Середа упражнения для фортепиано

Середа упражнения для фортепиано

Автор: В. Середа, Т. Адеркас, Л. Синяева
Год: 1981
Издательство: М.: ГМУ им. Гнесиных
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 1,4 МВ
Язык: русский

Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории являются важнейшей формой работы, позволяющей учащемуся успешно овладеть необходимыми практическими навыками и конкретными представлениями о многоголосной ткани, выразительной специфике различных элементов музыкального языка, прежде всего — лада и гармонии, в условиях определенного контекста. Главная цель данных упражнений — привить учащимся навыки свободного применения звуковых элементов (интервалов, аккордов и созвучий) в зависимости от их метрического положения и мелодического содержания голосов. Для облегчения работы учащимся тексты упражнений в большинстве случаев содержат обозначение синтаксиса, а в отдельных случаях указаны артикуляция и динамика.

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Содержание пособия

Предлагаемое пособие построено с учетом высказанных выше соображений. Главный акцент сделан здесь на мелодику – основной носитель смысловых отношений в музыкальном языке и ее логическую связь с остальными элементами музыкального языка.

Глава первая«Расшифровка и анализ мелодии» – содержит упражнения, разбитые по трудности на несколько уровней. Материал начального уровня может использоваться уже на ранних стадиях обучения – в младших классах ДМШ, примеры из последнего – в старших классах ДМШ и на разных курсах средних специальных учебных заведений.

Все упражнения, включенные в этот раздел, построены на расшифровке и последующем анализе мелодии – определении ее тональности или особенностей лада, размера, выявлении цезур, определении синтаксиса, что позволяет выявить в мелодиях исходный материал, проследить приемы его развития и обновления, выстроить сюжет мелодии, оценить ее жанровую природу и образный строй. Все это может послужить основой для различных творческих заданий и закладывает основу творческого мышления, позволяя логически связать представления о мелодическом рисунке с метром, ритмом и гармонией.

Глава вторая – «Основы лада» – посвящена теоретическому осмыслению условий, в которых возникают и реализуются тональные функции звуков и созвучий. Здесь уточняется смысл и объясняется природа многих широко распространенных понятий – таких как тяготение и разрешение.

Во второй части этого раздела излагается теория, позволяющая оценить модальные позиции звуков и созвучий в условиях различных звукорядов, и рассматривается их взаимосвязь с функциональной системой лада.

Сведения эти достаточно новы для читателя, так как отсутствуют в действующих программах и традиционных учебниках. Здесь же излагаются способы построения практических упражнений, позволяющих начать практическое освоение этих теоретических положений.

Глава третья – «Освоение гармонии и голосоведения» – позволяет продолжить и закрепить материал первой и второй глав, понять способы реального функционирования интервалов и аккордов, образующих ладовую структуру. Основная форма заданий здесь – упражнения на расшифровку интервальных и аккордовых цепочек, расположенные также в нескольких уровнях. Их цель – освоение норм голосоведения, позволяющих увидеть в каждой гармонической последовательности образующие ее мелодические голоса и добиться их рельефного звучания. Различная в каждом уровне трудность заданий позволяет использовать их, на усмотрение педагога, на разных этапах обучения.

Многолетняя практика показала чрезвычайную пользу этой формы работы, о чем свидетельствует ее, без преувеличения, огромная популярность. Брошюру с подобными упражнениями, [1] изданную российским методкабинетом в 1981 году тиражом всего лишь 1200 экз., автору приходилось встречать по всей России и ближнему зарубежью, где она разошлась в виде бесчисленных ксерокопий, и что, несомненно, показывает методическую ценность ее материала. По-видимому, главное достоинство представленных там упражнений представляет содержание последовательностей, где гармонические средства находятся в естественных условиях, а сама последовательность рассчитана на то, чтобы служить моделью определенных музыкальных ситуаций.

Продолжая разработку этой полезной формы работы, автор включил здесь новые аналитические установки, необходимые для более глубокой проработки материала с учетом более точных критериев его логики.

Упражнения этого раздела в большинстве соответствуют условиям, принятым в практике ведения теоретических дисциплин в ДМШ и младших курсов музыкального училища: здесь используется преимущественно тесное расположение аккордов. Новое в системе упражнений – введение цепочек, содержащих чередование интервалов и аккордов, более широкое применение проходящих и вспомогательных созвучий, обозначенных звездочками, а также введение обозначения мелодических положений аккордов, позволяющее время от времени переходить к смешанному расположению. Все это требует от ученика при расшифровке более точно учитывать и прослеживать линии голосов, то сходящихся в унисон, то расходящихся в интервал или аккорд. Таким образом, делается следующий шаг к практическому освоению одной из основ курса гармонии – норм голосоведения, лежащих в основе гармонической ткани.

Кроме записи нотами зашифрованных интервалов и аккордов необходимо в каждой последовательности определить синтаксис, выявить тематические элементы и их взаимосвязь, оценить и выстроить интонационную связь голосов, их тематические функции, а также определить тональную и модальную основу, появление новых тональностей в виде отклонений или переходов, отметить неаккордовые звуки.

Проработка упражнений позволит ученикам осознать смысловое наполнения голосов музыкальной ткани, научиться выделять среди голосов ведущий и имитирующий голоса, видеть удвоение их рисунка и противодвижение к нему, а также контрапункт. Эти понятия получили соответствующее отражение в теоретическом материале пособия.

Глава четвертая – «О творческих заданиях» – излагает некоторые принципы построения творческих заданий для учащихся, основой которых служат расшифрованные мелодии первого раздела. Успешное освоение основ анализа мелодики позволяет ставить перед учениками более сложные творческие задачи – такие как сочинение второго голоса, связанного с расшифрованной мелодией интонационно и гармонически, подбор аккомпанемента, сочинение поэтического текста, соответствующего образному строю и жанровой природе мелодии.

На более поздней стадии выполненные учениками и студентами работы часто оказываются «версиями» сочинений, созданных композиторами. Особенный интерес имеет сравнение ученических версий с оригинальными текстами.

Глава пятая – «Тематический сценарий музыкального произведения» – является продолжением предыдущей главы о творческих заданиях. Оценка интонационной драматургии, заложенной в каждой мелодии, позволяет строить ее тематический сценарий. Здесь же излагаются и основные правила этой достаточно новой формы работы.

Глава шестая – «Расшифровки» – раскрывает инкогнито авторов и названий произведений и приводит правильные варианты записи мелодий.

Заключение посвящено изложению принципов интегральной методики и ее основных целей – воспитанию музыкального мышления и формированию творческой личности ученика.

Приложение содержит образцы таблиц, позволяющих ученику более полно освоить и осмыслить гармоническое содержание различных звукорядов мажора и минора.

[1] «Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки». Составители – преподаватели государственного музыкального училища им. Гнесиных В.П. Середа, Т.Л. Адеркас, Л.С. Синяева. Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. – Москва, 1981.

Источник

Как оживлять звуки и открывать музыку

музыкальной школы «Лад».

КАК ОЖИВЛЯТЬ ЗВУКИ

И ОТКРЫВАТЬ МУЗЫКУ

ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

ЛОГИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Изд. «КЛАССИКА-21», МОСКВА 2010

Скачать в формате PDF:

Оглавление

[1] В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 6 класс. Учебное пособие для учащихся. М., «Классика-XXI», 2003.

В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 6 класс. Методические рекомендации для педагогов. М., «Классика-XXI», 2003.

В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 7 класс. Учебное пособие. М., «Классика-XXI», 2003.

В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 7 класс. Методическое пособие. М., «Классика-XXI», 2003.

В.П. Середа. Теория музыки, Сольфеджио. Учебное пособие для студентов музыкальных училищ. М., «Классика-XXI», 2005.

В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. Методическое пособие для преподавателей музыкальных училищ. М., «Классика-XXI», 2005.

[2] Между тем, ни тоника, ни доминанта, ни субдоминанта на этих ступенях не «стоят» – они живут, работают, организуют и осуществляют главное свойство музыки – движение.

[3] Павел Флоренский. Имена. Глава «Мысль и язык». – Москва, «ЭКСМО», 2008, с. 120-122.

[4] Там же, с. 134-136.

[5] Впрочем, даже отдельный звук может оказаться «живым», наполненным ожиданием продолжения, если исполнитель придает ему эту жизнь, наполняя его вибрацией, ожиданием других звуков, устремлением к ним. Именно такой смысл обычно вкладывают в выражение «у этого скрипача (виолончелиста, пианиста) хороший тон» – значит, он способен оживить даже отдельный звук.

[6] «Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки». Составители – преподаватели государственного музыкального училища им. Гнесиных В.П. Середа, Т.Л. Адеркас, Л.С. Синяева. Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. – Москва, 1981.

[7] Ясно, что Бетховен разомкнул структуру первого периода, чтобы стало естественным ожидание развития и завершения темы во второй части формы.

[8] Сведения о свойствах разных типов звукорядов и приемах модальной техники, позволяющих раскрыть их выразительные возможности, содержатся в кн: В.П. Середа «О ладе в музыке и «разладе» в теории музыки». – М., «Классика -21», 2010. ч. II, Модальная техника.

[9]Этот способ классификации разрешений предложил в свое время С.С. Скребков.

[10] Е.Н. Абызова. Учебник гармонии. – М., «Музыка», 2001.

[11] См. А.Ф. Мутли. «Мелодические функции голосов в музыкальной ткани». В кн.: «Проблемы организации музыкального произведения». Сборник трудов Московской консерватории. – М., 1979.

[12] С.С. Скребков. «Художественные принципы музыкальных стилей». – М., «Музыка», 1973, с 26.

[13] В современном издании «Одноголосного сольфеджио этот пример дается с опечаткой, сохранившейся с Юргенсоновских времен (такты 3 и 7)

[14] В книге Павел Флоренский. «Имена». – М. «Эксмо», 2008, с. 334

[15] «Все было так хорошо, но закончилось, как всегда…» – написала в своем анализе Вальса «умудренная опытом» 14-летняя студентка I курса училища.

[16] Е.В. Назайкинский. Логика музыкальной композиции». – Москва, «Музыка», 1982., с 156.

Источник

Середа упражнения для фортепиано

Название: Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы. Учебно-методическое пособие.

Автор: Валентин Павлович Середа

Издательство: Классика-XXI, г. Москва

Год издания: 2011

Новое учебно-методическое пособие известного музыковеда-теоретика В. П. Середы представляет собой сборник упражнений по освоению принципов музыкальной логики, актуальных прежде всего для понимания классической тональной системы. Материал пособия призван за­полнить «белые пятна» действующих программ по предметам музыкально-теоретического цикла для ДМШ и музыкальных училищ. Все упражнения могут быть использованы как на начальной стадии обучения, так и в работе с более искушенными учениками.

Основная аудитория, которой адресовано пособие — педагоги-теоретики, работающие на раз­ных этапах музыкального образования. Каждому виду задания предшествуют методические указа­ния. Для проверки результатов работы в последней главе приводятся расшифровки упражнений и варианты выполнения заданий.

Источник

Середа упражнения для фортепиано


СЕРЕДА ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ

В 1975–2010 — преподаватель,
Заслуженный работник культуры РФ

Родился 27 мая 1938 г. в Хабаровске. В 1955 г. окончил среднюю школу, в 1959 – дирижерско-хоровое отделение музыкального училища им. Октябрьской Революции (ныне институт им. Шнитке). В 1959 г. поступил и в 1964 окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории им. П.И. Чайковского в классе проф. С.С. Григорьева по специальности музыковед-теоретик. В 1964 г. поступил и в 1967 г. окончил аспирантуру по кафедре теории музыки (проф. Григорьев С.С.).

В 1964 г. получил распределение в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных и до настоящего работает в этом учебном заведении в качестве преподавателя теории, гармонии, сольфеджио и полифонии на теоретическом и исполнительских отделениях.

В 1967 г. принят на работу в Московскую консерваторию в качестве преподавателя на кафедре теории музыки. Работал ассистентом проф. С.С. Григорьева (курс гармонии на теоретико-композиторском факультете) и проф. Т.Ф. Мюллера (курс полифонии на теоретико-композиторском факультете), а также вел лекционный курс гармонии на факультете струнных инструментов и занятия в классе специальности для выпускников теоретического факультета. За это время класс В.П. Середы окончили Н.И. Улович (тема «Проблема тональности в концепции Э. Курта»), П.П. Переходов (тема «Взаимоотношение мелодических и гармонических ладовых функций в гармонии А.Скрябина»), Е. Морозова (тема «Светская многоголосная песня в творчестве Генрика Изаака»).

В 1970 и 1975 годах был переизбран по конкурсу на должность преподавателя кафедры теории. В 1975 г. перешел на основную работу в ГМУ им. Гнесиных. До 1978 г. продолжал работать на кафедре теории по совместительству. Проработал в ГМУ (ГМК) имени Гнесиных до 2010 года, после чего вышел на пенсию.

С 2002 по 2006 год работал по совместительству преподавателем сольфеджио в МГДМШ им. Блажевича.

Основное направление педагогической деятельности связано с развитием идеи интегральной методики музыкального воспитания. Начиная с 1972, проводил постоянную работу по оказанию методической помощи различным музыкальным учебным заведениям СССР (Туркмения, Таджикистан, Казахстан, Украина, Молдавия, Латвия, Белоруссия) и России. На основе интегральной методики проводилось методические семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы в Москве и Московской области, в гг. Архангельске, Южно-Сахалинске, Благовещенске, Братске, Новосибирске, Тюмени, Сургуте, Березниках, Вологде, Костроме, Саратове, Сызрани, Самаре, Краснодаре, Магнитогорске, Калининграде, Калуге, Оренбурге, Владимире.

В 1985 присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».

С 1981 года в течение семи лет вел семинар для учеников ДМШ г. Москвы и Подмосковья, посвященный развитию творческого мышления учеников. С 1990 года организовал творческую мастерскую «Лад» с теми же задачами, впоследствии преобразованную в музыкальную школу, существующую как самостоятельное подразделение Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных. В этой школе обучаются и дети по программе ДМШ, и взрослые любители по индивидуальной программе. На базе школы создан любительский хор «Лад» – участник ряда международных фестивалей и конкурсов, в 2004 г. завоевал золотую медаль на международном конкурсе хоровых коллективов им. И. Брамса (Германия).

  • «О ладовой структуре сочинений Д. Шостаковича» (в кн. «Вопросы теории музыки», вып.I — М., 1968)
  • «Основные компоненты музыкальной системы» (в кн. «Вопросы теории музыки», вып. III — М., 1975).
  • Статья «Современные проблемы сольфеджио и книга Е.В. Давыдовой» (в кн. Е.В. Давыдова. «Методика преподавания сольфеджио» – М., 1986).
  • Статья «Формирование основ музыкального мышления (освоение мелодики, гармонии и фактуры на занятиях в ДМШ). – в кн. «Как преподавать сольфеджио в XXI веке». – «Классика-XXI», 2006.
  • Статья «О тональных функциях, модальных позициях и педагогических традициях» – журнал «Культура, искусство, образование» №17, 2007.

Методические и учебные пособия:

  • Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки (издание методического кабинета по учебным заведениям искусств Министерства культуры РФ) – М., 1982.
  • Каноны. Пособие по сольфеджио для ДМШ и музыкальных училищ. – М., 1997.
  • Музыкальная грамота и сольфеджио. 6 класс. Учебное пособие для учащихся. – М., 2003.
  • Музыкальная грамота и сольфеджио. 6 класс. Методическое пособие для преподавателей – М., «Классика-XXI», 2003.
  • Музыкальная грамота и сольфеджио. 7 класс. Учебное пособие для учащихся. – М., «Классика-XXI», 2003.
  • Музыкальная грамота и сольфеджио. 7 класс. Методическое пособие для преподавателей – М., «Классика-XXI», 2003.
  • Теория музыки и сольфеджио. Учебное пособие для студентов музыкальных училищ – М., «Классика-XXI», 2005.
  • Теория музыки и сольфеджио. Методическое пособие для преподавателей музыкальных училищ – М., «Классика-XXI», 2005.
  • Гармония – программа для оркестровых факультетов (струнные инструменты) музыкальных вузов – М., 1977.
  • Сольфеджио и музыкальная грамота. Образовательная программа повышенного уровня для учащихся 6 и 7 классов ДМШ и ДШИ по предмету сольфеджио – М., «Классика-XXI», 2005.
  • Ряд неопубликованных программ, пособий и статей, выполненных по заказу различных учебных заведений РФ.
  • Композиторы: И.Э. Манукян, Ю. Семашко, А. Головин, П. Белый, П. Климов, С. Прокудин, М. Симаков, А. Кессельман, Нгуен Данг Ань.
  • Исполнители: П. Маркелов, Д. Степанович, О. Филиппова, Л. Карев, Е. Виллевальд.
  • Музыковеды: В.И. Антипов, Р.Э. Берченко, А.С. Соколов, Т.Н. Дубравская, Е.А. Николаева, Т.Г. Петрова, И.А. Писаревская, С.Г. Фахрутдинова, О.Н. Соколова, Т.Р. Оганова, Б. Шеуджен, Нгуэн Минь Тяу. А также значительное число педагогов-теоретиков и исполнителей ДМШ, музыкальных училищ и вузов в разных городах России и зарубежья.
  • путешествия
  • любительские занятия живописью
  • история и теория изобразительного искусства
  • психология и педагогика
  • отечественная история
  • творческие контакты с коллегами из других городов

—>

Издательством Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
в 2008 году выпущен в свет сборник статей В.П. Середы:

В.П. Середа. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МУЗЫКАНТОВ в зеркале традиционной методики. Сб. статей по теории музыки и методике теоретических дисциплин. М., 2008. 162 с.

Содержание статей, составляющих сборник, отражает опыт, накопленный на протяжении 44 лет педагогического труда в колледже им. Гнесиных, музыкальной школе «Лад», других учебных заведениях, а также впечатления и мысли, полученные в ходе творческих контактов с коллегами из разных городов нашей страны и стран СНГ.

В сборник вошли материалы, написанные в последние годы. Вместе с ними включена лишь одна из первых публикаций — практически заново написанная статья о ладовых структурах в музыке Д. Шостаковича. Значительная часть материалов, созданных в связи с конкретными целями — лекции для курсов повышения квалификации, методические материалы, написанные по просьбе или заказу других учебных заведений, практические задания для педагогических семинаров и учебных групп, — пока остается в первозданном состоянии. Автор надеется со временем привести их в надлежащий вид и представить, возможно, в виде учебников и пособий для учеников и педагогов.

По вопросу приобретения издания – обращаться в методический кабинет колледжа.

Учебные пособия В.П. Середы, доступные в библиотеке ГМК имени Гнесиных:

Музыкальная грамота. Сольфеджио. 6 класс. Повышенный уровень. Учебное пособие для учащихся. Теоретические сведения, практические, аналитические и творческие задания. М., «Классика – XXI», 2003. 107 с.

Допущено Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия по предмету «Сольфеджио» для учащихся 6 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Музыкальная грамота. Сольфеджио. 6 класс. Повышенный уровень. Методические рекомендации для педагогов. Образцы выполнения заданий. М., «Классика – XXI», 2003. 64 с.

Допущено Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия по предмету «Сольфеджио» для учащихся 6 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Музыкальная грамота. Сольфеджио. 7 класс. Повышенный уровень. Учебное пособие для учащихся. М., «Классика – XXI», 2003. 135 с.

Допущено Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия по предмету «Сольфеджио» для учащихся 7 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Теория музыки. Сольфеджио. Учебное пособие для студентов музыкальных училищ. I курс. М., «Классика – XXI», 2005. 148 с.

Источник

Оцените статью