- Септаккорды на гитаре
- Виды септаккордов на гитаре
- Апликатуры спетаккордов
- Обращения септаккордов
- Практика
- Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры
- Как пользоваться схемами?
- Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»
- Большой мажорный – «maj7»
- Малый минорный – «m7»
- Большой минорный – «m(maj7)»
- Полууменьшенный – «m7b5»
- Уменьшённый – «dim7»
- Таблица септаккордов
- Септаккорды в открытой и 1-ой позиции
- Доминантсептаккорды
- Большие мажорные септаккорды
- Малые минорные септаккорды
- Примеры аккордовых последовательностей
Септаккорды на гитаре
Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 02.04.2015 · Обновлено 20.09.2017
Если смотреть с точки зрения теории, то септаккордром можно назвать четыре звука, которые расположенны по терциям. В основе септаккорда лежит трезвучие (1-3-5), к которому добавлена большая или малая септима(7).
Виды септаккордов на гитаре
Чаще всего музыкантами используются следующие виды септаккордров: мажорный (M), минорный (m), доминантовый (x), полууменьшенный (Ø) и уменьшенный (o).
Как и в случае со стандартными трезвучиями, разным септаккордам присуще различное звучание и настроение:
- Мажорные септаккорды звучат мелодично и «слащаво». Я думаю потому их зачастую используют в Голливудских саундтреках, к каким-нибудь романтическим эпизодам;
- Доминантсептаккорды чаще всего называют просто «септаккорды». Звучат они вполне весело, но с небольшим напряжением;
- Минорные септаккорды это более джазовый вариант печального настроения из минорного трезвучия. Звучит стабильно;
- Полууменьшенные (вводные) септаккорды — это самые малораспространённые аккорды. Звучат они более напряжённо чем доминантсептаккорды, но характер напряжений идеален;
- Уменьшенные как и полууменьшенные — малораспространенные. Звучат они нестабильно, напряжённо и требуют разрешения;
Септаккорды содержат в себе септиму — диссонанс, потому их звучание более насыщенное, нестандартное, не такое как у трезвучий. В следствии этого при построении септаккордов, не стоит дублировать ступени, так как это обычно приводит к грязному звучанию или диссонансу.
Общий шаблон септаккордов на основе мажорной гаммы:
Апликатуры спетаккордов
Ниже будут приведены пять видов септаккордов в пяти аккордовых формах:
Данные аккордовые формы являются «правильными» для любой тональности. Если говорить проще, то запомнив аккордовую форму один раз, вы сможете брать необходимый вам септаккорд от любой ноты на грифе гитары. Я рекомендую запомнить все пять форм для каждого вида септаккорда.
Обращения септаккордов
Для того чтобы сыграть гамму, мелодию или фразу любым видом септаккорда, используйте их обращения по четырём верхним струнам. На первой струне вы можете видеть все ступени септаккорда.
Для создания плавной басовой линии используют обращения с тоникой, терцией, квинтой или септимой в басу на шестой струне.
Практика
Я очень рекомендую вам воспользоваться следующей прогрессией (один аккорд на один такт).
D7 — G7 — Gmaj7 — Fmaj7 — Bm7b5 — Em7 — Am7 — Am7
Прогрессия должна помочь вам почувствовать звучание этих аккордов. В качестве дополнительного упражнения попробуйте поиграть эту прогрессию в разных тональностях.
Источник
Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры
Септакккорды – что это?
Это аккорды из четырёх звуков: трезвучие + септима.
Есть разные типы септаккордов: в зависимости от того, к какому трезвучию (минорному, мажорному, уменьшённому и т.д.) какая добавляется септима (большая, малая или уменьшённая).
На этом занятии разберём наиболее часто используемые септаккорды на гитаре: их строение и аппликатуры, примеры построения от определённого звука и последовательности для начинающих.
- Малый мажорный (доминантсептаккорд)
- Большой мажорный
- Малый минорный
- Большой минорный
- Уменьшенный
- Полууменьшенный
Дополнительно: таблица – по пять аппликатур для каждого типа септакккорда.
Как пользоваться схемами?
В сетках – универсальные схемы: на струнах указаны звуки аккорда, согласно его строению (см. формулы в блоках для каждого типа отдельно).
- 1 – прима (основной звук или тоника)
- 3 – большая терция
- b3 – малая терция
- b5 – уменьшённая квинта
- 5 – чистая квинта
- bb7 – уменьшённая септима
- b7 – малая септима
- 7 – большая септима
Таким образом, аппликатуры септаккордов можно использовать для любого определённого звука.
Самый простой вариант найти необходимую сетку на грифе – по основному звуку (тонике), в схемах это цифра «1».
Смотрим в схеме, на какой струне тоника. Находим её на грифе, и берём аккорд, согласно указанной аппликатуре.
Например: допустим, нам нужен Bm7 (си минор септаккорд) с тоникой на 6-ой струне:
1. В схеме – квадратик с цифрой «1» на 6 струне (1-ая вертикальная линия слева направо).
2. В аккорде Bm7 основной звук – это си. Находим на 6-ой струне звук си. Это седьмой лад.
3. И теперь от 7-го лада по аппликатуре берём аккорд: Bm7 с баррэ.
Но чтобы получить большее представление об аккорде (рекомендуется!), конечно же, необходимо предварительно выполнять построение септаккордов по формуле (для каждого типа она приводится).
То есть, какие именно звуки входят в состав необходимого аккорда.
Например: малый минорный септаккорд – 1 (прима, тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима).
Определяем звуки по формуле для нашего аккорда Bm7:
- 1 (тоника) – си (B)
- b3 (малая терция от тоники) – ре (D)
- 5 (квинта от тоники) – фа-диез (F#)
- b7 (малая септима от тоники) – ля (A)
Теперь вы будете видеть на каких струнах, ладах находятся звуки аккорда Bm7 в аппликатурной схеме. Если по вышерассмотренной сетке Bm7 c баррэ: квинта (F#) на 5-ой струне, малая септима на 4-ой струне, малая терция на 3-ей струне и т.д.
Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»
Малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд: к мажорному трезвучию (1-3-5) добавляется малая септима (b7).
Как строить по формуле интервального состава: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима)
Или по терциям (от тоники): б.3 (большая) + м.3 (малая) + м.3 (малая)
Обозначается цифрой «7» (С7, D7, E7 и т.д.)
Сыграем аккорд G7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа (b7) ] во всех этих аппликатурах.
Цифры в сетках под линиями струн – это пальцы левой руки (каким пальцем прижимать струну): 1 – указательный; 2 – средний; 3 – безымянный; 4 – мизинец. Жирная линия – баррэ указательным (1).
В последующих примерах также приводятся все аккорды от звука G, последовательно во всех аппликатурах. Но а вам для закрепления изученного необходимо найти на грифе аппликатуры и от других звуков. К примеру, мажорные септаккорды С7, A7, D7, F7 и т.д. в 5-ти рассмотренных схемах.
Для некоторых аппликатур малого мажорного септаккорда в позиции есть альтернативные варианты.
Вместо аппликатуры с тоникой на 5-ой и 2-ой струне – схема на четыре струны (без 6-ой и 5-ой) с тоникой только на 2-ой струне:
На основе формы с тоникой на 6-ой струне есть и другие аппликатуры:
Во втором аккорде (по диагонали от основного) на четыре пальца: указательным прижимается 6-ая струна и подушечкой этого же пальца нужно приглушить 5-ую струну.
Обратите внимание, в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны в басу не тоника (1), а квинта (5). Если применить эту схему от звука соль, полное название аккорда тогда G7/D (ре в басу). Он изображён на фото (на 4-ом, 5-ом и 6-ом ладу).
Большой мажорный – «maj7»
Большой мажорный септаккорд: мажорное трезвучие (1-3-5) + большая септима (7)
Формула: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (чистая квинта) – 7 (большая септима)
Порядок терций: б.3 + м.3 + б.3
Обозначается: maj7 (Cmaj7, Dmaj7, Emaj7…)
Основные аппликатуры для гитары:
В качестве примера сетки аккорда Gmaj7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа-диез (7) ] в пяти аппликатурах:
Относительно позиции аппликатуры с тоникой на 6-ой струне (первая сетка) также используются и другие аппликатуры: с тоникой на 4-ой струне и с септимой в басу (основной звук на 1-ой струне).
Аккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре с приглушенной 4-ой струной:
Малый минорный – «m7»
Малый минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + малая септима (b7)
Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (чистая квинта) – b7 (малая септима)
Порядок терций: м.3 + б.3 + м.3
Обозначение: m7 (Cm7, Dm7, Em7… ).
Аппликатуры на гитаре малого минорного септаккорда:
Эти формы от звука соль – аккорд Gm7 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа (b7) ] в пяти аппликатурах:
Дополнительные варианты аппликатур на основе рассмотренных:
- 1 – баррэ с тоникой на 6-ой струне заменяется четырёхструнной формой (бас – средним пальцем + приглушает 5-ую струну, безымянный прижимает 4-ую, 3-ю и 2-ю струну).
- 2 – вместо баррэ с тоникой на 5-ой струне – аппликатура на 4-е пальца (указательный прижимает 5-ую струну и приглушает 4-ую).
- 3 – на замену аппликатуре на 4-е лада в этой же позиции малое баррэ.
Большой минорный – «m(maj7)»
Большой минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + большая септима (7)
Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – 7 (большая септима)
Порядок терций: м.3 + б.3 + б.3
Обозначение – m (maj7): Cm(maj7), Dm(maj7), Em(maj7)…
Большой минорный септаккорд не столь часто можно встретить в аккордовых последовательностях. В песенном аккомпанементе иногда его используют как дополнительный оттенок минора в связке с минорным аккордом, малым минорным септаккордом (см. примеры последовательностей).
Аппликатуры большого минорного септаккорда:
Аккорд Gm(maj7) [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа-диез (7) ] – пять основных аппликатур от звука соль:
Полууменьшенный – «m7b5»
Полууменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + малая септима (b7)
Формула:1(тоника) – b3 (малая терция) – b5 (уменьшённая квинта) – b7 (малая септима)
Порядок терций: м.3 + м.3 + б.3
Обозначение – m7b5 (Cm7b5, Dm7b5, Em7b5… ) или символом Ø (CmØ, DmØ, EmØ …)
Аппликатуры полууменьшенного септаккорда:
Аккорд Gm7b5 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре-бемоль (b5) – фа (b7) ] – 5 аппликатур от звука соль:
Уменьшённый – «dim7»
Уменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + уменьшённая септима (bb7).
Формула: 1(тоника) – b3(малая терция) – b5(уменьшённая квинта) – bb7(уменьшённая септима)
Уменьшённая септима энгармонически равна большой сексте. То есть фактически это один и тот же звук, но в составе уменьшённого аккорда он записывается как bb7.
Порядок терций: м.3 + м.3 + м.3
Обозначение – dim7 (Cdim7, Ddim7, Edim7… ) или символом ° (С°, D°, E°… ).
Аппликатуры уменьшённого септаккорда:
Сыграем все пять аппликатур от соль – аккорд Gdim7:
Также уменьшённые септаккорды для гитары можно перемещать по грифу вверх или вниз на малую терцию. И при этом состав звуков аккорда не будет меняться, а только их расположение на струнах. Иначе говоря, через малые терции без изменения аппликатуры вы получите тот же самый аккорд, но только в изменённом расположении звуков.
Например, Fdim7 [ фа (1) – соль-диез (b3) – си (b5) – ре (bb7) ]
Как видите в сетках, и на 6-ом, 9-ом, 12-ом ладу в повторяющейся аппликатуре всё те же звуки, только на других струнах (фа, соль-диез, си и ре).
Уменьшённый септаккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны, без 6-ой и 4-ой струны (как указано в предыдущих схемах), а также и используя приём малого баррэ, на пяти струнах (верхняя сетка справа от основной). При этом удваивается уменьшённая квинта.
Таблица септаккордов
В таблице септаккорды на гитаре и их виды. Для каждого типа септаккорда пять закрытых аппликатур. Универсальные схемы для построения аккордов от любого звука.
Скачайте и распечатайте таблицу. Используйте её как шпаргалку на начальном этапе изучения аккордов. Можно подсмотреть аппликатуру, если не помните, а также проверить, правильно ли вы взяли аккорд по определённой схеме.
Септаккорды в открытой и 1-ой позиции
Доминантсептаккорды
Доминантсептаккорды, построенные на основных ступенях звукоряда – а именно от звуков до (С), ре (В), ми (D), соль (G), ля (A), си (B)), за исключением звука фа (F) – очень часто используются в аккомпанементе как открытые аккорды (в «нулевой» позиции с открытыми струнами).
Они имеют определённые отличия от закрытых аппликатур. Некоторые из них легче в плане постановки пальцев: в аккордах звучат одна-три струны открытые, т.е. прижимать их не нужно, как в закрытых аппликатурах (D7, A7, G7). И только F7 (фа мажор доминантсептаккорд) не в открытой, а в I позиции.
Большие мажорные септаккорды
По аналогии и большие мажорные септаккорды: имеют свою аппликатурную специфику.
Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7, Amaj7 – это всё те же рассмотренные раннее схемы, но в «нулевой» позиции эти аппликатуры легче, благодаря тому, что звучат открытые струны.
Малые минорные септаккорды
И также в целях расширения аппликатурной базы септаккордов рассмотрим малые минорные септаккорды в открытой и первой позиции от звуков до, ре, ми, фа, соль, ля и си (основные ступени звукоряда).
В практике аккомпанемента более употребительны открытые Dm7, Em7, Am7. Аккорд Bm7 – как вариант замены одноимённого аккорда или Bm с баррэ на 2-ом ладу (подробней об этом в этой статье).
Примеры аккордовых последовательностей
И в завершение занятия – небольшие упражнения: распространённые аккордовые последовательности с различными септаккордами.
Проигрывайте их в любом темпе, ритме – перебором или боем. Как вам больше нравится. Произвольно.
№1: три основных малых минорных септаккорда на баррэ в ля миноре
№2: доминантсептаккорды в до мажоре, на этих аккордах можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат.
№3: часто используемая в песнях простая связка с переходом с Gm7 на Cm7 через G7.
№4: очень популярный ход аккордов в разных музыкальных стилях, последовательность в ре миноре.
№5: вместо минорного аккорда Em, последовательность Em/Em(maj7)/Em7 как обыгровка. И также на ля минор: Am/Am(maj7)/Am7.
На этом всё! Успешного вам изучения септаккордов!
Источник