Аккорды на гитаре, шаблоны
На предыдущем занятии мы познакомились с теорией строения трезвучий, и теперь готовы применить эти знания для эффективного запоминания и построения аккордов с использованием шаблонов.
Чем больше струн используется при построении аккорда, тем больше информации из этого построения можно получить. Из 6-ти струнного шаблона аккорда можно получить шаблоны для его игры на пяти, четырёх и трёх струнах.
Рассмотрим для примера ми-минорный аккорд Em в открытой позиции рис. 1.
Рис. 1. Аккорд Em в открытой позиции.
Для игры этого аккорда нужно зажать только две струны — 4 и 5 на II ладу. Остальные струны открытые.
Звук открытой струны подобен тому, как если бы воображаемый палец зажал воображаемый лад на этой струне за верхним порожком. Визуализируем эти воображаемые ноты серыми кругами, и получим шаблон Xm для игры минорных аккордов от шестой струны приёмом баррэ — указательный палец прижимает все струны нужного лада (рис. 2 слева). Если зажать его от первого лада получится Fm, от второго F#m, от третьего Gm и т.д.
Рис. 2. Шаблон для игры минорных аккордов от шестой струны.
Для лучшего понимания этого шаблона отметим все использующиеся в нем звуки явным образом, как это сделано на увеличенных изображениях.
На шаблоне слева показано интервальное строение аккорда, а на шаблоне справа цветом выделены тоны трезвучия. Черные тоны — это октавные повторения, о которых можно просто забыть (они не влияют на построения).
Из предыдущего занятия мы знаем, что вид трезвучия задаётся его терцовым тоном относительно тона примы. То есть, сдвиг вправо (влево не получится, там указательный палец зажимает струны) терцового тона будет менять вид аккорда. В качестве ориентира выберем октавный звук примы, и смотрим интервал, который образуется между ним и терцией аккорда (рис.3). Если получается малая терциия — минорный аккорд, большая — мажорный, кварта — аккорд с задержанием sus4.
Рис. 3. Шаблоны мажорного X, минорного Xm аккордов и аккорда с задержанной квартой Xsus4 от шестой струны.
Для получения из минорного аккорда мажорного нужно просто поставить средний палец на лад для получения большой терции. Если терцовый тон сдвинуть ещё на один лад вправо, то получим шаблон аккордов с задержанием кварты sus4.
Обратите внимание на то, что относительное позиция пальцев 3 и 4 при чередовании минорного и мажорного трезвучия не меняется, а в аккорде sus4 относительное положение этих пальцев остаётся таким же, а средний палец ставится над ними. Для быстрой и четкой смены аккордов нужны оптимизировать движения пальцев. Некоторые гитаристы строят позиционно похожие аккорды пальцами заново вместо того, чтобы немного изменить позицию. Это приводит к лишним движениям, ошибкам и запаздыванию в их игре.
Является ли показанная аппликатура аккорда Xm единственно верной? Конечно, нет! Если возможны разные аппликатуры (в рассматриваемом случае 3-4 или 2-3), то выбирается наиболее удобный вариант при игре в данном контексте. Если после Xm играется X, то оптимальным будет аппликатура 3-4, как показано на рисунке, если после Xm играется Xsus4, то 2-3.
Теперь зажмите эти шаблоны, но не играйте первую струну — получится шаблон аккорда в другом мелодическом положении. Не играйте на первой и второй струне — получится ещё один шаблон с ещё одним мелодическим положением аккорда. На гитаре аккомпанемент можно сыграть с использованием разных приёмов игры — бой, перебор, чередование или одновременная игра баса и аккорда. При этом можно играть как на всех струнах, так и на нескольких выбранных, что позволяет “нарезать” с десяток частных шаблонов из одного общего (рис.4).
Рис. 4. Минорные аккорды.
Для игры этих позиций можно поставить пальцы в позицию полного шаблона (в нашем случае с использованием полного баррэ), что позволит наглядно увидеть шаблоны, но такая постановка пальцев будет неэффективной с точки зрения прикладываемых усилий при игре большинства частных шаблонов. Например, в последнем случае достаточно использовать три пальца, а игра их в позиции баррэ приведет к дополнительной и ненужной трате сил. Чем больше рука прикладывает усилий, тем ниже скоростной порог игры и быстрее она устанет.
Попрактикуйтесь в игре частных шаблонов, полученных из общего.
По шаблонам рис. 3 можно построить аккорды и от пятой струны. Для этого шаблон нужно сдвинуть на струну вверх, а тон, попавший на вторую струну сместить на один лад вправо (для компенсации смещения звукоряда струн, о чём рассказывалось на первом занятии). Полученный результат показан на рис. 5. Проверьте его, сыграв на гитаре шаблон Xm от 6-й и 5-й струн. В обоих случаях звучит минорный аккорд (от разных нот, естественно, басовый звук-то изменяется).
Рис. 5. Шаблоны мажорного X, минорного Xm аккордов и аккорда с задержанием кварты Xsus4 от пятой струны.
Нужно построить эти шаблоны от 4-й струны? Нет проблем, сдвигаем шаблон от пятой струны на четвертую струну и корректируем тон, попавший на вторую струну. Движение шаблона аккорда Xm по вертикали показан на рис. 6.
Рис. 6. Движение шаблона Xm по вертикали.
Если сыграть шаблон от 3 струны, то мы не услышим минорного аккорда, потому что исчез тон терции (показан голубым цветом). Что тогда это такое? Посмотрим на интервальный состав данного аккорда. Квинта + кварта — это квинтаккорд, один из наиболее часто использующихся аккордов в тяжелой музыке.
Один и тот же шаблон можно использовать для игры аккордов не только от разных ладов, но ещё и от разных струн.
Попрактикуйтесь в игре одного и того же аккорда от разных струн, что позволит увидеть его трансформацию.
Из одного разученного аккорда Em легким движением пальцев и небольшим умственным напряжением мы теперь можем построить и сыграть… сотни табулатур разных аккордов (каждый шаблон можно сыграть от 12 ладов). И всё? Нет, на основе этого шаблона можно легко сыграть и септаккорды.
Септаккорд — это аккорд, состоящий из четырех звуков, которые могут быть расположены по терциям. Другими словами, септаккорд — это трезвучие + септима от примы.
Наклонение септаккорда задаётся трезвучием:
- трезвучие мажорное — септаккорд мажорный
- трезвучие минорное — минорный септаккорд
- уменьшенное трезвучие — уменьшенный септаккорд
- увеличенное трезвучие — увеличенный септаккорд
Название септаккорда составляется из названия септимы и названия трезвучия:
большой мажорный септаккорд — это большая септима + мажорное трезвучие.
минорное трезвучие + малая септима — малый минорный септаккорд и т.д.
Интервальное строение септаккордов:
Мажорные
Увеличенный — б.3 + б.3 + м.3
Большой мажорный — б.3 + м.3 + б.3
Малый мажорный — б.3 + м.3 + м.3
Минорные
Большой минорный — м.3 + б.3 + б.3
Малый минорный — м.3 + б.3 + м.3
Полууменьшенный — м.3 + м.3 + б.3
Уменьшенный — м.3 + м.3 + м.3
У септаккордов тоже есть обращения, а у некоторых и собственные названия, но для игры на гитаре септаккордов приведенной информации пока достаточно.
Тоны септаккорда также имеют собственные названия: прима, терция, квинта, септима.
Игра септаккордов на 5 и 6-ти струнах означает то, что вместо октавного повторения примы нужно сыграть малую или большую септиму.
На рис. 7. показано то, как можно из минорного трезвучия получить малые минорные септаккорды.
Рис. 7. Шаблоны септаккорда Xm7, полученные из шаблона минорного аккорда Xm.
Смотрим, где в шаблоне октавные повторения примы. Они выделены голубым цветом. Верхний звук мы сдвинуть не можем (пальцев не хватит зажать такое). Остаётся нижний звук. Сдвигаем его на два лада вправо для получения малой септимы, для чего нужно просто убрать мизинец с октавного звука (вар. а). Вариант б) интересен тем, что его можно прочитать так: минорное трезвучие с добавленной септимой. Действительно, на четырёх нижних струнах явно видно трезвучие, к которому добавилась септима. Почему тогда он не обозначается как Xm(add7)? Цифра 7 в обозначении аккорда означает прибавленную к трезвучию малую септиму, цифра 6 — прибавленную к трезвучию большую сексту, а цифра 9 — прибавленную большую нону и автоматически малую септиму. Add в обозначении аккордов указывает на то, что это аккорд с добавленным тоном, в которых при добавлении более высоких тонов один или несколько низлежащих тонов не участвуют. Отсюда указанный выше аккорд записывается как Xm7, а не Xm(add7), а трезвучие с секстой записывается как X6, а не как X(add6). Разница между нонаккордом и аккордом с добавленной ноной следующая: нонаккорд должен состоять из пяти звуков по определению, а трезвучие с добавленной ноной состоит из четырех звуков (в составе его нет септимы).
Иногда можно увидеть запись типа Xadd2 — мажорное трезвучие с добавленной большой секундой, который является обращением аккорда Xadd9. В Xadd2 входят две большие секунды по причине чего он звучит он заметно резче Xadd9, а в низком регистре он будет звучать крайне диссонантно.
Догадаться о вар. б) сложнее. Нужно помнить, что септима находится на расстоянии квинты от терцового тона и поставить на нужный лад мизинец. Вариант в) является комбинацией первых двух вариантов.
Каждый из показанных вариантов имеет право на существование, но звучат они по-разному: наиболее богатое и диссонантное звучание будет у варианта в) с двумя тонами септимы. Вариант б) звучит ярче a) из-за септимы вверху, а звучание варианта a) самое спокойное и смещенное в низкий регистр из всех из-за септимы внизу.
С малым минорным септаккордом разобрались, но есть ещё и большой минорный септаккорд. Просим в студию! Пожалуйста. Для этого нужно зажать не малую септиму, а большую (рис. 8).
Рис. 8. Шаблоны большого минорного септаккорда X7M.
Двигаем тоны… да это просто шахматы какие-то! Можно составить немало музыкальных задач для гитаристов, например: постойте септаккорд из трезвучия или измените наклонение трезвучия за один ход!
Мажорные септаккорды из минорных получаются смещением терцового тона из позиции малой терции в позицию большой терции относительно примы, что рассматривалось выше.
В качестве дополнительного ориентира можно определить области хода звуков, что позволит оценить, какого вида аккорд может быть в указанной позиции (рис 9). Это помогает легче и быстрее вспомнить аккордовые позиции.
Рис. 9. Интервальные области звуков.
Красный прямоугольник — интервальная область кварта-квинта
Кварта — что-то с задержанием кварты
Тритон — что-то уменьшенное
Квинта — нужно уточнение
Голубой прямоугольник — интервальная область септимы-октавы
Септима малая — какой-то малый септаккорд
Септима большая — какой-то большой септаккорд
Октава — нужно уточнение
Зелёный прямоугольник — интервальная область терции-кварты
Терция малая — что-то минорное
Терция большая — что-то мажорное
Кварта — что-то с задержанием кварты
Желтый прямоугольник — интервальная область квинты-септимы
Квинта — нужно уточнение
Секста малая — что-то увеличенное
Секста большая — возможно, трезвучие с секстой
Септима малая — какой-то малый септаккорд
В расширенной позиции, охватывающей пять соседних ладов, это области будут шире.
Также для упрощения построений можно воспользоваться октавными областями (рис.10)
Рис. 10. Октавные области
Сначала смотрим, какие интервалы в нижней октаве (область 1) от нижнего тона. Если там прима, квинта и октава, то вид аккорда будет определяться в верхней октаве (область 2), что удобно смотреть от октавного повторения низкого звука.
Построение и определение аккорда — это достаточно долгий процесс. При быстрой игре или импровизации думать некогда, и построить “на лету” сложный аккорд не получится. С другой стороны держать в голове или на уровне мышечной памяти пальцев сотни табулатур также сложно, поэтому вы сами должны определить с тем, что должно постоянно быть в памяти и выдаваться пальцами “на автомате”, а что можно получить из относительно медленных расчетов при необходимости.
Один из часто задаваемых вопросов звучит так: как играть “цепочки аккордов”? Первое — нужно разучить аккорды. Второе — можно воспользоваться схемами гармонических оборотов, которые несложно найти в общем доступе или заняться изучением теории музыки.
Существуют разные подходы к разучиванию и запоминанию аккордов. Кто-то предпочитает их разучивать в контексте песни, кто-то по таблицам табулатур. Но также можно играть и связки похожих по строению аккордов, слушая их и запоминая различия. Это, кстати, помогает находить интересные гармонические обороты.
На практике часто бывает так, что гитарист находится в некоторых рамках, которые не позволяют ему развиваться. Он привык играть в тональности ля-минор популярные песни с использованием Am, Dm, E и всё. Если же поработать над связками аккордов отдельно от всего, то можно найти интересные гармонические обороты, которых в песнях может и не быть. Например, сиграть попеременно минор и мажор Am → A или “случайно” сыграть Am → D → G и восхититься тому, как из минора перешли в мажор! Даже в ошибках можно найти что-то ценное, если слушать.
Отработку и запоминание аккордов можно осуществлять игрой характерных аккордовых последовательностей. На схемах ниже показаны шаблоны аккордов, а под ними примеры звучания с использование типичного боя.
Источник