Сет риггс распевки ноты для фортепиано

«Пение в речевой позиции по системе Сета Риггса»

Разделы: Музыка

Сет Риггс является одним из самых выдающихся учителей пения в мире. Он одинаково успешно работает как с поп-звездами, так и с лауреатами конкурса Метрополитен Опера. Его книга «Как стать звездой» является одной из самых выдающихся работ, посвященных проблемам голоса. Секрет его школы пения заключается в приеме, который называется «пение в речевой позиции» (когда гортань находится в таком положении, как и во время речи). Что позволяет при пении пользоваться голосом так же легко и комфортно, как это делается во время разговора. Независимо от регистра и громкости рот и горло ведут себя одинаково. Ваш тембр и пропеваемые слова всегда будут казаться естественными как вам самим, так и аудитории. Пение в речевой позиции – это естественный прием, при котором голос работает без усилий. Мы не позволяем мышцам лежащим вне гортани, вмешиваться в процесс рождения звука. Когда мы освобождаем процесс появления звука, освобождается и артикуляция, в результате чего слова пропеваются легко и внятно. При расслабленной и стабильной гортани наш резонатор остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих, вне зависимости от диапазона в котором мы поем. Эту задачу можно решить при помощи специальных упражнений.

  • пробуждение творческой активности, стимулирование воображения ребенка, расширение кругозора;
  • формирование образных представлений;
  • формирование умений и навыков самостоятельного приобретения новых знаний;
  • пополнение словарного запаса;
  • овладение техникой пения в речевой позиции.

Пианино, музыкальный центр, микрофон, диски с записями популярных эстрадных и академических произведений, зал для занятий и репетиций.

I. Организационная часть занятия.

Преподаватель: Здравствуй, Ангелина. Сегодня тема нашего занятия “Пение в речевой позиции по методу Сета Риггса”.

Вопрос № 1. Кто такой Сет Риггс?

Вопрос № 2. При чтении его биографии, что тебя наиболее заинтересовало или удивило?

Преподаватель: Да, благодаря своей уникальной методике “Пение в речевой позиции”, Сет Риггс очень многим помог справиться с их голосовыми проблемами. А именно таким выдающимся певцам и музыкантам, которые работают и поют в разных стилях и направлениях. К ним относятся такие мировые знаменитости, как Майкл Джексон, Хулио Эглесиас, Эдди Мерфи, Мадонна и многие, многие другие. В своих занятиях мы тоже используем элементы школы Сета Риггса “Пение в речевой позиции”.

II. Основная часть занятия.

Преподаватель: О чем нужно помнить в пении в речевой позиции, что это естественный прием при котором наш голос работает без усилий. Мы не должны позволять мышцам лежащим вне гортани вмешиваться в процесс рождения звука. А также не забывать что когда мы освобождаем процесс появления звука освобождается и артикуляция, в результате чего слова пропеваются легко и внятно. При расслабленной и стабильной гортани резонатор также остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих вне зависимости от диапазона в котором поем.

Упражнения для распевки по системе Сета Риггса:

Упражнение № 1. Расположи кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Подтянуть кожу так, чтобы твои зубы соединились. Благодаря этому мышцы остаются расслабленными и чтобы двигать ими не нужно много воздуха. Используя звук «М» позволь свои губам вибрировать как можно свободно и равномерно. Всю работу делает воздух. Расслабь губы и все остальные мышцы лица и горла. Чем медленнее будет скорость вибрации губ, тем лучше. Следим за тем, чтобы губы были свободными и расслабленными, а звук слитным. Попробуем выполнить это упражнение, избегая прерывистости звучания (отрабатывается упражнение).


Рис. 1

Упражнение № 2. Трель языком. При извлечении звука позволь своему языку слегка колебаться. Ноты те же, что и в упражнении №1. Помни, при переходе к головному голосу важно следить за тем, чтобы звук был связным (отрабатывается упражнение).


Рис. 2

Упражнение № 3. Споем звук «нэй». Следим за тем, чтобы он не пелся носом. Постарайся не утрировать звук «эн» иначе он будет гнусавым. Также следи за тем, чтобы не петь грудным голосом (отрабатывается упражнение).


Рис. 3

Упражнение № 4. Споем те же ноты, но только на слог «мам». Чтобы удобнее было петь, сделай свой голос немного «плаксивым» для того чтобы опустилась твоя гортань. Эта позиция является временной. При пении следить, чтобы мягкое небо оставалось расслабленным, а звук по мере того, как будешь петь все выше и выше, уходил за него все дальше и дальше. Поем звук «мам» внятно, не следует переходить на «мем» – это будет сигналом того, что гортань начала подниматься (отрабатывается упражнение).


Рис. 4

Преподаватель: Теперь споем вокализ.

При пении вокализа следуй тем указаниям, о которых я говорила на упражнениях: следить за положением гортани, естественный вдох, слитное звуковедение (работа над вокализом).


Рис. 5

Преподаватель: Дома я попросила подготовить тебя русскую народную песню “Пряха”, разобрать ее текст, проанализировать характер и музыкальное настроение, попробовать представить эти картины, а самое главное, перед зеркалом с выражением проговаривать текст, при этом запоминать ощущения работы гортани: как двигаются губы, какое положение занимают нижняя челюсть и рот (ответ).

Преподаватель: Теперь пользуясь приемами в речевой позиции споем эту песню.

(работа над песней)


Рис. 6

III. Заключительная часть занятия.

Преподаватель: Ангелина, как ты считаешь, полностью ли тебе удалось справиться со всеми заданиями, которые мы сегодня выполняли на нашем занятии, или что-то у тебя не совсем получилось и над этим надо еще поработать?

(Самоанализ занятия ребенком.)

Подведение итогов занятия преподавателем.

  1. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.– Ростов Н/Д: Изд-во “Учитель”, 2007.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей педагогических учебных заведений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.– Ростов Н/Д: Изд-во “Учитель”, 2005.
  3. Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва, 2004.

Источник

Вокальная методика Сета Риггса

«Пение в речевой позиции по системе Сета Риггса»

Сет Риггс является одним из самых выдающихся учителей пения в мире. Он одинаково успешно работает как с поп-звездами, так и с лауреатами конкурса Метрополитен Опера. Его книга «Как стать звездой» является одной из самых выдающихся работ, посвященных проблемам голоса. Секрет его школы пения заключается в приеме, который называется «пение в речевой позиции» (когда гортань находится в таком положении, как и во время речи). Что позволяет при пении пользоваться голосом так же легко и комфортно, как это делается во время разговора. Независимо от регистра и громкости рот и горло ведут себя одинаково. Ваш тембр и пропеваемые слова всегда будут казаться естественными как вам самим, так и аудитории. Пение в речевой позиции – это естественный прием, при котором голос работает без усилий. Мы не позволяем мышцам лежащим вне гортани, вмешиваться в процесс рождения звука. Когда мы освобождаем процесс появления звука, освобождается и артикуляция, в результате чего слова пропеваются легко и внятно. При расслабленной и стабильной гортани наш резонатор остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих, вне зависимости от диапазона в котором мы поем. Эту задачу можно решить при помощи специальных упражнений.

ТАЙНА СЕТА РИГГСА

При внимательном изучении книги Сета Риггса становится очевидно, что он придумал метод постановки голоса, который, к счастью, совпал… со второй методикой итальянской школы — пением на мягкой атаке!

Именно поэтому он так часто говорит о необходимости расслабления. Для настройки голоса на работу на мягкой атаке предназначены практически все его вокальные упражнения.

Теперь, когда нам открылась главная тайна методики Сета Риггса, рассмотрим его обучающий курс еще пристальнее, чтобы выявить его плюсы и минусы.

ИДЕИ СЕТА РИГГСА

В начале своей книги Сет Риггс приводит ряд идей и положений, призванных облегчить певцу понимание процесса пения и предлагаемой им методики.

Сет Риггс пишет, что высокие звуки выходят из головы — этим он поддерживает высокую звуковую позицию.

Поднять эстрадных певцов в высокую звуковую позицию — хорошая идея. Это то, что уже есть у классических певцов, пришедших на эстраду. Но в классической школе певец даже головной звук направляет вперед. И именно эта установка очень важна для управления певцом процессом пения.

Сет Риггс предлагает низкие звуки ощущать выходящими из рта. В классической школе это ощущение возникает у легких голосов или у меццо-характерных, когда они поют в манере легкого голоса.

Глава «Управление голосовыми связками» содержит схематичные анатомические рисунки певцов и информацию, как функционируют внутренние органы (связки, гортань и т.п.) во время пения.

Но пение — это прежде всего деятельность высшей нервной системы (т.е мозга). Это один из законов классической школы. Певец должен понимать, что многими процессами в человеческом организме управляет мозг, и полагаться на его возможности, а не копаться в своих внутренностях. Пусть этим занимаются ученые.

Подобные тексты с картинками «препарированных» певцов могут привести к расстройству психики, которая у творческих людей более уязвима, за счет повышенной чувствительности. Когда мне слишком настойчиво задают связанные с вокалом «анатомические» вопросы, я всегда стараюсь певцов успокоить, что всё во власти мозга. «В области нижней челюсти и горла — мертвая зона» — еще один закон итальянской школы.

В главе «Физические ощущения» Сет Риггс указывает, что при пении физические ощущения певца фокусируются на затылке.

Вот здесь — явная ошибка. Головной голос — это понятие идет от трудов певцов-ученых XIX-го века. Ж. Дюпре писал, что звук проходит по носовым пазухам в голову и фиксируется на переносице, в точке между бровями.

Изначально у всех молодых людей голос состоит из разговорного и головного. Положение, что высокие звуки выходят из задней части головы — вредная установка. То, что это так «кажется» — не имеет значения. Звуковая волна (луч) должна направляться певцами вперед, к слушателям!

И то, что однажды один тенор, взяв высокую ДО, упал на сцене спиной назад, говорит о том, что эта неправильная установка, к сожалению, распространилась между певцами.

Ощущения у разных певцов бывают разными. И потому для педагога главное — не навредить в этом вопросе.

Вообще-то Сет Риггс не очень заботится о точности своих высказываний.

Каждый человек имеет уникальный голос, заявляет Риггс.

Это не истина. Это реклама. Человеку дано петь, но не все могут это делать. Еще меньше тех, кто может это делать красиво или хотя бы так, чтобы это нравилось окружающим.

Дыхание во время пения — это очень расслабленный процесс, утверждает Риггс.

В классическом пении это далеко не так. Но в методе Сета Риггса активного дыхания и не требуется.

Классические певцы, которые поют не на расслабленном дыхании, при занятиях у Сета Риггса, безусловно, перестраиваются. Полностью перейти на расслабленное пение они не могут, да и не выгодно. Выгодно — взять из методики Риггса лучшее и обогатить свой голос. По положительным отзывам певцов понятно, что они так и делают.

Очевидно, что Сет Риггс мягкой атакой голосов не портит. И это уже большой плюс.
Но убедить классических певцов в том, что его метод сильнее собственно классической школы — напрасный труд.

Незнание Сетом Риггсом классической школы проявляется в разговорах о гортани.

Стремление заменить классическую школу «пением в речевой позиции» — его большая неосторожность.

Не стоит забывать, что классическая школа — результат труда талантливейших и умнейших педагогов, певцов, ученых.

Как выше уже упоминалось, в классической школе существует две методики, и вторая очень похожа на методику Сета Риггса. Именно поэтому последняя и работает.

Но глава книги, в которой приводятся схемы диапазонов певческих голосов (см. рис. ниже), наводит на мысль, что Риггс претендует на основную школу. И потому его метод не так уж безобиден.

Рис. из книги Сета Риггса

Какие могут быть переходы при речевой позиции?! Но здесь их много у сопрано. К тому же нижний регистр у сопрано и меццо-сопрано укорочен. Тогда получается, что под сопрано имеется в виду легкое сопрано? Но существует три разных типа сопрано: драматическое, лирическое (густое) и лирико-колоратурное (легкое).

Контральто Риггс называет альтом. Но ведь меццо-сопрано — тоже альт!

У женских голосов, по Риггсу, — множество переходов (на самом деле — два). Альт на схеме — большой голос, а меццо-сопрано — урезанный в нижнем регистре.

Драматическое сопрано на схеме отсутствует.

Диапазоны мужских голосов с точки зрения классической школы указаны неточно (урезаны в нижнем регистре).

У мужских голосов, по Риггсу, два регистра, нижний переход отсутствует. На самом деле, у мужских голосов — три регистра!

Для баса главное — пройти первый переход от нижнего регистра в центр голоса. Второй переход дается легче. При потере голоса такая же проблема бывает у баритона. У тенора наличие нижнего регистра также очевидно, даже у легкого.

Фактически, на схеме представлены диапазоны эстрадных голосов, завышенные в головном регистре. Но Риггс этот момент не оговаривает.

Теперь гнев педагогов классической школы по отношению к Сету Риггсу понятен.

(Хотя и у наших педагогов часто встречаются ошибочные взгляды Сета Риггса, а именно: диапазон сопрано только от до 1 до ми 3 , меццо — от до 1 до до 3 , у мужских голосов — два регистра, «высокие ноты нужно петь назад» и т.п.)

В главе «Как заставить свой голос работать на себя» Сет Риггс призывает усилить мышцы гортани так, чтобы можно было петь в речевой позиции в широком динамическом и звуковысотном диапазонах. Здесь он не только противоречит своему собственному методу, но такой подход может привести к перенапряжению и даже потере голоса!

У нас последнее время на эстраде певцов часто объединяют в квартеты. И все равно они звучат тише, чем один Кобзон!

Вместо того, чтобы насиловать собственную гортань, лучше просто взять более мощный микрофон.

На силу голоса певца влияет не усиление мышц гортани, а усиление воздушного потока, т.е. управление дыханием.

Риггс призывает петь, не управляя дыханием. И обещает, что увеличение силы голоса произойдет само собой.

Между тем, в классической школе есть специальное дыхательное упражнение, развивающее широкое дыхание, для исполнения арий в стиле кантабиле (Дж. Верди и др.).

ОТВЕТЫ СЕТА РИГГСА

В конце своей книги Сет Риггс отвечает на вопросы. И, конечно, часто лукавит. Но что ему остается делать? Певцам он, действительно, помогает. Но его методика — не панацея. Ему трудно в этом признаться и даже вообще об этом говорить.

«Действительно ли петь так просто?» — спрашивают Риггса.
«Да!», — утверждает Риггс.

Согласимся: «да, просто». Если… петь плохо. А для отличного пения одной методики Риггса недостаточно. Классическая школа дает более высокие результаты.

Вопрос: «Как вы классифицируете голос певца?»
Ответ Р.С.: «Я этого не делаю!»

Комментарий И.У.: Это плохой ответ, хотя и логичный — для эстрадного пения с хорошей звуковой аппаратурой.

Вопрос: «Как вы можете определить качество звука, которым должен обладать певческий голос?»
Ответ Р.С.: «Я не стал бы этого делать. Качество звука определяется анатомией, а не является предопределенным идеалом».

Вопрос: «Что вы можете сказать о дыхании?»
Ответ Р.С.: «Важность дыхания во время пения довольно длительное время слишком преувеличивалась. Правильное дыхание является побочным продуктом правильной техники пения. Не следует специально заниматься дыханием».

Вопрос. «Мой педагог говорит, что во время пения мне следует утрировать артикуляцию. Якобы это сделает звук более чистым».
Ответ Р.С.: «Если вы поддерживаете звукоизвлечение в речевой позиции, вам нет необходимости утрировать вашу артикуляцию».

Вопрос. «Некоторые преподаватели говорят, что, прежде чем расширять диапазон вверх или вниз, сначала нужно поработать над его средней частью».
Ответ Р.С.: «Это очень популярная, но и очень вредная философия».

Комментарий: В классической школе это так, потому что изначально человек имеет разговорный голос и головной. В методике Риггса, при тихом пении, центр голоса уже присутствует. Но тихое пение в классической школе не приветствуется. Певец должен с первого урока понимать, что педагог умеет выстраивать полноценный певческий голос.

Риггс занимается методикой второго плана. Ему нужны певцы с голосами, когда-то уже прошедшие обучение. Он успокаивает их, что петь громко не надо, перенапрягаться не надо, будем петь очень просто. Но голос-то уже есть, и вторая методика на мягкой атаке успокаивает голосовую систему. И певец теперь поет спокойно, не перенапрягаясь. А техника пения и все навыки остаются.

Это должен был сделать первый педагог, знающий классическую школу. Но таких педагогов, как показывает анализ современного положения дел в вокальной педагогике, — не так уж много. Их нужно искать. Таким образом. Риггс выполняет их работу. И в этом положительная роль его методики.

Но от похвал вскружилась голова у Сета Риггса, и он уже возомнил себя Христофором Колумбом вокальной техники.

Риггс и не догадывается, что могут быть другие механизмы, более сильные, чем придуманные им. У Риггса уже поющие — улучшают свою систему, непоющие — остаются вялыми: то ли поющими, то ли не поющими, то ли певцами, то ли танцорами.

Риггс гордится тем, что считает своими учениками безвременно ушедшего Майкла Джексона и ныне здравствующую Мадонну. Но этих, безусловно, сверхталантливых артистов нельзя всерьез рассматривать только как певцов: их голосовые данные минимальны не только с точки зрения классического вокала, но даже эстрадного.
(Поставьте рядом наших Пугачеву и Киркорова — и, как говорится, почувствуйте разницу.)

Но это — шоу-бизнес. А у шоу-бизнеса свои законы. Исполнитель воспринимается публикой как некое явление в целом, и здесь голос часто вовсе не стоит на первом месте, как в классическом вокале.

Представьте на миг Майкла Джексона поющим арию Ленского или, дуэтом с Мадонной, — застольную из «Травиаты»… Пожалуй, лучше не надо…

Риггс мечтает распространить свою систему, как единственную, игнорируя или как будто бы не замечая существования итальянской вокальной школы. Он даже пытается доказать ее ненужность. Но это только доказывает, что он ее не знает. Или знает приблизительно.

Получается, за неимением автомобиля, певцам предлагается ездить на велосипеде.

Риггс, критикуя классическую школу, пишет: «Лирические певцы остаются в тени ревунов, рискующих сорвать свой голос … на конкурсах». Так наивно пишет Риггс о певцах с сильными голосами! Дать ему волю, он бы всех перевел бы в лирические певцы. Между тем, эти, якобы, «ревуны» — самые счастливые певцы на свете, потому что им не нужно никому доказывать, что они умеют петь.

ОШИБОЧНЫЕ ИДЕИ, ПРИЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕТА РИГГСА

1. Призывает во время выступления расслабиться и сконцентрироваться на игре.

Но вокальная техника должна быть первична. И только потом — эмоции.

2. Утверждает, что высокие звуки выходят из головы сзади.

Но зритель-то находится впереди!

3. Всё время обращает внимание певцов на гортань и призывает управлять голосовыми связками.

Это может привести к развитию невроза у певца.

4. Головной голос у Риггса — понятие, оторванное от научных взглядов выдающихся ученых-певцов: Ж. Дюпре и М. Гарсия. Отсюда же вытекает его неверный вывод о необходимости посылать звук назад, а не вперед.

5. Заявляет: «Каждый человек имеет уникальный голос».

Но это — реклама, а не истина. Все голоса подчиняются физическим законам, а, значит, могут быть настроены по классической школе. Конечно, индивидуальность певца должна учитываться при обучении, но основ вокальной школы это не отменяет.

6. Считает, что дыхание во время пения — это «очень расслабленный процесс».

В большинстве случаев это не так, но если петь, «целуя» микрофон, то вполне вероятно.

7. Пишет, что у мужских голосов — два регистра.

Это не так. У всех голосов, мужских и женских, — три регистра. Некоторые певцы просто не используют нижний регистр.

8. Хочет усилить мышцы гортани так, чтобы певцы могли петь в речевой позиции в широком динамическом и звуковысотном диапазонах.

Если усиливать мышцы гортани, можно заработать узлы на связках.

9. Не советует поднимать мягкое нёбо и изменять произношение слов.

Это в корне противоречит приемам классической школы.

10. Обещает, что усиление голоса произойдет само собой.

Это не так. Сила голоса зависит от правильного управления певческим дыханием.

11. Почти с самого начала дает сложные классические упражнения с наклонами туловища вперед при взятии высокой ноты.

Похожий прием есть и в классической школе. Высокая нота берется при этом «с опорой на пупок», незаметно для зрителей. Но наклонять туловище не нужно! Подобные заученные движения могут привести певца к неврозу и к неадекватному поведению на сцене.

12. Часть упражнений Риггса — неэстетичные и качество звука не требуется.

13. Преподает технику, которая базируется на характеристиках актерского речевого голоса.

С позиций классической школы, это — узкий подход.

14. В упражнении 9 Риггс просит опустить челюсть, переходя к верхней части диапазона, чтобы «дать звуку больший объем».

Упражнения в методике Риггса — классические. А в классической школе поднимают верхнюю челюсть (прием «львиный зев»), чтобы звуковая волна прошла в верхние резонансные полости (по маэстро Барра).

Видимо, Риггс не знает сути этого приема, и поэтому ему кажется, что певцы специально опускают нижнюю челюсть. А это, всего лишь, следствие, а не сам прием.

15. Легко жонглирует терминами, как будто классической школы никогда не существовало, не существует, и певцу разбираться в терминах ни к чему.

16. Пишет, что «большие скачки между нотами улучшат способность снимать звук».

Следовало бы написать: «Улучшат интонацию». Но так Риггс не написал: он ведь обещает все ноты петь ровно, и полагает, что это так просто. Но для этого нужно знать приемы классической школы.

17. Несвязанный фальцет и связанный головной голос — свободные термины Сета Риггса.

В классической школе эти понятия существуют без определения, т.е.: фальцет и головной голос.

18. О фальцете Риггс говорит: «Ограниченные динамические возможности».

Хорошо, что Риггс понимает фальцет нормально, как несмыкание связок. И все-таки он предлагает начать строить головной регистр от фальцета. Хотя и признает, что от головного голоса это делать легче. Практика показывает, что многие певцы даже не понимают, что такое фальцет и не могут у себя его найти.

ЗА ЧТО БЛАГОДАРЯТ СЕТА РИГГСА?

Певцы благодарят Сета Риггса за то, что он помогает им обрести легкое управление голосом. Сильным певцам — облегчает, слабым — помогает увеличить диапазон.

В шоу-бизнесе не столь важно качество голоса. Да Риггс и не обещает улучшить качество! Его педагогическое кредо: «Вы будете петь, а как — не столь важно!» Для классического педагога этот лозунг стал бы самоубийственным.

Не стоит забывать, что, на счастье Риггса, пение с микрофоном дает эффект сильного голоса, даже если таковой очень слаб. Не говоря уже о профессиональных способах студийной обработки звука.

Если работа Сета Риггса с классическим голосом дает высокие результаты, значит, классический певец недоучился у педагога, который ставил ему голос, или педагог оказался недостаточно компетентен.

Это вина классических педагогов, что у Сета Риггса много учеников с классическими голосами.

Источник

Оцените статью