Семиструнная гитара табулатуры для гитары

Содержание
  1. РАЗБОР ПЕСЕН НА СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЕ
  2. Все записи Записи сообщества Поиск Костя Москат запись закреплена Дмитрий Посадский запись закреплена Коллеги семиструнщики, а не приходила ли мысль сделать из 7миструнки 14ти струнку — аналогично как шестиструнная превращается в 12 ти . Мысль сия возникла после того как приобрел 12 струнку, просто звучание на порядок лучше всех моих предыдущих шестиструннок. Понимаю что не существует фабричных экземпляров 14 ти струнок с русским строем. Показать полностью. Но может кто делал или задумывался. Хотелось бы увидеть(послушать) исполнение на таковой. Источник Ноты для семиструнной гитары Нотные сборники, литература, пособия по игре на семиструнной гитаре Сборники Ансамбли Альбом гитариста Альбом начинающего гитариста Библиотека гитариста Знакомые мелодии Репертуар начинающего гитариста Первые шаги гитариста Педагогический репертуар гитариста Муз.училища Гитаристу-любителю Нотная тетрадь гитариста Репертуар гитариста Репертуар для гитары (Библиотека Художественной самодеятельности) На досуге Пьесы Популярные мелодии . Любимые русские народные песни Романсы Вадим Рывкин Музыкальные вечера Самоучители Произведения А.Сихры и М.Высотского для семиструнной гитары составление и исполнительская редакция Л.Менро «Музыка», 1982г. номер 11578 А. Сихра. Соната. А. Сихра. Концертная фантазия А. Сихра. Концертные вариации Вечор был я на почтовом дворе. Русская народная песся. Обработка А. Сихры Среди долины ровныя. Русская народная песня. Обработка А. Сихры По всей деревне Катенька. Русская народная песня. Обработка А. Сихры М. Высотский. Прелюдия М. Высотский. Прелюдия М. Высотский. Полонез М. Высотский. Мазурка М. Высотский. Концертный этюд Пряха. Русская народная песня. Обработка М. Высотского Люблю грушу садовую. Русская народная песня. Обработка М. Высотского Возле речки, возле мосту. Русская народная песня. Обработка М. Высотского Скачать ноты Л.МенроАзбука гитариста семиструнная гитара «Музыка», 1981г. DjVu Краткая история гитары. Устройство гитары Струны гитары Надевание струн на гитару Настройка гитары Уход за инструментом и его хранение УРОКИ Разбор произведений: Во саду ли, в огороде. Русская народная песня Iди, iди, дощику. Украинская народная песня Как пошли наши подружки. Русская народная песня На тесовом на крылечке. Русская народная песня Как на той ли на березе. Русская народная песня На шляху; Украинская народная песня М. Павлов. Этюд Ой, є у лiсi калина. Украинская народная песня Н. Александров. Этюд Ай, на горе дуб. Русская народная песня А у лесе, лесе. Белорусская народная песня М. Иванов. Этюд Как у наших у ворот. Русская народная песня Ты пойди, моя коровушка, домой. Русская народная песня Поехал казак на чужбину далеку. Русская народная песня. Iхав козак на вiйноньку. Украинская народная песня. По Дону гуляет. Русская народная песня Перепелочка. Белорусская народная песня Б. Мокроусов. Одинокая гармонь Тонкая рябина. Русская народная песня Л. Менро. Этюд В. Соловьев-Седой. Подмосковные вечера В. Юрьев. Этюд. НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ Ах, деревня от деревни неподалеку стоит. Русская народная песня Н. Мясковский. Беззаботная песенка Я вечор в лужках гуляла. Русская народная песня. Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня Стоит гора высокая. Украинская народная песня Моравский танец В старом саду. Чешская народная песня Кукушечка. Польская народная песня Б. Мокроусов. Осенние листья (вальс) Т. Хренников. Лодочка. Песня из кинофильма «Верные друзья» В. Мурадели. Ангара Расцветай, Сибирь А. Гречанинов. Материнские ласки. Переложение Р. Мелешко А. Гедике. Сарабанда Скачать ноты КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Гитара получила распространение в России примерно с середины XVIII века. Предшественницей этого старейшего инструмента была древнегреческая китара (кифара). В средние века бытовали латинские и мавританские гитары, которые с течением времени менялись по форме и строю. Из многочисленных разновидностей гитар в наше время получили широкое распространение шестиструнная (испанская) и семиструнная (русская). Знаменитые русские музыкальных дел мастера славились изготовлением прекрасных инструментов, отличавшихся глубоким, звучным тоном. Известный мастер Иван Андреевич Батов (1767— 1841) в 1821г. сконструировал оригинальную модель гитары, один из экземпляров которой хранится в Центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве, Там же экспонируется гитара работы Ивана Яковлевича Краснощекова (1798—1875), изготовленная в 1834 г. Эта гитара принадлежала цыганской певице Тане, которую любил слушать А. С. Пушкин. В музее хранится также гитара Ф. И. Шаляпина, под аккомпанемент которой он любил петь народные песни и старинные романсы. ale07.ru Русская гитарная школа имеет свои традиции исполнительского мастерства, основы которого были заложены около двухсот лет назад. В XIX веке создается профессиональная гитарная школа, основоположником которой считается Андрей Осипович Сихра (1773—1850), известный в свое время виртуоз-арфист, впоследствии целиком посвятивший себя искусству игры на гитаре. В числе его учеников было много известных гитаристов: С. Н. Аксенов, В. И. Морков, О. А. Петров, Н. И. Александров, В. С. Саренко и др. А. Сихра также известен как автор фантазий на темы русских песен и обработок народных мелодий. Его знали и высоко ценили Глинка, Даргомыжский, Варламов, Хандошкин. Последний, знаменитый русский скрипач и композитор, был замечательным гитаристом и автором многих сочинений для этого инструмента. К тому же периоду относится деятельность другого талантливого гитариста Михаила Тимофеевича Высотского (1791 —1837), крепостного из подмосковного имения поэта М. Хераскова. Высотский, обнаруживший выдающиеся музыкальные способности, при содействии С. Н. Аксенова, часто бывавшего в доме Херасковых, в 1813 г. получил вольную и поселился в Москве. Москва того времени (периода Отечественной войны 1812 г.) переживала подъем национальных чувств, повсюду звучала русская песня. Здесь Высотский зарекомендовал себя как гитарист-виртуоз и пропагандист народного искусства. Ему принадлежит большое количество фантазий и вариаций на народные темы, обработок народных песен. Умер М. Высотский в 1837 г. и вскоре был забыт, но благодаря усилиям его учеников, издавших многие сочинения своего учителя, мы имеем возможность познакомиться с его творчеством. Среди учеников Высотского — известные гитаристы И. Е. Ляхов, М. А. Стахович, А. П. Григорьев, А. А. Ветров и др. В России гитара всегда была популярным музыкальным инструментом. В жизни и творчестве русских писателей, художников гитара занимает значительное место. А. Пушкин любил слушать игру на гитаре, М. Лермонтов сам учился играть на гитаре у М. Высотского и посвятил ему стихотворение «Звуки». ale07.ru Гитара проникла в драматургию А. Островского («Гроза», «Бесприданница»), Л. Толстого («Живой труп») и др. Гитару запечатлели в своих произведениях русские художники: Тропинин («Гитарист»), Прянишников («Жестокий романс»), Федотов («Утро чиновника»), Суриков («С гитарой») и др. После Великой Октябрьской социалистической революции значительно возросли культурные запросы широких масс трудящихся, повысился спрос на все виды музыкальных инструментов и особенно на гитару, которая по широте распространения занимает одно из первых мест. Гитары советского производства звучат во многих странах мира, а советские гитаристы в концертных выступлениях пропагандируют лучшие произведения русских, советских и зарубежных композиторов. ale07.ru Наследие русских гитаристов прошлого бережно хранится и находит свое продолжение в творческой и исполнительской практике многочисленных гитаристов. Источник Песни под гитару О семиструнной гитаре и ее настройке! Аккорды песен под гитару, видео О семиструнной гитаре и ее настройке! В чем разница между семиструнной и шестиструнной гитарами? На первый взгляд ответ очевиден. Разница в одной струне. Но это не так, потому что можно из шестиструнной гитары сделать семиструнную и без добавления седьмой струны. Например, Александр Розенбаум исполняет свои песни, как известно на семиструнке, но на сам деле на шести. Просто она настроена под семиструнную, но без пятой струны – Н (си). Теперь смело делаем логичный вывод, что разница не в количестве струн, а в музыкальном строе. Открытые струны семиструнной гитары звучат в соль-мажоре. Отсюда и название данного строя “оpen G”. Если вы уже играете на шестиструнной гитаре, то вам придется переучиваться при желании играть русским семиструнным строем, т.к. аккорды с такой настройкой зажимаются иначе. И немного лирики.:) Многие выросли на мелодиях семиструнки. Те, кто смотрел фильм «Неуловимые мстители», тот никогда не забудет исполнение Яшки-цыгана в кабаке. Играл он именно на родной русской — цыганской семиструнной гитаре! Настройка 7-ми струнной гитары: Источник Учимся читать табулатуры для гитары Пламенный привет, любители гитары! Сегодня знакомимся с самым старинным способом записи музыки для гитары. Уже много веков она радует мир своим звучанием. Но за все время ни кому не удавалось придумать более простого способа записи музыки, чем этот. Как читать табулатуры для гитары знали с давних времен, начиная с Европы XV века. Сегодня, после небольших изменений, гитарные табулатуры все так же популярны, как прежде. Нам понадобится совсем немного времени, чтобы разобраться в этом. Из чего состоит табулатура На рисунке ниже находится строка, состоящая из шести линеек. Назовём ее табулатурной строкой, где с левой стороны стоят три латинские буквы. TAB — так пишется сокращенное обозначение табулатур. К слову сказать, ноты тоже состоят из линеек, но их всегда пять. Не имеет значения, для какого инструмента они написаны. Когда же имеем дело с TAB, то количество линеек зависит только от количества струн. Например, для обычной бас гитары, достаточно четырех линеек. Для семиструнной гитары — семь. Рассмотрим примеры табулатур для начинающих играть на шестиструнной гитаре. За каждой струной закреплена определенная линейка. Та, которая сверху — показывает первую, самую тонкую. В самом низу расположена шестая, самая толстая. При написании табулатур они выглядят абсолютно одинаково. Каждая линейка имеет латинское название E-B-G-D-A-E. Цифры вместо ладов Теперь узнаем, где следует прижимать струну. Ниже можно увидеть гриф гитары, поперек которого расположены металлические порожки или лады. Лад — это самое короткое расстояние между двумя звуками. Причем первый из них самый широкий находится с левой стороны у основания головки грифа (на рисунке головка отсутствует). Эти же самые лады, в ТАВ обозначаются цифрами. Они указывают номер лада. Следуя за цифрами, мы точно узнаем, где следует прижимать струну. TAB всегда читаются слева направо. Ноль (0) показывает, что струна не прижимается. Учимся играть по табам Теперь, когда известны все основные обозначения, пришло время на практике узнать, как читать табулатуры для гитары. Постепенно ваши глаза привыкнут распознавать цифры на линейках. Играем по одной струне. Берем первую открытую. Затем последовательно прижимаем 1-й лад, потом 2-й. И таким образом двигаемся дальше слева направо до 12 лада. Хочу заметить, что табы в обратную сторону не читаются. Только слева направо. Сравните с тем, как это выглядит на грифе. Красными точками отмечены те же самые лады. Выделим два важных обозначения, которые необходимо запомнить. ТАВ или табулатурная строка состоит из 6 линеек, где каждая обозначает струну. Цифры, которые мы видим на линейке, обозначают лад. 5 простых практических упражнений. Сначала играем по первой. Зажимаем 1 лад, потом 2-й. Далее играем так же по 2, 3, 4, 5, 6 струнам. Извлекая звук правой рукой, постарайтесь не играть одним и тем же пальцем. Их следует чередовать. Берем только открытые. Чередуя 1-ю и 2-ю. В данном примере играем 1-ю и 6-ю вместе. Потом берем 2-ю открытую отдельно. Дальше идут повторения. Запомните правило — когда струны играются одновременно, то цифры в TAB пишутся одна над другой. Пройдемся немного по аккордам, чтобы знать, как правильно их читать. Обратите внимание, цифры расположены одна над другой. Это значит, что струны берутся одновременно. Последовательно играем аккорды Еm — Dm – G — Am . Еm: Играем открытые 1, 2, 3. Dm: первый лад 1 струна, третий лад 2-я, второй лад 3-я. G: Играем вместе 1, 2, 3. Прижимаем только одну первую на 3-ем ладу. Am: 1-я открытая, 2 -я первый лад, 3-я второй лад. Рисунок наглядно показывает расположение аккордов. Предлагаю те же самые аккорды Еm — Dm – G — Am в более знакомом расположении. Стрелочка показывает удар пальцем сверху или снизу. Игра подобным образом называется боем. Обозначает одновременный удар по нескольким струнам. Самые интересные и разнообразные сочетания этого приема встречаются в испанской музыке. Профессиональные гитаристы называют его – расгеадо (Rasgueado). Вы можете говорить так, как вам больше нравится. Главное понять сам принцип этого приема. Чередование струн называется перебором или арпеджио – это уже кому как больше нравится. Обычно профессиональные музыканты предпочитают слово арпеджио. Перевод с итальянского языка означает — игра на арфе. Что больше похоже на перебирание струн. Рекомендую играть каждое упражнение несколько раз подряд, только не по памяти, а глядя в табулатуры. Таким образом, вы сможете лучше освоить чтение с листа. Необходимо практиковаться — особенно новичкам. Чем больше, тем лучше. Теперь вы знаете, как читать табулатуры. Но это еще не все. Помните о ритме Есть еще одна составляющая в музыке, которую нельзя упускать из виду – это ритм. Без ритма любая мелодия или песня теряет всякий смысл. Чтобы мелодия была узнаваема, каждый ее звук должен звучать определенное время. Для этого существуют специальные обозначения. Для примера, возьмем какую-нибудь простую и очень знакомую мелодию. Поменяем время звучания звуков, из которых она состоит. Услышав это, вы поймете, что получилась совсем другая мелодия. В следующей статье будем знакомиться с ритмом. Источник
  3. Ноты для семиструнной гитары
  4. Сборники
  5. Самоучители
  6. Песни под гитару О семиструнной гитаре и ее настройке!
  7. О семиструнной гитаре и ее настройке!
  8. В чем разница между семиструнной и шестиструнной гитарами?
  9. Учимся читать табулатуры для гитары
  10. Из чего состоит табулатура
  11. Цифры вместо ладов
  12. Учимся играть по табам
  13. 5 простых практических упражнений.
  14. Помните о ритме
Читайте также:  Качественный микрофон для гитары

РАЗБОР ПЕСЕН НА СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЕ

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Костя Москат запись закреплена

Дмитрий Посадский запись закреплена

Коллеги семиструнщики, а не приходила ли мысль сделать из 7миструнки 14ти струнку — аналогично как шестиструнная превращается в 12 ти .

Мысль сия возникла после того как приобрел 12 струнку, просто звучание на порядок лучше всех моих предыдущих шестиструннок.

Понимаю что не существует фабричных экземпляров 14 ти струнок с русским строем.
Показать полностью.
Но может кто делал или задумывался.

Хотелось бы увидеть(послушать) исполнение на таковой.

Источник

Ноты для семиструнной гитары

Нотные сборники, литература, пособия
по игре на семиструнной гитаре

Сборники

  • Ансамбли
  • Альбом гитариста
  • Альбом начинающего гитариста
  • Библиотека гитариста
  • Знакомые мелодии
  • Репертуар начинающего гитариста
  • Первые шаги гитариста
  • Педагогический репертуар гитариста Муз.училища
  • Гитаристу-любителю
  • Нотная тетрадь гитариста
  • Репертуар гитариста
  • Репертуар для гитары (Библиотека Художественной самодеятельности)
  • На досуге
  • Пьесы
  • Популярные мелодии
  • .
  • Любимые русские народные песни
  • Романсы
  • Вадим Рывкин
  • Музыкальные вечера

Самоучители


Произведения А.Сихры и М.Высотского
для семиструнной гитары
составление и исполнительская редакция Л.Менро
«Музыка», 1982г.
номер 11578

  • А. Сихра. Соната. А. Сихра. Концертная фантазия
  • А. Сихра. Концертные вариации
  • Вечор был я на почтовом дворе. Русская народная песся. Обработка А. Сихры
  • Среди долины ровныя. Русская народная песня. Обработка А. Сихры
  • По всей деревне Катенька. Русская народная песня. Обработка А. Сихры
  • М. Высотский. Прелюдия
  • М. Высотский. Прелюдия
  • М. Высотский. Полонез
  • М. Высотский. Мазурка
  • М. Высотский. Концертный этюд
  • Пряха. Русская народная песня. Обработка М. Высотского
  • Люблю грушу садовую. Русская народная песня. Обработка М. Высотского
  • Возле речки, возле мосту. Русская народная песня. Обработка М. Высотского

Скачать ноты


Л.Менро
Азбука гитариста

семиструнная гитара
«Музыка», 1981г. DjVu

Краткая история гитары.
Устройство гитары
Струны гитары
Надевание струн на гитару
Настройка гитары
Уход за инструментом и его хранение

УРОКИ Разбор произведений:
Во саду ли, в огороде. Русская народная песня
Iди, iди, дощику. Украинская народная песня
Как пошли наши подружки. Русская народная песня
На тесовом на крылечке. Русская народная песня
Как на той ли на березе. Русская народная песня
На шляху; Украинская народная песня
М. Павлов. Этюд
Ой, є у лiсi калина. Украинская народная песня
Н. Александров. Этюд
Ай, на горе дуб. Русская народная песня
А у лесе, лесе. Белорусская народная песня
М. Иванов. Этюд
Как у наших у ворот. Русская народная песня
Ты пойди, моя коровушка, домой. Русская народная песня
Поехал казак на чужбину далеку. Русская народная песня.
Iхав козак на вiйноньку. Украинская народная песня.
По Дону гуляет. Русская народная песня
Перепелочка. Белорусская народная песня
Б. Мокроусов. Одинокая гармонь
Тонкая рябина. Русская народная песня
Л. Менро. Этюд
В. Соловьев-Седой. Подмосковные вечера
В. Юрьев. Этюд.

НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Ах, деревня от деревни неподалеку стоит. Русская народная песня
Н. Мясковский. Беззаботная песенка
Я вечор в лужках гуляла. Русская народная песня.
Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня
Стоит гора высокая. Украинская народная песня
Моравский танец
В старом саду. Чешская народная песня
Кукушечка. Польская народная песня
Б. Мокроусов. Осенние листья (вальс)
Т. Хренников. Лодочка. Песня из кинофильма «Верные друзья»
В. Мурадели. Ангара Расцветай, Сибирь
А. Гречанинов. Материнские ласки. Переложение Р. Мелешко
А. Гедике. Сарабанда

Скачать ноты

КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Гитара получила распространение в России примерно с середины XVIII века. Предшественницей этого старейшего инструмента была древнегреческая китара (кифара). В средние века бытовали латинские и мавританские гитары, которые с течением времени менялись по форме и строю. Из многочисленных разновидностей гитар в наше время получили широкое распространение шестиструнная (испанская) и семиструнная (русская).
Знаменитые русские музыкальных дел мастера славились изготовлением прекрасных инструментов, отличавшихся глубоким, звучным тоном. Известный мастер Иван Андреевич Батов (1767— 1841) в 1821г. сконструировал оригинальную модель гитары, один из экземпляров которой хранится в Центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве, Там же экспонируется гитара работы Ивана Яковлевича Краснощекова (1798—1875), изготовленная в 1834 г. Эта гитара принадлежала цыганской певице Тане, которую любил слушать А. С. Пушкин. В музее хранится также гитара Ф. И. Шаляпина, под аккомпанемент которой он любил петь народные песни и старинные романсы. ale07.ru

Русская гитарная школа имеет свои традиции исполнительского мастерства, основы которого были заложены около двухсот лет назад. В XIX веке создается профессиональная гитарная школа, основоположником которой считается Андрей Осипович Сихра (1773—1850), известный в свое время виртуоз-арфист, впоследствии целиком посвятивший себя искусству игры на гитаре. В числе его учеников было много известных гитаристов: С. Н. Аксенов, В. И. Морков, О. А. Петров, Н. И. Александров, В. С. Саренко и др. А. Сихра также известен как автор фантазий на темы русских песен и обработок народных мелодий. Его знали и высоко ценили Глинка, Даргомыжский, Варламов, Хандошкин. Последний, знаменитый русский скрипач и композитор, был замечательным гитаристом и автором многих сочинений для этого инструмента.

К тому же периоду относится деятельность другого талантливого гитариста Михаила Тимофеевича Высотского (1791 —1837), крепостного из подмосковного имения поэта М. Хераскова. Высотский, обнаруживший выдающиеся музыкальные способности, при содействии С. Н. Аксенова, часто бывавшего в доме Херасковых, в 1813 г. получил вольную и поселился в Москве. Москва того времени (периода Отечественной войны 1812 г.) переживала подъем национальных чувств, повсюду звучала русская песня. Здесь Высотский зарекомендовал себя как гитарист-виртуоз и пропагандист народного искусства. Ему принадлежит большое количество фантазий и вариаций на народные темы, обработок народных песен. Умер М. Высотский в 1837 г. и вскоре был забыт, но благодаря усилиям его учеников, издавших многие сочинения своего учителя, мы имеем возможность познакомиться с его творчеством. Среди учеников Высотского — известные гитаристы И. Е. Ляхов, М. А. Стахович, А. П. Григорьев, А. А. Ветров и др.
В России гитара всегда была популярным музыкальным инструментом. В жизни и творчестве русских писателей, художников гитара занимает значительное место. А. Пушкин любил слушать игру на гитаре, М. Лермонтов сам учился играть на гитаре у М. Высотского и посвятил ему стихотворение «Звуки». ale07.ru
Гитара проникла в драматургию А. Островского («Гроза», «Бесприданница»), Л. Толстого («Живой труп») и др. Гитару запечатлели в своих произведениях русские художники: Тропинин («Гитарист»), Прянишников («Жестокий романс»), Федотов («Утро чиновника»), Суриков («С гитарой») и др.

После Великой Октябрьской социалистической революции значительно возросли культурные запросы широких масс трудящихся, повысился спрос на все виды музыкальных инструментов и особенно на гитару, которая по широте распространения занимает одно из первых мест. Гитары советского производства звучат во многих странах мира, а советские гитаристы в концертных выступлениях пропагандируют лучшие произведения русских, советских и зарубежных композиторов. ale07.ru
Наследие русских гитаристов прошлого бережно хранится и находит свое продолжение в творческой и исполнительской практике многочисленных гитаристов.

Источник

Песни под гитару О семиструнной гитаре и ее настройке!

Аккорды песен под гитару, видео

О семиструнной гитаре и ее настройке!

В чем разница между семиструнной и шестиструнной гитарами?

На первый взгляд ответ очевиден. Разница в одной струне. Но это не так, потому что можно из шестиструнной гитары сделать семиструнную и без добавления седьмой струны.
Например, Александр Розенбаум исполняет свои песни, как известно на семиструнке, но на сам деле на шести. Просто она настроена под семиструнную, но без пятой струны – Н (си).

Теперь смело делаем логичный вывод, что разница не в количестве струн, а в музыкальном строе. Открытые струны семиструнной гитары звучат в соль-мажоре. Отсюда и название данного строя “оpen G”.

Если вы уже играете на шестиструнной гитаре, то вам придется переучиваться при желании играть русским семиструнным строем, т.к. аккорды с такой настройкой зажимаются иначе.
И немного лирики.:)
Многие выросли на мелодиях семиструнки. Те, кто смотрел фильм «Неуловимые мстители», тот никогда не забудет исполнение Яшки-цыгана в кабаке. Играл он именно на родной русской — цыганской семиструнной гитаре!

Настройка 7-ми струнной гитары:

Источник

Учимся читать табулатуры для гитары

Пламенный привет, любители гитары!

Сегодня знакомимся с самым старинным способом записи музыки для гитары. Уже много веков она радует мир своим звучанием. Но за все время ни кому не удавалось придумать более простого способа записи музыки, чем этот.

Как читать табулатуры для гитары знали с давних времен, начиная с Европы XV века. Сегодня, после небольших изменений, гитарные табулатуры все так же популярны, как прежде. Нам понадобится совсем немного времени, чтобы разобраться в этом.

Из чего состоит табулатура

На рисунке ниже находится строка, состоящая из шести линеек. Назовём ее табулатурной строкой, где с левой стороны стоят три латинские буквы. TAB — так пишется сокращенное обозначение табулатур.

К слову сказать, ноты тоже состоят из линеек, но их всегда пять. Не имеет значения, для какого инструмента они написаны. Когда же имеем дело с TAB, то количество линеек зависит только от количества струн. Например, для обычной бас гитары, достаточно четырех линеек. Для семиструнной гитары — семь.

Рассмотрим примеры табулатур для начинающих играть на шестиструнной гитаре. За каждой струной закреплена определенная линейка. Та, которая сверху — показывает первую, самую тонкую. В самом низу расположена шестая, самая толстая. При написании табулатур они выглядят абсолютно одинаково. Каждая линейка имеет латинское название E-B-G-D-A-E.

Цифры вместо ладов

Теперь узнаем, где следует прижимать струну. Ниже можно увидеть гриф гитары, поперек которого расположены металлические порожки или лады. Лад — это самое короткое расстояние между двумя звуками. Причем первый из них самый широкий находится с левой стороны у основания головки грифа (на рисунке головка отсутствует).

Эти же самые лады, в ТАВ обозначаются цифрами. Они указывают номер лада. Следуя за цифрами, мы точно узнаем, где следует прижимать струну.

TAB всегда читаются слева направо.

Ноль (0) показывает, что струна не прижимается.

Учимся играть по табам

Теперь, когда известны все основные обозначения, пришло время на практике узнать, как читать табулатуры для гитары. Постепенно ваши глаза привыкнут распознавать цифры на линейках.

Играем по одной струне. Берем первую открытую. Затем последовательно прижимаем 1-й лад, потом 2-й. И таким образом двигаемся дальше слева направо до 12 лада. Хочу заметить, что табы в обратную сторону не читаются. Только слева направо.

Сравните с тем, как это выглядит на грифе. Красными точками отмечены те же самые лады.

Выделим два важных обозначения, которые необходимо запомнить.

  1. ТАВ или табулатурная строка состоит из 6 линеек, где каждая обозначает струну.
  2. Цифры, которые мы видим на линейке, обозначают лад.

5 простых практических упражнений.

Сначала играем по первой. Зажимаем 1 лад, потом 2-й.

Далее играем так же по 2, 3, 4, 5, 6 струнам. Извлекая звук правой рукой, постарайтесь не играть одним и тем же пальцем. Их следует чередовать.

Берем только открытые. Чередуя 1-ю и 2-ю.

В данном примере играем 1-ю и 6-ю вместе. Потом берем 2-ю открытую отдельно. Дальше идут повторения.

Запомните правило — когда струны играются одновременно, то цифры в TAB пишутся одна над другой.

Пройдемся немного по аккордам, чтобы знать, как правильно их читать. Обратите внимание, цифры расположены одна над другой. Это значит, что струны берутся одновременно.

Последовательно играем аккорды Еm — Dm – G — Am .

  1. Еm: Играем открытые 1, 2, 3.
  2. Dm: первый лад 1 струна, третий лад 2-я, второй лад 3-я.
  3. G: Играем вместе 1, 2, 3. Прижимаем только одну первую на 3-ем ладу.
  4. Am: 1-я открытая, 2 -я первый лад, 3-я второй лад.

Рисунок наглядно показывает расположение аккордов.

Предлагаю те же самые аккорды Еm — Dm – G — Am в более знакомом расположении. Стрелочка показывает удар пальцем сверху или снизу. Игра подобным образом называется боем. Обозначает одновременный удар по нескольким струнам.

Самые интересные и разнообразные сочетания этого приема встречаются в испанской музыке. Профессиональные гитаристы называют его – расгеадо (Rasgueado). Вы можете говорить так, как вам больше нравится. Главное понять сам принцип этого приема.

Чередование струн называется перебором или арпеджио – это уже кому как больше нравится. Обычно профессиональные музыканты предпочитают слово арпеджио. Перевод с итальянского языка означает — игра на арфе. Что больше похоже на перебирание струн.

Рекомендую играть каждое упражнение несколько раз подряд, только не по памяти, а глядя в табулатуры. Таким образом, вы сможете лучше освоить чтение с листа. Необходимо практиковаться — особенно новичкам. Чем больше, тем лучше.

Теперь вы знаете, как читать табулатуры. Но это еще не все.

Помните о ритме

Есть еще одна составляющая в музыке, которую нельзя упускать из виду – это ритм. Без ритма любая мелодия или песня теряет всякий смысл. Чтобы мелодия была узнаваема, каждый ее звук должен звучать определенное время. Для этого существуют специальные обозначения.

Для примера, возьмем какую-нибудь простую и очень знакомую мелодию. Поменяем время звучания звуков, из которых она состоит. Услышав это, вы поймете, что получилась совсем другая мелодия.

В следующей статье будем знакомиться с ритмом.

Источник

Оцените статью