- С.И.Танеев «Серенада» для смешанного хора — аннотация учебно-методический материал по музыке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Ноты для хора — Хоры на слова А.Фета
- Избранные хоры без сопровожд.
- О произведении
- Содержание
- Рубрики
- Пожалуйста, авторизуйтесь
- Ссылка скопирована в буфер обмена
- Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
- Ноты для хора — Хоры на слова А.Фета
С.И.Танеев «Серенада» для смешанного хора — аннотация
учебно-методический материал по музыке на тему
Хоровая миниатюра «Серенада» на стихи А.Фета, написанная С.Танеевым для смешанного хора в четырехголосном изложении, связана с образами любви: к природе, матери к ребенку, восхищение красками природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya.doc | 1002.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа»
Отделение музыкально-теоретических дисциплин и хора
АННОТАЦИЯ К ХОРОВОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ
РУКОВОДИТЕЛЬ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ДЕЛИЦИЯ»
ГАЙНАНШИНА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА
Сергей Иванович Танеев (1856-1915) – русский композитор, музыкальный теоретик, пианист, дирижер, общественный деятель.
Родился С.И.Танеев в г. Владимире в дворянской семье. С 5 лет занимался игрой на фортепиано. В 1866г. семья переехала в Москву, где будущий композитор поступил учиться в Московскую консерваторию. Окончил консерваторию с Большой золотой медалью по двум специальностям (1875г.).
С 1878 г. – преподаватель, затем профессор Московской консерватории по теоретическим дисциплинам, а с 1881-1888 г.г. и по классу фортепиано.1885-1889г.г. – директор консерватории. С 1902г. был организатором «булычевских вечеров», на основе которых было создано Научное музыкальное общество.
С.И.Танеев собирал и изучал народное творчество.
Хоровые произведения составляют значительную часть творчества композитора:
- Кантата «Я памятник себе воздвиг»
- Кантата «Иоанн Дамаскин»
- Кантата «По прочтении псалма»
- Хоры в опере «Орестея»
- Хоры a capella
- Цикл из 12 смешанных хоров на сл. Я.Полонского в 3-х тетрадях
- Ранние сочинения для смешанного состава («Серенада», «Сосна», «Венеция ночью»)
- Духовные хоры
Творчество С.И.Танеева отличается большим богатством содержания, глубиной мысли в сочетании с лирической выразительностью, законченность форм, полифоническим мастерством. Тематика его сочинений охватывает широкий круг жизненных, философских, этических проблем:
- борьба сил добра и зла («Прометей»)
- стремление от мрака к свету («Восход солнца»)
- вопросы жизни и смерти («На могиле»)
- во многих хорах изображены картины природы («Сосна», «Венеция ночью»).
Отдельные хоры отличаются монументальностью, до тех пор необычайной для жанра русской светской музыки a capella. Танеев применяет в основном полифонические средства, такие как контрапункт, который по выражению композитора «дает возможность извлечь из хора наибольшую выразительность»
Мелодика отдельных хоров С.Танеева по широте, напевности близка к народной песне, русской романсовой лирике.
Большинство хоров композитора трудны для исполнения – широкий диапазон хоровых партий и высокая тесситура, иногда инструментальная трактовка голосов, обилие модуляций и отсюда частые интонационные трудности, разная подтекстовка в партиях.
Авторами текстов хоровых произведений Танеева были А.Пушкин, Ф.Тютчев, А.Фет, М.Лермонтов, А.Хомяков и другие.
Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт, был принципиальным сторонником доктрины «чистого искусства», избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В тоже время его поэзия – в более широком смысле – имеет твердую жизненную почву. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу, поэт как бы растворяет свое «я» в стихии органической жизни. Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Фете природа – «весны таинственная сила». «Пейзаж души» дан у Фета в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. Поэзия Ф.Фета музыкальна и мелодична.
Хоровая миниатюра «Серенада» на стихи А.Фета, написанная С.Танеевым для смешанного хора в четырехголосном изложении, связана с образами любви: к природе, матери к ребенку, восхищение красками природы – уходящего теплого вечера, плавно переходящего в ночное царство луны и звезд – мы видим в поэтическом тексте.
Это еще раз подтверждает ровное спокойное дыхание и мягкую атаку звука, которые используются на протяжении всего произведения от самого первого звука до последнего его «растворения» и затухания.
«Серенада» написана в умеренном темпе, в характере спокойного шага (Andante =58 ), в мажорном ладу, в тональности B Dur, размер ¾. Начинается миниатюра из затакта с третьей доли, восьмыми длительностями, что придает движению небольшой импульс вперед, словно дуновение ветерка. Этот ритмический рисунок лежит в начале каждой фразы.
3/4
Непрерывность звучания в хоре поддерживается цепным дыханием, которое объединяет между собой фразы. Работая над дыханием, нужно заострить внимание на смену дыхания не в конце слова, а в середине слова на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до «истощения». Место цезур определяется паузами, ферматами и «галочками». Фермата и пауза играют немаловажную роль в исполнении данного хорового произведения. Они дают возможность осмыслить происходящее, перестроиться на другой характер и образ в новой части.
Форма произведения простая трехчастная с расширенной репризой за счет введения полифонических приемов – имитации в голосах, сначала в Альтах и Тенорах, затем в Басу, которая построена на одной фразе «спи мое дитя».
Данная форма, как нельзя лучше характеризует жанр серенады, которая родилась во Франции (serenade — вечер), была очень популярна в Италии и Испании и была связана с образами любви. «Серенада» Танеева повествовательного характера, описывающая пейзаж, зарисовку заходящего солнца и приближающейся ночи. Отсюда вытекает и динамика произведения, пиано вводит нас в лирико-романтический образ с мягким, нежным, даже несколько волшебным звуком. Только услышав первые аккорды, хочется переместиться во все таинство природы, чтобы понаблюдать за сменой вечерних красок, за переливанием и мерцанием звезд, почувствовать то дыхание ночи, о котором пишет поэт «…как легко дыханье ночи…».
Обращаясь к поэтическому тексту можно выверить и певческое дыхание, которое должно быть цепным, «перетекающим» из фразы во фразу, не нарушая то спокойствие ночи, которое создано самой природой.
Ферматы здесь формообразующие, так как они представлены на окончании первого и второго разделов и приходятся на один и тот же слог – ди-тя.
Еще одним выразительным приемом пользуется композитор, в конце каждой части изменяется темп, постепенно замедляя движение (poco rit.), после чего ремарка a tempo возвращает нас к предыдущему, первоначальному темпу (пример 1).
Фактура произведения смешанная, с преобладанием гомофонно-гармонического, что характерно этому жанру, и лишь в III разделе, при многократном повторении текста «…спи, моё дитя…», мы наблюдаем полифоническое изложение текста, которое проходит имитационно сначала в партии А и Т, а затем и Б. Все эти приемы вводят нас в круг образов колыбельной песни (пример 2).
Источник
Ноты для хора — Хоры на слова А.Фета
Хоровые произведения, нотами для хора
нота для вокала — романсы в pdf
Хоровые произведения
Хоры на слова А. Фета
без сопровождения
составитель В. Васильев
“Музыка”, 1987г.
номер 3289
- Детские и женские хоры
- В. Ребиков. ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР
- В. Ребиков. КОТ ПОЕТ, ГЛАЗА ПРИЩУРЯ
- В. Ребиков. ОБЛАКОМ ВОЛНИСТЫМ
- П. Шенк. ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ
- Е. Адлер. ТИХО ВЕЧЕР ДОГОРАЕТ
- М. Левандо. ПЕРЕД ЗАРЕЙ
- Мужские хоры
- А. Варламов. НА ЗАРЕ ТЫ ЕЕ НЕ БУДИ. Переложение Н. Акульшина.
- И. Виардо-Гарсиа. ДВЕ РОЗЫ. Переложение В. Модели
- Э. Направник. ВЕНЕЦИЯ НОЧЬЮ
- Э. Направник. НА СЕВЕРЕ ДУБ ОДИНОКИЙ.
- С. Танеев. НОКТЮРН
- А. Аренский. НОЧЬ
- Смешанные хоры
- А. Кулаков. КРОШКА. Переложение В. Модвля
- П. Чайковский. Я ТЕБЕ НИЧЕГО НЕ СКАЖУ. Переложение В. Моделя
- П. Чайковский. МОЙ ДРУГ. Переложение П. Левандо
- С. Танеев. СЕРЕНАДА
- С. Танеев. ВЕНЕЦИЯ НОЧЬЮ
- А. Аренский. УСТАЛО ВСЕ КРУГОМ
- М. Речкунов. ОСЕНЬ
- Д. Смирнов. БАБОЧКА
- Б. Лятошинский, В ПОЛУМРАКЕ ВЕЧЕРНЕМ
- С. Слонимский. ТРИ ХОРА НА СЛОВА А. ФЕТА
- 1. Весна
- 2. Буря
- 3. Целый мир
Скачать ноты
Романсы русских композиторов на слова А. Фета
для высокого и среднего голосов в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1988г.
номер 13739
- А. Варламов. Не отходи от меня!
- П. Булахов. Молчали листья, звезды рдели.
- П. Чайковский. Уноси мое сердце
- Я тебе ничего не скажу.
- Н. Римский-Корсаков. В царство розы и вина — приди!
- Я пришел к тебе с приветом
- Л. Аренский. Сад весь в цвету
- Одна звезда над всеми дышит
- С. Танеев. В дымке-невидимке
- С. Рахманинов. В молчаньи ночи тайной
- Какое счастье
- И. Метнер. Шепот, робкое дыханье.
- А. Гречанинов. О, если бы озером был я ночным.
- Н. Черепнин. Гиацинт своих кудрей.
Скачать ноты
Источник
Избранные хоры без сопровожд.
О произведении
Содержание
Рубрики
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн или скачать бесплатно ноты «Избранные хоры без сопровожд.», автора Танеев С.И. Ноты были изданы в 1972 году. Содержит 135 с. Язык: «Русский».
Выражаем благодарность библиотеке «Российская национальная библиотека (РНБ)» за предоставленный материал.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Источник
Ноты для хора — Хоры на слова А.Фета
Хоровые произведения, нотами для хора
нота для вокала — романсы в pdf
Хоровые произведения
Хоры на слова А. Фета
без сопровождения
составитель В. Васильев
“Музыка”, 1987г.
номер 3289
- Детские и женские хоры
- В. Ребиков. ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР
- В. Ребиков. КОТ ПОЕТ, ГЛАЗА ПРИЩУРЯ
- В. Ребиков. ОБЛАКОМ ВОЛНИСТЫМ
- П. Шенк. ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ
- Е. Адлер. ТИХО ВЕЧЕР ДОГОРАЕТ
- М. Левандо. ПЕРЕД ЗАРЕЙ
- Мужские хоры
- А. Варламов. НА ЗАРЕ ТЫ ЕЕ НЕ БУДИ. Переложение Н. Акульшина.
- И. Виардо-Гарсиа. ДВЕ РОЗЫ. Переложение В. Модели
- Э. Направник. ВЕНЕЦИЯ НОЧЬЮ
- Э. Направник. НА СЕВЕРЕ ДУБ ОДИНОКИЙ.
- С. Танеев. НОКТЮРН
- А. Аренский. НОЧЬ
- Смешанные хоры
- А. Кулаков. КРОШКА. Переложение В. Модвля
- П. Чайковский. Я ТЕБЕ НИЧЕГО НЕ СКАЖУ. Переложение В. Моделя
- П. Чайковский. МОЙ ДРУГ. Переложение П. Левандо
- С. Танеев. СЕРЕНАДА
- С. Танеев. ВЕНЕЦИЯ НОЧЬЮ
- А. Аренский. УСТАЛО ВСЕ КРУГОМ
- М. Речкунов. ОСЕНЬ
- Д. Смирнов. БАБОЧКА
- Б. Лятошинский, В ПОЛУМРАКЕ ВЕЧЕРНЕМ
- С. Слонимский. ТРИ ХОРА НА СЛОВА А. ФЕТА
- 1. Весна
- 2. Буря
- 3. Целый мир
Скачать ноты
Романсы русских композиторов на слова А. Фета
для высокого и среднего голосов в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1988г.
номер 13739
- А. Варламов. Не отходи от меня!
- П. Булахов. Молчали листья, звезды рдели.
- П. Чайковский. Уноси мое сердце
- Я тебе ничего не скажу.
- Н. Римский-Корсаков. В царство розы и вина — приди!
- Я пришел к тебе с приветом
- Л. Аренский. Сад весь в цвету
- Одна звезда над всеми дышит
- С. Танеев. В дымке-невидимке
- С. Рахманинов. В молчаньи ночи тайной
- Какое счастье
- И. Метнер. Шепот, робкое дыханье.
- А. Гречанинов. О, если бы озером был я ночным.
- Н. Черепнин. Гиацинт своих кудрей.
Скачать ноты
Источник