Септаккорд это аккорд который

Септаккорд

Септакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название.

С точки зрения классической музыки, добавление к трезвучию четвёртого звука делает весь аккорд неустойчивым и диссонирующим, поэтому септаккорды часто использовались для придания музыке динамизма. В современной музыке септаккорды используются гораздо шире.

Звуки, или тоны, образующие септаккорд, называются основным, или «примой» терцией, квинтой и септимой, в соответствии с интервалом, который каждый из них образует с основным тоном (в элементарном расположении септаккорда).

Виды септаккордов по строению

Септаккорды различаются по типам трезвучий, лежащих в их основе, и по виду септимы между двумя крайними звуками. По этому признаку различаются следующие основные виды септаккордов.

Название Трезвучие Септима Пример Обозначение
Большой мажорный мажорное большая до — ми — соль — си C maj7 , C Δ
Малый мажорный мажорное малая до — ми — соль — си-бемоль C 7
Малый минорный минорное малая до — ми-бемоль — соль — си-бемоль Cm 7
Большой минорный минорное большая до — ми-бемоль — соль — си Cm maj7 , Cm Δ
Малый уменьшенный
(полууменьшенный)
уменьшен­ное малая до — ми-бемоль — соль-бемоль — си-бемоль Cm Ø , Cm 5-/7
Уменьшенный уменьшен­ное уменьшен­ная до — ми-бемоль — соль-бемоль — си-дубль-бемоль
Увеличенный
(большой увеличенный)
увеличен­ное большая до — ми — соль-диез — си C 5+/maj7

Септаккорды в ладу

Наиболее часто используемыми септаккордами в ладу являются:

  • Доминантсептаккорд или септаккорд V ступени ― основной аккорд доминантовой функции, на разрешение которого опирается вся мажоро-минорная система ладов. Имеет структуру малого мажорного септаккорда.
  • Септаккорд II ступени ― один из основных аккордов субдоминантовой функции. Этот аккорд и его обращения допускают разнообразную альтерацию. В натуральном мажоре септаккорд II ступени по структуре малый минорный, в гармоническом миноре и мажоре ― малый с уменьшенной квинтой.
  • Септаккорд VII ступени ― аккорд доминантовой группы, но более слабый, чем доминантсептаккорд. В гармоническом мажоре и миноре имеет структуру уменьшенного септаккорда. В натуральном мажоре звучит как малый с уменьшенной квинтой септаккорд и используется гораздо реже.

Септаккорды I, III, IV (в мажоре и в миноре без альтерации) и VI ступеней в классической гармонии используются редко и носят название побочных.

Обращение септаккордов

При переносе нижнего тона вверх на октаву последовательно получаются обращения септаккорда, которые называются:

Источник

Септаккорд

Аккорды имеют разное строение: трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. В ранних статьях была раскрыта тема трезвучий. Здесь же, затронем тему септаккордов.

Септаккорды в классической и современной гармонии

Септаккорд в классической гармонии –созвучие из 4-х звуков расположенных по терциям,

в современной гармонии – созвучие из 3-х звуков, расположенных по квартам (квартсептаккордом).

Септаккорды терцового строения классифицируются по двум параметрам: по септиме и по трезвучию. Если септима большая, то аккорд будет большой, если септима малая ,то малый соответственно. Мажорный, минорный, увеличенный или уменьшенный – эти значения будут определяться по трезвучию.

Например, вот так будет выглядеть Большой мажорный септаккорд (Бмаж.):

Виды и обращения септаккордов

Различают 7 видов септаккордов:

Каждый имеет по три обращения, их названия отражают соотношение между тонами значимой гармонии:

Единственное исключение составляет Уменьшенный септаккорд, его обращение можно определить только при разрешении в какую-либо тональность.

Обратимся к современной гармонии. Септаккорды с квартовым строением бывают малые и большие( это значение определяется по септиме). Малые состоят только из чистых кварт, а большие из чистой и увеличенной кварт.

Квартсептаккорды имеют по два обращения:

В классической гармонии септаккорды играют важную роль в тональности, благодаря своим функциональным и фоническим («как звучит») свойствам.

Строение септаккордов

Основные септаккорды лада строятся на II, V, VII ступенях.

Самый важный септаккорд, который строится на V ступени- доминантовый (D7). Он звучит, как Ммаж7,соединяет в себе характерные признаки доминантовых тяготений.

Ярким выразителем субдоминантовой сферы является септаккорд II ступени (II7). Может звучать, как Ммин7,так и Мум7 в зависимости от вида мажора или минора.

И, септаккорд, имеющий комплекс мелодических неустоев — это септаккод VII ступени (VII7). Имеет две фонические разновидности: Ммин7 и Ум7.Это созвучие вбирает в себя признаки и субдоминантовой и доминантовой сфер.

Септаккорды могут быть использоваться полными или неполными (исключается квинтовый тон аккорда), но кроме уменьшенного септаккорда ввиду его уникальной функции (имеет два тритона) — он может использоваться только в полном виде.

Источник

5 классов септаккордов

Один из самых распространённых типов аккорда – септаккорд. Септаккордом называется аккорд из четырех звуков расположенных по терциям. Между тоникой аккорда и его верхней нотой образуется интервал септимы (отсюда название аккорда).

Септаккорды являются основой гармонического движения в джазе. В состав всех типов септаккордов входят диссонансы, поэтому они звучат более напряженно, чем трезвучия и звучат менее устойчиво.

Самым легкий способ построить септаккорд — это добавить терцию к какому-либо трезвучию. Поскольку существует четыре типа трезвучий и 4 типа терций, то теоретически можно получить 16 различных септаккордов, однако на практике наиболее распространены следующие:

1.Большой мажорный септаккорд (большая септима между тоникой и септимой аккорда)

2.Малый мажорный или доминантсептаккорд (строиться на 5 ступени)

3.Малый минорный септаккорд (минорная септима + минорное трезвучие)

4. Полуменьшенный или малый вводный (строиться на 7 и 2 вводных ступенях)

5. Большой минорный септаккорд (минорное трезвучие + большая септима)

6. Уменьшенный септаккорд

7.Септаккорд с пониженной 5(обозначение 7b5)

8. Септаккорд с повышенной 5(7#5)

Таким образом, если отбросить аккорды одного характера (аккорды с альтерациями, которые по сути не меняют функциональное звучание аккорда), то мы получаем пять основных классов септаккордов.

1. Maj (Большой мажорный)

3. m7 (минорный септ)

4. m7b5 (полууменьшенный)

5. o или dim (уменьшенный)

Это основные пять классов, на основе которых можно построить любой аккорд терцового строения. Любой многоэтажный аккорд можно привести к одному из этих пяти классов.

На основе этих 5 классов образуется 60-ричная аккордовая схема тональностей (12 полутонов*на 5 классов аккордов). Важной особенностью септаккордов является многозначность их обращений. На этом принципе построены некоторые концепции аккордовых замен.

Например, первое обращение минорного септаккорда
имеет те же звуки, что и мажорный аккорд с секстой (в данном случае F6)

А обращение полууменьшенного аккорда имеет те же звуки, что и минор с секстой(Dm6)

Как видите один и тот же звуковой состав аккорда относится к двум абсолютно разным классам. Минор и мажор, уменьшенный и минор. Очень часто такие пермутации приводят к гармонической путанице. Чтобы этого избежать, необходимо четко представлять какую функцию несет в себе определённый аккорд относительно конкретной аккордовой последовательности.

Обращения доминантсептаккорда

Поскольку доминантовый септаккорд является наиболее употребительным, то его обращения также имеют свои названия. Хотя с точки зрения практики обращения не слишком важны, знать их все же необходимо поскольку каждое обращение имеет своё звучание, и ,кроме того, обращения не заменимы при выстраивании правильного голосоведения в гармонии.

Первое обращение квинтсекстаккорд

Как Вы наверное догадались, названия, по традиции, даны по характерным интервалам аккордов. На основе другого обращения построена система тритоновых замен, без которой невозможно представить джазовую гармонию.

Возьмем аккорд С7и5 и построим его обращения

Обратите внимание на второе обращение от ноты Gb – если сделать энгармоническую замену,

Отсюда следует, что аккорд расположенные на расстоянии тритона могут заменять друг друга, как родственные.

Другие аккорды

Аккорд m(maj7) – является редко используемым и, как правило, обозначает минорную тонику в гармоническом миноре. Звучит очень напряженно, за счет 7 повышенной ступени.

Уменьшенный септаккорд имеет всего три позиции, поскольку состоит из малых терции. Поэтому существует всего три типа уменьшенного септаккорда от С, От C# И от D. Уменьшенный от Eb будет являться обращением уменьшенного C и т.д.

Источник

Септаккорд это аккорд который

Таблицу следует читать как:
септаккорд X состоит из трезвучия Y, к которому добавили терцию Z, а два крайних звука образуют септиму R (к радости, музыка не так математична).

Увеличенный септаккорд может быть только большим т.к. в музыке увеличенная септима в музыке практически не используется. А вот уменьшенный вариант не может быть большим т.к. в таком случае к трезвучию добавится уже кварта.

Есть очень простой шаблон для построения аппликатуры любого септаккорда:

  • берете мажорный или минорный аккорд, в котором тоника дублируется через октаву (любой аккорд с баррэ от 6-й или 5-й струны);
  • ноту тоники, которая дублируется на октаву выше, заменяем на септиму (сдвигаем на один лад ближе к началу грифа);
  • септаккорд готов! 🙂

В конце предыдущего видео есть разбор предложенной схемы. Попробуйте построить несколько аппликатур самостоятельно. Или разберите аппликатуры по схемам:

Источник

Азы септаккордов

Эта статья посвящена прикладной теории музыки для гитаристов. Итак, вы знакомы с основными мажорными и минорными трезвучиями (типа Am или D), а любые цифры после обозначения аккорда (7, 9, 11 и так далее) вам пока непонятны.

Основная концепция септаккордов достаточно проста: число после обозначения аккорда указывает звук, который должен быть включён (добавлен) в базовое трезвучие для формирования более красочной гармонии.

Если вы видите цифру 7, это означает, что в дополнение к нотам (звукам) трезвучия вы должны добавить звук септимы, взятой от основного тона аккорда. Или, если вам проще считать в обратном направлении, просто сделайте шаг вниз (на целый тон или на полтона, в зависимости от обстоятельств) от основного тона аккорда.

Наиболее распространенными типами септаккордов являются малый мажорный («доминантовый»), большой мажорный, малый минорный, полууменьшённый и уменьшённый. Здесь мы поговорим о первых трёх типах, и как они устроены.

Малый мажорный или «доминантовый» септаккорд

Если вы видите семёрку после имени аккорда без любых других дополнительных обозначений, это малый мажорный септаккорд — мажорное трезвучие с добавленной малой септимой. Его часто называют даже просто «септаккорд» или «септ», и обозначают цифрой 7 после имени основного тона, например — F7.

Чтобы построить такой аккорд, возьмите любое мажорное трезвучие и добавьте малую септиму от его основного тона. Самый простой способ найти малую септиму — сделать шаг на целый тон вниз от основного тона. Таким образом, если основной тон F, целый тон вниз — это Eb, а аккорд F7 будет состоять из звуков F (основной тон), A (большая терция), C (квинта) и Eb (малая септима).

Большой мажорный септаккорд

Большой мажорный септаккорд — это мажорное трезвучие, которое включает в себя большую септиму. Самый простой способ найти большую септиму — опуститься вниз на полтона от основного тона аккорда. Если основной тон F, то полтона вниз — это E. Аккорд Fmaj7 (также иногда обозначается FM7 или F∆7) состоит из звуков F (основной тон), A (большая терция), C (квинта) и E (большая септима).

Малый минорный септаккорд

Чтобы получить малый минорный септаккорд, добавьте малую септиму в минорное трезвучие. Аккорд Fm7 (также иногда обозначается F-7) содержит звуки F (основной тон), Ab (малая терция), C (квинта) и Eb (малая септима).

Преобразуйте знакомые аппликатуры трезвучий в септаккорды

Здесь мы не ставим цели полностью систематизировать все возможные аппликатуры трезвучий и септаккордов (их довольно много), поэтому приведём лишь несколько примеров, которые помогут прояснить основные принципы.

  • Для начала полезно осознать, что минорное трезвучие может быть легко построено из его мажорного аналога просто опусканием терции вниз на полтона.
  • Вторым полезным приёмом будет замена удвоенного основного тона в аппликатуре трезвучия на септиму. Если основной тон в аппликатуре взят дважды, один из этих звуков (тот, который находится не в басу), может быть опущен на полтона или тон, превратившись в септиму аккорда.

Все аккордовые схемы ниже приводятся без указания номеров ладов, так как они могут быть взяты на любом ладу. Основной тон аккорда здесь всегда расположен на шестой струне и определяет название аккорда. Таким образом, например, если у вас на шестой струне взята нота фа, вы взяли аккорд F, Fm, F7, Fm7 или Fmaj7, и тому подобное.

Итак, первый приём: превращение мажорного трезвучия в минорное. На рисунке ниже терция аккорда расположена на третьей струне. Понижаем этот звук на полтона (один лад гитары), и получаем минор из мажора.

Превращаем мажорное трезвучие в малый мажорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на тон (два лада гитары), и получаем нужный септаккорд из мажорного трезвучия.

Превращаем мажорное трезвучие в большой мажорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на полтона (один лад гитары), и получаем нужный септаккорд из мажорного трезвучия.

Превращаем минорное трезвучие в малый минорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на тон (два лада гитары), и получаем нужный септаккорд из минорного трезвучия.

Источник

Оцените статью