- Как пользоваться FL Studio
- Как начать работать в FL Studio 10: краткий курс создания собственной музыкальной композиции
- Что такое FL Studio 10?
- Как пользоваться FL Studio 10 и выше: знакомство с интерфейсом
- Основные предварительные настройки FL Studio 10
- Выбор инструмента и создание паттерна
- Создание цельной композиции в плейлисте
- Микшер и используемые эффекты
- Экспорт готовой композиции в аудиоформаты
- Нюансы комфортной работы
- Fl Studio 12 с нуля и до эксперта
- Начало работы с Fruity Loops Studio для новичков
- 10 полезных возможностей FL Studio, о которых вы могли не знать
- Каналы-призраки
- Отображение звуковой волны
- Ведение лога всего сыгранного
- Снэпшоты или закладки
- Смена цвета нот в Piano Roll
- Упрощенное транспонирование
- Сочетания клавиш в Piano Roll
- Перемещение дорожек в микшере
- Зум повсюду
- Реверс аудио
Как пользоваться FL Studio
Как начать работать в FL Studio 10: краткий курс создания собственной музыкальной композиции
Что такое FL Studio 10?
Для начала немного о том, что собой представляет программа FL Studio 10. Приложение относится к разряду DAW – цифровых рабочих станций, основанных на использовании паттернов (Pattern-based), которые можно создать с применением виртуальных инструментов, звуков формата SF2 (Soundfonts) или аудиосэмплов.
Уникальность этой студии в том, что она может использоваться как программа для записи голоса или живых инструментов, подключенных через линейные входы, или при записи звука с микрофона в реальном времени (Real-time Sequencer). Предшественниками появления студии были две программы: Fruity Loops и Fruity Tracks. Первая изначально позволяла создавать барабанные петли и инструментальные секвенции (паттерны), вторая могла объединять их в единую композицию.
Как пользоваться FL Studio 10 и выше: знакомство с интерфейсом
Теперь поговорим о самой виртуальной студии. Сразу стоит отметить, что десятая версия на сегодняшний день неактуальна, поскольку самой последней версией является двенадцатая. Все версии программы платные, а обновление до более высокой модификации доступно только в лицензионных релизах. Но можно установить FL Studio 12 отдельно и писать музыку именно в этой модификации без всяких обновлений. Именно поэтому далее рассмотрим, как пользоваться FL Studio 12 (сборка 12.5.1).
После первого запуска программы автоматически загрузится демонстрационный файл, в котором будут показаны основные возможности студии. Его можно закрыть и приступить к созданию собственной композиции. Но давайте рассмотрим, как пользоваться FL Studio и выделим основные элементы интерфейса.
Особое внимание следует обратить на браузер сэмплов, встроенных или установленных дополнительно синтезаторов и эффектов слева, основную панель управления, расположенную сверху, степ-секвенсор (основная область для ввода партий и их редактирования) и микшерный пульт для сведения треков и установки эффектов.
Основные предварительные настройки FL Studio 10
Перед тем как начать создание трека, нужно выставить некоторые опции. Первостепенное внимание уделите настройкам аудио и используемым драйверам (желательно установить ASIO4ALL или FL Studio ASIO).
Если при записи будет использоваться MIDI-клавиатура, в параметрах панели ASIO лучше указать задержку 10 ms (512 сэмплов), а не полный буфер, при котором отклик с клавиатуры будет приходить с ощутимой задержкой. Если клавиатуры нет, устанавливайте полный буфер – это позволит избежать слишком сильной нагрузки на процессор и оперативную память, что приводит к задержкам при воспроизведении.
Также в настройках файлов можно добавить собственные директории, в которых будут храниться пользовательские сэмплы или в которые будут устанавливаться VST-инструменты и эффекты.
Выбор инструмента и создание паттерна
Итак, начнем процесс создания трека. Говоря о том, как пользоваться программой FL Studio, следует отметить создание паттерна на основе выбранных инструментов, которые можно загрузить на нужный канал либо из основного набора, либо из уставленных VST-плагинов.
В списке встроенных синтезаторов просто выбирается нужный, а VST-плагины загружаются через пункт Send to selected channei.
Ввод партитуры производится либо с помощью виртуальной мини-клавиатуры, либо с использованием расширенной (Piano Roll), в которой можно отредактировать абсолютно все параметры сыгранной или введенной вручную ноты.
Создание цельной композиции в плейлисте
Теперь посмотрим, как пользоваться FL Studio 10 для создания цельного музыкального трека, когда все паттерны уже готовы.
Для этого следует вызвать плейлист и расположить фрагменты в нужном порядке с одновременным звучанием нескольких. Программа построена таким образом, что после проигрывания композиции воспроизведение автоматически начнется сначала (пункт повтора можно установить в другую локацию).
Микшер и используемые эффекты
Наконец, давайте посмотрим, как в FL Studio 10 пользоваться автотюном для вокала (Antares Auto-Tune) или любым другим VST-эффектом. Выберите нужный эффект из соответствующего списка встроенных, предварительно отправив трек с инструментом на отдельный канал микшера.
Если используются VST-плагины, то выбирайте из раздела Installed/Effects/VST (VST3). Если не знаете, как пользоваться каким-то эффектом, выберите один из предустановленных режимов. Соответственно, на микшере все треки можно регулировать по громкости, панораме или связывать между собой или с мастер-треком.
Экспорт готовой композиции в аудиоформаты
Предположим, что композиция полностью готова, но как воспроизвести ее с помощью проигрывателей, ведь «родной» формат студии (FLP) ни программными, ни бытовыми плеерами не распознается?
Для этого используем экспорт в файловом меню, выбираем нужный аудиоформат, устанавливаем необходимые значения битрейта, глубины, степени компрессии и так далее, а затем активируем старт процесса. Если выбрано несколько форматов, вы получите столько же файлов, сохраненных в указанной локации.
Нюансы комфортной работы
Это очень кратко о том, как пользоваться FL Studio 10. Основной принцип создания музыкальных композиций, хочется надеяться, немного понятен. Остается дать несколько советов.
Для того чтобы не перегружать оперативную память и процессор, в разделе Tools включите макрос отключения неиспользуемых в определенный момент плагинов (Switch smart disable for all plugins). Чтобы не загромождать микшер одинаковыми инструментами с полностью однотипными эффектами, используйте клонирование каналов (на одном треке в микшере будет «висеть» несколько инструментов). Также для объединения нескольких инструментов на одном канале добавляйте треки типа Layer. Наконец, пометьте студию в игровой консоли Windows 10 именно как игру (Win + G), вследствие чего при запуске программы система будет оптимизирована именно под ее работу.
Fl Studio 12 с нуля и до эксперта
Fl Studio 12 с нуля и до эксперта – видео курс по созданию и редактированию музыки в программе FL Studio. Вы узнаете о всех возможностях программы, а также полноценно использовать инструмент секвенсора. Информация преподносится с использованием примеров и в удобном для понимания виде.
После изучения всех возможностей программы вы больше не будете терять время вашего творческого вдохновения, потому как не будете мучиться в поиске реализации той или иной идеи.
Работа заметно ускорится. Ничто в наше время не может быть ценнее такого ресурса как время!
В ваших руках окажется мощнейший инструмент по написанию музыки!
Благодаря изучению всех возможностей программы, у вас появится множество новых идей и вы получите новый творческий толчок.
Больше не будет необходимости задавать кому либо вопросы о том, как сделать что-то в программе, их можно будет задавать вам.
В вашей власти окажется инструмент, который используют очень многие звёзды музыкальной индустрии. Вы будете знать о всех функциях программы!
Содержание видео уроков по программе для создания и редактирования музыки FL Studio:
00-Руководство по быстрому старту (введение)
Браузер файлов
01 Параметры браузера
02 Работа с содержимым
03 Меню браузера
04 Папки браузера
05 Папка текущего проекта
06 Папка базы данных плагинов
07 Сборник плагинов
Стойка инструментов и пошаговый секвенсор
08 Меню опций выбранного инструмента
09 Фильтр отображаемых инструментов
10 Глобальный свинг, режимы отображения
11 Настройки, кнопки и выбор инструментов
12 Меню кнопки инструментов и количество шагов
13 Потерянные звуки
Пианоролл
14 Параметры пианоролла
15 Использование пианоролла
16 Редактор событий пианоролла
17 Ноты скольжения и потраменто
18 Цветовые группы нот
19 Окно свойств ноты
20 Меню пианоролла
20-2 Маркеры пианоролла
Инструменты пианоролл
21 Артикулятор (работа с длительностью)
22 Квантователь (выравнивание нот)
23 Нож (нарезка нот)
24 Арпеджиатор
25 Бренчание (для струн)
Окно сессии
26 Форшлаг (для барабанов)
27 Дробление (барабанная дробь)
28 Ограничение нот
29 Отражение (переворачивание нот)
30 Рандомайзер (случайные ноты)
31 Масштабирование уровней событий
32 LFO событий
33 Риф машина (генератор музыки)
Настройки инструментов
34 Основные элементы управления
35 Раздел огибающей
36 Раздел LFO
37 Раздел фильтрации
38 Раздел уровней
39 Раздел полифонии
40 Раздел времени
41 Раздел отслеживания клавиатуры и велосити
42 Раздел групп
43 Раздел арпеджиатора
44 Раздел эхо
45 Раздел клавиш
Плейлист
46 Интерфейс плейлиста
47 Треки
48 Работа с содержимым плейлиста
49 Фокусировка на клипах
50 Аудио клипы
51 Клипы автоматизаций
52 Паттерн клипы
53 Сборник проекта
54 Максимальное разрешение плейлиста
Режим выступления
55 Настройка режима выступления в проекте
56 Работа с режимом выступления
57 Опции треков режима выступления
58 Сцены и группы
59 Полезные опции и настройки
60 Внешнее управление
61 Работа с маркерами
62 Меню плейлиста
Микшер
63 Маршрутизация инструментов на каналы микшера
64 Обзор параметров окна
65 Обработка эффектами
66 Индивидуальные параметры канала
67 Общие параметры каналов
68 Внутреняя маршрутизация
69 Каналы посыла-возврата
70 Мастер канал
71 Текущий канал (для анализаторов)
72 Меню канала
73 Меню микшера
Редактор событий
74 Как работает редактор событий
75 Меню редактора событий
Привязка контроллеров
76 Локальные временные связи
77 Множественные связи
78 Глобальные постоянные связи
79 Изменчивая связь
80 Привязка внутренних контроллеров
81 Окно настроек дистанционного управления
Запись
82 Подготовка к записи
Запись звука
83 Процедура быстрой записи в Edison
84 Запись с использованием плейлиста
85 Зацикленная запись
86 Создание мультитрека (заморозка каналов)
87 Запись нот
88 Пошаговая запись нот
89 Запись автоматизации
90 Меню выбора записи
Оболочка плагинов
91 Меню оболочки
92 Настройки VST оболочки
93 Настройки VST оболочки Processing
Связка с хостом
94 ReWire
95 FL Studio в качестве VSTi плагина
Панели
96 Работа с панелями
97 Главная панель
98 Транспортная панель
99 Панель записи
100 Панель времени
101 Панель паттернов
102 Панель мониторинга
103 Панель ярлыков
104 Панель процессора
105 Онлайн панель
Настройки
106 Настройки MIDI
107 Настройки Audio
108 Настройки General
109 Настройки File
110 Общие настройки проекта
111 Информация о проекте
112 Лог Debug и About
Главное меню
113 Меню File
114 Меню Edit
115 Меню Add
116 Меню View
117 Меню Options
118 Меню Tools и ?
Сохранение в различные форматы
119 Экспорт в .wav .mp3 .ogg и мультитрекс
120 Опции для лупов
121 Экспорт в MIDI
Разное
122 Импорт MIDI файлов
123 Меню ручки, переключателей, фейдеров
Начало работы с Fruity Loops Studio для новичков
основные возможности FL Studio:
Midi-секвенсор, позволяющий создавать партии электронных инструментов при помощи piano rollа – нотного редактора. Piano roll устроен очень удобно: выбираем удобный масштаб изображения тактов и ставим прямоугольнички – ноты на нужной высоте, а потом растягиваем до нужной длительности.
Сэмплер, позволяющий смикшировать написанные в piano rollе сэмплы и дорожки живых инструментов в единый трэк.
Панель эффектов и обработок, позволяющая обрабатывать дорожки всевозможными эффектами, производить частотную коррекцию при помощи эквалайзера и очень много чего еще. Можно импортировать свежие плагины (plugins) – при умелом подходе они помогут добиться достаточно качественного и оригинального звучания.
Так, в общих чертах, выглядит студия FL. Наверное не имеет смысла отдельно описывать меню и команды Фрутилупса, т.к. на этом не научишься работать в программе – лучше мы будем двигаться от простого к сложному и попутно осваивать все возможности программы. Давайте для начала послушаем, что умелый народ творит в этой замечательной программе. Для этого откроем вкладки Projects -> Cool stuff в меню Browser слева.
Послушайте побольше трэков и когда почувствуете аппетит к освоению – возвращайтесь.
Для начала мы с Вами сделаем совсем простенький драмлуп (loop – набор звуков, который может повторяться столько раз, сколько захотите, а drumloop, соответственно, отрезок партии ударных). Пока мы не будем заморачиваться на крутом, наша задача на этом этапе – понять, как работать в этой программе. Создаем новый проект, щелкнув File -> New в панели вверху слева, затем щелкаем по кнопке View step sequencer вверху слева (можно также нажать F6).
Перед нами открылся Пошаговый Секвенсор. Теперь в окне Browser (с ним мы уже немного знакомы) щелкаем Packs -> FPC -> Kick Drums. Нажимаем левой кнопкой мыши на FPC_Kick_Gretc_004 и в открывшейся менюшке выбираем Send to selected channel – драмкит (drumkit – записанный звук какого-либо предмета ударной установки или звук электронного бита) добавлен. Теперь то же самое надо проделать со Snare Drums -> FPC_Snr_2ll02 и Hi Hats -> FPC_ClHH_GSab_001, только теперь в открывающейся менюшке выбираем Open in new channel
Разберемся с настройками: Зеленая лампочка слева от канала (Mute / solo) – включение/выключение канала; Первый потенциометр-крутилка (Channel Panning) – регулировка стерео-панорамы звучания канала, т.е. баланс между левым и правым звукоизлучателем. Не пытайтесь крутить его, описывая мышкой круг – просто нажмите на него и двигайте мышку вверх-вниз. Второй потенциометр (Channel volume) – регулировка громкости канала. Щелкнув по кнопке, Вы откроете настройки канала. Серые и красноватые квадратики – это партия для использования драм-машины. Нажимая правой кнопкой мыши – включаем удар, левой – выключаем. Каждый квадратик соответствует четверти такта, два – доле, четыре – такту. Окошко Beats per bar for this pattern вверху слева – количество тактов для этого паттерна, по умолчанию – 4. Настройки Swing, Graph editor и Keyboard editor описывать их будем, вместо них мы будем использовать другие, более удобные и продвинутые.
Теперь построим ритм первым способом – этот способ удобен только для простых прямых партий: Правой кнопкой мыши включим удары, установим темп проигрывания на 150.000 ударов в минуту в окошке Tempo вверху посередине (coarse – целые удары, fine – тысячные удара). Левее увидите две красные лампочки рядом с которыми будет написано Pat и Song (Switch pattern / song mode) – включите Pat (L) – проигрывание выбранного паттерна, а Song – проигрывание плэйлиста со всеми паттернами, будем использовать позже. Включаем проигрывание (кнопка Start / pause или Space на клавиатуре). Подрегулируйте громкость каждого канала по вкусу.
А теперь рассмотрим второй способ – он универсален и удобен для создания сложных ломаных партий и брэйков. Уберем с паттерна все удары. Далее добавим канал Layer, щелкнув в главном меню Channels -> Add one -> Layer. Открываем канал Layer, включаем лампочки Select всех драмкитов (правой кнопкой мыши) в Секвенсоре и в открытом окне Layer нажимаем кнопку Set children. Потом открываем меню Layering и нажимаем Group children. Новой группе задаем название Drums (или какое захотите) – теперь это группа драмкитов, отдельная от других инструментов, так удобнее. Далее снова открываем Layering и нажимаем Split children. Теперь откроем Piano roll, нажав View piano roll рядом с View step sequencer (или нажав F7). Вверху Piano rollа есть менюшка Target channel – там должен быть выбран канал Layer. А слева Вы увидите много кнопок – пока мы будем использовать Draw. В Layer есть три “ноты”: C5 – бочка, C#5 – рабочий барабан и D5 – закрытый хэт. Нажмем в любое место поля Piano roll и укоротим получившийся прямоугольничек до длины одной четверти – получится квадратик. Сотрем его правой кнопкой мыши и приступим к созданию драмлупа. Включаем проигрывание и, убедившись, что луп играет правильно, радуемся первому успеху во Fruity Loops!
10 полезных возможностей FL Studio, о которых вы могли не знать
Полезные функции FL Studio: каналы-призраки, восстановление не записанного, закладки в браузере, упрощенный реверс аудио и другие возможности.
В музыкальных кругах сложилось неоднозначное отношение к Image-Line FL Studio. Одни считают эту рабочую станцию слишком простой и неспособной к работе над сложными проектами; другие говорят, что FL Studio — одна из лучших DAW, приводя в пример не только ее широчайшие возможности и простоту использования, но и имена исполнителей, использующих ее в ежедневной работе.
Можно спорить бесконечно долго, но это не умаляет достоинств программы, а как известно, «в умелых руках и веник балалайка».
Сегодня мы расскажем о нескольких скрытых возможностях и функциях FL Studio, которые облегчают рабочий процесс и делают работу с программой комфортнее. Эти функции нельзя назвать уникальными или крайне важными, но благодаря их наличию, жизнь музыканта становится немного проще.
Каналы-призраки
Представим ситуацию: вы написали некую сбивку для партии ударных, а теперь хотите запрограммировать бас таким образом, чтобы он следовал за ударными. Для облегчения написания второй партии как нельзя кстати подойдут каналы-призраки.
Находясь в Piano Roll, перейдите в меню Options (пиктограмма со стрелкой, указывающей вниз, в левом углу Piano Roll). Здесь найдите подпункт Helpers и выберите в нем вариант Ghost Helpers. Также активировать канал-призрак можно при помощи сочетания клавиш Alt-V.
В окне редактирования дорожки на фоне появятся ноты-призраки, взятые из другого трэка. Теперь не придется мучаться с длительностями нот в партии баса, ведь достаточно сопоставить их по длительности с дорожкой ударных.
Отображение звуковой волны
Еще одним полезным помощником может стать функция Waveform View, отображающая звуковую волну на фоне нот в Piano Roll. Найти эту функцию можно перейдя в меню Options — Helpers — Background Waveform в окне опций Piano Roll.
Когда может пригодится фоновое отображение звуковой волны? Допустим, у вас есть записанная вокальная мелодия, под которую вы хотите подобрать партию синтезатора. Перетащив аудиофайл в Piano Roll, вы увидите «очертания звука». Наличие фоновой звуковой волны наглядно представит все изменения партии вокала, а это, в свою очередь, поможет легче ориентироваться при создании синтезатора.
Ведение лога всего сыгранного
FL Studio ведет лог всей поступающей от контроллеров MIDI-информации. Другими словами, рабочая станция сохраняет в специальный файл все сыгранные пользователем ноты даже при неактивной кнопке записи.
Представьте, что вы наиграли какую-то мелодию при помощи своей MIDI-клавиатуры и забыли ее записать. Вместо того, чтобы пытаться вспомнить сыгранное, сделайте пустой паттерн, а затем выберите из меню Tools пункт ‘Dump Score Log to Selected Channels’. Программа восстановит в выбранную дорожку все, что было сыграно, но не записано.
Снэпшоты или закладки
Поиск патчей и пресетов через окно браузера — утомительное занятие. Для того, чтобы закрепить часто используемые папки для последующего использования, FL Studio предлагает воспользоваться снэпшотами. Пользователю доступно 9 снэпшотов, поэтому закрепляйте только самое нужное.
Выберите снэпшот, в который хотите «запомнить». Перейдите в браузер, найдите желаемую папку и разверните ее содержимое. Снэпшот сохранен. Для создания новой закладки достаточно выбрать следующий свободный снэпшот и повторить действия по выбору папки. Каждый снэпшот можно «заморозить», чтобы не подвергать его каким-либо изменениям.
Для ускорения доступа к снэпшотам во время работы, используйте клавиши 1-9 на клавиатуре, каждая из которых привязана к номеру закладки.
Смена цвета нот в Piano Roll
Разные цвета MIDI-нот в Piano Roll уже давно стали привычной вещью для музыкантов. Тем не менее, FL Studio позволяет изменить цвета отдельных нот в окне Piano Roll. К примеру, можно перекрасить удары по хай-хэту в партии ударных в нежный розовый цвет для упрощения их идентификации в редакторе.
Чтобы изменить цвет нот, выберите их в окне Piano Roll, а затем задайте им цвет в окне палитры. Для редактирования нот определенного цвета достаточно выбрать их цвет и нажать комбинацию клавиш Shift-C — FL Studio выберет все MIDI-ноты одного цвета.
Упрощенное транспонирование
Если вам надоело транспонировать ноты вручную или при помощи инструмента рисования в окне редактора, разработчики FL Studio предлагают воспользоваться шорткодом Shift-↑/↓.
Выберите ноты, которые нужно транспонированить и нажмите сочетание клавиш Shift-↑ для транспонирования на полутон выше или Shift-↓ для понижения на полутон.
Сочетания клавиш в Piano Roll
Несмотря на то, что эта возможность очевидна более, чем на 100%, многие пользователи по какой-то причине предпочитают «елозить» курсором мыши по окну FL Studio для переключения инструментов в окне Piano Roll.
В общем, для тех, кто хочет повысить свою продуктивность, приведем сочетания клавиш FL Studio, применяемые в Piano Roll:
- Клавиша «P» – Pencil Tool
- Клавиша «B» – Paint/Brush Tool
- Клавиша «E» – Select Tool
- Клавиша «D» – Delete Tool
- Клавиша «T» – Mute Tool
- Клавиша «C» – Slice Tool
- Клавиша «Z» – Zoom tool
Перемещение дорожек в микшере
Для перемещения дорожек в окне микшера достаточно кликнуть по дорожке, зажать клавишу Alt и при помощи стрелок влево или вправо переместить дорожку левее или правее в микшере. Для окна Channel Rack метод практически идентичен: клик по дорожке, зажатие Alt и использование стрелок вверх или вниз.
Зум повсюду
Находясь в окне редактора плейлистов (Playlist Editor), самым простым методом увеличения или уменьшения области просмотра станет использование клавиш Page Up и Page Down, соответственно. В FL Studio существуют и другие шорткоды для зума, но использование Page Up/Page Down проще.
Реверс аудио
В рабочей станции от Image-Line предусмотрен крайне простой метод проигрывания аудио в обратную сторону. Итак, как развернуть аудиофайл в обратную сторону в FL Studio?
Переместите аудиофайл на пустую дорожку в окне Channel Rack. Дважды кликните левой клавишей мыши по дорожке для вызова ее настроек, а затем нажмите кнопку ‘Reverse’. Вы заметите, как форма звуковой волны изменится, отражая реверс аудиофайла.
При помощи такого простого приема можно быстро создавать реверсивные звуки снэйра, бочки или тарелок.
Источник