Сезар франк вариации для фортепиано

Симфоничекские вариации для фортепиано с оркестром

10 декабря 1822 года в Льеже родился талантливый французский органист бельгийского происхождения, композитор Сезар Франк. Его отец был родом из бельгийской деревни Геммених, а мать родом из Ахена. Учился в Льежской консерватории, которую довольно быстро и успешно окончил. Занимался игрой на фортепиано, а также сольфеджио.

Немного позже брал уроки в Парижской консерватории у профессора по гармонии Дассуаня. Отец заметив, что у мальчика отлично все складывается, а талант и творческий потенциал все больше и больше рвутся наружу смог организовать для сына ряд концертов в Брюсселе, Ахене, Льеже. Вскоре семья композитора перебралась в Париж, где он начал посещать занятия профессора Антонина Рейхи.

В Парижской консерватории он был прилежным учеником, поэтому отлично сдал экзамены по классам органа, фортепиано и контрапункта. Кроме этого он мог получить высшую Римскую премию, однако выбрал выступление в Бельгии. На такое решение значительное влияние имел отец.

Именно в Бельгии Сезар пишет свои первые произведения, такие как « Фортепианное трио », оратория « Руфь ». Через несколько лет Франк вопреки своему отцу уезжает в Париж. Там он работает над оперой « Слуга напрокат » и над поэмой « Что слышно на горе ».

Значительное влияние на дальнейшее творчество композитора имел органист Жак Лемменса. Вдохновленный его творчеством Сезар Франк принимает решение заняться усовершенствованием своих исполнительских навыков, техники игры. Долгое время он отрабатывал мастерство техники педалей и импровизации. Франк был удостоен чести первого исполнения на совершенно новом, уникальном органе, который сотворил Аристида Кавайе – Колля. Играл на этом удивительном инструменте музыкант в церкви Святой Клотильды.

Читайте также:  Am7 аккорд как называется

В феврале 1872 года Сезар возглавил класс в Парижской консерватории. Именно из – за этой должности ему пришлось принять французское гражданство. Его учениками были такие композиторы и органисты, как Эрнест Шоссон, Венсен д’Энди и Ги Ропац.

Потом начался период творческого подъема. Он пишет ряд органных и фортепианных сочинений, оратории, камерные ансамбли. В 1886 году получил должность президента Национального музыкального общества, а также был награжден Орденом Почетного легиона. Умер композитор от плеврита в 1890 году. Прослушать музыку, а также скачать ноты его произведений можно у нас на сайте.

Смотрите также ноты произведений композитора Сезар Франк:

Источник

Сезар франк вариации для фортепиано

Симфонии ре минор Сезара Франка не уступают в художественной ценности «Симфонические вариации» для фортепиано с оркестром (1885). Их композиция своеобразна. Это — вариации на две темы: первая более скорбного, «вопросительного» склада (Точнее сказать, это вторая фраза темы; первая — мужественная, энергичная — утверждается в оркестре, ей жалобно-вопрошающе отвечает солист. В характере такого противопоставления, очевидно, сказалось воздействие музыкальных образов второй части Четвертого фортепианного концерта Бетховена.), а вторая, звучащая издали, носит балладный характер:

Вслед за вступлением возникают три раздела. В первом противопоставлены ранее показанные темы: соревнуясь, их попеременно излагают солист и оркестр. В следующем разделе (Allegretto), соответствующем медленной части симфонии, вторая тема предстает в пяти вариациях и подвергается интенсивному развитию: сначала она излагается в духе мечтательного хорала, приобретая затем полетный склад. В финале же (Allegro) главенствует первая тема; она объединяется со второй в героически устремленном порыве. Несмотря на многоликость образов, все произведение проникнуто единством выражения, обладает ясной и убедительной направленностью формы, что в сочетании с мастерским использованием солирующего фортепиано обеспечило «Симфоническим вариациям» широкое признание.

Франк является также автором шести симфонических поэм (наиболее известная — «Проклятый охотник» по Г. Бюргеру); одна из них — с участием фортепиано («Джинны», по поэме В. Гюго), две — с солистами-певцами и хором (лучшая — «Психея»).

Источник

Сезар франк вариации для фортепиано

Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром (Лист полагал, что со времен Баха не было таких исполнителей), Сезар Франк много внимания уделял своему любимому инструменту и писал для него на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Часто Франк обращался и к его «младшему собрату» — фортепиано, особенно в первый период творчества. Однако среди четырнадцати сочинений, написанных в 40-х годах, мало таких, которые могли бы теперь заинтересовать нас. В большинстве своем — это модные парафразы на темы из опер или бравурные виртуозные пьесы (каприсы, фантазии). Выделяются среди них пасторальная «Эклога» (1842) и Первая баллада (1844).

Как и в камерной музыке, лишь спустя примерно четыре десятилетия, Франк вернулся к фортепиано. Зрелый художник, он нашел теперь свой круг тем и образов, свой метод композиции. Знаменательной вехой на этом пути явились «Шесть пьес для большого органа» (1860—1862), представляющие собой опыт новой, углубленной трактовки музыки для клавишных инструментов. Показательна в данном отношении следующая за Фантазией c-moll «Большая симфоническая пьеса» fis-moll, которую образуют четыре части: первая — сонатное allegro, вторая — Andante песенного склада, третья — скерцо, четвертая — финал, с использованием тем первой части.

Примечательна также третья пьеса сборника — «Прелюдия, фуга и вариации»; ее фортепианная транскрипция широко известна. Здесь намечен типичный для Франка метод построения сюиты, основанной на сочетании гомофонно-хоральных, вариационных и полифонических принципов. В следующей пьесе — «Пасторали» — использованы вариационные приемы фигурированного хорала; они обогащаются закономерностями сонатного allegro в последних двух пьесах — «Молитве» и «Финале».

Дальнейшие искания Франка были направлены к сближению специфики органной и фортепианной техники, которые закреплены в двух циклах, ознаменовавших новый этап в развитии французской фортепианной литературы. Это «Прелюдия, хорал и фуга» (1884) и «Прелюдия, ария и финал» (1886—1887). В них сопоставляются различные жанры органно-фортепианной музыки; при сохранении четко разграниченных форм отдельных частей каждый из циклов объединяется «сквозным» тематизмом.

В основе первого цикла — сочетание гомофонной прелюдии и фуги. Возвышенный, близкий позднему Бетховену строй звучания устанавливается в «Прелюдии» (главная тема излагается сначала в h-moll, потом в тональности доминанты). В «Хорале» постепенно кристаллизуются контуры темы фуги; они намечались еще во второй теме «Прелюдии» (ср. примеры 206 а и 206 в). Краткая интермедия ведет (от es-moll к h-moll) к последней, кульминационной части цикла, где в обширной коде (цосле раздела «Come una cadenza») воедино сплавляются характер движения и фигурационный рисунок «Прелюдии», мелодия «Хорала» и тематизм фуги (см. пример 206 г).

Во втором цикле активнее выдвигается роль вариационных и сонатных принципов. В форме широко развернутой «Прелюдии» можно обнаружить четыре раздела (третий открывается фугато; четвертый замыкается торжественно-маршевой музыкой начального раздела). «Ария» двухчастна; в ее развитии применены приемы баховской хоральной вариации, тогда как в «Финале» своеобразно претворены сонатные принципы. Необычным, однако, является то, что основная тональность E-dur устанавливается только в репризе, с утверждением побочной партии, характер которой близок маршевой поступи «Прелюдии». В «Финал» включена и тема «Арии» (эпизод Des-dur в разработке), и начальная мелодия первой части (в коде). Под конец, когда музыка истаивает в нежнейшем рр, сближается тематизм всех частей цикла.

Большую ценность представляют также «Три пьесы для органа» (Фантазия, Cantabile, Героическая пьеса, 1878) и написанные в год смерти композитора «Три хорала для большого органа». Собственно говоря, это не хоралы, а широко развитые, отмеченные волнующим драматизмом и поэтичностью хоральные прелюдии, в которых ярко запечатлелась самобытная индивидуальность этого крупнейшего мастера вариационного искусства.

Источник

Сезар Франк. Симфоническая поэма для фортепиано с оркестром «Джинны»

Творения гениев не всегда находят понимание у современников. «Вам это нравится, вот как? Это ужасно, продолжаем!» – воскликнул дирижер, готовивший в 1885 г. премьеру симфонической поэмы Сезара Франка «Джинны». Сегодня с этим дирижером не согласится ни один музыкант и ни один любитель музыки.

Поэма «Джинны», которую композитор завершил в 1884 г., была не вполне обычным произведением для свой эпохи. К тому времени уже несколько десятилетий существовал жанр симфонической поэмы, основы которого заложил Ференц Лист, история инструментального концерта насчитывала века – но Франк стал одним из первых, кто решился на сближение этих жанров. «Джинны» – это симфоническая поэма для фортепиано с оркестром. Разумеется, это было не первое программное произведение для фортепиано с оркестром – например, Лист создал «Пляску смерти» – но впервые в произведении для солирующего инструмента с оркестром была применена форма, характерная для поэмы. Соотношение солирующего инструмента и оркестра тоже необычно – противопоставление их сохраняется, но оно лишено традиционной для жанра инструментального концерта «состязательности».

Какой же сюжет вдохновил композитора на такой «эксперимент»? Это было стихотворение Виктора Гюго «Джинны» из сборника «Восточные мотивы». Тема Востока владела умами деятелей эпохи романтизма: «У нас сегодня больше, чем когда-либо, занимаются Востоком», – отмечал писатель в предисловии к сборнику. «Восточные мотивы» – это удивительно музыкальные стихотворения, можно сказаться, что поэт здесь идет на максимальное сближение двух видов искусства, прибегая к выразительным средствам, позаимствованным из арсенала музыки. Особенно ярко это проявляется в «Джиннах», где одним из самых красочных приемов становится смена стихотворного размера. Благодаря ему совершается переход от спокойного повествования, описывающего обстановку действия («Безмолвны, спят волны – и полный покой») к мрачно-фантастической картине появления джиннов – страшных духов тьмы: вот они возникают в смутных звуках ночи, надвигаются, подобно урагану, несущему гибель. Рой джиннов внушает ужас человеку, стремящемуся укрыться за стенами дома и взывающему о помощи к пророку. Но вот стая темных духов удаляется – и вновь воцаряется спокойствие. Эту картину поэт сумел сделать почти физически ощутимой: от строфы к строфе увеличивается количество слогов в каждой из строк, одновременно живописуя и приближение роя адских духов, и разгул разрушительных сил, и возрастающее чувство страха, охватывающее героя. Затем происходит такое же постепенное сокращение числа слогов, представляющее удаление джиннов.

При всей музыкальности подобного приема воспроизвести его в инструментальной музыке было бы невозможно, и Сезар Франк не ставил себе такой цели – образы стихотворения Гюго получают в его поэме обобщенное воплощение. Не стремился он и придать музыке восточный колорит (ведь и у Виктора Гюго Восток выглядит достаточно условным). Главной особенностью произведения становится непрерывное развитие музыкального образа, и этому развитию подчиняется сонатная форма, с которой композитор в данном случае обращается достаточно свободно.

В произведении сопоставляются два контрастных образа – страшное наваждение и сопротивляющийся ему человек. Первый из них представляется в интродукции и главной теме: приглушенная, но нарастающая звучность деревянных духовых и струнных, беспокойные трехтактные мотивы, пунктирный ритм в сочетании с «завываниями». Тема, зарождающаяся из глубины этого тревожного фона, устремляется вверх, становясь все более энергичной. «На гребне волны» ее развития возникает новая тема – волевая, напоминающая страстную человеческую речь (сначала ее проводит фортепиано, затем оркестр). По мере развития она обогащается яростными хроматическими пассажами. Ей противопоставляется новая тема, раскрывающая другую грань человеческого образа – солирующее фортепиано проводит жалобную мелодию (ее хрупкость подчеркнута постепенным «выключением» оркестра). В дальнейшем темы проходят в той же последовательности, но изменяются тональности, фактура, оркестровка. Кульминация отмечена грозным звучанием мотива джиннов у медных духовых. Противостояние образов достигает апогея, когда на суровую тему в басу накладывается лирическая мелодия, излагаемая фортепиано в октаву. Постепенно солист захватывает ведущее положение – наряду с мелодией в фортепианной партии появляется сопровождение. Колорит постепенно просветляется. Темы проходят в иной последовательности, тональности их меняются. Драматические и грозные темы проводятся в сокращенном виде, лирические, напротив, приобретают большее значение и развертываются шире – происходит успокоение. За последним отголоском темы джиннов следует нежная мелодия, растворяющаяся в фортепианных пассажах.

Поэма для фортепиано с оркестром «Джинны» создавалась по просьбе пианистки Каролины Монтиньи-Ремори, тем не менее, она никогда это произведение не исполняла. На премьере, состоявшейся в марте 1885 г, солировал другой музыкант – Луи Демьер. Композитор был настолько восхищен его исполнением виртуозной фортепианной партии, что создал для Демьера другое произведение для фортепиано с оркестром – Симфонические вариации.

Источник

Сезар Франк. Произведения для фортепиано, органа и фисгармонии

Орган и фортепиано… обоим этим инструментам уделил в своем творчестве внимание Сезар Франк, но их соотношение в авторских композициях отличалось в разные периоды творчества.

Свою исполнительскую деятельность Франк начинал как пианист, ведь его отец – тщеславный и предприимчивый человек – желал видеть в сыне, рано проявившем музыкальную одаренность, пианиста-виртуоза – любимца публики. Юный музыкант уже в тринадцатилетнем возрасте успешно гастролировал по бельгийским городам как концертирующий пианист. Критики с восторгом писали о «молодом Франке, пальцы которого бегают по клавиатуре с удивительной легкостью, словно играючи преодолевая самые большие трудности». Среди произведений, которые исполнял юный Франк, были и его собственные сочинения для фортепиано. В основном они соответствовали тому, чего ожидала публика того времени от пианиста-виртуоза: изящество, «россыпь» блестящих пассажей, знакомые популярные мелодии – все это было в вариациях и фантазиях на темы опер Гретри и Обера, песен Шуберта, но об индивидуальности творческого облика применительно к ним говорить нельзя. Впрочем, некоторые самобытные черты мелодии и гармонии Франка проявляются в оригинальных ранних пьесах – Эклоге, Балладе, Фантазии на темы двух польских песен (в действительности в пьесе три темы, одна из них сочинена самим Франком, но стилизована под польский танец куявяк).

В Парижской консерватории Франк обучался не только как пианист, но и как органист. Его успехи в классе органа и фуги не раз отмечались премиями – но не всегда речь шла о первой премии: то, что создавал молодой композитор в области полифонии, отличалось такой сложностью, что нередко ставило в тупик даже профессоров. Искусством игры на органе Франк овладел в совершенстве. С 1859 г. он служил органистом в церкви св. Клотильды, а в 1872 г. стал профессором органного класса в Парижской консерватории, сменив на этом посту своего наставника Франсуа Бенуа.

Произведения для органа составляют важную часть творчества Франка. Среди них – три крупных цикла, а также множество небольших пьес, которые могут исполняться не только на органе, но и на фисгармонии. Сорок четыре маленькие органные пьесы Франк создал по просьбе коллеги из провинциального города – по-видимому, они были призваны стать основой для органных импровизаций. В 1889 г. композитор начала работать над сборником мелких органных пьес педагогического назначения под названием «Органист». Франк планировал включить в сборник сто произведений, но успел написать только пятьдесят девять.

Произведения Франка для фисгармонии – «Офферторий на бретонскую тему», «Канон», «В духе марша» и другие – представляют собою прекрасную школу игры на фисгармонии. Они не особенно сложны в техническом отношении, но очень разнообразны по фактуре и характеру. Среди них есть и полифонические пьесы, и произведения песенного склада с использованием народных мелодий различных регионов Франции. По образному строю они в чем-то перекликаются с «Лирическими пьесами» Эдварда Грига, но самобытный стиль Франка проявился в них в полной мере, в них присутствуют такие типичные для него черты, как свобода модуляций и ладовая переменность.

Создав в юности несколько фортепианных произведений, композитор не возвращался к этой области творчества около четырех десятилетий. Правда, существуют фортепианные переложения его органных произведений, и сам композитор нередко играл их, но всё же пианисты исполняют их значительно реже, чем органисты. В 1880-х гг. Франк создает два крупных фортепианных произведения – Прелюдия, хорал и фуга (1884 г.) и Прелюдия, ария и финал (1887 г.).

Эти трехчастные циклы можно было бы назвать сонатами-фантазиями, поскольку оба они представляют собой весьма свободную трактовку сонатного цикла. В обоих случаях роль «центра тяжести» играет драматическая заключительная часть. Открываются оба цикла Прелюдиями – свободно построенными пьесами в медленном темпе, но аналогом медленной части сонаты становятся вторые части циклов – философски-углубленный Хорал в первом случае и лирическая Ария во втором. Примечательно также то, что в обоих произведениях все три части исполняются без перерыва. При всем сходстве произведений, каждое из них обладает индивидуальными особенностями. В первом цикле Прелюдия отличается взволнованностью с героическим оттенком, а во втором – светла и торжественна.

В этих циклах, хотя они и являются оригинальными произведениями для фортепиано, чувствуется «рука органиста» – полифонические приемы органного письма, берущие начало в творчестве Баха, проникают в фортепианную фактуру. Так возникает своеобразный стилистический синтез, объединивший в себе черты двух отдаленных друг от друга эпох.

Источник

Оцените статью