Септаккорды для гитары для начинающих

Септаккорды на гитаре

Продолжаем обучение игре на гитаре. Сегодня публикую ещё один пост об аккордах для гитары. В нём Вы познакомитесь с септаккордами.
Сначала немного ознакомимся с музыкальной теорией, а потом уже посмотрим сами аккорды. До этого мы рассматривали тонические мажорные и минорные аккорды. Также их называют трезвучиями потому, что состоят они из трёх нот. Сделаю пояснение, что поскольку на гитаре 6 струн, то когда мы зажимаем аккорд, то на всех струнах гитары (которые используются в этом аккорде) должны звучать только эти три звука из аккорда. Вспомним наш разговор о теории музыки и, например, рассмотрим аккорд До Мажор [С], который состоит из трёх нот – до, ми и соль. Это первая, третья и пятая ноты в гамме.

Септаккорд – это мажорный или минорный аккорд, к которому добавляется ещё одна нота, которая в гамме является седьмой. Получается, что этот аккорд состоит из четырёх нот. Интервалом от первой до последней ноты аккорда в нём является септима (то есть 7 тонов). Поэтому в обозначении этого аккорда присутствует цифра семь. Для До Мажора [С] седьмой ступенью будет нота Си.

Всё, что я рассказал выше, наверное, будет сходу сложно понять начинающему музыканту, но это является основой теории музыки. Дальше мы посмотрим, как септаккорды зажимаются на гитаре, и вы поймёте, что здесь нет ничего сложного.

Источник

Септаккорды. Теория и аппликатуры

В третьей части статьи «Теория музыки для полных нулей» я в общем коснулся темы септаккордов. Какими они бывают, что из себя представляют. Теперь пришло время познакомиться с ними поближе. Разберем аппликатуры, правила построения и другое. Аппликатуры буду давать по системе CAGED, то есть опять же рассмотрим всего 5 основных форм, чтобы знать аппликатуры более сотни септаккордов. Интригующе? Тогда начнем!

Септаккорд — аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Основу септаккорда составляет трезвучие, к которому добавляется седьмая ступень — септима.

Так как трезвучий бывает 4 вида, а септимы делятся на большие и малые, то возможных комбинаций может быть 8. Но в рамках данной статьи мы рассмотрим лишь 5 самых распространенных и используемых видов септаккордов:

  • мажорный септаккорд (1-3-5-7) Большое трезвучие + большая септима;
  • минорный септаккорд (1-b3-5-b7) Малое трезвучие + малая септима;
  • доминант септаккорд (1-3-5-b7) Большое трезвучие + малая септима;
  • полууменьшенный септаккорд (1-b3-b5-b7) Доминантовый септаккорд с пониженной квинтой;
  • уменьшенный септаккорд (1-b3-b5-bb7) Уменьшенное трезвучие + большая секста;

Септаккорды содержат в себе септиму, то есть диссонанс, поэтому их звучание более насыщенное и нестандартное. Такие аккорды могут внести нехилое разнообразие в гитарную партию.

Аппликатуры септаккордов на гитаре по системе CAGED

На рисунке выше представлены аппликатуры аккорда от ноты G (соль) в пяти аккордовых формах по системе CAGED. Цифрами в квадратах указаны номера ступеней. Первая ступень — тоника (G) Чтобы получить септаккорды от других нот, нужно сдвинуть эти аппликатуры влево или вправо по грифу. Например, чтобы получить септаккорда от ноты A (Ля) нужно подвинуть вправо на 2 лада (тон), чтобы тоники располагались на ладах с нотой A (Ля). Более подробно о системе CAGED, читайте в этой статье: Как легко выучить более сотни аккордов. Система CAGED.

Таким образом, выучив по 5 форм для каждого типа септаккорда, вы знаете 12 (количество возможных нот) х 5 (количество форм аккордов) х 5 (количество типов септаккордов) = 300 аппликатур септаккордов.

Запомнив эти аккордовые формы один раз, вы можете брать необходимый вам септаккорд от любой ноты на грифе. Рекомендуется к запоминанию и отработке!

Источник

Септаккорды на гитаре

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 02.04.2015 · Обновлено 20.09.2017

Если смотреть с точки зрения теории, то септаккордром можно назвать четыре звука, которые расположенны по терциям. В основе септаккорда лежит трезвучие (1-3-5), к которому добавлена большая или малая септима(7).

Виды септаккордов на гитаре

Чаще всего музыкантами используются следующие виды септаккордров: мажорный (M), минорный (m), доминантовый (x), полууменьшенный (Ø) и уменьшенный (o).

Как и в случае со стандартными трезвучиями, разным септаккордам присуще различное звучание и настроение:

  • Мажорные септаккорды звучат мелодично и «слащаво». Я думаю потому их зачастую используют в Голливудских саундтреках, к каким-нибудь романтическим эпизодам;
  • Доминантсептаккорды чаще всего называют просто «септаккорды». Звучат они вполне весело, но с небольшим напряжением;
  • Минорные септаккорды это более джазовый вариант печального настроения из минорного трезвучия. Звучит стабильно;
  • Полууменьшенные (вводные) септаккорды — это самые малораспространённые аккорды. Звучат они более напряжённо чем доминантсептаккорды, но характер напряжений идеален;
  • Уменьшенные как и полууменьшенные — малораспространенные. Звучат они нестабильно, напряжённо и требуют разрешения;

Септаккорды содержат в себе септиму — диссонанс, потому их звучание более насыщенное, нестандартное, не такое как у трезвучий. В следствии этого при построении септаккордов, не стоит дублировать ступени, так как это обычно приводит к грязному звучанию или диссонансу.

Общий шаблон септаккордов на основе мажорной гаммы:

Апликатуры спетаккордов

Ниже будут приведены пять видов септаккордов в пяти аккордовых формах:

Данные аккордовые формы являются «правильными» для любой тональности. Если говорить проще, то запомнив аккордовую форму один раз, вы сможете брать необходимый вам септаккорд от любой ноты на грифе гитары. Я рекомендую запомнить все пять форм для каждого вида септаккорда.

Обращения септаккордов

Для того чтобы сыграть гамму, мелодию или фразу любым видом септаккорда, используйте их обращения по четырём верхним струнам. На первой струне вы можете видеть все ступени септаккорда.

Для создания плавной басовой линии используют обращения с тоникой, терцией, квинтой или септимой в басу на шестой струне.

Практика

Я очень рекомендую вам воспользоваться следующей прогрессией (один аккорд на один такт).

D7 — G7 — Gmaj7 — Fmaj7 — Bm7b5 — Em7 — Am7 — Am7

Прогрессия должна помочь вам почувствовать звучание этих аккордов. В качестве дополнительного упражнения попробуйте поиграть эту прогрессию в разных тональностях.

Источник

Система CAGED на гитаре: основы и эксперименты

Система CAGED – что это? Это 5 аккордов в открытой позиции (на первых трёх ладах с использованием открытых струн). Соответственно, по буквам названия: С – до, A – ля, G – соль, E – ми, D – ре. Каждую из аппликатур системы можно использовать на грифе в позициях применительно к одному аккорду. Например, D (ре мажор) в аппликатуре С (до мажора) на 2 ладу, в аппликатуре A (ля мажора) на 5 ладу и т.д.

Далее в статье – на гитаре полная версия системы: базовые аппликатуры для мажорных и минорных аккордов, включая и септаккорды, их использование (построение от тоники в позициях для необходимого аккорда). И также вы узнаете – как на основе стандартных CAGED создавать необычные, красивые аккорды (с надстройками), не используя сложные аппликатуры.

В мажоре

Итак, сначала аккорды системы на первых ладах по порядку, согласно аббревиатуре названия.

При изучении форм обязательно соблюдайте указанную постановку пальцев. Запоминайте, на какой струне находится тоника в базовых аккордах (отмечена синим в гитарной сетке, и если на открытых струнах – окрашенный символ «o» на нулевом ладу). Этот навык необходим для построения аппликатур в позициях.

С (до мажор): тоника на 5 и 2 струне, 6-ая не звучит.

A (ля мажор): основной тон – на 5-ой (открытая) и 3-ей, 6-ая не звучит.

G (соль мажор): с тоникой на 6-ой, 3-ей (открытая) и 1-ой.

E (ми мажор): звучат все струны, тоника на 6-ой, 4-ой и 1-ой.

D (ре мажор): основной тон на двух струнах – 4-ой (открытая) и 2-ой.

Изучите эти аккорды и сыграйте на гитаре последовательно в медленном темпе:

Как использовать аппликатуры системы

Разберём, как применяется система CAGED на конкретном примере: сыграем аккорд D (ре мажор) в 5-ти базовых аппликатурах.

Чтобы уверенно ориентироваться в позициях, найдём на грифе, где находится нота ре (тоника аккорда) на каждой струне. От неё будем строить аппликатуру.

  • на 2-ой – 3 лад;
  • на 5-ой – 5 лад;
  • на 3-ей – 7 лад;
  • на 1-ой и 6-ой – 10 лад;
  • на 4–ой – 12 лад.

Начнём с первой аппликатуры – С (до мажор).

Играем этот аккорд в открытой позиции. Смотрим, где тоника – на 5-ой и 2-ой струне. Но это До мажор, а нам нужен Ре мажор в этой аппликатуре. Следовательно, нужно найти тонику ре на 5-ой струне и построить от неё аккорд. То есть переместить аппликатуру в другую позицию – для D.

Ре на 5-ой струне – на 5 ладу:

В C на первых ладах – звучат открытые струны – 3-я и 1-ая. Но если условно принять нулевой лад, провести линию – получается баррэ (прижимаются все струны на нулевом ладу).

Именно такая форма и используется, чтобы сыграть другой мажорный аккорд (в нашем примере – это D) в аппликатуре C в позиции.

Обратите внимание, постановка пальцев меняется, так как используется приём баррэ.

Тонику D на 5 струне на 5 ладу прижимаем четвёртым пальцем (мизинцем). Далее: 4 струна на 4 ладу – третьим, 2 струна на 3 ладу – вторым. А первым (указательным) прижимаем все струны на втором ладу (баррэ в данном случае выполняет функции нулевого порожка в позиции).

И вот уже получается «лесенка» D (ре мажор) во II позиции.

Стоит отметить, что на практике эту аппликатуру с полностью пережатыми струнами использовать довольно сложно. И чаще используется её более лёгкий вариант – на баррэ прижимаются только первые три струны, а 6-ая не звучит. Басовую можно приглушить большим пальцем.

Аппликатура A (ля мажора) с тоникой на 5-ой (открытой) и 3-ей.

Находим звук ре на этих струнах: 5 струна – 5 лад и 3 струна – 7 лад.

Берём аккорд: вместо нулевого лада открытой позиции – баррэ на 5 ладу (тоника на 5-ой струне). И аппликатура A уже для ре мажора, но 2, 3 и 4 пальцем.

Есть несколько вариантов этого аккорда в позиции.

Без баррэ: глушение басовых (6-ой и 5-ой) большим пальцем левой руки, первым прижимается только 1 струна + аппликатура A.

Без 1-ой и 6-ой: подушечкой третьего пальца прижимается 4,3 и 2 струны (фаланга прогибается к грифу).

Иногда 4-ая, 3-ая, и 2-ая прижимаются мизинцем. Например, так удобней в аппликатуре дополнительно сыграть басовый ход в нисходящем движении (D – D/C# – D/C).

В аппликатуре G: тоника D на 6-ой и 1-ой – 10 лад. Баррэ на 7 ладу (как нулевой лад в открытой позиции): прижимаются только первые 4 струны.

В «чистом» виде аккорд, как он играется и на первых ладах, в позиции выглядит довольно громоздким. И многие гитаристы предпочитают упрощённые варианты его аппликатуры:

Приёмом баррэ в позиции прижимаются четыре струны, но первая не звучит:

Без басовых струн: «верхняя часть» основной аппликатуры:

Как и предыдущая форма, но добавляется звук на 5 струне. Получается аккорд с терцией в басу:

Из системы CAGED аппликатура ми мажора, пожалуй, одна из самых популярных. Удобная постановка пальцев, «классическое» баррэ для многих музыкальных стилей.

D (ре мажор) в форме E: баррэ на 10 ладу, тоника на 6-ой, 4-ой и 1-ой струне.

Второй его вариант – без басовых струн: первый палец прижимает только верхние две струны.

И «родная» аппликатура для этого аккорда: D (ре мажор) в форме D, но в закрытой позиции на грифе, на октаву выше. Без баррэ, басовые не звучат. Тоника на 4 струне – 12 лад прижимается первым пальцем.

Вот и вся аккордовая система CAGED в мажоре для аккорда D (ре мажор). Таким же образом можно построить 5 аппликатур мажорного аккорда от любого звука.

Проработайте каждую форму с дополнительными вариантами аппликатуры. И сыграйте последовательно ре мажор по аппликатурам системы: сначала в форме С, потом A, G, E и D.

В аудиопримере последовательность завершается повтором аппликатуры C, но на октаву выше.

Септаккорды

На основе мажорных аккордов CAGED можно построить и аппликатуры септаккордов. Рассмотрим формы малого мажорного септаккорда в системе (мажорное трезвучие + малая септима). Соответственно полная версия в открытой позиции: C7 – A7 – G7 – E7 – D7

Местоположение тоники в аппликатурах мажорных аккордов и септаккордов совпадает. Но в некоторых формах она не дублируется на других струнах: A – на 5 и 3, а A7 – только на 5; G7 – только на 6 и 3 (на 1 – септима); E7 – на 6 и 1.

C7 (до мажор септаккорд): 6-ая не звучит, 1-ая открытая, к «лесенке» мизинцем добавляем септиму (3 струна на 3 ладу).

A7 (ля мажор септаккорд): 3 открытая – септима, тоника в басу – на 5-ой.

G7 (соль мажор септаккорд): добавляем септиму на 1 струне – 1 лад.

E7 (ми мажор септаккорд): тоника – на 6-ой, септима – на 4-ой.

D7 (ре мажор септаккорд): основной тон, также как и в мажорном аккорде, на 4 струне, но постановка пальцев меняется, септима – на второй струне.

Последовательно сыграем септаккорды CAGED:

А теперь построим все пять аппликатур на грифе для аккорда D7 (ре мажор септаккорд):

D7 в форме С7: на третьем ладу, без баррэ, 6-ая и 1-ая не звучат. Постановка пальцев сохраняется, как и в открытой позиции для до мажора.

D7 (в A7): баррэ на пятом ладу.

D7 (в G7): на 7 ладу прижимаются 4 струны, басовые – согласно аппликатуре.

Упрощённый вариант от основной формы G7 – только на первых четырёх струнах: тоника – на 3-ей, септима – на 1-ой.

D7 (в E7): баррэ на 10 ладу.

D7 (в D7): аккорд «в своей» аппликатуре, но на октаву выше; без баррэ, тоника – на 4-ой.

Играем D7 (ре мажор септаккорд) во всех аппликатурах системы по порядку + повторяем форму C7 на октаву выше (от 15-го лада):

В миноре

Система CAGED применима и для минорных аккордов. Достаточно лишь в базовых аппликатурах большую (мажорную) терцию заменить малой (минорной). И получается система аккордов в 5 основных формах в миноре: Cm – Am – Gm – Em – Dm

Основные аппликатуры

Рассмотрим подробней процесс преобразования для каждой формы:

C → Cm: на 4 струне – со 2-го лада на 1-ый, а 1-ую струну исключаем из аппликатуры (поскольку – это ми – мажорная терция). Внимание! Постановка пальцев изменяется.

Можно сразу запомнить аппликатуры, как есть. Но если вы поймёте, освоите принцип их построения – преобразования (замены мажорной терции на минорную), то есть, как они получаются – можно обойтись и без зубрёжки. Например, не помните аппликатуру Dm, но знаете D: на основе мажорной формы самостоятельно строите минорную.

A → Am: на 2 струне – с 2 лада на 1.

G → Gm: на 5 струне – со 2 лада на 1, а вторая струна прижимается на 3 ладу (чтобы заменить мажорную терцию квинтой).

E → Em: 3-я струна открытая.

D → Dm: на 1-ой струне – со 2 лада на 1.

Играем все минорные аккорды системы:

Минорный аккорд в 5 аппликатурах системы

Давайте найдём на грифе Dm во всех аппликатурах системы CAGED (формах минорных аккордов в открытой позиции, рассмотренных выше). Также ориентируемся по расположению тоники на струнах (см. схему грифа с расположением звука ре).

Dm в аппликатуре Cm (до минора): без баррэ, без 6-ой и 1-ой струны. В отличие от открытой позиции, постановка пальцев немного усложняется, нужно ещё прижимать и третью струну.

Dm (в Am): баррэ на 5 ладу.

Dm (в Gm): в таком же виде полностью аккорд в позиции взять не получится из-за сложностей аппликатуры. Попросту говоря, не хватит пальцев. Он играется в разных упрощённых вариантах на основе базовой формы:

без 1-ой и 2-ой струны:

без 6-ой (первым пальцем прижимается 4-ая и 3-ая, четвёртым – 1-ая и 2-ая):

Dm (в Em): баррэ на 10 ладу.

Dm (в Dm): от тоники на 4 струне (12 лад).

Так звучит Dm в позициях (аккорды в аппликатурах системы + повтор формы Cm через октаву):

Минорные септаккорды

На основе минорных аккордов – 5 аппликатур системы CAGED – можно построить малые минорные септаккорды.

Cm7: и основная форма на первых ладах играется на баррэ, но указательным пальцем прижимаются только верхние четыре струны.

Am7:

Gm7: аппликатура упрощается – без 5-ой и 4-ой струны; но в других позициях на грифе играется в таком же виде, без изменений, сохраняется и постановка пальцев.

Em7: очень лёгкий аккорд – нужно всего лишь прижать 5-ую струну на 2 ладу.

Dm7: аппликатура с двумя вариантами постановки пальцев (только для открытой позиции!):

первым – прижимаются 1 и 2 струны:

1 струна – вторым, 2-ая – первым:

Минорные септаккорды по CAGED:

Теперь в нашем арсенале CAGED добавилось пять аппликатур минорного септаккорда. Применим их на практике: в качестве примера разберём Dm7 во всех формах системы.

Dm7 (в Cm7): просто перемещаем баррэ на 3 лад – по тонике в басу.

Ещё вариант – без 1-ой струны:

Dm7 (в Am7): берём баррэ на 5 ладу, но 6-ую можно не прижимать.

Dm7 (в Gm7): строим аппликатуру от тоники на 6-ой струне. 5-ую и 4-ую глушим подушечкой второго пальца.

Dm7 (в Em7): и на баррэ этот аккорд довольно лёгкий, струны пережимаются двумя пальцами (первым и вторым).

Dm7 (в Dm7): постановка пальцев другая, поскольку нужно прижимать и тонику (D) на четвёртой струне.

Играем Dm7 в позициях по CAGED (согласно порядку рассмотренных форм):

Эксперименты с CAGED

Кроме «шаблонных форм» CAGED даёт ключ и к поиску оригинальных аккордов, которые звучат в разных эмоциональных оттенках. Достаточно лишь применить не совсем стандартный подход в использовании аппликатур.

Для примера несколько экспериментов в системе:

№1: играем мажорные аккорды и малые мажорные септаккорды от D в позициях по CAGED, но не используем баррэ. То есть играем так аппликатуру, как будто на первых трёх ладах. Получается, что к звукам аккорда добавляются звуки открытых струн. Будь то в 3 позиции на грифе, в 5-ой, 7-ой и т.д. И в этом есть своя изюминка.

И что ещё примечательно – получаются сложные аккорды с надстройками без особых ухищрений в постановке пальцев (раскорячиваний, растяжек). То есть фактически по аппликатуре – это всё тот же CAGED.

D add 9/11 (на основе С): «лесенка» ре мажор, но струны не зажимаются на 2 ладу приёмом баррэ, как по стандарту системы. Добавляется 9-ая ступень (1-ая открытая струна) и 11 (3 струна).

D add 9/11 (в A7): аккорд такой же, но в другом сочетании звуков, добавляется квинта. Без баррэ, только тоника в басу берётся, а 3 и 1 струна открытые.

D6 add11 без пятой ступени (в G): как будто соль мажор на 2 и 3 ладу с открытыми струнами, только это D… и на 9 и 10 ладу. Прибавляются надстройки: 3 струна – 11-ая, 2 – 6-ая.

D6/E (в E): как и обычный ми мажор, но в десятой позиции на грифе. И в басу тоже Ми, а не Ре (основной тон).

D (в D): почти без заморочек, стандартный аккорд, только в басу тоника на открытой струне, а не на 12 ладу, как того требует аппликатура в позиции.

№2: одну и ту же аппликатуру из системы, в данном примере это A (ля мажор), перемещаем по грифу, опять же без баррэ с открытыми струнами, но в басу постоянно звучит тоника основного аккорда как в аудиозаписи:

Получается мелодический ход. Аппликатура одинаковая, а надстройки разные в аккордах и относительно тоники основного аккорда.

Вот несколько аккордов из аудиопримера – форма A в разных позициях с открытой 5 и 1 струной:

В add11/A

Am7

Amaj7 add b13

D add9

A b9 #11

Советы – как заниматься

  1. Первым делом отрабатывайте базовые формы системы в открытой позиции: нужно не только уметь брать уверено аккорды, переходить с одного на другой, но и знать их название, тип (мажор, минор, септаккорд). И только потом приступайте к использованию CAGED в позициях для одного аккорда: последовательно проигрывайте каждую аппликатуру.
  2. Хорошо освойте навык поиска, построения аппликатур CAGED по тонике. Если плохо знаете гриф, найдите и используйте его схематическое изображение с расположением звуков на каждом ладу. Ищите, сверяйтесь.
  3. Сначала запоминайте, на какой струне в каждом аккорде тоника. Обратите внимание, в аккордовых сетках звуки по струнам указаны в нижней части схемы. В дальнейшем желательно научиться «видеть» все звуки аккорда по ступеням: где тоника, терция, квинта, септима.
  4. В статье для наглядности в примерах построение аппликатур от звука D. Но, разумеется, необходимо прорабатывать и другие аккорды. Например, проиграйте аккорды A, B, G, Bb, E: каждый в 5 позициях по системе CAGED. После освоения мажорных аккордов, переходите к септаккордам, затем минорные.
  5. Чтобы было интересней изучать, отрабатывать аппликатуры, создайте гитарный минус на одном аккорде. И устройте джем под названием CAGED: ритмом, перебором, какими-то отдельными штрихами, с добавлением обыгровок – в общем, как вам больше нравится – аккорд в разных аппликатурах системы. Последовательно в нисходящем и восходящем движении или выборочно.
  6. Если вы изучаете гаммы (минорную, мажорную, пентатонику, гармонический и мелодический минор), связывайте боксы с CAGED: берёте аккорд в позиции – потом гамма.
  7. Играйте любые аккордовые последовательности, песни, используя аппликатуры системы.
  8. Не бойтесь экспериментировать, импровизировать: найдите свои любимые аккорды.

Пусть и аккордовая система CAGED станет для вас источником гитарного вдохновения!

Источник

Оцените статью