Сергей орехов рыцари гитары

Сергей орехов рыцари гитары

Сергей Дмитриевич Орехов (23.10.1935-19.08.1998) явление уникальное в истории отечественной культуры. Его музыка была потрясающей, обескураживающей, вдохновляющей… Своей игрой он заставлял людей ощущать жизнь так как никогда прежде. Его невозможно сравнить ни с кем, потому что подобные люди рождаются раз в столетие.
Однако его появление было воспринято на эстраде неоднозначно. Это объясняется многочисленными предрассудками музыкальной общественности той эпохи, многие из которых не изжиты и до сих пор.
По своему характеру он был мягким, добрым человеком. Никогда не выставлял себя на показ, как большинство артистов. Одним словом, душа его была чиста перед людьми и Богом. Почти все свободное время он занимался на гитаре, оттачивая свою игру до совершенства. Порой его занятия длились по 20 часов в сутки. Он был не слишком разговорчивым человеком, все, что надо было сказать, он сказал своей музыкой. Порой казалось, что его руки были специально созданы для гитары.

В своем творчестве он обращал внимание на 3 компонента:
1. Музыкальность, глубина импровизаций, вариаций.
2. Техническое совершенство (в самых быстрых его пассажах все ноты прослушиваются, не замедляются и не становятся тише).
3. Внешняя красота аппликатур, постановки рук (он часто играл стоя).
Заниматься гитарой Орехов стал поздно, приблизительно в 16 лет. При этом уже к 20 годам он создаст свои первые шедевры. Вариации на тему «Подмосковные вечера» В. Соловьева-Седого и Фантазию на русскую народную песню «Ямщик». Это были поистине грандиозные сочинения для гитары. В «Ямщике» прослеживается влияние М. Высотского, а в «Подмосковных вечерах» заметны ранние увлечения Орехова джазовыми гармониями. До сего дня эти сочинения остаются одними из самых сложных произведений когда-либо написанных для семиструнной гитары.
Орехов был и прекрасным аккомпаниатором, его охотно приглашали разные исполнители. В 1956 году он стал работать в «Москонцерте» вместе с цыганской певицей Раисой Жемчужной. Такое сотрудничество продолжалось семь лет. За это время Орехов успел поступить в Гнесинское училище. Правда, он его бросил не доучившись. Частые гастрольные поездки занимали все свободное время гитариста. Сохранилась легенда о том, как Орехов сдавал экзамены по теории музыки. Рассказывают, что к профессору он приходил с гитарой, играл как всегда блистательно и уходил от ошеломленного педагога с проставленной положительной оценкой (по ТЕОРИИ МУЗЫКИ!).
В 1965 году Орехов женился на певице Надежде Андреевне Тишининовой. Изначально это был фиктивный брак, выгодный для обеих сторон. Провинциальная певица приехала в Москву в надежде найти работу и жилье. Она получила и то и другое в лице С. Орехова. Вместе они создали творческий союз и выступали до конца жизни Сергея Дмитриевича. Напомню, что Орехов прекрасно аккомпанировал. Многие певцы боялись выходить с ним на сцену, потому что его игра затмевала любой пение. Да и потом не каждый мог петь, когда «на заднем плане» звучала такая ошеломляющая игра.
Из 60-х годов до нас дошли некоторые рукописи С. Орехова, где он пробует свои первые цыганские вещи «Мар-дяндя», «Драга», «Венгерка» и уникальная запись с концерта С. Орехова и Н. Тишининовой в Крыму. Это самая ранняя и одна из лучших его записей, здесь он на пике своей формы. Вообще друзья Орехова говорят, что именно в 50-е — 60-е годы он играл лучше, чем в последующие годы. И кстати единственная дошедшая до нас запись 60-х годов это подтверждает. Один из поклонников Орехова рассказал мне случай, датированный 1957 годом. Однажды он зашел в муз. Магазин на Неглинной и увидел такую картину. Какой-то молодой человек попросил у продавца попробовать гитару. Продавец с неохотой протянул ему обыкновенную «луначарку» и занялся другими покупателями. Этот незнакомец настроил ее и начал играть в различных переборах, модуляциях, одним словом полилась необыкновенная музыка из обыкновенной фабричной гитары. Постепенно стал собираться народ. Людей становилось все больше и больше. Через минут двадцать весь магазин был набит людьми. Все были поражены и восхищены. Гитарист уже хотел уходить, но люди просили еще и еще. Так прошел час. Наконец незнакомец ушел. Очевидец происходящего спросил, кто же это был такой. В ответ прозвучало: «Как?! Вы не знаете? Это же Сергей Орехов!».
Жизнь Орехова проходила в постоянных гастрольных поездках по всей стране вместе со своей женой Н. Тишининовой и вторым гитаристом. Их репертуар состоял из старинных романсов и цыганских песен. Обыкновенно весь концерт Надежда пела, а Сергей ей аккомпанировал и лишь один, два инструментальных номера Сергей исполнял сольно. В разное время у Орехова были разные гитаристы-аккомпониаторы. Это Деев, Сушков, Будяк. И только с появлением в конце 70-х годов Перфильева, Орехов сделал с ним свою сольную программу на одно отделение. А уже в 1985 году на фирме «Мелодия» они записали большую пластинку со своим репертуаром. Все делалось быстро, на скорую руку. Конечно, потенциал Орехова был на много выше, но даже то, что было записано достойно высочайшей оценки. На самом деле записей Орехова с профессиональным звуком достаточно мало. Это упоминаемая выше пластинка, записи на телевиденье в 1975 году (Ехали цыгане, полька), передачи Цыганкова и несколько записей на радио. Была еще прекрасная пластинка, где Орехов играет Цыганскую венгерку вместе с чечеточником. Так же остались пластинки, где Орехов аккомпанирует певцам Н. Тишининовой, Н. Эрденко, Шамардину. Ну и конечно осталось много бесценных магнитофонных записей, когда Орехов играл в различных компаниях за столом, на днях рожденья. Их качество оставляет желать лучшего. Но именно там Орехов импровизирует в разных стилях и на различные темы. Бывал он и за рубежом. В Индии, Польше, Франции.
Начиная с 80-х годов в СССР все больше гитаристов начинает увлекаться испанским, фламенковым звучанием. Особенно этому способствовали концерты Пако де Лусии в нашей стране. Орехов постепенно задумывается об осовременивании своего звучания и репертуара, но при этом, не изменяя основному направлению: только семиструнная гитара и преимущественно русская музыка. Воплощая свой замысел Орехов переосмысливает свои старые обработки: «Подмосковные вечера», «Дремлют плакучие ивы», «Не пробуждай воспоминаний», они становятся более сложными композиционно, гармонически… Вообще русским гитаристам было свойственно перерабатывать свои старые темы. Так поступал, например, М.Т. Высотский с пьесами «Во саду ли в огороде», «Ахти, матушка, голова болит». Но это было уже сложное время 90-х годов, когда жизнь менялась на глазах.
Какое то время Орехов работал в ресторане «Метрополь» с балалаечником В.П. Минеевым. В 1998 году Орехов задумал записать диск своих обработок, но замыслу не суждено было сбыться. Он умер в гостях у Минеева 19 августа 1998 года с гитарой в руках…

Источник

Сергей Орехов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Сергей Орехов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Сергей Шахов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Вера Орехова: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Биография и творчество

Сергей Дмитриевич был старшим ребёнком в многодетной семье Ореховых. Они жили в Москве, отец работал слесарем, а мать – поваром. Сергей появился на свет 23 октября 1935 года, затем родились ещё сестра и два брата. Мальчик был творчески одарённым и очень увлечённым – хорошо рисовал, помимо школы с 14 до 16 лет занимался в цирковом училище. А в возрасте 15-ти лет он начал учиться играть на семиструнной гитаре, и музыка настолько захватила юношу, что стала не просто его профессией, но и всей жизнью. Сначала Сергей вместе с другом пытались освоить инструменты по самоучителю: Сергей – семиструнную гитару, а его друг – баян. Но таких занятий было недостаточно, нужен был опытный наставник – и он нашёлся в лице Владимира Митрофановича Кузнецова, который был довольно известным московским педагогом-репетитором, разработал свою методику преподавания игры на струнных инструментах и написал об этом книгу.

Позднее Орехов занимался в гитарном кружке у гитариста В.М. Ковальского. Сергей обладал потрясающей работоспособностью, мог играть на любимом инструменте по десять часов в день. Кроме семиструнной, молодой человек осваивал также игру на шестиструнной гитаре, поскольку её популярность в советском обществе неуклонно возрастала.

После школы Сергей Орехов был призван на службу в ряды Советской Армии. Службу проходил в Ленинграде, был радистом. Всё свободное время он посвящал игре на гитаре, и командование его даже посылало на различные конкурсы, где он неизменно побеждал. Он выходил на сцену в солдатской форме вместо смокинга, и поначалу его даже никто всерьёз не воспринимал, но стоило ему начать играть, все слушатели и жюри приходили в полный восторг.

И всё же годы армейской службы сыграли негативную роль в судьбе Орехова: однажды он переохладился и заработал сильнейшую простуду с осложнением на руки. Его положили в госпиталь, где он проходил длительный курс лечения от полиартрита, затем его даже комиссовали. Начался процесс реабилитации и разработки рук, но до конца музыкант так и не излечился – всю оставшуюся жизнь он играл на гитаре, превозмогая боль. Но иначе он не мог, он просто не мыслил себя без музыки и без любимого инструмента.

Вернувшись из армии, Сергей Орехов на протяжении двух лет получал образование в Музыкальном училище имени Генсиных, а затем началась его активная концертная деятельность, в которой явно прослеживаются два направления: сольное исполнение и аккомпаниаторство. Как солист он исполнял классические произведения для семиструнной гитары, обработки русских народных песен и романсов.

Как аккомпаниатор Орехов работал со многими известными вокалистами, также исполнявшими романсы и песни. С 1956 года Орехов устроился в Москонцерт и начал выступать вместе с Раисой Жемчужной, выдающейся исполнительницей цыганских романсов. Их сотрудничество продолжалось семь лет – вплоть до ухода Жемчужной на заслуженный отдых. А в 1963 году Сергей Орехов познакомился с певицей Надеждой Андреевной Тишининовой, которая в дальнейшем стала не только его партнёршей на сцене, но и спутницей жизни. Вместе с ней Орехов готовил большие концертные программы, в которых он исполнял сольные номера, а также аккомпанировал своей жене; иногда в концерте участвовало несколько аккомпаниаторов, поскольку Орехову было трудно играть на протяжении всей программы.

Кроме Тишининовой, Сергей Орехов выступал и с другими исполнителями. Так, многолетняя дружба и сотрудничество связывали его с Николаем Ивановичем Эрденко – цыганским певцом и скрипачом, который в 24 года был приглашён на должность музыкального руководителя Цыганского театра «Ромэн». В 1980-м году в рамках этого театра Эрденко создал цыганский молодёжный джазовый ансамбль «Джанг», с которым Сергей Орехов отыграл множество концертов, а также принимал участие в театральных постановках. Цыганские музыканты очень высоко ценили гитарное мастерство и эмоциональное исполнение Орехова.

В 80-е годы Сергей Дмитриевич выступал дуэтом с гитаристом Алексеем Павловичем Перфильевым, с певцом и композитором Анатолием Викторовичем Шамардиным, а также с известным балалаечником и гитаристом Валерием Павловичем Минеевым. Ему довелось аккомпанировать Александру Вертинскому, Галине Каревой, цыганским певицам Татьяне Филимоновой и Софье Тимофеевой. Тёплая дружба связывала семью Орехова-Тишининой с выдающимся певцом Вадимом Козиным, который в 1945-м году был осуждён и сослан в Магадан. Приезжая с гастролями на Колыму, Орехов с супругой обязательно навещали Козина, совместно музицировали. Сохранились аудиозаписи, где Сергей Орехов аккомпанирует на гитаре Козину, который поет и играет на рояле.

Однако многие музыканты, выступавшие с Ореховым, жаловались на некоторые трудности в работе с гитаристом: он порой так погружался в музыку и увлекался импровизацией, что забывал о партнёрах. Он вообще жил в музыке: она постоянно звучала у него в голове, он сочинял всё новые и новые обработки и вариации песен и романсов. Во время исполнения Орехов закрывал глаза, и у слушателей создавалось впечатление, что он играет, не только руками, но и лицом, и всем телом.

Невероятная работоспособность музыканта подорвала его здоровье: вместо того чтобы прислушаться к советам врачей и просьбам жены отдохнуть и подлечить сердце, Орехов нагружал себя работой. И даже умер он от сердечного приступа во время репетиции с балалаечником Валерием Минеевым. Это произошло на 63-году жизни музыканта, 19 августа 1998 года. Похоронили Сергея Дмитриевича в Москве на Ваганьковском кладбище.

Личная жизнь

Супруга Сергея Дмитриевича Орехова – певица Надежда Андреевна Тишининова – родом из Белгорода. Они познакомились в гостях у общих друзей, когда Орехову было 28 лет. Девушка была заворожена личностью и, особенно, мастерством молодого гитариста, который весь вечер исполнял классические произведения и романсы. Ей казалось, что играет не один музыкант, а целый оркестр. С этого момента молодых людей связала не только любовь, но и совместное творчество. Супруги прожили вместе 33 года – до самой смерти гитариста. Детей в браке не было. Надежда Тишининова пережила мужа всего на четыре года, и всё это недолгое время она могла думать и говорить только о своём горячо любимом супруге.

Карьера

Сергей Дмитриевич Орехов, будучи выдающимся гитаристом-семиструнником, так и не дождался официального признания органами власти, не получил никаких государственных наград и званий. Его крайне редко снимали для телевидения, но зато он объездил с концертами весь Советский Союз и много зарубежных стран. На гастроли по стране с ним часто выезжала супруга Надежда Тишининова. Вместе с другими музыкантами они давали по 2-3 концерта за день, собирая полные залы поклонников. За границей Орехов был в Югославии, Германии, Польше, где очень успешно выступил на фестивале. Далее последовали приглашения во Францию, США, Грецию и другие страны. Он был невероятно любим молодыми музыкантами во всём мире, очень многие стремились попасть на его концерты, даже если он исполнял всего одно или два сольных произведения. Однажды в СССР приехал с гастролями знаменитый испанский гитарист Пако де Люсия, и когда у него поинтересовались – с кем из советских музыкантов он хотел бы пообщаться, де Люсия сказал: «Мне нужен только Орехов!».

В 1985-м году на фирме «Мелодия» Сергеем Ореховым совместно с другим гитаристом Алексеем Перфильевым была записана единственная пластинка «Гитара семиструнная» (обработки и переложения). Кроме того, были сделаны записи его исполнения в Париже. А в США были изданы ноты с переложениями для гитары старинных русских романсов – в частности, «Ямщик» и другие.

Сергей Орехов пробовал себя и как композитор: сочинял небольшие пьесы – этюды, вальсы, мазурки, но в большинстве своём музыкант делал обработки или создавал вариации популярных песен и романсов – «Я встретил Вас», «Хризантемы», «Только раз бывают в жизни встречи», «Подмосковные вечера», «Синий платочек» и другие.

Ещё одним направлением деятельности Орехова было переложение музыкальных произведений между семиструнной и шестиструнной гитарами. Музыкант одинаково виртуозно владел техникой исполнения как на одной, так и на другой гитаре, хотя душа его, безусловно, лежала к семиструнной – именно её он считал истинно русским инструментом, способным передать все черты национальной культуры. Тем не менее, он понимал, что шестиструнная гитара становится всё более и более популярной, и стремился как можно больше расширить её репертуар.

Источник

Оцените статью