских романсов и авторской песни. Немало любителей игры и на «печальной» соль минорной цыганской гитаре.

К сожалению, среди современного поколения интерес к семиструнной гитаре существенно снизился.

Способы настройки

Среди методов настройки гитары можно назвать такие:

  • на слух;
  • с помощью камертона;
  • с помощью другого музыкального инструмента;
  • посредством электронных тюнеров и специальных программ на ПК и смартфонов.

На слух обычно настраивают исполнители собственных песен (барды) или инструменталисты вокальных коллективов. Это связано с особенностями конкретных вокалистов, диапазоном их голосов. Гитаристам иногда приходится перестраивать инструменты на необходимую тональность для удобства аккомпанирования.

С помощью камертона настраивается первая струна, а все остальные — по настроенной предыдущей (вторая по первой открытой, третья по второй и так далее). Иными словами, такой вариант настройки тоже можно отнести к разновидностям метода «на слух», как и следующий способ — по другому музыкальному инструменту.

Новичкам такие способы вряд ли подойдут — их слух пока что не развит. Им лучше воспользоваться электронными устройствами, которые сами определяют степень настройки струн гитары.

На просторах интернета имеются программы, предназначенные для настройки гитары как на слух (они воспроизводят истинное звучание струн, остаётся лишь подстроить свой инструмент в унисон), так и с обратной связью через микрофон (компьютер оценивает звучание гитары). Такие же программы (тюнеры) есть и для смартфонов. Их нужно скачать и установить для ежедневных занятий на гитаре и контроля строя инструмента в процессе обучения.

Ниже предоставляются инструкции настройки русской 7-струнной гитары всеми перечисленными способами.

Пошаговая инструкция для разных видов

Чтобы правильно настроить гитару в домашних условиях на слух, не имея при этом какого-либо другого настроенного музыкального инструмента (фортепиано, баяна) или камертона, необходимо проверить силу натяжения первой струны инструмента. Если натяжение нормальное (струна не задевает при извлечении звуков металлических порожков, не дребезжит и не жёсткая на ощупь), то можно оставить всё как есть, но при этом, опираясь на звук первой открытой струны, настроить все остальные по следующему алгоритму действий:

  • струна №2, прижатая на III ладу, должна звучать в унисон с первой открытой;
  • №3 зажимается на IV ладу — она в этом положении звучит одинаково со второй открытой;
  • №4 тождественна по звуку с третьей открытой, если её прижать на V ладу;
  • №5 зажимается на III ладу и сравнивается по звучанию с четвёртой открытой;
  • №6, прижатая на IV ладу, звучит так же, как и пятая открытая;
  • струну №7 нужно зажать на V ладу, чтобы она звучала одинаково с шестой открытой.

Для подтяжки или ослабления струн при настройке нужно пользоваться колками тех струн, которые необходимо привести в нужный звук.

Важно: настраиваемую струну сначала нужно ослабить, чтобы последним действием колка было натяжение, а не ослабление. В этом случае строй гитары сохраняется дольше.

Если настройка производится по камертону, то такой способ мало чем отличается от предыдущего: первая струна настраивается на звук камертона, а все остальные — на слух по тому же алгоритму, что разобран выше.

При выполнении настройки гитары по фортепиано или другому музыкальному инструменту, кроме транспонирующих (звучащих не так, как пишется в нотах), следует помнить о том, что струны гитары тоже звучат на самом деле на октаву ниже тех нот, которые пишут на нотоносце. Например, первая струна звучит ре первой октавы, а в нотном тексте записывается нотой ре второй октавы. Поэтому такой нюанс следует учитывать при настройках. Та же первая струна приводится в унисон с клавишей ре первой, а не второй октавы фортепиано.

Чтобы не ошибиться, следует ориентироваться со следующим изображением настройки семиструнной гитары по фортепиано.

Настройка с помощью электронного тюнера-клипсы либо тюнера на смартфоне или компьютере, пожалуй, является лучшим выходом и для новичков, и для всех других гитаристов, кому приходится часто перестраивать инструмент. Всего и делов-то — прицепить устройство на головку грифа гитары или открыть программу, а потом, установив автоматический или ручной режим, извлекать звуки из струн и обеспечивать подтягиванием соответствующих колков совпадение частоты колебания с требуемой (контролируется стрелкой или шкалой). На электронных тюнерах имеется световая индикация и сигнализация, по которым можно определить окончание настройки.

Важно: желательно всегда играть только на правильно настроенном инструменте. Слух должен привыкнуть к строю гитары, чтобы позже можно было настройку производить за несколько секунд, лишь проводя пальцем по струнам, определяя тем самым фальшивые ноты строя.

Источник

Ноты на гитаре

Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.

Оглавление

Схема грифа

В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.

Ноты на открытых струнах

При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:

  • 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
  • 2-я струна: си малой октавы (B3)
  • 3-я струна: соль малой октавы (G3)
  • 4-я струна: ре малой октавы (D3)
  • 5-я струна: ля большой октавы (A2)
  • 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)

Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: « Мис сис Соль резала ляжку Минотавра».

Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.

У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.

Принцип полутона

Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.

Зная это, а также помня, что интервалы доре, реми, фасоль, сольля, ляси составляют целый тон, а интервалы мифа, сидо равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.

Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.

На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.

Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.

Двенадцатый лад

Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.

Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.

Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.

Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.

Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.

Одинаковые ноты на разных струнах

Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.

Все ноты на грифе

Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
  2. Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
  3. Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
  4. Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
  5. Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
  6. Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
  7. Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
  8. Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
  9. Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?

Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Источник

Оцените статью