Середа упражнения для фортепиано
Автор: В. Середа, Т. Адеркас, Л. Синяева
Год: 1981
Издательство: М.: ГМУ им. Гнесиных
Страниц: 32
Формат: PDF
Размер: 1,4 МВ
Язык: русский
Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории являются важнейшей формой работы, позволяющей учащемуся успешно овладеть необходимыми практическими навыками и конкретными представлениями о многоголосной ткани, выразительной специфике различных элементов музыкального языка, прежде всего — лада и гармонии, в условиях определенного контекста. Главная цель данных упражнений — привить учащимся навыки свободного применения звуковых элементов (интервалов, аккордов и созвучий) в зависимости от их метрического положения и мелодического содержания голосов. Для облегчения работы учащимся тексты упражнений в большинстве случаев содержат обозначение синтаксиса, а в отдельных случаях указаны артикуляция и динамика.
СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:
Источник
Содержание пособия
Предлагаемое пособие построено с учетом высказанных выше соображений. Главный акцент сделан здесь на мелодику – основной носитель смысловых отношений в музыкальном языке и ее логическую связь с остальными элементами музыкального языка.
Глава первая – «Расшифровка и анализ мелодии» – содержит упражнения, разбитые по трудности на несколько уровней. Материал начального уровня может использоваться уже на ранних стадиях обучения – в младших классах ДМШ, примеры из последнего – в старших классах ДМШ и на разных курсах средних специальных учебных заведений.
Все упражнения, включенные в этот раздел, построены на расшифровке и последующем анализе мелодии – определении ее тональности или особенностей лада, размера, выявлении цезур, определении синтаксиса, что позволяет выявить в мелодиях исходный материал, проследить приемы его развития и обновления, выстроить сюжет мелодии, оценить ее жанровую природу и образный строй. Все это может послужить основой для различных творческих заданий и закладывает основу творческого мышления, позволяя логически связать представления о мелодическом рисунке с метром, ритмом и гармонией.
Глава вторая – «Основы лада» – посвящена теоретическому осмыслению условий, в которых возникают и реализуются тональные функции звуков и созвучий. Здесь уточняется смысл и объясняется природа многих широко распространенных понятий – таких как тяготение и разрешение.
Во второй части этого раздела излагается теория, позволяющая оценить модальные позиции звуков и созвучий в условиях различных звукорядов, и рассматривается их взаимосвязь с функциональной системой лада.
Сведения эти достаточно новы для читателя, так как отсутствуют в действующих программах и традиционных учебниках. Здесь же излагаются способы построения практических упражнений, позволяющих начать практическое освоение этих теоретических положений.
Глава третья – «Освоение гармонии и голосоведения» – позволяет продолжить и закрепить материал первой и второй глав, понять способы реального функционирования интервалов и аккордов, образующих ладовую структуру. Основная форма заданий здесь – упражнения на расшифровку интервальных и аккордовых цепочек, расположенные также в нескольких уровнях. Их цель – освоение норм голосоведения, позволяющих увидеть в каждой гармонической последовательности образующие ее мелодические голоса и добиться их рельефного звучания. Различная в каждом уровне трудность заданий позволяет использовать их, на усмотрение педагога, на разных этапах обучения.
Многолетняя практика показала чрезвычайную пользу этой формы работы, о чем свидетельствует ее, без преувеличения, огромная популярность. Брошюру с подобными упражнениями, [1] изданную российским методкабинетом в 1981 году тиражом всего лишь 1200 экз., автору приходилось встречать по всей России и ближнему зарубежью, где она разошлась в виде бесчисленных ксерокопий, и что, несомненно, показывает методическую ценность ее материала. По-видимому, главное достоинство представленных там упражнений представляет содержание последовательностей, где гармонические средства находятся в естественных условиях, а сама последовательность рассчитана на то, чтобы служить моделью определенных музыкальных ситуаций.
Продолжая разработку этой полезной формы работы, автор включил здесь новые аналитические установки, необходимые для более глубокой проработки материала с учетом более точных критериев его логики.
Упражнения этого раздела в большинстве соответствуют условиям, принятым в практике ведения теоретических дисциплин в ДМШ и младших курсов музыкального училища: здесь используется преимущественно тесное расположение аккордов. Новое в системе упражнений – введение цепочек, содержащих чередование интервалов и аккордов, более широкое применение проходящих и вспомогательных созвучий, обозначенных звездочками, а также введение обозначения мелодических положений аккордов, позволяющее время от времени переходить к смешанному расположению. Все это требует от ученика при расшифровке более точно учитывать и прослеживать линии голосов, то сходящихся в унисон, то расходящихся в интервал или аккорд. Таким образом, делается следующий шаг к практическому освоению одной из основ курса гармонии – норм голосоведения, лежащих в основе гармонической ткани.
Кроме записи нотами зашифрованных интервалов и аккордов необходимо в каждой последовательности определить синтаксис, выявить тематические элементы и их взаимосвязь, оценить и выстроить интонационную связь голосов, их тематические функции, а также определить тональную и модальную основу, появление новых тональностей в виде отклонений или переходов, отметить неаккордовые звуки.
Проработка упражнений позволит ученикам осознать смысловое наполнения голосов музыкальной ткани, научиться выделять среди голосов ведущий и имитирующий голоса, видеть удвоение их рисунка и противодвижение к нему, а также контрапункт. Эти понятия получили соответствующее отражение в теоретическом материале пособия.
Глава четвертая – «О творческих заданиях» – излагает некоторые принципы построения творческих заданий для учащихся, основой которых служат расшифрованные мелодии первого раздела. Успешное освоение основ анализа мелодики позволяет ставить перед учениками более сложные творческие задачи – такие как сочинение второго голоса, связанного с расшифрованной мелодией интонационно и гармонически, подбор аккомпанемента, сочинение поэтического текста, соответствующего образному строю и жанровой природе мелодии.
На более поздней стадии выполненные учениками и студентами работы часто оказываются «версиями» сочинений, созданных композиторами. Особенный интерес имеет сравнение ученических версий с оригинальными текстами.
Глава пятая – «Тематический сценарий музыкального произведения» – является продолжением предыдущей главы о творческих заданиях. Оценка интонационной драматургии, заложенной в каждой мелодии, позволяет строить ее тематический сценарий. Здесь же излагаются и основные правила этой достаточно новой формы работы.
Глава шестая – «Расшифровки» – раскрывает инкогнито авторов и названий произведений и приводит правильные варианты записи мелодий.
Заключение посвящено изложению принципов интегральной методики и ее основных целей – воспитанию музыкального мышления и формированию творческой личности ученика.
Приложение содержит образцы таблиц, позволяющих ученику более полно освоить и осмыслить гармоническое содержание различных звукорядов мажора и минора.
[1] «Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки». Составители – преподаватели государственного музыкального училища им. Гнесиных В.П. Середа, Т.Л. Адеркас, Л.С. Синяева. Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. – Москва, 1981.
Источник
Как оживлять звуки и открывать музыку
музыкальной школы «Лад».
КАК ОЖИВЛЯТЬ ЗВУКИ
И ОТКРЫВАТЬ МУЗЫКУ
ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛОГИКИ
ЛОГИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Изд. «КЛАССИКА-21», МОСКВА 2010
Скачать в формате PDF:
Оглавление
[1] В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 6 класс. Учебное пособие для учащихся. М., «Классика-XXI», 2003.
В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 6 класс. Методические рекомендации для педагогов. М., «Классика-XXI», 2003.
В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 7 класс. Учебное пособие. М., «Классика-XXI», 2003.
В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. 7 класс. Методическое пособие. М., «Классика-XXI», 2003.
В.П. Середа. Теория музыки, Сольфеджио. Учебное пособие для студентов музыкальных училищ. М., «Классика-XXI», 2005.
В.П. Середа. Музыкальная грамота, Сольфеджио. Методическое пособие для преподавателей музыкальных училищ. М., «Классика-XXI», 2005.
[2] Между тем, ни тоника, ни доминанта, ни субдоминанта на этих ступенях не «стоят» – они живут, работают, организуют и осуществляют главное свойство музыки – движение.
[3] Павел Флоренский. Имена. Глава «Мысль и язык». – Москва, «ЭКСМО», 2008, с. 120-122.
[4] Там же, с. 134-136.
[5] Впрочем, даже отдельный звук может оказаться «живым», наполненным ожиданием продолжения, если исполнитель придает ему эту жизнь, наполняя его вибрацией, ожиданием других звуков, устремлением к ним. Именно такой смысл обычно вкладывают в выражение «у этого скрипача (виолончелиста, пианиста) хороший тон» – значит, он способен оживить даже отдельный звук.
[6] «Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки». Составители – преподаватели государственного музыкального училища им. Гнесиных В.П. Середа, Т.Л. Адеркас, Л.С. Синяева. Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. – Москва, 1981.
[7] Ясно, что Бетховен разомкнул структуру первого периода, чтобы стало естественным ожидание развития и завершения темы во второй части формы.
[8] Сведения о свойствах разных типов звукорядов и приемах модальной техники, позволяющих раскрыть их выразительные возможности, содержатся в кн: В.П. Середа «О ладе в музыке и «разладе» в теории музыки». – М., «Классика -21», 2010. ч. II, Модальная техника.
[9]Этот способ классификации разрешений предложил в свое время С.С. Скребков.
[10] Е.Н. Абызова. Учебник гармонии. – М., «Музыка», 2001.
[11] См. А.Ф. Мутли. «Мелодические функции голосов в музыкальной ткани». В кн.: «Проблемы организации музыкального произведения». Сборник трудов Московской консерватории. – М., 1979.
[12] С.С. Скребков. «Художественные принципы музыкальных стилей». – М., «Музыка», 1973, с 26.
[13] В современном издании «Одноголосного сольфеджио этот пример дается с опечаткой, сохранившейся с Юргенсоновских времен (такты 3 и 7)
[14] В книге Павел Флоренский. «Имена». – М. «Эксмо», 2008, с. 334
[15] «Все было так хорошо, но закончилось, как всегда…» – написала в своем анализе Вальса «умудренная опытом» 14-летняя студентка I курса училища.
[16] Е.В. Назайкинский. Логика музыкальной композиции». – Москва, «Музыка», 1982., с 156.
Источник
Середа упражнения для фортепиано
Название: Как оживлять звуки, как открывать музыку. Логика классической тональной системы. Учебно-методическое пособие.
Автор: Валентин Павлович Середа
Издательство: Классика-XXI, г. Москва
Год издания: 2011
Новое учебно-методическое пособие известного музыковеда-теоретика В. П. Середы представляет собой сборник упражнений по освоению принципов музыкальной логики, актуальных прежде всего для понимания классической тональной системы. Материал пособия призван заполнить «белые пятна» действующих программ по предметам музыкально-теоретического цикла для ДМШ и музыкальных училищ. Все упражнения могут быть использованы как на начальной стадии обучения, так и в работе с более искушенными учениками.
Основная аудитория, которой адресовано пособие — педагоги-теоретики, работающие на разных этапах музыкального образования. Каждому виду задания предшествуют методические указания. Для проверки результатов работы в последней главе приводятся расшифровки упражнений и варианты выполнения заданий.
Источник
Середа упражнения для фортепиано
СЕРЕДА ВАЛЕНТИН ПАВЛОВИЧ
В 1975–2010 — преподаватель,
Заслуженный работник культуры РФ
Родился 27 мая 1938 г. в Хабаровске. В 1955 г. окончил среднюю школу, в 1959 – дирижерско-хоровое отделение музыкального училища им. Октябрьской Революции (ныне институт им. Шнитке). В 1959 г. поступил и в 1964 окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории им. П.И. Чайковского в классе проф. С.С. Григорьева по специальности музыковед-теоретик. В 1964 г. поступил и в 1967 г. окончил аспирантуру по кафедре теории музыки (проф. Григорьев С.С.).
В 1964 г. получил распределение в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных и до настоящего работает в этом учебном заведении в качестве преподавателя теории, гармонии, сольфеджио и полифонии на теоретическом и исполнительских отделениях.
В 1967 г. принят на работу в Московскую консерваторию в качестве преподавателя на кафедре теории музыки. Работал ассистентом проф. С.С. Григорьева (курс гармонии на теоретико-композиторском факультете) и проф. Т.Ф. Мюллера (курс полифонии на теоретико-композиторском факультете), а также вел лекционный курс гармонии на факультете струнных инструментов и занятия в классе специальности для выпускников теоретического факультета. За это время класс В.П. Середы окончили Н.И. Улович (тема «Проблема тональности в концепции Э. Курта»), П.П. Переходов (тема «Взаимоотношение мелодических и гармонических ладовых функций в гармонии А.Скрябина»), Е. Морозова (тема «Светская многоголосная песня в творчестве Генрика Изаака»).
В 1970 и 1975 годах был переизбран по конкурсу на должность преподавателя кафедры теории. В 1975 г. перешел на основную работу в ГМУ им. Гнесиных. До 1978 г. продолжал работать на кафедре теории по совместительству. Проработал в ГМУ (ГМК) имени Гнесиных до 2010 года, после чего вышел на пенсию.
С 2002 по 2006 год работал по совместительству преподавателем сольфеджио в МГДМШ им. Блажевича.
Основное направление педагогической деятельности связано с развитием идеи интегральной методики музыкального воспитания. Начиная с 1972, проводил постоянную работу по оказанию методической помощи различным музыкальным учебным заведениям СССР (Туркмения, Таджикистан, Казахстан, Украина, Молдавия, Латвия, Белоруссия) и России. На основе интегральной методики проводилось методические семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы в Москве и Московской области, в гг. Архангельске, Южно-Сахалинске, Благовещенске, Братске, Новосибирске, Тюмени, Сургуте, Березниках, Вологде, Костроме, Саратове, Сызрани, Самаре, Краснодаре, Магнитогорске, Калининграде, Калуге, Оренбурге, Владимире.
В 1985 присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».
С 1981 года в течение семи лет вел семинар для учеников ДМШ г. Москвы и Подмосковья, посвященный развитию творческого мышления учеников. С 1990 года организовал творческую мастерскую «Лад» с теми же задачами, впоследствии преобразованную в музыкальную школу, существующую как самостоятельное подразделение Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных. В этой школе обучаются и дети по программе ДМШ, и взрослые любители по индивидуальной программе. На базе школы создан любительский хор «Лад» – участник ряда международных фестивалей и конкурсов, в 2004 г. завоевал золотую медаль на международном конкурсе хоровых коллективов им. И. Брамса (Германия).
- «О ладовой структуре сочинений Д. Шостаковича» (в кн. «Вопросы теории музыки», вып.I — М., 1968)
- «Основные компоненты музыкальной системы» (в кн. «Вопросы теории музыки», вып. III — М., 1975).
- Статья «Современные проблемы сольфеджио и книга Е.В. Давыдовой» (в кн. Е.В. Давыдова. «Методика преподавания сольфеджио» – М., 1986).
- Статья «Формирование основ музыкального мышления (освоение мелодики, гармонии и фактуры на занятиях в ДМШ). – в кн. «Как преподавать сольфеджио в XXI веке». – «Классика-XXI», 2006.
- Статья «О тональных функциях, модальных позициях и педагогических традициях» – журнал «Культура, искусство, образование» №17, 2007.
Методические и учебные пособия:
- Упражнения на фортепиано в курсе элементарной теории музыки (издание методического кабинета по учебным заведениям искусств Министерства культуры РФ) – М., 1982.
- Каноны. Пособие по сольфеджио для ДМШ и музыкальных училищ. – М., 1997.
- Музыкальная грамота и сольфеджио. 6 класс. Учебное пособие для учащихся. – М., 2003.
- Музыкальная грамота и сольфеджио. 6 класс. Методическое пособие для преподавателей – М., «Классика-XXI», 2003.
- Музыкальная грамота и сольфеджио. 7 класс. Учебное пособие для учащихся. – М., «Классика-XXI», 2003.
- Музыкальная грамота и сольфеджио. 7 класс. Методическое пособие для преподавателей – М., «Классика-XXI», 2003.
- Теория музыки и сольфеджио. Учебное пособие для студентов музыкальных училищ – М., «Классика-XXI», 2005.
- Теория музыки и сольфеджио. Методическое пособие для преподавателей музыкальных училищ – М., «Классика-XXI», 2005.
- Гармония – программа для оркестровых факультетов (струнные инструменты) музыкальных вузов – М., 1977.
- Сольфеджио и музыкальная грамота. Образовательная программа повышенного уровня для учащихся 6 и 7 классов ДМШ и ДШИ по предмету сольфеджио – М., «Классика-XXI», 2005.
- Ряд неопубликованных программ, пособий и статей, выполненных по заказу различных учебных заведений РФ.
- Композиторы: И.Э. Манукян, Ю. Семашко, А. Головин, П. Белый, П. Климов, С. Прокудин, М. Симаков, А. Кессельман, Нгуен Данг Ань.
- Исполнители: П. Маркелов, Д. Степанович, О. Филиппова, Л. Карев, Е. Виллевальд.
- Музыковеды: В.И. Антипов, Р.Э. Берченко, А.С. Соколов, Т.Н. Дубравская, Е.А. Николаева, Т.Г. Петрова, И.А. Писаревская, С.Г. Фахрутдинова, О.Н. Соколова, Т.Р. Оганова, Б. Шеуджен, Нгуэн Минь Тяу. А также значительное число педагогов-теоретиков и исполнителей ДМШ, музыкальных училищ и вузов в разных городах России и зарубежья.
- путешествия
- любительские занятия живописью
- история и теория изобразительного искусства
- психология и педагогика
- отечественная история
- творческие контакты с коллегами из других городов
—>
Издательством Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных
в 2008 году выпущен в свет сборник статей В.П. Середы:
В.П. Середа. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МУЗЫКАНТОВ в зеркале традиционной методики. Сб. статей по теории музыки и методике теоретических дисциплин. М., 2008. 162 с.
Содержание статей, составляющих сборник, отражает опыт, накопленный на протяжении 44 лет педагогического труда в колледже им. Гнесиных, музыкальной школе «Лад», других учебных заведениях, а также впечатления и мысли, полученные в ходе творческих контактов с коллегами из разных городов нашей страны и стран СНГ.
В сборник вошли материалы, написанные в последние годы. Вместе с ними включена лишь одна из первых публикаций — практически заново написанная статья о ладовых структурах в музыке Д. Шостаковича. Значительная часть материалов, созданных в связи с конкретными целями — лекции для курсов повышения квалификации, методические материалы, написанные по просьбе или заказу других учебных заведений, практические задания для педагогических семинаров и учебных групп, — пока остается в первозданном состоянии. Автор надеется со временем привести их в надлежащий вид и представить, возможно, в виде учебников и пособий для учеников и педагогов.
По вопросу приобретения издания – обращаться в методический кабинет колледжа.
Учебные пособия В.П. Середы, доступные в библиотеке ГМК имени Гнесиных:
Музыкальная грамота. Сольфеджио. 6 класс. Повышенный уровень. Учебное пособие для учащихся. Теоретические сведения, практические, аналитические и творческие задания. М., «Классика – XXI», 2003. 107 с.
Допущено Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия по предмету «Сольфеджио» для учащихся 6 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств.
Музыкальная грамота. Сольфеджио. 6 класс. Повышенный уровень. Методические рекомендации для педагогов. Образцы выполнения заданий. М., «Классика – XXI», 2003. 64 с.
Допущено Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия по предмету «Сольфеджио» для учащихся 6 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств.
Музыкальная грамота. Сольфеджио. 7 класс. Повышенный уровень. Учебное пособие для учащихся. М., «Классика – XXI», 2003. 135 с.
Допущено Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия по предмету «Сольфеджио» для учащихся 7 класса детских музыкальных школ и детских школ искусств.
Теория музыки. Сольфеджио. Учебное пособие для студентов музыкальных училищ. I курс. М., «Классика – XXI», 2005. 148 с.
Источник