Сен санс концерт для фортепиано с оркестром анализ
Лучшие достижения Сен-Санса связаны с областью концертно-виртуозной музыки. Именно здесь отчетливее всего определились сильные стороны таланта Сен-Санса. Рельефность, «броскость» тематизма, опора на народно-бытовые жанры (преимущественно в финальных частях), живость и блеск, соразмерность и отчетливость изложения обеспечили этим произведениям заслуженный успех. Известностью пользуются виолончельный концерт a-moll, Третий скрипичный h-moll, но особенно — «Интродукция и рондо-каприччиозо» (1863) для скрипки с оркестром — виртуозное произведение лирико-скерцозного плана, в котором своеобразно преломились влияния Мендельсона — Шумана.
Разнообразно содержание фортепианных концертов Сен-Санса; всего их пять. Во Втором g-moll (1868) первая часть покоряет свободной, непринужденной импровизационностью, богатством ритма, вторая — остроумием и изяществом, а третья — задорным непрерывным движением в духе тарантеллы, которое под конец части приводит к большому динамическому подъему.
В целом же музыка этого приобретшего популярность концерта отмечена жизнедеятельным характером, тем сочетанием эмоциональной непосредственности и рационализма, которое является типической чертой творчества Сен-Санса. Более возвышенный строй музыки присущ Четвертому концерту c-moll (1875); своеобразием жанрового колорита отмечен Пятый концерт F-dur (1896 — в его второй части отражены впечатления композитора от путешествий по Африке).
Источник
Концерт для фортепиано с оркестром № 5 (Сен-Санс) — Piano Concerto No. 5 (Saint-Saëns)
Концерт для фортепиано № 5 фа мажор , соч. 103, широко известный как Египетский , был последним фортепианным концертом Камиля Сен-Санса . Он написал ее в 1896 году, через 20 лет после своего Четвертого фортепианного концерта , чтобы сыграть себя на своем юбилейном концерте 6 мая того же года. Этим концертом была отмечена пятидесятая годовщина его дебюта в зале Плейель в 1846 году.
Этот концерт прозвали «Египетским» по двум причинам. Во-первых, Сен-Санс сочинил ее в храмовом городе Луксор, во время одного из своих частых зимних каникул в Египте , а во-вторых, музыка является одной из его самых экзотических, демонстрируя влияние яванской и испанской, а также ближневосточной музыки. Сен-Санс сказал, что произведение представляет собой морское путешествие.
Сам Сен-Санс был солистом на премьере, которая имела успех у публики и критиков.
СОДЕРЖАНИЕ
Состав
- Аллегро анимато Allegro animato несколько раз чередуется между двумя противоположными темами. Он начинается тепло, знакомя с простой темой фортепиано, которая наполняется каждой новой вариацией все большей энергией благодаря блестящей и технически сложной фортепианной партии, состоящей из движений вверх и вниз по клавиатуре. Это растворяется в гораздо более медленной, более меланхоличной теме, напоминающей движение Andante sostenuto второго фортепианного концерта Сен-Санса . Подобно волнам, они переходят друг в друга, пока, наконец, вторая тема не уступает место нежной коде.
- Анданте Анданте, традиционно медленное и выразительное движение в концертной форме, начинается буквально с треска; литавры перемежают оркестровый аккорд, за которым следует интенсивно ритмичная струнная партия и восходящая и нисходящая экзотическая игра на фортепиано. Это захватывающее вступление переходит в тематическую экспозицию, основанную на нубийской песне о любви, которую Сен-Санс слышал, как лодочники поют, когда он плыл по Нилу на лодке « дахабиа ». Пышный и экзотический, это основное проявление египетского звучания произведения и, вероятно, источник прозвища. К концу раздела фортепиано и оркестр издают импрессионистические звуки, изображающие лягушек и щебетание нильских сверчков.
- Molto allegro Третье аллегро Molto солист начинает с низкого грохота, напоминающего звуки гребных винтов кораблей, а затем демонстрирует энергичную и шумную первую тему, которая разносится по всему фортепиано. Фортепиано продолжает свое головокружительное движение, в то время как деревянные духовые инструменты и струнные вносят новую волнующую мелодию. Они объединяются и накладываются друг на друга, создавая активное напряжение, которое Сен-Санс использует для большого драматического эффекта, завершая движение триумфальным расцветом. Позже он адаптировал эти темы в 1899 году для Токкаты, завершающей серию фортепианных этюдов Opus 111 .
Приборы
Записи
Классические записи этого произведения Хисатада Одака, Казуко Ясукава в настоящее время недоступны. Выбранные записи, доступные в настоящее время, включают:
- Магда Тальяферро и оркестр Ламурё под управлением Жана Фурне . Записан в 1954 году. Записан на 3 компакт-дисках с другими композиторами в апреле 2021 года. Diapason d’or
- Жанна-Мари Дарре и Французский национальный радиодиффузионный оркестр под управлением Луи Фурье. Записан в 1957 году. Записан на 2-х CD со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса (Emi classics 1996).
- Филипп Энтремон и Национальный оркестр Капитолия Тулузы под управлением Мишеля Плассона . (Columbia Masterworks) на двух компакт-дисках со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса. записано в 1976 г.
- Жан-Филипп Коллар и Королевский филармонический оркестр под управлением Андре Превена . (EMI 86245), на двух компакт-дисках со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса. Запись 1987 г.
- Альдо Чикколини и Парижский оркестр под управлением Сержа Баудо EMI 585183, на двух компакт-дисках со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса. Запись 1971 года
- Идиль Бирет , фортепиано, Билькентский симфонический оркестр, дирижер Жан Фурне. CD IBA BMP. Запись 1999 г.
- Анна Маликова и Симфонический оркестр WDR под управлением Томаса Зандерлинга , Кельн (Audite 92.510), на 2-SACD-наборе со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса. Запись 2010 г.
- Паскаль Роже и Королевский филармонический оркестр под управлением Шарля Дютуа . Decca 443 865–2 (2 компакт-диска со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса). Запись 1981 г.
- Святослав Рихтер и Московский молодежный оркестр под управлением Кирилла Кондрашина . LP Le Chant du Monde, 1955 (записано на компакт-диске 2008 г.)
- Святослав Рихтер и Radio-Sinfonieorchester Stuttgart des SWR под управлением Кристофа Эшенбаха . Компакт-диск Schwetzingen SWR Festspiele. Запись 1993 г.
- Стивен Хаф и симфонический оркестр Бирмингема под управлением Сакари Орамо . Hyperion CDA67331 / 2 (набор из 2 компакт-дисков со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса и другими произведениями). Запись 2000 г. Diapason d’or, Choc Le Monde de la Musique
- Луи Лорти и Филармонический оркестр BBC (полные фортепианные концерты № 1 , № 2 , № 3 , № 4 , № 5 ) под управлением Эдварда Гарднера (en) . 2 CD Chandos 2018-2019
- Бертран Шамаю и Национальный оркестр Франции под управлением Эммануэля Кривина . CD Erato 2019 — премия «Граммофон» , Choc de Classica
- Александр Канторов и Тапиола Симфониетта под управлением Жан-Жака Канторова . SACD Bis 2019 — Diapason d’or, Choc de Classica
- Клелия Ирузум , фортепиано, Королевский филармонический оркестр, дирижер Як Ван Стин . CD Сомм записи 2020
Источник
Знаменитые фортепианные концерты — Сен-Санс — Второй концерт
Поводом для написания концерта Камилю Сен-Сансу послужила его творческая дружба со знаменитым композитором и пианистом Антоном Григорьевичем Рубинштейном (1829-1894), вместе с которым он не раз выступал как дирижёр. У музыкантов возникла идея поменяться привычными ролями, чтобы Сен-Санс выступил как солист, а Рубинштейн — как дирижёр.
Сен-Санс сочинил концерт всего за 17 дней, завершив работу 2 мая, а 13 мая 1868-го года концерт был впервые исполнен.
Концерт состоит из трёх частей:
1. Andante sostenuto
2. Allegro scherzando
2. Presto
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) писал об этом концерте:
«Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нём отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, тёплая сердечность, ум дают себя чувствовать. на каждом шагу. «
В детстве, до тех пор, пока не узнала, кто автор этого замечательного концерта, я была уверена, что написал его какой-то советский композитор — такая это светлая и жизнеутверждающая и, особенно, очень современная музыка. Трудно было себе представить, что это музыка XIX века! Первая часть контрастирует со второй и третьей и темпом, и характером, что дало повод известному польскому пианисту и композитору Зыгмунту Стоёвскому (1869-1946) пошутить по этому поводу, дескать, концерт начинается Бахом, а заканчивается Оффенбахом.
Конечно, это преувеличение и шутка, но, как всем известно, в каждой шутке есть только доля шутки: темп второй части — allegro scherzando — говорит сам за себя — живо и шутливо.)))
Шарль-Камиль Сен-Санс, родился в 1835-ом году в Париже, — французский композитор, органист, дирижёр, пианист, критик и педагог.
В конце того же года от резкого обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении матери и двоюродной бабушки. Мать Сен-Санса была художницей-акварелисткой, что помогло приобщению Камиля к изобразительным искусствам. В возрасте двух с половиной лет Камиль под наблюдением бабушки уже прошёл первоначальный курс игры на фортепиано.
В возрасте семи лет Сен-Санс стал учеником Камиля Стамати — известного пианиста и педагога.
Будучи ещё ребенком, пока ему не исполнилось десять лет, Камиль давал концерты для маленьких зрителей, а в десять лет состоялся его официальный публичный дебют в зале «Плейель».
1848 — Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию. В студенческие годы Камиль активно сочинительствует.
1852 — получил Первый приз за участие в конкурсе, организованном Обществом Святой Цецилии в Париже.
1853 — принял должность органиста в древнем парижском храме Сен-Мерри.
1861 — вступил в должность преподавателя, а затем профессора парижской Школы классической и религиозной музыки.
1865 — оставил преподавание с тем, чтобы заняться концертированием и сочинительством.
В 1870-х годах Сен-Санс пишет критические статьи, причём не только на музыкальные темы. Его публикации, написанные живым языком и отмеченные мастерством ведения полемики с оппонентами, пользовались у читателей большой популярностью. Есть такие воспоминания о жизни маэстро:
в Вене слушалось судебное дело двух композиторов: один обвинял другого в плагиате: в краже мелодии. В качестве эксперта пригласили Сен-Санса и предложили ему ознакомиться с обеими партитурами с тем, чтобы вынести свой вердикт.
— Итак, господин эксперт, кто же из двоих все-таки оказался потерпевшим?
— Третий, не присутствующий здесь, господин судья. Потерпевший — Жак Оффенбах, — сказал Сен-Санс.
1871 — даёт концерты в Лондоне — играет перед королевой Викторией.
1875 — по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, где выступает как пианист и дирижёр.
1877 — написал свою знаменитую оперу «Самсон и Далила».
Конец 1870-х годов отмечен трагическими событиями в личной жизни композитора, однако он находит в себе силы работать дальше.
Широкому кругу слушателей Камиль Сен-Санс известен, в первую очередь, миниатюрой «Лебедь» из сочинения для камерного ансамбля «Карнавал животных». Сам же композитор не хотел, чтобы при его жизни это произведение исполнялось, ибо боялся прослыть автором несерьёзной музыки.
Сен-Санс — Лебедь
Фрагмент из польского сборника мультфильма «Волшебная флейта» (2008)
Очень популярно и яркое произведение «Интродукция и Рондо каприччиозо» для скрипки с оркестром. Потрясающая — сверкающая партия скрипки!
Сен-Санс — Интродукция и рондо-каприччиозо
Скрипка — Виктор Третьяков
Дирижёр — Николай Алексеев
Сен-Санс был заядлым путешественником. Всего он совершил 179 поездок в 27 стран мира. По профессиональным обязательствам он чаще посещал Германию и Англию, а для отдыха и чтобы избежать парижских зим, которые плохо влияли на его слабую грудь, ездил в Алжир и Египет.
Маэстро сохранял активный образ жизни до самых последних дней — писал музыку и статьи, давал концерты.
Умер Камиль Сен-Санс от внезапно случившегося инфаркта 16 декабря 1921-го года на отдыхе в Алжире. Похоронен композитор на кладбище де Монпарнас в Париже.
Камиль Сен-Санс — Второй концерт для фортепиано с оркестром
Партия фортепиано — Святослав Рихтер
Святослав Теофилович Рихтер, родился в 1915-ом году в Житомире, — советский и российский пианист, культурный и общественный деятель, один из крупнейших музыкантов XX века.
1937 — Рихтер поступает в Московскую консерваторию по классу фортепиано в класс знаменитого пианиста Генриха Густавовича Нейгауза (1888-1964).
Московский дебют Святослава Рихтера состоялся 26 ноября 1940-го года в Малом зале консерватории.
Во время войны Рихтер вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде.
1945 — разделил первую премию на Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей с пианистом Виктором Мержановым (1919-2012). (В Википедии ошибочно сказано — на Третьем всесоюзном конкурсе. ).
1952 — единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром — солировал Мстислав Ростропович.
1960 — гастроли в США , где концерты Рихтера стали настоящей сенсацией, после чего последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными.
В том же году музыканту, первому из советских исполнителей, присуждается премия «Грэмми» за исполнение Второго фортепианного концерта Брамса.
1960-1980 — Святослав Теофилович продолжил активную концертную деятельность, давая более 70 концертов в год. Он много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, а не в больших концертных залах. В студии пианист записывался мало, однако сохранилось большое количество «живых» записей с концертов.
Святослав Рихтер — основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том числе знаменитых «Декабрьских вечеров» в московском Музее имени Пушкина, начиная с 1981-го года года.
Последний концерт пианиста состоялся в 1995-ом году в Любеке (Германия).
Умер Святослав Теофилович Рихтер в 1997-ом году в Москве.
Камиль Сен-Санс — Второй концерт для фортепиано с оркестром
Партия фортепиано — Джордж Ли
Джорджу Ли на момент исполнения концерта было двенадцать лет. На бис он сыграл фортепианное переложение оркестровой пьесы Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908) «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» и Ноктюрн До-диез минор Фредерика Шопена (1810-1849). Оба произведения очень техничны, но различны по настроению, что подчёркивает разносторонность юного пианиста.
Джордж Ли, родился в 1995-ом году в Бостоне (США), — американский пианист китайского происхождения.
В 6 лет он одержал победу на конкурсе Ассоциации учителей музыки Массачусетса.
В 9 лет выступил в бостонском зале «Steinway».
В 11 лет юный пианист впервые выступил в небольшом зале с любительским оркестром, но это, по словам Джорджа, раскрыло перед ним новый мир.
На сегодня Джордж ещё учится в Бостонской консерватории.
В 2012-ом году Гилморовское общество удостоило его премии, которая присуждается молодым пианистам, а Академия фестиваля в Вербье (Швейцария) — премии TaborFoundation.
В 2014-ом году он участвовал в двух международных конкурсах, став лауреатом одного из них и получив вторую премию на другом.
В 2015-ом году на XV Международном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского в Москве Джордж Ли разделил вторую премию с Лукасом Генюшасом (Россия).
По словам пианиста, на конкурс он приехал не за премией, его влекла возможность выступить перед русской публикой в Большом зале Московской консерватории, где когда-то выступал Ван Клиберн. Участвовать в этом конкурсе молодой музыкант мечтал с детства. Одним из первых наставников Джорджа Ли был Ин Чен Зонг, удостоившийся II премии на Конкурсе имени Петра Ильича Чайковского в 1962-ом году, он то и заронил мечту об участии в московском конкурсе в сердце своего ученика.
Источник