Сен санс концерт 2 для фортепиано с оркестром история создания

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Сен-Санс) — Piano Concerto No. 2 (Saint-Saëns)

Концерт для фортепиано № 2 соль минор , соч. 22 Камиллы Сен-Санса был написан в 1868 году и, вероятно, является самым популярным фортепианным концертом Сен-Санса . Он был посвящен мадам А. де Виллер (урожденная де Габер). На премьере композитор был солистом, а оркестром дирижировал Антон Рубинштейн . Сен-Санс написал концерт за три недели, и у него было очень мало времени на подготовку к премьере; следовательно, произведение изначально не имело успеха. Причудливые изменения в стиле спровоцировали Зигмунта Стоевского на шутку, что он «начинается Бахом и заканчивается Оффенбахом ».

СОДЕРЖАНИЕ

Обзор

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Произведение следует традиционной форме трех движений, но допускает большую свободу в обозначении темпа . Обычно первая часть является быстрой, а вторая медленнее, но первая часть здесь медленная, а вторая часть имеет качество скерцо , что приводит к форме, напоминающей типичную четырехчастную симфонию, но без первой части. (форма представлена также Бетховена Лунная соната ).

Движения в концерте:

  1. Анданте состенуто ( соль минор и соната ) Концерт начинается с фортепианного соло с длинным импровизационным вступлением в стиле баховскойфантазии . После того, как оркестр входит, звучит беспокойная и меланхолическая первая тема, опять же соло на фортепиано. Сен-Санс позаимствовал тему из заброшенного мотета Tantum ergo, написанного его учеником Габриэлем Форе . Появляется короткая вторая тема, за которой следует средняя часть возрастающей степени анимато . Основная тема — резюмируемое фортиссимо, а солисту дается длинная каденцияad libitum . В коде возвращается баховский вступительный мотив .
  2. Аллегро скерцандо (в форме ми-бемоль мажор и сонаты) Вторая часть — ми-бемоль мажор и вместо типичного адажио напоминает скерцо . Ртутная фортепианная партия отмечена как leggieramente , а две основные темы — умные и беззаботные. Энергичная и тонкая индивидуальность этого движения характерна для музыкального остроумия Сен-Санса, наиболее известного в Le Carnaval des Animaux .
  3. Престо (соль минор и соната) Концерт завершается возвращением к соль минор . Как и предыдущее движение, оно движется быстро; на этот раз форма — чрезвычайно быстрая огненная сальтарелла в форме сонаты с сильной тройной фигурой. На предельной скорости оркестр и солист неистово мчатся, набирая объем и скорость и заканчивая вихрем арпеджио соль минор .

Концерт рассчитан для фортепиано соло, 2-х флейт , 2-х гобоев , 2-х кларнетов , 2-х фаготов , 2-х валторн , 2-х труб , литавр , тарелок и струнных . Спектакль длится около 23 минут.

Влияния

Концерт, в частности, второе движение, под сильным влиянием малый французский композитор Габриэль Пьерне «s Концерт для фортепиано до минор 1887.

Жорж Бизе написал транскрипцию концерта для фортепиано соло.

Концерт показан в фильме 2020 года « Ноктюрн ».

Источник

Сен санс концерт 2 для фортепиано с оркестром история создания

Лучшие достижения Сен-Санса связаны с областью концертно-виртуозной музыки. Именно здесь отчетливее всего определились сильные стороны таланта Сен-Санса. Рельефность, «броскость» тематизма, опора на народно-бытовые жанры (преимущественно в финальных частях), живость и блеск, соразмерность и отчетливость изложения обеспечили этим произведениям заслуженный успех. Известностью пользуются виолончельный концерт a-moll, Третий скрипичный h-moll, но особенно — «Интродукция и рондо-каприччиозо» (1863) для скрипки с оркестром — виртуозное произведение лирико-скерцозного плана, в котором своеобразно преломились влияния Мендельсона — Шумана.

Разнообразно содержание фортепианных концертов Сен-Санса; всего их пять. Во Втором g-moll (1868) первая часть покоряет свободной, непринужденной импровизационностью, богатством ритма, вторая — остроумием и изяществом, а третья — задорным непрерывным движением в духе тарантеллы, которое под конец части приводит к большому динамическому подъему.

В целом же музыка этого приобретшего популярность концерта отмечена жизнедеятельным характером, тем сочетанием эмоциональной непосредственности и рационализма, которое является типической чертой творчества Сен-Санса. Более возвышенный строй музыки присущ Четвертому концерту c-moll (1875); своеобразием жанрового колорита отмечен Пятый концерт F-dur (1896 — в его второй части отражены впечатления композитора от путешествий по Африке).

Источник

Знаменитые фортепианные концерты — Сен-Санс — Второй концерт

Поводом для написания концерта Камилю Сен-Сансу послужила его творческая дружба со знаменитым композитором и пианистом Антоном Григорьевичем Рубинштейном (1829-1894), вместе с которым он не раз выступал как дирижёр. У музыкантов возникла идея поменяться привычными ролями, чтобы Сен-Санс выступил как солист, а Рубинштейн — как дирижёр.
Сен-Санс сочинил концерт всего за 17 дней, завершив работу 2 мая, а 13 мая 1868-го года концерт был впервые исполнен.

Концерт состоит из трёх частей:

1. Andante sostenuto
2. Allegro scherzando
2. Presto

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) писал об этом концерте:

«Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нём отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, тёплая сердечность, ум дают себя чувствовать. на каждом шагу. «

В детстве, до тех пор, пока не узнала, кто автор этого замечательного концерта, я была уверена, что написал его какой-то советский композитор — такая это светлая и жизнеутверждающая и, особенно, очень современная музыка. Трудно было себе представить, что это музыка XIX века! Первая часть контрастирует со второй и третьей и темпом, и характером, что дало повод известному польскому пианисту и композитору Зыгмунту Стоёвскому (1869-1946) пошутить по этому поводу, дескать, концерт начинается Бахом, а заканчивается Оффенбахом.
Конечно, это преувеличение и шутка, но, как всем известно, в каждой шутке есть только доля шутки: темп второй части — allegro scherzando — говорит сам за себя — живо и шутливо.)))

Шарль-Камиль Сен-Санс, родился в 1835-ом году в Париже, — французский композитор, органист, дирижёр, пианист, критик и педагог.

В конце того же года от резкого обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении матери и двоюродной бабушки. Мать Сен-Санса была художницей-акварелисткой, что помогло приобщению Камиля к изобразительным искусствам. В возрасте двух с половиной лет Камиль под наблюдением бабушки уже прошёл первоначальный курс игры на фортепиано.
В возрасте семи лет Сен-Санс стал учеником Камиля Стамати — известного пианиста и педагога.
Будучи ещё ребенком, пока ему не исполнилось десять лет, Камиль давал концерты для маленьких зрителей, а в десять лет состоялся его официальный публичный дебют в зале «Плейель».

1848 — Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию. В студенческие годы Камиль активно сочинительствует.
1852 — получил Первый приз за участие в конкурсе, организованном Обществом Святой Цецилии в Париже.
1853 — принял должность органиста в древнем парижском храме Сен-Мерри.
1861 — вступил в должность преподавателя, а затем профессора парижской Школы классической и религиозной музыки.
1865 — оставил преподавание с тем, чтобы заняться концертированием и сочинительством.

В 1870-х годах Сен-Санс пишет критические статьи, причём не только на музыкальные темы. Его публикации, написанные живым языком и отмеченные мастерством ведения полемики с оппонентами, пользовались у читателей большой популярностью. Есть такие воспоминания о жизни маэстро:
в Вене слушалось судебное дело двух композиторов: один обвинял другого в плагиате: в краже мелодии. В качестве эксперта пригласили Сен-Санса и предложили ему ознакомиться с обеими партитурами с тем, чтобы вынести свой вердикт.

— Итак, господин эксперт, кто же из двоих все-таки оказался потерпевшим?
— Третий, не присутствующий здесь, господин судья. Потерпевший — Жак Оффенбах, — сказал Сен-Санс.

1871 — даёт концерты в Лондоне — играет перед королевой Викторией.
1875 — по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, где выступает как пианист и дирижёр.
1877 — написал свою знаменитую оперу «Самсон и Далила».

Конец 1870-х годов отмечен трагическими событиями в личной жизни композитора, однако он находит в себе силы работать дальше.

Широкому кругу слушателей Камиль Сен-Санс известен, в первую очередь, миниатюрой «Лебедь» из сочинения для камерного ансамбля «Карнавал животных». Сам же композитор не хотел, чтобы при его жизни это произведение исполнялось, ибо боялся прослыть автором несерьёзной музыки.

Сен-Санс — Лебедь
Фрагмент из польского сборника мультфильма «Волшебная флейта» (2008)

Очень популярно и яркое произведение «Интродукция и Рондо каприччиозо» для скрипки с оркестром. Потрясающая — сверкающая партия скрипки!

Сен-Санс — Интродукция и рондо-каприччиозо
Скрипка — Виктор Третьяков
Дирижёр — Николай Алексеев

Сен-Санс был заядлым путешественником. Всего он совершил 179 поездок в 27 стран мира. По профессиональным обязательствам он чаще посещал Германию и Англию, а для отдыха и чтобы избежать парижских зим, которые плохо влияли на его слабую грудь, ездил в Алжир и Египет.
Маэстро сохранял активный образ жизни до самых последних дней — писал музыку и статьи, давал концерты.

Умер Камиль Сен-Санс от внезапно случившегося инфаркта 16 декабря 1921-го года на отдыхе в Алжире. Похоронен композитор на кладбище де Монпарнас в Париже.

Камиль Сен-Санс — Второй концерт для фортепиано с оркестром
Партия фортепиано — Святослав Рихтер

Святослав Теофилович Рихтер, родился в 1915-ом году в Житомире, — советский и российский пианист, культурный и общественный деятель, один из крупнейших музыкантов XX века.

1937 — Рихтер поступает в Московскую консерваторию по классу фортепиано в класс знаменитого пианиста Генриха Густавовича Нейгауза (1888-1964).
Московский дебют Святослава Рихтера состоялся 26 ноября 1940-го года в Малом зале консерватории.

Во время войны Рихтер вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде.

1945 — разделил первую премию на Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей с пианистом Виктором Мержановым (1919-2012). (В Википедии ошибочно сказано — на Третьем всесоюзном конкурсе. ).

1952 — единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром — солировал Мстислав Ростропович.

1960 — гастроли в США , где концерты Рихтера стали настоящей сенсацией, после чего последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными.
В том же году музыканту, первому из советских исполнителей, присуждается премия «Грэмми» за исполнение Второго фортепианного концерта Брамса.

1960-1980 — Святослав Теофилович продолжил активную концертную деятельность, давая более 70 концертов в год. Он много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, а не в больших концертных залах. В студии пианист записывался мало, однако сохранилось большое количество «живых» записей с концертов.

Святослав Рихтер — основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том числе знаменитых «Декабрьских вечеров» в московском Музее имени Пушкина, начиная с 1981-го года года.

Последний концерт пианиста состоялся в 1995-ом году в Любеке (Германия).

Умер Святослав Теофилович Рихтер в 1997-ом году в Москве.

Камиль Сен-Санс — Второй концерт для фортепиано с оркестром
Партия фортепиано — Джордж Ли

Джорджу Ли на момент исполнения концерта было двенадцать лет. На бис он сыграл фортепианное переложение оркестровой пьесы Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908) «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» и Ноктюрн До-диез минор Фредерика Шопена (1810-1849). Оба произведения очень техничны, но различны по настроению, что подчёркивает разносторонность юного пианиста.

Джордж Ли, родился в 1995-ом году в Бостоне (США), — американский пианист китайского происхождения.

В 6 лет он одержал победу на конкурсе Ассоциации учителей музыки Массачусетса.
В 9 лет выступил в бостонском зале «Steinway».
В 11 лет юный пианист впервые выступил в небольшом зале с любительским оркестром, но это, по словам Джорджа, раскрыло перед ним новый мир.

На сегодня Джордж ещё учится в Бостонской консерватории.

В 2012-ом году Гилморовское общество удостоило его премии, которая присуждается молодым пианистам, а Академия фестиваля в Вербье (Швейцария) — премии TaborFoundation.

В 2014-ом году он участвовал в двух международных конкурсах, став лауреатом одного из них и получив вторую премию на другом.

В 2015-ом году на XV Международном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского в Москве Джордж Ли разделил вторую премию с Лукасом Генюшасом (Россия).
По словам пианиста, на конкурс он приехал не за премией, его влекла возможность выступить перед русской публикой в Большом зале Московской консерватории, где когда-то выступал Ван Клиберн. Участвовать в этом конкурсе молодой музыкант мечтал с детства. Одним из первых наставников Джорджа Ли был Ин Чен Зонг, удостоившийся II премии на Конкурсе имени Петра Ильича Чайковского в 1962-ом году, он то и заронил мечту об участии в московском конкурсе в сердце своего ученика.

Источник

Оцените статью