- Септаккорды на гитаре
- Септаккорды. Теория и аппликатуры
- Аппликатуры септаккордов на гитаре по системе CAGED
- Септаккорды на гитаре
- Виды септаккордов на гитаре
- Апликатуры спетаккордов
- Обращения септаккордов
- Практика
- Септаккорды для гитары что это
- Азы септаккордов
- Малый мажорный или «доминантовый» септаккорд
- Большой мажорный септаккорд
- Малый минорный септаккорд
- Преобразуйте знакомые аппликатуры трезвучий в септаккорды
Септаккорды на гитаре
Продолжаем обучение игре на гитаре. Сегодня публикую ещё один пост об аккордах для гитары. В нём Вы познакомитесь с септаккордами.
Сначала немного ознакомимся с музыкальной теорией, а потом уже посмотрим сами аккорды. До этого мы рассматривали тонические мажорные и минорные аккорды. Также их называют трезвучиями потому, что состоят они из трёх нот. Сделаю пояснение, что поскольку на гитаре 6 струн, то когда мы зажимаем аккорд, то на всех струнах гитары (которые используются в этом аккорде) должны звучать только эти три звука из аккорда. Вспомним наш разговор о теории музыки и, например, рассмотрим аккорд До Мажор [С], который состоит из трёх нот – до, ми и соль. Это первая, третья и пятая ноты в гамме.
Септаккорд – это мажорный или минорный аккорд, к которому добавляется ещё одна нота, которая в гамме является седьмой. Получается, что этот аккорд состоит из четырёх нот. Интервалом от первой до последней ноты аккорда в нём является септима (то есть 7 тонов). Поэтому в обозначении этого аккорда присутствует цифра семь. Для До Мажора [С] седьмой ступенью будет нота Си.
Всё, что я рассказал выше, наверное, будет сходу сложно понять начинающему музыканту, но это является основой теории музыки. Дальше мы посмотрим, как септаккорды зажимаются на гитаре, и вы поймёте, что здесь нет ничего сложного.
Источник
Септаккорды. Теория и аппликатуры
В третьей части статьи «Теория музыки для полных нулей» я в общем коснулся темы септаккордов. Какими они бывают, что из себя представляют. Теперь пришло время познакомиться с ними поближе. Разберем аппликатуры, правила построения и другое. Аппликатуры буду давать по системе CAGED, то есть опять же рассмотрим всего 5 основных форм, чтобы знать аппликатуры более сотни септаккордов. Интригующе? Тогда начнем!
Септаккорд — аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Основу септаккорда составляет трезвучие, к которому добавляется седьмая ступень — септима.
Так как трезвучий бывает 4 вида, а септимы делятся на большие и малые, то возможных комбинаций может быть 8. Но в рамках данной статьи мы рассмотрим лишь 5 самых распространенных и используемых видов септаккордов:
- мажорный септаккорд (1-3-5-7) Большое трезвучие + большая септима;
- минорный септаккорд (1-b3-5-b7) Малое трезвучие + малая септима;
- доминант септаккорд (1-3-5-b7) Большое трезвучие + малая септима;
- полууменьшенный септаккорд (1-b3-b5-b7) Доминантовый септаккорд с пониженной квинтой;
- уменьшенный септаккорд (1-b3-b5-bb7) Уменьшенное трезвучие + большая секста;
Септаккорды содержат в себе септиму, то есть диссонанс, поэтому их звучание более насыщенное и нестандартное. Такие аккорды могут внести нехилое разнообразие в гитарную партию.
Аппликатуры септаккордов на гитаре по системе CAGED
На рисунке выше представлены аппликатуры аккорда от ноты G (соль) в пяти аккордовых формах по системе CAGED. Цифрами в квадратах указаны номера ступеней. Первая ступень — тоника (G) Чтобы получить септаккорды от других нот, нужно сдвинуть эти аппликатуры влево или вправо по грифу. Например, чтобы получить септаккорда от ноты A (Ля) нужно подвинуть вправо на 2 лада (тон), чтобы тоники располагались на ладах с нотой A (Ля). Более подробно о системе CAGED, читайте в этой статье: Как легко выучить более сотни аккордов. Система CAGED.
Таким образом, выучив по 5 форм для каждого типа септаккорда, вы знаете 12 (количество возможных нот) х 5 (количество форм аккордов) х 5 (количество типов септаккордов) = 300 аппликатур септаккордов.
Запомнив эти аккордовые формы один раз, вы можете брать необходимый вам септаккорд от любой ноты на грифе. Рекомендуется к запоминанию и отработке!
Источник
Септаккорды на гитаре
Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 02.04.2015 · Обновлено 20.09.2017
Если смотреть с точки зрения теории, то септаккордром можно назвать четыре звука, которые расположенны по терциям. В основе септаккорда лежит трезвучие (1-3-5), к которому добавлена большая или малая септима(7).
Виды септаккордов на гитаре
Чаще всего музыкантами используются следующие виды септаккордров: мажорный (M), минорный (m), доминантовый (x), полууменьшенный (Ø) и уменьшенный (o).
Как и в случае со стандартными трезвучиями, разным септаккордам присуще различное звучание и настроение:
- Мажорные септаккорды звучат мелодично и «слащаво». Я думаю потому их зачастую используют в Голливудских саундтреках, к каким-нибудь романтическим эпизодам;
- Доминантсептаккорды чаще всего называют просто «септаккорды». Звучат они вполне весело, но с небольшим напряжением;
- Минорные септаккорды это более джазовый вариант печального настроения из минорного трезвучия. Звучит стабильно;
- Полууменьшенные (вводные) септаккорды — это самые малораспространённые аккорды. Звучат они более напряжённо чем доминантсептаккорды, но характер напряжений идеален;
- Уменьшенные как и полууменьшенные — малораспространенные. Звучат они нестабильно, напряжённо и требуют разрешения;
Септаккорды содержат в себе септиму — диссонанс, потому их звучание более насыщенное, нестандартное, не такое как у трезвучий. В следствии этого при построении септаккордов, не стоит дублировать ступени, так как это обычно приводит к грязному звучанию или диссонансу.
Общий шаблон септаккордов на основе мажорной гаммы:
Апликатуры спетаккордов
Ниже будут приведены пять видов септаккордов в пяти аккордовых формах:
Данные аккордовые формы являются «правильными» для любой тональности. Если говорить проще, то запомнив аккордовую форму один раз, вы сможете брать необходимый вам септаккорд от любой ноты на грифе гитары. Я рекомендую запомнить все пять форм для каждого вида септаккорда.
Обращения септаккордов
Для того чтобы сыграть гамму, мелодию или фразу любым видом септаккорда, используйте их обращения по четырём верхним струнам. На первой струне вы можете видеть все ступени септаккорда.
Для создания плавной басовой линии используют обращения с тоникой, терцией, квинтой или септимой в басу на шестой струне.
Практика
Я очень рекомендую вам воспользоваться следующей прогрессией (один аккорд на один такт).
D7 — G7 — Gmaj7 — Fmaj7 — Bm7b5 — Em7 — Am7 — Am7
Прогрессия должна помочь вам почувствовать звучание этих аккордов. В качестве дополнительного упражнения попробуйте поиграть эту прогрессию в разных тональностях.
Источник
Септаккорды для гитары что это
Таблицу следует читать как:
септаккорд X состоит из трезвучия Y, к которому добавили терцию Z, а два крайних звука образуют септиму R (к радости, музыка не так математична).
Увеличенный септаккорд может быть только большим т.к. в музыке увеличенная септима в музыке практически не используется. А вот уменьшенный вариант не может быть большим т.к. в таком случае к трезвучию добавится уже кварта.
Есть очень простой шаблон для построения аппликатуры любого септаккорда:
- берете мажорный или минорный аккорд, в котором тоника дублируется через октаву (любой аккорд с баррэ от 6-й или 5-й струны);
- ноту тоники, которая дублируется на октаву выше, заменяем на септиму (сдвигаем на один лад ближе к началу грифа);
- септаккорд готов! 🙂
В конце предыдущего видео есть разбор предложенной схемы. Попробуйте построить несколько аппликатур самостоятельно. Или разберите аппликатуры по схемам:
Источник
Азы септаккордов
Эта статья посвящена прикладной теории музыки для гитаристов. Итак, вы знакомы с основными мажорными и минорными трезвучиями (типа Am или D), а любые цифры после обозначения аккорда (7, 9, 11 и так далее) вам пока непонятны.
Основная концепция септаккордов достаточно проста: число после обозначения аккорда указывает звук, который должен быть включён (добавлен) в базовое трезвучие для формирования более красочной гармонии.
Если вы видите цифру 7, это означает, что в дополнение к нотам (звукам) трезвучия вы должны добавить звук септимы, взятой от основного тона аккорда. Или, если вам проще считать в обратном направлении, просто сделайте шаг вниз (на целый тон или на полтона, в зависимости от обстоятельств) от основного тона аккорда.
Наиболее распространенными типами септаккордов являются малый мажорный («доминантовый»), большой мажорный, малый минорный, полууменьшённый и уменьшённый. Здесь мы поговорим о первых трёх типах, и как они устроены.
Малый мажорный или «доминантовый» септаккорд
Если вы видите семёрку после имени аккорда без любых других дополнительных обозначений, это малый мажорный септаккорд — мажорное трезвучие с добавленной малой септимой. Его часто называют даже просто «септаккорд» или «септ», и обозначают цифрой 7 после имени основного тона, например — F7.
Чтобы построить такой аккорд, возьмите любое мажорное трезвучие и добавьте малую септиму от его основного тона. Самый простой способ найти малую септиму — сделать шаг на целый тон вниз от основного тона. Таким образом, если основной тон F, целый тон вниз — это Eb, а аккорд F7 будет состоять из звуков F (основной тон), A (большая терция), C (квинта) и Eb (малая септима).
Большой мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд — это мажорное трезвучие, которое включает в себя большую септиму. Самый простой способ найти большую септиму — опуститься вниз на полтона от основного тона аккорда. Если основной тон F, то полтона вниз — это E. Аккорд Fmaj7 (также иногда обозначается FM7 или F∆7) состоит из звуков F (основной тон), A (большая терция), C (квинта) и E (большая септима).
Малый минорный септаккорд
Чтобы получить малый минорный септаккорд, добавьте малую септиму в минорное трезвучие. Аккорд Fm7 (также иногда обозначается F-7) содержит звуки F (основной тон), Ab (малая терция), C (квинта) и Eb (малая септима).
Преобразуйте знакомые аппликатуры трезвучий в септаккорды
Здесь мы не ставим цели полностью систематизировать все возможные аппликатуры трезвучий и септаккордов (их довольно много), поэтому приведём лишь несколько примеров, которые помогут прояснить основные принципы.
- Для начала полезно осознать, что минорное трезвучие может быть легко построено из его мажорного аналога просто опусканием терции вниз на полтона.
- Вторым полезным приёмом будет замена удвоенного основного тона в аппликатуре трезвучия на септиму. Если основной тон в аппликатуре взят дважды, один из этих звуков (тот, который находится не в басу), может быть опущен на полтона или тон, превратившись в септиму аккорда.
Все аккордовые схемы ниже приводятся без указания номеров ладов, так как они могут быть взяты на любом ладу. Основной тон аккорда здесь всегда расположен на шестой струне и определяет название аккорда. Таким образом, например, если у вас на шестой струне взята нота фа, вы взяли аккорд F, Fm, F7, Fm7 или Fmaj7, и тому подобное.
Итак, первый приём: превращение мажорного трезвучия в минорное. На рисунке ниже терция аккорда расположена на третьей струне. Понижаем этот звук на полтона (один лад гитары), и получаем минор из мажора.
Превращаем мажорное трезвучие в малый мажорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на тон (два лада гитары), и получаем нужный септаккорд из мажорного трезвучия.
Превращаем мажорное трезвучие в большой мажорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на полтона (один лад гитары), и получаем нужный септаккорд из мажорного трезвучия.
Превращаем минорное трезвучие в малый минорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на тон (два лада гитары), и получаем нужный септаккорд из минорного трезвучия.
Источник