Семиструнной гитары трону струну

Текст песни Владимир Маркин — К долгожданной гитаре.

К долгожданной гитаре я тихо прильну
Осторожно и бережно трону струну
И она отзовётся зазывно звеня
Добротою наполнив тебя и меня

От зари до зари, от темна до темна
О любви говори, пой гитарная струна
На-на-на-на-на.

Я гитару настрою на лирический лад
И знакомой тропинкой уйду в звездопад
Быть счастливой как песня попрошу я её
И гитара взорвётся как сердце моё

От зари до зари, от темна до темна
О любви говори, пой гитарная струна
На-на-на-на-на.

К долгожданной гитаре я тихо прильну
Осторожно и бережно трону струну
Ведт бывают гитары: они зазвучат
И большие оркестры покорно молчат

От зари до зари, от темна до темна
О любви говори, пой гитарная струна For the long-awaited guitar I quietly cling
Gently and carefully throne string
And she will respond zazyvno ringing
Kindness filling you and me

From dawn to dusk , from dawn to dusk
About love talk , sing a guitar string
Na-na -na- na-na .

I’m a guitar mood a lyrical mood
And leave the familiar path in Shooting Stars
Be happy like a song I ask her
And the guitar as my heart explodes

From dawn to dusk , from dawn to dusk
About love talk , sing a guitar string
Na-na -na- na-na .

For the long-awaited guitar I quietly cling
Gently and carefully throne string
Vedt are guitars: they will sound
And big bands dutifully silent

From dawn to dusk , from dawn to dusk
About love talk , sing a guitar string

Источник

Строй и настройка семиструнной гитары

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Семиструнная гитара в нашей стране стала пользоваться популярностью с конца XVIII века. Под неё исполняли романсы и народные песни, организовывали концерты. Композиторы сочиняли для этого инструмента проникновенные сольные мелодии. Интересно будет узнать, как настраивается 7-струнная гитара, какие варианты строя существуют. Об этом рассказывается далее в статье.

Виды строя

Строй семиструнной гитары является открытым соль мажорным аккордом. Это стандартный строй русской «семиструнки», где струны звучат такими нотами:

  • струна №7 — D2 (ре большой октавы);
  • №6 — G2 (соль большой октавы);
  • №5 — B2 (си большой октавы);
  • №4 — D3 (ре малой октавы);
  • №3 — G3 (соль малой октавы);
  • №2 — B3 (си малой октавы);
  • №1 — D4 (ре первой октавы).

Запомните! В нотах строй гитары записывается на октаву выше истинного звучания.

Но семиструнная гитара не ограничивается только строем русской гитары. Существует ещё строй гитары цыганской, у которой две струны настроены не так, как у русской — это пятая и вторая струны. Их настраивают на полутон ниже (на ноту си-бемоль), образуя тем самым соль минорный лад настройки инструмента против мажорного русского строя.

Распространён также расширенный испанский строй на основе классической гитары. В этом случае струны звучат следующими звуками:

  • №7 — B1 (нота си контроктавы);
  • №6 — E2 (нота ми большой октавы);
  • №5 — A2 (нота ля большой октавы);
  • №4 — D3 (нота ре малой октавы);
  • №3 — G3 (нота соль малой октавы);
  • №2 — B3 (нота си малой октавы);
  • №1 — E4 (нота ми первой октавы).

Настройка этого варианта семиструнки на слух производится по типу шестиструнок — каждая последующая струна, прижатая в основном на V ладу (кроме третьей) настраивается по открытой предыдущей, начиная с первой. Третью нужно зажать на IV ладу и сравнить звучание со второй открытой.

Выходит, что шесть первых струн в последнем строе (его ещё называют «роковым») настроены стандартным классическим образом, а седьмая струна — на чистую кварту (2,5 тона) ниже шестой. Спрос на такую гитару возрос в 90-е годы прошлого столетия, особенно со стороны музыкальных групп, исполняющих рок-музыку. Известны пониженные строи роковой семиструнной гитары (Drop A, Drop G, Drop F#), где понижается лишь одна седьмая струна на секунду, терцию и кварту соответственно.

Стандартный открытый соль мажорный строй «семиструнки» особенно распространён среди исполнителей русских романсов и авторской песни. Немало любителей игры и на «печальной» соль минорной цыганской гитаре.

К сожалению, среди современного поколения интерес к семиструнной гитаре существенно снизился.

Способы настройки

Среди методов настройки гитары можно назвать такие:

  • на слух;
  • с помощью камертона;
  • с помощью другого музыкального инструмента;
  • посредством электронных тюнеров и специальных программ на ПК и смартфонов.

На слух обычно настраивают исполнители собственных песен (барды) или инструменталисты вокальных коллективов. Это связано с особенностями конкретных вокалистов, диапазоном их голосов. Гитаристам иногда приходится перестраивать инструменты на необходимую тональность для удобства аккомпанирования.

С помощью камертона настраивается первая струна, а все остальные — по настроенной предыдущей (вторая по первой открытой, третья по второй и так далее). Иными словами, такой вариант настройки тоже можно отнести к разновидностям метода «на слух», как и следующий способ — по другому музыкальному инструменту.

Новичкам такие способы вряд ли подойдут — их слух пока что не развит. Им лучше воспользоваться электронными устройствами, которые сами определяют степень настройки струн гитары.

На просторах интернета имеются программы, предназначенные для настройки гитары как на слух (они воспроизводят истинное звучание струн, остаётся лишь подстроить свой инструмент в унисон), так и с обратной связью через микрофон (компьютер оценивает звучание гитары). Такие же программы (тюнеры) есть и для смартфонов. Их нужно скачать и установить для ежедневных занятий на гитаре и контроля строя инструмента в процессе обучения.

Ниже предоставляются инструкции настройки русской 7-струнной гитары всеми перечисленными способами.

Пошаговая инструкция для разных видов

Чтобы правильно настроить гитару в домашних условиях на слух, не имея при этом какого-либо другого настроенного музыкального инструмента (фортепиано, баяна) или камертона, необходимо проверить силу натяжения первой струны инструмента. Если натяжение нормальное (струна не задевает при извлечении звуков металлических порожков, не дребезжит и не жёсткая на ощупь), то можно оставить всё как есть, но при этом, опираясь на звук первой открытой струны, настроить все остальные по следующему алгоритму действий:

  • струна №2, прижатая на III ладу, должна звучать в унисон с первой открытой;
  • №3 зажимается на IV ладу — она в этом положении звучит одинаково со второй открытой;
  • №4 тождественна по звуку с третьей открытой, если её прижать на V ладу;
  • №5 зажимается на III ладу и сравнивается по звучанию с четвёртой открытой;
  • №6, прижатая на IV ладу, звучит так же, как и пятая открытая;
  • струну №7 нужно зажать на V ладу, чтобы она звучала одинаково с шестой открытой.

Для подтяжки или ослабления струн при настройке нужно пользоваться колками тех струн, которые необходимо привести в нужный звук.

Важно: настраиваемую струну сначала нужно ослабить, чтобы последним действием колка было натяжение, а не ослабление. В этом случае строй гитары сохраняется дольше.

Если настройка производится по камертону, то такой способ мало чем отличается от предыдущего: первая струна настраивается на звук камертона, а все остальные — на слух по тому же алгоритму, что разобран выше.

При выполнении настройки гитары по фортепиано или другому музыкальному инструменту, кроме транспонирующих (звучащих не так, как пишется в нотах), следует помнить о том, что струны гитары тоже звучат на самом деле на октаву ниже тех нот, которые пишут на нотоносце. Например, первая струна звучит ре первой октавы, а в нотном тексте записывается нотой ре второй октавы. Поэтому такой нюанс следует учитывать при настройках. Та же первая струна приводится в унисон с клавишей ре первой, а не второй октавы фортепиано.

Чтобы не ошибиться, следует ориентироваться со следующим изображением настройки семиструнной гитары по фортепиано.

Настройка с помощью электронного тюнера-клипсы либо тюнера на смартфоне или компьютере, пожалуй, является лучшим выходом и для новичков, и для всех других гитаристов, кому приходится часто перестраивать инструмент. Всего и делов-то — прицепить устройство на головку грифа гитары или открыть программу, а потом, установив автоматический или ручной режим, извлекать звуки из струн и обеспечивать подтягиванием соответствующих колков совпадение частоты колебания с требуемой (контролируется стрелкой или шкалой). На электронных тюнерах имеется световая индикация и сигнализация, по которым можно определить окончание настройки.

Важно: желательно всегда играть только на правильно настроенном инструменте. Слух должен привыкнуть к строю гитары, чтобы позже можно было настройку производить за несколько секунд, лишь проводя пальцем по струнам, определяя тем самым фальшивые ноты строя.

Источник

Почему семиструнная гитара была полностью вытеснена шестиструнной?

-Музыка изменилась. Дело в том, что 7 ми струнная гитара имеет иной строй(в сравнении с 6 струнной) и эта гитара была в ходу у бардов и исполнителей романсов и цыганской песни. В позднее советское время стала просачиваться западная популярная музыка, в которой 7 струнная гитара не очень то и нужна. Романс как жанр уже сошел на нет. Естественно многие хотели играть западную музыку и для этих целей отлично подходила уже 6ти струнная гитара. Я понимаю, что все это условности и на чем угодно можно сыграть что угодно и сделать переложение, но тем не менее проще и практичнее 6ти струнная гитара.

-В года популярности 7 струнной гитары качество местного производства инструментов было ужасным. Обычно 7 струнная гитара ассоциируется(да и 6 струнная тоже) с кондовым грифом с болченым креплением. Когда рынок инструментов стал богат, то люди уже выбирали что хотели. В этом смысле умерла не только 7ми струнная гитара, но и 6 струнная схожего качества. До наших дней эти инструменты дожили не особо хорошо. Мало какие экземпляры пригодны для комфортной игры. Хотя сейчас можно купить уже современную 7ми струнную гитару, но уже никому не надо. Хочу заметить, что я сейчас говорю о простых людях, который в те дни покупали инструменты. Все таки здесь речь идет о народном творчестве.

-«Не богатый» репертуар для 7ми струнной гитары. Для нее на самом деле написано достаточно, но для более современных людей эти произведения мало о чем говорят.

Современные исполнители конечно же есть. Но конкретно не подскажу, тк не интересовался этой темой. Но то, что такие есть-это точно.

Шансов ее возвращения нет. Как минимум потому, что культурная глобализация набрала полные обороты и назад дороги уже нет. Случилась такая ерунда кстати не только с нашей страной. Инструменты не исчезают просто так-это всегда какие-то изменения в музыкальной культуре.

Источник

Семиструнной гитары трону струну

Авторская песня — термин сравнительно молодой: возник он в середине шестидесятых годов, когда сама песня была уже вполне развитым и состоявшимся явлением. Ранее песни эти как только не называли — и туристскими, и альпинистскими, и студенческими. На конференции в Петушках в 1967 году было принято решение именовать их самодеятельными: очень хотелось противопоставить свежее дыхание новой песни закоснелому миру песни профессиональной, именовавшейся тогда, кстати, не иначе как «советская массовая песня». Незадолго перед этим, в публикации «Недели» №1 за 1966 год, такие разные авторы, как М. Анчаров, А. Галич, Ю. Визбор и Ю. Ким, единодушно утверждали несомненный для них факт приоритета литературы, поэзии в этом жанре, отдавая музыке подчинённую роль.

Как бы то ни было, образованные музыканты в среде авторов встречаются редко, в отличие от образованных литераторов; к тому же обучение гитаре в 50-60х гг. было поставлено достаточно слабо, что не могло не сказаться на самодеятельном, спонтанном характере гитарного аккомпанемента в АП.

Я гитарой не сильно владею
И с ладами порой не в ладах:
Обучался у местных злодеев
В тополиных московских дворах.

Так писал о своём гитарном «образовании» Ю. Визбор. И многие классики жанра обучались гитаре подобным же образом — методом изустной передачи, с миру по нитке. Однако нельзя отрицать очевидного: авторская песня стала самой собой именно с таким аккомпанементом. Ограниченность музыкальных средств вынуждала авторов искать и находить неожиданные «изюминки» совсем не там, где стал бы искать гитарист-профессионал. К тому же в «дворовом» аккомпанементе оказались зафиксированы некоторые фольклорные приёмы игры, не вошедшие в учебники.

Поголовно все классики АП играли на семиструнных гитарах, а культура семиструнки весьма специфична и решительно отличается от шестиструнной. Испанская по происхождению — что зафиксировано в классической школе Ф. Таррега, А. Сеговия и пр. — шестиструнка подверглась этапу американизации, породившему стиль кантри и блюз со всеми многообразными последствиями вплоть до тяжёлого рока. Семиструнка возникла на стыке испанской гитары и украинско-польской кобзы: не все знают, что любимый инструмент Тараса Шевченко отличался от «классической» семиструнной гитары только овальной, лютнеобразной формой корпуса, а семь струн, настроенных в соль-мажоре (d1 h g d H G D), точно такие же (по-крайней мере в одном из многочисленных вариантов строя).

Большое влияние на культуру семиструнки оказало её бытование в цыганских таборах, породивших обширный фольклор и своеобразную технику; впрочем, вся эта культура стала широко известна в 19-м веке в специфически-искажённой форме ресторанных цыганских хоров, оставивших в российской культуре весьма глубокий след. Ещё один недостаточно широко известный культурный слой, влияние которого впитала в себя семиструнка, еврейская культура черты оседлости, музыка местечковых оркестриков. Русский городской романс впитывал в себя разнородные музыкальные влияния, сплавляя их порой в весьма оригинальных сочетаниях. Революция 1917 года оказала разрушительное воздействие на отечественную гитарную культуру; гитара стала считаться чуждым пролетариату явлением, признаком мещанства и мелкобуржуазности.

Характерно, что некоторая часть гитарно-песенной культуры нашла себе прибежище в маргинальных слоях общества, не признававших не только советской власти, но и власти вообще, — речь идёт о блатных, воровских песнях (хорошо показана эта культурная коллизия в первом советском звуковом фильме «Путёвка в жизнь»). Значительная часть блатных песен происходила из воспетых Бабелем уголовных кругов Одессы — в этом вольном городе происходило взаимопроникновение русской и еврейской культур. Недаром один из первых удачных опытов профессиональной гитарной песни был выражен через образ слегка приблатнённого одессита — Дзюба (Марк Бернес) из кинофильма «Два бойца» пел под гитару типично одесскую «Шаланды, полные кефали» и вполне общенародную «Тёмную ночь», блестяще стилизованные композитором Никитой Богословским.

Но вернёмся к собственно авторской песне. Принято считать, что первым (после 1917 года) петь под гитару свои стихи стал Михаил Анчаров, до войны певший под пианино и имевший за плечами соответствующее музыкальное семилетнее образование. «…Я родился и вырос на Благуше. Благуша была окраиной Москвы. Время было голодное и тёмное. А Благуша была — текстильная, воровская, пацанская. И пацан без гитары там был на пацан. Потом, не знаю, как и почему, мне пришло в голову самому сочинять стихи и петь их под гитару. Тогда, в конце 30-х годов, этого ещё никто не делал, и никто даже не знал, что это называется авторской песней. Я пел о Благуше, о московских окраинах, о тех, кого знал и любил. Первую свою военную песню я сочинил и спел в июле 1941 года. Почти всю войну я не расставался с гитарой, пел и сочинял песни, когда это было возможно». Судьба, как видим, вполне для своего времени типичная. Совершенно нельзя исключить, что были в России и другие «пацаны», так же певшие под гитару и начавшие раньше Анчарова… Но война и отсутствие магнитофонов сделали своё чёрное дело, и из переживших и доживших — Анчаров, конечно же, первый.

Мне довелось вместе с Д. Дихтером записывать ноты для песенного сборника Анчарова. Сразу же, на уровне определения тональности, начались странности: гитара, по сравнению с классической семистрункой, оказалась настроенной существенно ниже. Вместо положенного соль-мажора — ми-мажор, на малую терцию ниже (h g# e H G# E H1).

В литературе подобный строй упоминался в связи с вышеупомянутыми цыганскими хорами, когда для расширения диапазона аккомпанирующей группы были введены гитары разновысотные — большая в ми-мажоре, терцовая в соль-мажоре, квартовая в ля-мажоре, квинтовая в до-мажоре и, кажется, ещё какое-то пикколо в ре-мажоре, — что позволяло иметь в диапазоне оркестра звуки от си контроктавы до ми второй октавы да ещё четыре добавочных баса на дополнительном втором грифе большой гитары, — видимо, ля, соль, фа и ми контроктавы. Соответственно, изготавливались гитары с разной мензурой — от 650 до 485 мм: чем короче гитара, тем выше её настраивали.

А. Городницкий вспоминает: «У Анчарова была удивительно обаятельная, уже утраченная ныне, «цыганская» темпераментная манера исполнения. В сочетании с сильным низким, «подлинно мужским» голосом она придавала особый колорит его песням. Да и гитара в его руках была старинная, инкрустированная, как мне тогда показалось, каким-то серебром и перламутром, чуть не из прошлого века».

Когда мне удалось взять в руки гитару Анчарова, оказалось, что она совсем миниатюрная, короче обычной сантиметров на пятнадцать, с очень узким корпусом, работы мастера Ивана Краснощёкова (1798-1875). Настоящая цыганская гитара. Я спросил тогда уже больного Михаила Леонидовича: «Михаил Леонидович, а как вы гитару настраиваете?» — имея в виду строй, от какой ноты какая струна и т.п. Он мне ответил: «А вот так: «Ка-пи-тан. » [«Капитан, капитан, улыбнитесь. », муз. И. Дунаевского]. Первая, вторая и третья струны. Остальные — по первым». Действительно, первые три струны настраиваются в мажорное трезвучие, при арпеджировании которого получается мелодия Дунаевского. Камертон показал ми-мажор — так Анчаров настраивал гитару под свой голос.

Итак: гитара с мензурой порядка 500 мм (при норме 650 мм) настраивается не выше номинала (как положено для квинт-гитары — в до-мажоре g1 c1 e g c E G), а ниже номинала. В результате струны (металлические — нейлона в те поры ещё толком и не было) начинают колебаться не вполне гармонически, появляется этакий гремящий тембр. Звук такой слабо натянутой струны сначала, в атаке, несколько ниже, потом, как бы завывая, приподнимается выше и на стадии затихания возвращается к исходной высоте: этакое «вау!» И именно такой строй — на всех известных мне фонограммах Анчарова, включая последний концерт 1981 года, где он играл на чьей-то семиструнке фабрики имени Луначарского (той самой, за 9 руб. 50 коп.), соответствующим образом её перестроив. В таком пониженном строе ре-минорные аппликатуры начинают звучать в си-миноре, а ре-мажорные — соответственно в си-мажоре, тональности вполне неожиданной при других строях инструмента. Анчаров, понятное дело, исключение — стоит себе особняком, как и во всех других своих проявлениях. Это у него в песне: «И гитары особой настройки…»

Но вслед за Анчаровым (именно вслед, т.к. на ранних записях гитары настроены стандартно) начали настраивать свои гитары в ми-мажоре и Б. Окуджава, и В. Высоцкий, и Ю. Ким. Именно ми-мажорный гремящий строй определил специфику тембра гитары Высоцкого. Будут как-нибудь повторять запись Высоцкого на «Кинопанораме» — проверьте: в начале передачи гитара настроена в ми-мажоре, ближе к концу строй ещё понижается (Не так! Там в самом начале, когда играется попурри из песен к фильму «Вертикаль», а также первое исполнение песни «Мы вращаем землю» (см. полную рабочую запись «Кинопанорамы»), гитара настроена на два с половиной тона ниже, то есть в Ре-мажоре, а потом Владимир Семёнович поднял строй гитары на полтона, то есть получил Ре-диез-мажор. В Ми-мажоре там гитара нигде не звучит. Максим) . Отсюда такие экзотические тональности у Высоцкого: ля-минорной аппликатуре соответствует фа-диез-минор, си-минорной — соль-диез-минор.

Вернёмся к Б.Окуджаве. Строй его гитары тоже не то чтобы необычен, но в учебниках не описан; в разговорах его называют попеременно то «русским», то «цыганским». Пятую струну обычной семиструнки настраивают на полтона выше: d1 h g d с G D. В результате две пары басов на открытых струнах — c_G и G_D — представляют значительные удобства для игры в тональностях до-мажор и до-минор. Большинство ранних записей Окуджавы — как раз в этих тональностях. Но уже в знаменитой записи Марлена Хуциева для фильма «Застава Ильича» в Политехническом «Сентиментальный марш» звучит в ля-мажоре; внимательный взгляд различит в кадре знакомые до-мажорные аппликатуры. Оказывается, в 1962 году Окуджава перестроил гитару на малую терцию ниже: h g# e H A E H1. Вместо до-мажора и до-минора в тех же аппликатурах звучат ля-мажор и ля-минор. Подобный строй сохранился у Окуджавы до последних дней, с одним лишь изменением: в «перестройку» автор обзавёлся гитарой с шестью струнами, которую стал настраивать h g# e A E H1, то есть как бы выкинув из строя четвёртую струну (на записи известного телеинтервью с Ф. Медведевым эта же гитара настроена ещё на тон ниже).

Точно так же настраивает свой шестиструнный «Fender» и Ю. Ким. А обе Матвеевых — и покойная Вера и здравствующая ныне Новелла — остались верны исходному d1 h g d с G D. На этом фоне приверженцы классической соль-мажорной семиструнки Ю. Визбор, Е. Клячкин и В. Туриянский (а также А. Дулов, В. Ланцберг, А. Загот и пр. и пр.) выглядят едва ли не ретроградами. Но вот Сергей Никитин кроме пятой перестраивает ещё и вторую струну — и получается совершенно необычный вариант d1 b g d с G D — уже не мажорный, а минорный. Уж и не знаю, смог бы Никитин на обычной семиструнке создать свой неповторимый стиль аккомпанемента; как-то он обмолвился, что стал играть на таком нестандартном строе специально, чтобы наработанные стереотипы не сковывали его музыкальную свободу. Другой последователь «никитинского» строя, С. Смирнов, более прозаичен: «У меня пальцы толстые, и прижимать струны «по науке», перпендикулярно к грифу, мне неудобно. А этот строй позволяет все аккорды брать так, чтобы пальцы лежали плашмя». Что ж, в этом есть свой резон.

Среди авторов следующего поколения невозможно не упомянуть Александра Иванова (Калининград) с ещё одним шестиструнно-семиструнным строем: d1 h g d H E. То есть как бы из семиструнки выкинули седьмую струну, а шестую перестроили на E. Для джазового стиля, которого придерживается А. Иванов, этот строй оказался весьма удобным. На фоне этого разнообразия уже не кажется удивительным пристрастие таких великолепных гитаристов-шестиструнщиков, как В. Луферов и А. Мирзаян, к настройке гитар на тон ниже (d1 a f c G D).

Завершая разговор о строях гитары в авторской песне, приведу на память байку, слышанную мною от семиструнщика Юрия Кукина (речь идёт о металлических струнах): «Первую струну настраивать надо точно. Она тонкая, высоты тона, когда прижимаешь, не меняет; верхний звук аккорда всегда хорошо слышен, он должен быть максимально точным. Вторая струна — самая толстая, самая жёсткая. При прижимании завышается. Настраиваем её слегка ниже. А вот третью, самую мягкую, наоборот, слегка завышаем. Басы при настройке надо чуть занижать — чем ниже бас, тем сильнее: когда их дёргаешь, они обязательно завышают тон. Вот негры в джазе, кстати, контрабасы вообще не настраивают, а играют получше наших. Я, когда молодой был, в джазе играл, на барабанах, наслушался. Лучше негров на басу никто не играет». Непростое это дело — гитару настроить.

Александр КОСТРОМИН. «Люди и песни», 2004 год.

Источник

Читайте также:  Акустическая гитара быстро расстраивается
Оцените статью