Сергей Сергеевич Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5 соль мажор
Сергей Сергеевич Прокофьев создал пять фортепианных концертов. Последний из них – Концерт для фортепиано с оркестром № 5 соль мажор – был создан в 1932 г., в пору пребывания композитора за границей. От предыдущего сочинения в этом жанре его отделяет год, но сам Прокофьев, рассуждая о Пятом концерте в своей автобиографической книге, предлагал «выделить в сторону» Концерт №4, который был написан для левой руки (по заказу Пауля Витгенштейна), и сопоставлял Четвертый концерт с Третьим, после создания которого прошло десятилетие. Творческие искания, заполнявшие эти годы, касались и интерпретации формы, и пианистических приемов (в частности, Прокофьев пришел к идее пассажей, проходящих через всю клавиатуру, в ходе которых одна рука «перегоняет» другую), и музыкального языка.
Рождение последнего прокофьевского фортепианного концерта во многом парадоксально. Композитор признавался, что ставил себе цель написать произведение «легкое и эффектное» – а в результате получилось сочинение, которое даже самому автору показалось «трудноватым» для исполнения, когда он принялся разучивать фортепианную партию (учитывая, что Прокофьев был великолепным пианистом, эпитет «трудноватая» в его устах звучит особенно красноречиво). В Концерте, ставшем выражением творческих поисков композитора, которыми было отмечено начало 1930-х гг., соединяются противоположные тенденции: монументальность с камерностью и сонатинностью, новый музыкаьный язык с архаичными пианистическими приемами, идущими от эпохи клавесина, суховатая механистичность с вдохновенными мелодиями. Необычной оказалась и структура Концерта: отказавшись от классического трехчастного цикла, Прокофьев создал Концерт в пяти частях – но это не делает произведение более продолжительным, чем другие фортепианные концерты Прокофьева (частей здесь больше, но каждая из них сама по себе невелика). Осознавая нетипичность своего сочинения, Сергей Сергеевич даже не хотел называть его Концертом, намереваясь дать иное заглавие – «Музыка для фортепиано с оркестром», но по совету Николая Яковлевича Мясковского, упрекнувшего его в «хиндемитчине», все-таки определил произведение как Концерт.
Часть первая – Allegro con brio – имеет рондо-сонатную форму. Ее тематизм вырастает из вступительной фразы – энергичной и размашистой, и эта энергия – с оттенком дерзости – присуща обеим темам экспозиции, которой противопоставляется лирический эпизод. В первой части безраздельно главенствует фортепианная партия, насыщенная виртуозными приемами и острыми ритмическими фигурами.
Часть вторая – Moderato ben accentuato – контрастирует первой, но не как лирический центр, а как гротескная сценка. Четкость ритма в оркестре противопоставляется причудливой линии фортепианной партии. В одном из эпизодов рондообразной формы, отмеченном танцевальностью, весьма интересно обыгрывается сопоставление фортепианных регистров.
Часть третья – Toccata. Allegro con fuoco – перекликается с первой, будучи, по сути дела, ее видоизмененным воспроизведением, однако движение в этой токкате кажется более стремительным, а фактура фортепианной партии, насыщенной скачками и двойными нотами, представляется более изощренной. Третья часть поистине «проносится» на одном дыхании.
Лирическая стихия царит в четвертой части – Larghetto. Это единственная из частей Пятого концерта, в которой в полной мере проявилась связь с русской музыкальной традицией – русскими интонациями насыщена широкая, свободно льющаяся мелодия. В этой светлой и спокойной теме есть нечто от колыбельной – не случайно здесь присутствуют такие указания, как «очень тихо», «приглушенно», «нежно».
Часть пятая – Vivo – имеет сонатную форму. Она насыщена тематическими контрастами, но жизнеутверждающий характер, присущий произведению в целом, сохраняется и здесь. Танцевальный ритм в коде напоминает о картине народного праздника.
Фортепианный концерт № 5 соль мажор впервые прозвучал в октябре 1932 г. в Берлине. Солировал сам композитор, дирижировал Вильгельм Фуртвенглер. Дирижер отмечал особую сложность партитуры – и ему, и Прокофьеву пришлось приложить максимум усилий, и они выступили достойно, однако большого успеха Концерт не имел. Побывавший на его мировой премьере немецкий пианист и музыковед Эберхард Реблинг признавался, что, хотя его и восхищала виртуозность, он был разочарован, не почувствовав в Пятом концерте «стихийной жизненности» и «захватывающей мощи», которыми был отмечен Третий. Разочарование испытала и московская публика, когда Прокофьев исполнил Пятый концерт с СССР в ноябре 1932 г. с оркестром Большого театра. Успех пришел к произведению позднее – когда в 1940 г. его блестяще исполнил Святослав Теофилович Рихтер.
Источник
Сергей Сергеевич Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор
«Кошки на крыше лучше поют!», «Что он делает – высмеивает нас?» – такими отнюдь не лестными словами встретила публика Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Сергея Сергеевича Прокофьева. Но были и другие оценки – Борис Владимирович Асафьев говорил о Концерте как о произведении, «ошеломляющем своей искренностью», а композитор и музыкальный критик Вячеслав Гаврилович Каратыгин считал его одним из самых значительных достижений отечественной музыки… Столь разноречивые суждения применительно к творениям Прокофьева можно считать скорее правилом, чем исключением. Их новизна, зачастую казавшаяся дерзкой и даже шокирующей, одних слушателей пугала и отталкивала, других же, напротив, увлекала и завораживала – но равнодушным не оставляла никого.
Всего год отделяет Второй фортепианный концерт Прокофьева от Первого, тем не менее, различие между этими двумя сочинениями не подлежит сомнению. Нет, композитор не отказался от новаторских поисков – напротив, во Втором Концерте он следовал этим путем с еще большей уверенностью, но его творческие находки получают здесь более мастерское воплощение. При всей своей композиторской дерзости Прокофьев не был глух к критическим отзывам – он помнил, что после премьеры Первого концерта его упрекали в чрезмерном увлечении внешним блеском (то произведение даже называли «футбольным»). Понимая справедливость этих упреков, во Втором концерте композитор стремился к большей психологической глубине и образной многоплановости. В концерте есть и проникновенная лирика, и романтический пафос, и те музыкальные «жесткости», которые ассоциируются с образами «первобытного скифства».
Иным – по сравнению с Первым концертом – стало и соотношение солирующего фортепиано и оркестра. Рассуждая на эту тему в своей автобиографической книге, Сергей Сергеевич выделил два типа фортепианных концертов: в одном из них сольная партия и оркестровая фактура находятся в гармоничном равновесии, но для пианиста такие произведения не особенно интересны, в другом типе «центр тяжести» оказывается смещенным в сторону эффектной фортепианной партии, оркестр же при этом превращается в ее «придаток». И если Первый концерт Прокофьева, по мнению автора, относится к первому типу, то следующее свое произведение в этом жанре композитор причислил ко второй разновидности.
Немаловажной чертой Второго фортепианного концерта Прокофьева представляется национальное начало, ярко выраженное в нем – это обнаруживается, например, в широком использовании плагальных гармоний, а также в характере лирических тем.
Если Первый концерт был одночастным, то во Втором Прокофьев обратился к традиционной для этого жанра циклической структуре, но интерпретировал ее своеобразно. В большинстве случаев инструментальные концерты бывают трехчастными – прокофьевский же состоит из четырех частей, что придает ему симфоническую масштабность. При этом одна из частей цикла, традиционных и для концертов, и для симфоний, отсутствует – речь идет о лирической медленной части. Своеобразие проявляется не только в структуре цикла, но и в форме отдельных частей. Форма первой части – Andantino. Allegretto – сочетает черты трехчастной и сонатной безрепризной. Эпически-величественная песенная мелодия главной партии, открывающая ее, снабжена ремаркой narrante («рассказывая»). Ее сопровождает фигурация в сдержанном, размеренном ритме. В противоположность ей, побочная партия – танцевальная и грациозная – кажется преувеличенно манерной, лишенной искренности. Она варьируется в экспозиции, но не участвует в дальнейшем развитии. Основу разработки, построенной на материале главной партии, составляет сольная каденция. В сокращенной репризе главная партия затаенно звучит у засурдиненных скрипок.
Часть вторая – Scherzo. Vivace – создает впечатление стремительной пляски. Ритмическая структура оркестровой партии подчеркнуто проста, но ей противопоставляется партия солиста с ее смещенными акцентами и динамическими контрастами. Скерцо пронизано ощущением радости жизни, веселья, молодого задора.
Третья часть – Intermezzo. Allegro moderato – воплощает совсем иные образы, мрачные и зловещие, многие музыковеды усматривали здесь сходство с произведениями Франсиско Гойи. В мир мрачной фантастики уводят хроматизмы, глиссандо, интересные тембровые краски (например, гобой и фагот, проводящие мелодию в октаву).
Заключительная часть – Finale. Allegro tempestoso – насыщена яркими контрастами. Первая тема, исполненная необузданной стихийной силы, сопоставляется с центральным эпизодом, напоминающим колыбельную. Варьирование этой мелодии прерывается вторжением новой темы – скерциозной, которая затем появляется в коде наряду с первой темой.
Премьера Второго концерта состоялась в августе 1913 г. Рукопись партитуры Концерта впоследствии была утрачена – как утверждал Прокофьев, в революционном Петрограде «вселенные в квартиру люди» использовали ее для растопки печи, однако клавир сохранился, и на ее основе композитор в 1923 г. заново оркестровал произведение, одновременно внеся изменения в фортепианную партию. Новая редакция впервые прозвучала в 1924 г. в Париже.
Источник
Сергей Сергеевич Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре-бемоль мажор
Насколько уместен в искусстве дух соревнования? Казалось бы, нет ничего хорошего в том, чтобы уподоблять искусство спорту, отнимая у него собственную сущность… Но случается и так, что именно стремление быть первым дает «путевку в жизнь» музыкальным шедеврам – такова история Концерта № 1 для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор Сергея Сергеевича Прокофьева. Из всех фортепианных концертов, созданных композитором, это наименее продолжительное сочинение – звучит оно не более четверти часа, но это один из тех случаев, когда с полным правом можно сказать: «Краткость – сестра таланта». И, разумеется, относительная краткость звучания не помешала прокофьевскому сочинению привлечь всеобщее внимание при своем появлении.
Прокофьев дважды учился в консерватории, первый раз – как композитор, второй – как пианист. Отношения с наставниками-композиторами у него складывались не лучшим образом – слишком уж склонен был ученик к «экспериментам», и потому композиторский диплом оказался, по словам Сергея Сергеевича, «плохого качества». С этим пришлось смириться, но повторять горький опыт он не собирался – заканчивая консерваторию в качестве пианиста, он решил быть первым во что бы то ни стало, тем более что лучшему пианисту по результатам экзамена присуждалась премия имени Антона Григорьевича Рубинштейна – и Прокофьев был намерен ее завоевать.
По сути дела, речь шла о конкурсе… Что нужно для победы в музыкальном состязании? В первую очередь, конечно, блестящая исполнительская техника – и отсутствием таковой Прокофьев определенно не страдал. Но нужно еще и показать себя в наиболее выгодном свете, и в этом особую роль играет выбор репертуара. Прокофьев чувствовал, что классический репертуар – это не то, на чем он сможет показать себя во всей красе, требовалось произведение, которое всех удивит. В то же время композитор не исключал, что выйти победителем у него не получится – и тогда можно будет утверждать, что причина поражения не в том, что он недостаточно хорошо играл, а в произведении. И вот Прокофьев решил исполнить на экзамене фортепианный концерт собственного сочинения. К тому времени он был автором уже двух произведений такого рода, Второй концерт даже самому автору казался настолько дерзким, что исполнять его в консерватории он не решился, и он остановил выбор на Первом. Это произведение уже было исполнено за два года до описываемых событий – в 1912 г., солировал сам Прокофьев, для которого это было первое выступление с оркестром, а дирижировал Константин Константинович Сараджев – и он, по словам Сергея Сергеевича, «прекрасно понял все темпы». Публика относительно спокойно отреагировала на Концерт, но теперь Прокофьеву предстояло представить его строгим мэтрам… Что же за произведение предложил молодой композитор столь взыскательной публике?
На первый взгляд, выразительные средства, использованные композитором, казались традиционными – в сравнении, например, с творениями Александра Николаевича Скрябина. Более того, некоторые формулы фортепианной техники – гаммообразное движение, скачки – могли вызвать ассоциацию с концертами XVIII столетия, но эти традиционные элементы композитор сумел насытить такой жизнерадостной энергией, что некоторые критики называли Концерт «футбольным». Столь бодрая энергия «вмещается» в одночастное произведение (это не вполне типично для классического концерта, но одночастные концерты создавались и до Прокофьева), однако в рамках одной части выделяются четыре раздела, соотносимые с традиционными частями цикла.
Важную роль в музыкальной драматургии играет вступление, с первых же звуков поражающее своей весенней жизнерадостностью. Его первая фраза проводится в Концерте троекратно. Острая каденция подводит к главной партии, изложение которой начинает фортепиано и подхватывает оркестр. Ее триольное движение напоминает тарантеллу, но размер для этого танца нетипичен. В побочной партии мрачно-загадочное звучание оркестра сочетается с шутливой скерциозностью фортепианной партии. Завершает экспозицию появление темы вступления в оркестре. Последующий эпизод – Andante assai – играет роль медленной части цикла. Нежная мелодия приобретает восточный оттенок благодаря и интонационному строю, и звучанию засурдиненных струнных. Далее следует скерциозный раздел Allegro scherzando c чертами токкатности в фортепианной партии. Реприза открывается возгласами медных духовых. Темы экспозиции в ней развиваются и разработочными приемами, и методом варьирования. В коде победно провозглашается мотив вступления.
Итак, Первый фортепианный концерт Прокофьева был исполнен в 1914 г. на экзамене. Главной своей цели автор достиг – он удостоился премии им. Рубинштейна и получил прекрасный рояль «Шрёдер», его пианистическое мастерство ни у кого не вызвало сомнений… Зато какую бурю эмоций вызвало произведение! Диапазон отзывов колебался от «К черту всю эту музыку футуристов!» до «Какая свежесть, какой темперамент и самобытность!» К негативным отзывам автор относился философски и даже иронически, полагая, что годы спустя они будут искуплены бурными аплодисментами. Так оно и случилось – Первый фортепианный концерт Прокофьева занял достойное место в репертуаре пианистов.
Источник