Серф гитара что это

5 ЛУЧШИХ СЁРФ-РОК-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

В этом году все мы волею судеб оказались отрезанными от остального мира. И несмотря на то, что многие карантинные меры снимаются или уже сняты, так или иначе, многие из нас в этом году так и не побывали на море. А так иногда хочется понежится под южным солнышком, окунуться в тёплое море, зарыть ноги в раскалённый белоснежный песок и ни о чём не думать. В конце концов, научиться погружаться с аквалангом или кататься на сёрфе тоже очень хочется!

Не отчаивайтесь! Есть небольшая возможность хоть на пару минут отключиться от реальности и почувствовать себя лихим сёрфером или простым отпускником с бокальчиком прохладительного коктейля из морского бара в руках. И имя ей — сёрф-рок .

Культура сёрф-рока, как, скажем, и культура крунерского пения — плоть от плоти поп-культуры США, точнее, западного побережья этой страны. Несмотря на явный успех у публики, сёрф-рок не так распространился в других странах, как, скажем, ритм-н-блюз или хип-хоп — другие музыкальные порождения Северной Америки. Зародился сёрф примерно в конце 1950-х — начале 1960-х, на пляжах Калифорнии, из культуры так называемого » калифорнийского звука » (англ. «California sound» ). Эстетика калифорнийской музыки базировалась как на приятных темах — пляжи, автомобили, девушки — так и на более острых проблемах и тёмных углах жизни — сексуальная революция, проблема «чёрных» районов, война. Несмотря на такую двоякость текстовой составляющей, подавляющее большинство композиций, выполненных в эстетике калифорнийского звука базировалась на танцевальных гармониях — либо на гармониях кантри, сельской музыки американского юга, либо вступившего в силу и мощно заявившего о себе в начале 1960-х рок-н-ролла. В первом варианте мы получили эстрадный фолк-рок (гр. «the Mamas and the Papas» и их величайший хит «California Dreamin'» ), из второго — как раз-таки сёрф-рок.

От других жанров рок-н-ролла, сёрфк отличают:

  • Психоделическая гитара с сильной реверберацией.Вкупе с особой техникой игры гитарный звук в сёрф-роке имитирует звуки морских волн. Вы никогда не спутаете сёрф-гитару с гитарой любого другого жанра;
  • Ударные.В подавляющем большинстве сёрф-рок-композиций присутствует одна и та же партия ударных. Далее на примерах вы поймёте, о чём я говорю.
  • Вокал.В сёрф-роке крайне мало композиций с полным песенным текстом. Композиции либо полностью инструментальные, либо с небольшими вкраплениями речитатива или даже ничего не значащих выкриков вроде «А!», «Хэй!» и так далее.

И теперь — самое время поговорить о конкретных исполнителях сёрфа и об их лучших композициях. Всего их будет представлено пять, но знайте — в мире сёрф-рока громадное количество исполнителей. Вы обязательно найдёте что-нибудь себе по душе.

Дик Дейл

И начнём мы с самого главного сёрфера от мира рок-н-ролла, «короля сёрф-гитары» , одного из величайших гитаристов в мире, Дика Дейла (1937 — 2019 гг.). Считается, что именно его стиль игры оказал самое большое влияние на формирование сёрф-рока как отдельного жанра. В 1954-м Дейл перебрался из родного Бостона в солнечную Калифорнию, где увлёкся сёрфингом и рок-н-роллом. Через восемь лет он выпустил свой первый альбом, «Surfin’s Choice» , сингл с которого, легендарная композиция «Misirlou» , стала образцом для всех сёрф-музыкантов на многие годы. Именно на ней мы можем услышать все те характерные черты жанра, которые я перечислил выше: гитара с сильной реверберацией, уникальная «сёрфовая» техника игры, отсутствие вокала и партия ударных, которая в дальнейшем будет кочевать из композиции в композицию — как у самого Дейла, так и у других музыкантов.
Справедливости ради, Дик Дейл редко писал музыку сам. В основном он занимался обработками народных композиций разных стран, а также — кантри- и рок-хитов. Однако, в первую очередь, он интересует нас не как композитор, а как один из лучших и уж точно один из самых влиятельных гитаристов за всю историю рок-музыки.

В 1990-е композиция «Misirlou» пережила второе рождение — сначала благодаря «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино , а затем — благодаря серии фильмов «Такси» . Благодаря этой новой волне интереса к творчеству Дейла и ко всему сёрф-року в целом жанр пережил второе рождение.

The Ventures

Одна из старейших рок-групп на планете Земля (выступают с 1958-го года), одна из самых продуктивных групп в мире (60 студийных альбомов, 30 концертных, бессчётное количество синглов и сборников); группа, сковавшая сёрф-рок. В любви к ней признавались такие мастодонты, как Джимми Пейдж («Led Zeppelin») , Джо Пэрри («Aerosmith») и Брайан Мэй («Queen»). Да, всё это группа «The Ventures».
Основанная в 1958-м году Доном Уилсоном (лид-гитара) и Бобом Боглом (бас-гитара), двумя музыкантами из Такомы, штат Вашингтон, группа «The Ventures» была известна своими гитарными экспериментами, положившими начало не только большему хождению сёрф-рок, но и появлению такого жанра, как психоделик-рок. Несмотря на то, что группа исполняла исключительно инструментальные композиции, у неё была масса хитов. Самые известные композиции группы — «Wipe Out» (см. видео выше), а также — «Vibrations» , хорошо знакомая российскому, а точнее — советскому — слушателю как музыка из заставки программы «Международная панорама» .

Несмотря на то, что в 1970-е популярность группы заметно упала, они продолжали записывать песни и выступать. На данный момент из всей группы жив только 81-летний Дон Уилсон, и он всеми силами старается поддерживать существование сёрф-музыки в США.

Источник

10 угарных композиций от серф-рока

Музыка дает нам повод говорить о том, что мир не такое уж и плохое место. Она заряжает энергией, заставляет пересмотреть свои планы на жизнь и, наконец, бьет нас по голове, давая понять, что раньше мы были слишком унылы и слабы. Но зачем вообще о чем-то париться, когда за окном такое жаркое солнце, у тебя есть друзья и подруги, а в стране есть пляжи, где музыка не стихает круглыми сутками? Да, сегодня мы решили, что тебе пора расслабиться, отвлечься от всех неприятностей, которые свалились на твою голову и вдохнуть воздух полной грудью. В этом нам поможет серф-рок — стиль американской музыки, который сформировался еще в 60-х, но стал популярным благодаря фильмам Квентина Тарантино. Будь проще, дружище — хватай подругу, садись в машину и прямиком на моря. Пусть эта музыка скрасит твой путь!

Отличный мотив, который играет еще очень долгое время после прослушивания. Сразу представляем горную, извилистую трассу, которая ведет нас к берегу. Сама группа «The Ventures» считается канонической в этом жанре, потому «Surf Rider» будет не единственной композицией этого коллектива тут.

Песня не совсем серф-рок, но она повлияла на целое поколение музыкантов, которые работали в этом жанре, да и в других тоже. «The Ventures» даже сделали кавер на нее, но мы решили включить оригинал — уж очень он крут, по всем параметрам.

Источник

Гитарное кино. Выпуск 11: Beginner Surf Guitar

Кто не любит сёрф? Романтические гитарные инструменталы с ароматом калифорнийских побережий? Музыку не только легкую для прослушивания, но и весьма доступную для исполнения. Кажется, эти песни любят все, но при этом судьбу этого жанра не назовешь успешной. Сёрф — это как красивое животное, которое всем нравится потискать, но мало у кого возникает желание забрать к себе домой. На свете существуют тысячи пособий о том, как играть шред, метал, блюз, но при этом по сёрфу пособий крайне мало. Он как Золушка, прекрасный, но обижаемый своими старшими товарищами. А ведь если посмотреть на суть вещей, то сёрф по идее своей тот же шред, только менее навороченный и более мелодичный. Приделайте к сёрфу хайгейн и у вас получится натуральный хэви. Послушайте для примера как те же Anthrax сыграли классическую Pipeline. А потом берите в руки гитару и садитесь перед экраном смотреть видео Beginner Surf Guitar.

Это совсем не маленький фильм продолжительностью в три с половиной часа — он занимает два dvd-диска и предназначен для людей, которые уже умеют как-то играть на гитаре в принципе, и желают пополнить свой музыкальный словарь знанием всех сёрфовых штучек. Преподает все это дело очень колоритный дядька Jason Lee с весьма стильным причесоном. В течение видео он постоянно меняет гитары, усилители, эффекты и… рубашки, усы, бороды. Благодаря этому вы освоите не только музыкальную и технические составляющие сёрфа, но и визуальную.

Для начала Джейсон показывает такой важный для сёрфа прием как медиаторное тремоло. Допустим вам надо взять четыре четвертных ноты в течение одного такта. В обычной гитарной игре вы потратите на это дело ровно четыре удара медиатором. А в настоящем сёрфе предполагается что вы на каждую из ноту потратите 3-4 удара медиатором. Типичный пример подобной техники вы в изобилии можете услышать в творчестве Dick Dale, автора бессмертного сёрф-хита Misirlou, получившего вторую жизнь после тарантиновского шедевра «Криминальное чтиво». Если вы когда-нибудь учились искусству балалайки или домры, то для вас не будет никаких сложностей с работой правой рукой в этом стиле. И, кстати, оно потом тысячу раз поможет вам, если вдруг вы переквалифицируетесь в ритм-гитариста метального направления.

Еще один прием правой руки, который мы привыкли ассоциировать с хайгеном, — это глушение. В сёрфе (и рокабилли) оно постоянно используется, но только на чистом и слегка подгруженном звуке. И на этом Джейсон тоже достаточно подробно останавливается. Он показывает приемчики и для левой руки — слайды, хаммеры, бенды и прочие легатные штучки встречаются на каждом шагу. Все объясняется очень подробно и на экране постоянно мелькают табулатуры предлагаемых к освоению музыкальных фрагментов.

Очень радует факт, что материал, показываемый Джейсоном, — это не набор безликих упражнений, как это часто бывает. Джейсон выдает вполне законченные риффы, темы и квадраты — играть которые сплошное удовольствие. При этом перед нами не заигранные миллионом исполнителей сёрф-стандарты, которые и без Джейсона можно встретить в любом учебнике соответствующего стиля, а материал, который хоть и звучит весьма традиционно, по факту выглядит очень свежо и оригинально.

В результате знакомства с данным фильмом вы обогащаете свой словарь несколькими стильным сёрфовыми штучками, придумав к которым соляки, вступления и бриджи, можно просто сыграть целый концерт соответствующей музыки. Плюс запаса знаний по части того как играть позволит вам сотворить сёрфовых композиций практически из любой музыкальной темы — будь то джаз или народная музыка. Полное пособие по сёрфу со всеми его рокабилльными, шпионскими, ковбойскими, гаражными, мексиканскими и прочими фишечками.

Помимо техники исполнения Джейсон обращает внимание на звучание. Он играет что-то на легком перегрузе, что-то с различными эффектами, попутно все объясняя. Например, в какой-то момент он берет в руки стратокастер, ставит переключатель датчиков в положение «нек плюс мидл», врубает эффект вибрато и последовательно берет 4 аккорда «испанским стилем». Этим термином Джейсон называет звукоизвлечение скользящим движением правой руки от толстых струн к тонким. Кажется, в классической музыкальной литературе это обозначают термином «арпеджиато». Джейсон говорит, что Les Paul любил так играть, и море испанских гитаристов-фламенкистов. Всего четыре аккорда, медленные расслабленные движения пальцев, а звучит все невероятно кайфово. И опять-таки невозможно не вспомнить фильм «Криминальное чтиво».

Как и все адекватные преподаватели, Джейсон советует поначалу играть очень медленно и никуда не торопиться. Скорость потом сама придет. Он меняет страт на джазмастер и показывает работу рычагом в сочетании с медиатором. Всякие хитрые штучки типа опускания рычага до удара медиатором, с последующим подъемом. Ну и прочие приемчики, благодаря которым простенькие аккорды звучат плавно и маняще, словно морские волны в жаркий летний день.

Один из трех джейсоновских стратов выглядит весьма необычно и вместе с тем достаточно стильно. На голове грифа у него кусок пластика той же текстуры, что и пикгард. Нельзя сказать, что это единственный в мире страт подобного стиля, но я никогда не видел таких в серии — смотрится весьма нарядно и сделать похожую ведь, как мне кажется, совсем не сложно. Когда у меня будет страт, то, возможно, я попытаюсь сделать что-то подобное. Сразу же после того как скопирую прическу Джейсона (а борода и очки у меня уже есть).

Еще одна идея, которая посетила меня во время просмотра видео, — это сценические накладные усы. В одном из кадров Джейсон появляется с чем-то похожим на растительность Сальвадора Дали. Мне сложно сказать, настоящие они или нет, но в любом случае, по-моему, это отличная идея для выступающих на сцене музыкантов — одевать на себя усы, бороды, парики и прочую развлекающую зрителей бижутерию.

Поскольку в кадре постоянно меняются гитары, то для многих людей этот фильм будет отличным пособием на тему того, как по-разному могут звучать классические инструменты. Например, страт с кленовой поверхностью грифа и с палисандровой.

Евгений Хавтан из группы «Браво» на своем официальном сайте опубликовал несколько демонстрационных видео своих крутых гитар и усилителей, где звучание и музыка весьма близки к тому, что мы увидим на видео Джейсона. Кстати, почему бы Хавтану не снять свое личное видео по серфу и рокабилли-гитаре? Думаю, это будет очень интересно. Тем более в нашей стране он один из самых серьезных специалистов по этой теме.

Удивительная вещь — это пятиминутное появление в фильме prs-подобной гитары Carvin в связке с усилителем того же бренда. Выглядит и звучит это совсем нелепо в стилистике сёрфа. Такое ощущение, что в соседней аудитории снимали видеофильм про гитаризм совсем иного стиля и ассистенты перепутали экипировку, по ошибке дав Carvin в руки Джейсону. Другим вариантом объяснения может служить сознательное кратковременное использование Carvin, чтобы люди убедились, насколько много в сёрфе (и вообще в жизни) зависит от правильных гитар.

Если на первом dvd Джейсон показывает как играть сёрф, то второй (двухчасовой) посвящен несколько иной теме. Конечно, Джейсон на нем тоже очень много играет. Но он уже не объясняет, как играть, — он рассказывается про свое собственное оборудование — гитары, усилители, эффекты. Условно эту часть можно назвать «Парни, сейчас я покажу вам штуки, на которые вы будете копить бабки следующие несколько лет».

Итак, что же нажил (и показал во второй части) Джейсон своим непосильным трудом:

— Усилители импортные, ламповые (четыре штуки)
Fender 1962 Bassman Head & 2×12 Cab
Fender 1966 Bandmaster Head & Bassman Cab
Fender Custom Shop Vibrolux Reverb Vibrato
Peavey Classic 50 2×12

— Гитары импортные, шестиструнные (семь штук)
Gretsch G6120RHH Reverend Horton Heat
Gretsch G6129 SSU Brian Setzer Tiger Flame
Gretsch G6196 Country Club Cadillac Green
Gretsch White Falcon
Fender 1999 Classic Series 50s Strat Foam Green Mexico
Fender 2004 Am Vintage 62 Jaguar reissue
Fender 2003 Am Vintage 62 Jazzmaster reissue

— Примочки педального типа (три штуки)
Statterbox Tremolo
Dunlop Univibe
SolidGold FX Surf Rider (spring reverb)

— Эффекты ламповые типа «голова»
Fulltone Tube Tape Echo
Fender 1963 Tube Reverb Head

Разумеется, даже если предположить, что Джейсон слегка поберег наше время и рассказал не про все свои гитары (в первой части много других), набор оборудования получился весьма внушительным и, понятное дело, два часа демонстрации проходят весьма бодро и насыщенно. Для тех, кто интересуется сёрфом и рокабилли, в оборудовании Джейсона не будет никаких сюрпризов — все очень ожидаемо и классически. Хотя вот усилитель Peavey выглядит несколько неожиданно, уж больно бренд «из другой оперы», хотя сам комбо просто великолепный — у меня был такой в свое время и надеюсь, я еще раз его куплю когда-нибудь. Он прекрасен и на чистом, и на перегрузе. Порадовало, что у Джейсона есть мексиканский страт — на видео он, кстати, отлично звучит.

Источник

Оцените статью