Септима аккорд что это

Септаккорды на гитаре

Продолжаем обучение игре на гитаре. Сегодня публикую ещё один пост об аккордах для гитары. В нём Вы познакомитесь с септаккордами.
Сначала немного ознакомимся с музыкальной теорией, а потом уже посмотрим сами аккорды. До этого мы рассматривали тонические мажорные и минорные аккорды. Также их называют трезвучиями потому, что состоят они из трёх нот. Сделаю пояснение, что поскольку на гитаре 6 струн, то когда мы зажимаем аккорд, то на всех струнах гитары (которые используются в этом аккорде) должны звучать только эти три звука из аккорда. Вспомним наш разговор о теории музыки и, например, рассмотрим аккорд До Мажор [С], который состоит из трёх нот – до, ми и соль. Это первая, третья и пятая ноты в гамме.

Септаккорд – это мажорный или минорный аккорд, к которому добавляется ещё одна нота, которая в гамме является седьмой. Получается, что этот аккорд состоит из четырёх нот. Интервалом от первой до последней ноты аккорда в нём является септима (то есть 7 тонов). Поэтому в обозначении этого аккорда присутствует цифра семь. Для До Мажора [С] седьмой ступенью будет нота Си.

Всё, что я рассказал выше, наверное, будет сходу сложно понять начинающему музыканту, но это является основой теории музыки. Дальше мы посмотрим, как септаккорды зажимаются на гитаре, и вы поймёте, что здесь нет ничего сложного.

Читайте также:  Бас гитара flying v

Источник

Септаккорд

Аккорды имеют разное строение: трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д. В ранних статьях была раскрыта тема трезвучий. Здесь же, затронем тему септаккордов.

Септаккорды в классической и современной гармонии

Септаккорд в классической гармонии –созвучие из 4-х звуков расположенных по терциям,

в современной гармонии – созвучие из 3-х звуков, расположенных по квартам (квартсептаккордом).

Септаккорды терцового строения классифицируются по двум параметрам: по септиме и по трезвучию. Если септима большая, то аккорд будет большой, если септима малая ,то малый соответственно. Мажорный, минорный, увеличенный или уменьшенный – эти значения будут определяться по трезвучию.

Например, вот так будет выглядеть Большой мажорный септаккорд (Бмаж.):

Виды и обращения септаккордов

Различают 7 видов септаккордов:

Каждый имеет по три обращения, их названия отражают соотношение между тонами значимой гармонии:

Единственное исключение составляет Уменьшенный септаккорд, его обращение можно определить только при разрешении в какую-либо тональность.

Обратимся к современной гармонии. Септаккорды с квартовым строением бывают малые и большие( это значение определяется по септиме). Малые состоят только из чистых кварт, а большие из чистой и увеличенной кварт.

Квартсептаккорды имеют по два обращения:

В классической гармонии септаккорды играют важную роль в тональности, благодаря своим функциональным и фоническим («как звучит») свойствам.

Строение септаккордов

Основные септаккорды лада строятся на II, V, VII ступенях.

Самый важный септаккорд, который строится на V ступени- доминантовый (D7). Он звучит, как Ммаж7,соединяет в себе характерные признаки доминантовых тяготений.

Ярким выразителем субдоминантовой сферы является септаккорд II ступени (II7). Может звучать, как Ммин7,так и Мум7 в зависимости от вида мажора или минора.

И, септаккорд, имеющий комплекс мелодических неустоев — это септаккод VII ступени (VII7). Имеет две фонические разновидности: Ммин7 и Ум7.Это созвучие вбирает в себя признаки и субдоминантовой и доминантовой сфер.

Септаккорды могут быть использоваться полными или неполными (исключается квинтовый тон аккорда), но кроме уменьшенного септаккорда ввиду его уникальной функции (имеет два тритона) — он может использоваться только в полном виде.

Источник

Азы септаккордов

Эта статья посвящена прикладной теории музыки для гитаристов. Итак, вы знакомы с основными мажорными и минорными трезвучиями (типа Am или D), а любые цифры после обозначения аккорда (7, 9, 11 и так далее) вам пока непонятны.

Основная концепция септаккордов достаточно проста: число после обозначения аккорда указывает звук, который должен быть включён (добавлен) в базовое трезвучие для формирования более красочной гармонии.

Если вы видите цифру 7, это означает, что в дополнение к нотам (звукам) трезвучия вы должны добавить звук септимы, взятой от основного тона аккорда. Или, если вам проще считать в обратном направлении, просто сделайте шаг вниз (на целый тон или на полтона, в зависимости от обстоятельств) от основного тона аккорда.

Наиболее распространенными типами септаккордов являются малый мажорный («доминантовый»), большой мажорный, малый минорный, полууменьшённый и уменьшённый. Здесь мы поговорим о первых трёх типах, и как они устроены.

Малый мажорный или «доминантовый» септаккорд

Если вы видите семёрку после имени аккорда без любых других дополнительных обозначений, это малый мажорный септаккорд — мажорное трезвучие с добавленной малой септимой. Его часто называют даже просто «септаккорд» или «септ», и обозначают цифрой 7 после имени основного тона, например — F7.

Чтобы построить такой аккорд, возьмите любое мажорное трезвучие и добавьте малую септиму от его основного тона. Самый простой способ найти малую септиму — сделать шаг на целый тон вниз от основного тона. Таким образом, если основной тон F, целый тон вниз — это Eb, а аккорд F7 будет состоять из звуков F (основной тон), A (большая терция), C (квинта) и Eb (малая септима).

Большой мажорный септаккорд

Большой мажорный септаккорд — это мажорное трезвучие, которое включает в себя большую септиму. Самый простой способ найти большую септиму — опуститься вниз на полтона от основного тона аккорда. Если основной тон F, то полтона вниз — это E. Аккорд Fmaj7 (также иногда обозначается FM7 или F∆7) состоит из звуков F (основной тон), A (большая терция), C (квинта) и E (большая септима).

Малый минорный септаккорд

Чтобы получить малый минорный септаккорд, добавьте малую септиму в минорное трезвучие. Аккорд Fm7 (также иногда обозначается F-7) содержит звуки F (основной тон), Ab (малая терция), C (квинта) и Eb (малая септима).

Преобразуйте знакомые аппликатуры трезвучий в септаккорды

Здесь мы не ставим цели полностью систематизировать все возможные аппликатуры трезвучий и септаккордов (их довольно много), поэтому приведём лишь несколько примеров, которые помогут прояснить основные принципы.

  • Для начала полезно осознать, что минорное трезвучие может быть легко построено из его мажорного аналога просто опусканием терции вниз на полтона.
  • Вторым полезным приёмом будет замена удвоенного основного тона в аппликатуре трезвучия на септиму. Если основной тон в аппликатуре взят дважды, один из этих звуков (тот, который находится не в басу), может быть опущен на полтона или тон, превратившись в септиму аккорда.

Все аккордовые схемы ниже приводятся без указания номеров ладов, так как они могут быть взяты на любом ладу. Основной тон аккорда здесь всегда расположен на шестой струне и определяет название аккорда. Таким образом, например, если у вас на шестой струне взята нота фа, вы взяли аккорд F, Fm, F7, Fm7 или Fmaj7, и тому подобное.

Итак, первый приём: превращение мажорного трезвучия в минорное. На рисунке ниже терция аккорда расположена на третьей струне. Понижаем этот звук на полтона (один лад гитары), и получаем минор из мажора.

Превращаем мажорное трезвучие в малый мажорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на тон (два лада гитары), и получаем нужный септаккорд из мажорного трезвучия.

Превращаем мажорное трезвучие в большой мажорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на полтона (один лад гитары), и получаем нужный септаккорд из мажорного трезвучия.

Превращаем минорное трезвучие в малый минорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на тон (два лада гитары), и получаем нужный септаккорд из минорного трезвучия.

Источник

Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры

Септакккорды – что это?

Это аккорды из четырёх звуков: трезвучие + септима.

Есть разные типы септаккордов: в зависимости от того, к какому трезвучию (минорному, мажорному, уменьшённому и т.д.) какая добавляется септима (большая, малая или уменьшённая).

На этом занятии разберём наиболее часто используемые септаккорды на гитаре: их строение и аппликатуры, примеры построения от определённого звука и последовательности для начинающих.

  • Малый мажорный (доминантсептаккорд)
  • Большой мажорный
  • Малый минорный
  • Большой минорный
  • Уменьшенный
  • Полууменьшенный

Дополнительно: таблица – по пять аппликатур для каждого типа септакккорда.

Как пользоваться схемами?

В сетках – универсальные схемы: на струнах указаны звуки аккорда, согласно его строению (см. формулы в блоках для каждого типа отдельно).

  • 1 – прима (основной звук или тоника)
  • 3 – большая терция
  • b3 – малая терция
  • b5 – уменьшённая квинта
  • 5 – чистая квинта
  • bb7 – уменьшённая септима
  • b7 – малая септима
  • 7 – большая септима

Таким образом, аппликатуры септаккордов можно использовать для любого определённого звука.

Самый простой вариант найти необходимую сетку на грифе – по основному звуку (тонике), в схемах это цифра «1».

Смотрим в схеме, на какой струне тоника. Находим её на грифе, и берём аккорд, согласно указанной аппликатуре.

Например: допустим, нам нужен Bm7 (си минор септаккорд) с тоникой на 6-ой струне:

1. В схеме – квадратик с цифрой «1» на 6 струне (1-ая вертикальная линия слева направо).

2. В аккорде Bm7 основной звук – это си. Находим на 6-ой струне звук си. Это седьмой лад.

3. И теперь от 7-го лада по аппликатуре берём аккорд: Bm7 с баррэ.

Но чтобы получить большее представление об аккорде (рекомендуется!), конечно же, необходимо предварительно выполнять построение септаккордов по формуле (для каждого типа она приводится).

То есть, какие именно звуки входят в состав необходимого аккорда.

Например: малый минорный септаккорд – 1 (прима, тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима).

Определяем звуки по формуле для нашего аккорда Bm7:

  • 1 (тоника) – си (B)
  • b3 (малая терция от тоники) – ре (D)
  • 5 (квинта от тоники) – фа-диез (F#)
  • b7 (малая септима от тоники) – ля (A)

Теперь вы будете видеть на каких струнах, ладах находятся звуки аккорда Bm7 в аппликатурной схеме. Если по вышерассмотренной сетке Bm7 c баррэ: квинта (F#) на 5-ой струне, малая септима на 4-ой струне, малая терция на 3-ей струне и т.д.

Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»

Малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд: к мажорному трезвучию (1-3-5) добавляется малая септима (b7).

Как строить по формуле интервального состава: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима)

Или по терциям (от тоники): б.3 (большая) + м.3 (малая) + м.3 (малая)

Обозначается цифрой «7» (С7, D7, E7 и т.д.)

Сыграем аккорд G7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа (b7) ] во всех этих аппликатурах.

Цифры в сетках под линиями струн – это пальцы левой руки (каким пальцем прижимать струну): 1 – указательный; 2 – средний; 3 – безымянный; 4 – мизинец. Жирная линия – баррэ указательным (1).

В последующих примерах также приводятся все аккорды от звука G, последовательно во всех аппликатурах. Но а вам для закрепления изученного необходимо найти на грифе аппликатуры и от других звуков. К примеру, мажорные септаккорды С7, A7, D7, F7 и т.д. в 5-ти рассмотренных схемах.

Для некоторых аппликатур малого мажорного септаккорда в позиции есть альтернативные варианты.

Вместо аппликатуры с тоникой на 5-ой и 2-ой струне – схема на четыре струны (без 6-ой и 5-ой) с тоникой только на 2-ой струне:

На основе формы с тоникой на 6-ой струне есть и другие аппликатуры:

Во втором аккорде (по диагонали от основного) на четыре пальца: указательным прижимается 6-ая струна и подушечкой этого же пальца нужно приглушить 5-ую струну.

Обратите внимание, в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны в басу не тоника (1), а квинта (5). Если применить эту схему от звука соль, полное название аккорда тогда G7/D (ре в басу). Он изображён на фото (на 4-ом, 5-ом и 6-ом ладу).

Большой мажорный – «maj7»

Большой мажорный септаккорд: мажорное трезвучие (1-3-5) + большая септима (7)

Формула: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (чистая квинта) – 7 (большая септима)

Порядок терций: б.3 + м.3 + б.3

Обозначается: maj7 (Cmaj7, Dmaj7, Emaj7…)

Основные аппликатуры для гитары:

В качестве примера сетки аккорда Gmaj7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа-диез (7) ] в пяти аппликатурах:

Относительно позиции аппликатуры с тоникой на 6-ой струне (первая сетка) также используются и другие аппликатуры: с тоникой на 4-ой струне и с септимой в басу (основной звук на 1-ой струне).

Аккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре с приглушенной 4-ой струной:

Малый минорный – «m7»

Малый минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + малая септима (b7)

Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (чистая квинта) – b7 (малая септима)

Порядок терций: м.3 + б.3 + м.3

Обозначение: m7 (Cm7, Dm7, Em7… ).

Аппликатуры на гитаре малого минорного септаккорда:

Эти формы от звука соль – аккорд Gm7 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа (b7) ] в пяти аппликатурах:

Дополнительные варианты аппликатур на основе рассмотренных:

  • 1 – баррэ с тоникой на 6-ой струне заменяется четырёхструнной формой (бас – средним пальцем + приглушает 5-ую струну, безымянный прижимает 4-ую, 3-ю и 2-ю струну).
  • 2 – вместо баррэ с тоникой на 5-ой струне – аппликатура на 4-е пальца (указательный прижимает 5-ую струну и приглушает 4-ую).
  • 3 – на замену аппликатуре на 4-е лада в этой же позиции малое баррэ.

Большой минорный – «m(maj7)»

Большой минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + большая септима (7)

Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – 7 (большая септима)

Порядок терций: м.3 + б.3 + б.3

Обозначение – m (maj7): Cm(maj7), Dm(maj7), Em(maj7)…

Большой минорный септаккорд не столь часто можно встретить в аккордовых последовательностях. В песенном аккомпанементе иногда его используют как дополнительный оттенок минора в связке с минорным аккордом, малым минорным септаккордом (см. примеры последовательностей).

Аппликатуры большого минорного септаккорда:

Аккорд Gm(maj7) [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа-диез (7) ] – пять основных аппликатур от звука соль:

Полууменьшенный – «m7b5»

Полууменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + малая септима (b7)

Формула:1(тоника) – b3 (малая терция) – b5 (уменьшённая квинта) – b7 (малая септима)

Порядок терций: м.3 + м.3 + б.3

Обозначение – m7b5 (Cm7b5, Dm7b5, Em7b5… ) или символом Ø (CmØ, DmØ, EmØ …)

Аппликатуры полууменьшенного септаккорда:

Аккорд Gm7b5 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре-бемоль (b5) – фа (b7) ] – 5 аппликатур от звука соль:

Уменьшённый – «dim7»

Уменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + уменьшённая септима (bb7).

Формула: 1(тоника) – b3(малая терция) – b5(уменьшённая квинта) – bb7(уменьшённая септима)

Уменьшённая септима энгармонически равна большой сексте. То есть фактически это один и тот же звук, но в составе уменьшённого аккорда он записывается как bb7.

Порядок терций: м.3 + м.3 + м.3

Обозначение – dim7 (Cdim7, Ddim7, Edim7… ) или символом ° (С°, D°, E°… ).

Аппликатуры уменьшённого септаккорда:

Сыграем все пять аппликатур от соль – аккорд Gdim7:

Также уменьшённые септаккорды для гитары можно перемещать по грифу вверх или вниз на малую терцию. И при этом состав звуков аккорда не будет меняться, а только их расположение на струнах. Иначе говоря, через малые терции без изменения аппликатуры вы получите тот же самый аккорд, но только в изменённом расположении звуков.

Например, Fdim7 [ фа (1) – соль-диез (b3) – си (b5) – ре (bb7) ]

Как видите в сетках, и на 6-ом, 9-ом, 12-ом ладу в повторяющейся аппликатуре всё те же звуки, только на других струнах (фа, соль-диез, си и ре).

Уменьшённый септаккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны, без 6-ой и 4-ой струны (как указано в предыдущих схемах), а также и используя приём малого баррэ, на пяти струнах (верхняя сетка справа от основной). При этом удваивается уменьшённая квинта.

Таблица септаккордов

В таблице септаккорды на гитаре и их виды. Для каждого типа септаккорда пять закрытых аппликатур. Универсальные схемы для построения аккордов от любого звука.

Скачайте и распечатайте таблицу. Используйте её как шпаргалку на начальном этапе изучения аккордов. Можно подсмотреть аппликатуру, если не помните, а также проверить, правильно ли вы взяли аккорд по определённой схеме.

Септаккорды в открытой и 1-ой позиции

Доминантсептаккорды

Доминантсептаккорды, построенные на основных ступенях звукоряда – а именно от звуков до (С), ре (В), ми (D), соль (G), ля (A), си (B)), за исключением звука фа (F) – очень часто используются в аккомпанементе как открытые аккорды (в «нулевой» позиции с открытыми струнами).

Они имеют определённые отличия от закрытых аппликатур. Некоторые из них легче в плане постановки пальцев: в аккордах звучат одна-три струны открытые, т.е. прижимать их не нужно, как в закрытых аппликатурах (D7, A7, G7). И только F7 (фа мажор доминантсептаккорд) не в открытой, а в I позиции.

Большие мажорные септаккорды

По аналогии и большие мажорные септаккорды: имеют свою аппликатурную специфику.

Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7, Amaj7 – это всё те же рассмотренные раннее схемы, но в «нулевой» позиции эти аппликатуры легче, благодаря тому, что звучат открытые струны.

Малые минорные септаккорды

И также в целях расширения аппликатурной базы септаккордов рассмотрим малые минорные септаккорды в открытой и первой позиции от звуков до, ре, ми, фа, соль, ля и си (основные ступени звукоряда).

В практике аккомпанемента более употребительны открытые Dm7, Em7, Am7. Аккорд Bm7 – как вариант замены одноимённого аккорда или Bm с баррэ на 2-ом ладу (подробней об этом в этой статье).

Примеры аккордовых последовательностей

И в завершение занятия – небольшие упражнения: распространённые аккордовые последовательности с различными септаккордами.

Проигрывайте их в любом темпе, ритме – перебором или боем. Как вам больше нравится. Произвольно.

№1: три основных малых минорных септаккорда на баррэ в ля миноре

№2: доминантсептаккорды в до мажоре, на этих аккордах можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат.

№3: часто используемая в песнях простая связка с переходом с Gm7 на Cm7 через G7.

№4: очень популярный ход аккордов в разных музыкальных стилях, последовательность в ре миноре.

№5: вместо минорного аккорда Em, последовательность Em/Em(maj7)/Em7 как обыгровка. И также на ля минор: Am/Am(maj7)/Am7.

На этом всё! Успешного вам изучения септаккордов!

Источник

Оцените статью