- Рассказ про cтиль свинг и ритм шаффл
- Гитарист это барабанщик
- Практический пример соло
- Момент в истории: шаффл
- Момент в истории: шаффл
- Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих
- Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.
- Немного из истории блюза
- Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля
- Слушать
- Блюзовый ритм
- Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.
- Тренировка игры под минус
- Блюзовая пентатоника
- Приемы игры
- Разбор других песен
- Работа над фразировкой
Рассказ про cтиль свинг и ритм шаффл
Здравствуйте, дорогие друзья. В данной статье мы поговорим про стиль свинг, ритм шаффл, а также про то почему гитарист это барабанщик.
Данная тема на самом деле очень важная и интересная. Допустим вы научились обыгрывать аккорды так, чтобы это звучало нормально и не было никакой «лажи».
В статье мы рассматривали самый простой вариант — при импровизации мы подчеркиваем устойчивые ступени, то есть ноты из звукового состава трезвучий и септаккордов. Это самый базовый вариант.
Тут необходимо добавить, что у нас могут браться аккорды с надстройками, в которых могут появиться и 13 и 9 и 11 ступени и альтерированные их варианты.
И если у нас в звуковом составе аккорда есть такие ступени, то их также нужно подчеркивать.
Хорошо. Это мы знаем. Что дальше? А дальше нам нужно откуда-то брать фразы. Можно снимать их на слух и «встраивать» в свою импровизацию. А можно выучить специальные упражнения для фразировки. О них мы писали здесь: https://gorstorehov.com/page/kak-bystro-igrat-na-gitare.
Но это ещё не всё. Джазовые темы играть не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Их можно (точнее нужно) играть в разных стилях.
Некоторые темы вообще написаны для определенного стиля.
Давайте поговорим сегодня о свинге.
Гитарист это барабанщик
На самом деле в джазе гитарист это можно сказать барабанщик. И мы можем создавать фразы (или тренироваться в этом) где угодно. Даже если нет под рукой гитары.
Можно отстукивать различные ритмические рисунки с помощью пальцев.
Огромное значение для нас также будут носить акценты. Правильное их использование позволит нам играть немонотонно.
В свинге у нас должен быть триольный ритм. Нужный нам ритм называется Shuffle.
рис. 1
Кроме того, мы в данном стиле должны использовать блуждающий акцент. То есть акцентируемые доли должны меняться.
Самый стандартный ритмический рисунок в свинге выглядит так:
рис. 2
То есть акцент должен падать на третью восьмую в триоле.
Если послушать барабаны из классического джаза, то там можно услышать как барабанщик отсчитывает именно так.
Собственно под стать барабанам и мы должны играть на гитаре фразы в данном стиле.
Практический пример соло
Теперь попробуем создавать фразы. Разнообразие у нас будет получаться именно за счет создания разных ритмических конструкций, с постоянным смещением акцента.
То есть ритм для нас будет самым основным. И на него мы просто «накладываем» звуки (разных гамм, арпеджио и так далее).
Поимпровизируем на отрывок из темки Four Brothers:
рис. 3
Да, прежде чем мы послушаем то что записано на рисунке 3. Нужно отметить, что для начала можно придумать интересные ритмические рисунки (которые нам нравятся), прежде чем собственно импровизировать. Так у нас хоть какой-то «багаж» будет при игре и нам будет нескучно.
Источник
Момент в истории: шаффл
Момент в истории: шаффл
Шаффл. Это что-то связанное с блюзовой игрой, так? Случайно, Bernard Purdie не играл что-то похожее еще в 70-х? Это, конечно, круто и все такое, скажете вы, но какое отношение это имеет ко мне? Я не играю в стиле блюз. Знаете что? Каждый рано или поздно встречается с этим понятием, независимо от того, какой стиль предпочитает играть на ударных.
Чтобы создать шаффл, играют первую и третью составляющую триплета снова и снова. Чередование длинных и коротких комбинаций, иными словами «галоп», создает потрясающий ритм. Он может быть возрастающим и убывающим, рваным или скачкообразным, чтобы создавались различные вариации. В любом случае, правильно воспроизведенный свинг или шаффл, заставляет людей двигаться…много двигаться. Настолько, что шаффл был популярен еще задолго до рок-н-ролла, в центре всей поп-музыки.
Если ваша дэт-метал группа даже примерно не играет того, что исполняли BBKing, я могу вас заверить, что грув, который вы играете, все-таки «попахивает» шаффлом. Поверьте мне, шаффл лежит в основе поп, кантри, фанк, хип-хоп, госпел, даже регги и ска.
Хотите зажигать, как Bonham? Поставьте 100bpm на метрономе. Сыграйте простой шаффл, пока вы не можете уверенно играть оттяжки и другие неровности с 8ми нотами. Теперь попробуйте сыграть наравне с Bonham, например “When The Levee Breaks.” Вы заметите, что восьмая нота в хай-хете не идеальна метрономически. В таком случае используется, осмелюсь сказать, особый шаффл, аналогов которому вы не найдете – только если сами сочините.
Вот сам Bernard Purdie и его легендарный шаффл:
Момент в истории: шаффл
Шаффл. Это что-то связанное с блюзовой игрой, так? Случайно, Bernard Purdie не играл что-то похожее еще в 70-х? Это, конечно, круто и все такое, скажете вы, но какое отношение это имеет ко мне? Я не играю в стиле блюз. Знаете что? Каждый рано или поздно встречается с этим понятием, независимо от того, какой стиль предпочитает играть на ударных.
Чтобы создать шаффл, играют первую и третью составляющую триплета снова и снова. Чередование длинных и коротких комбинаций, иными словами «галоп», создает потрясающий ритм. Он может быть возрастающим и убывающим, рваным или скачкообразным, чтобы создавались различные вариации. В любом случае, правильно воспроизведенный свинг или шаффл, заставляет людей двигаться…много двигаться. Настолько, что шаффл был популярен еще задолго до рок-н-ролла, в центре всей поп-музыки.
Если ваша дэт-метал группа даже примерно не играет того, что исполняли BBKing, я могу вас заверить, что грув, который вы играете, все-таки «попахивает» шаффлом. Поверьте мне, шаффл лежит в основе поп, кантри, фанк, хип-хоп, госпел, даже регги и ска.
Хотите зажигать, как Bonham? Поставьте 100bpm на метрономе. Сыграйте простой шаффл, пока вы не можете уверенно играть оттяжки и другие неровности с 8ми нотами. Теперь попробуйте сыграть наравне с Bonham, например “When The Levee Breaks.” Вы заметите, что восьмая нота в хай-хете не идеальна метрономически. В таком случае используется, осмелюсь сказать, особый шаффл, аналогов которому вы не найдете – только если сами сочините.
Вот сам Bernard Purdie и его легендарный шаффл:
Шаффл. Это что-то связанное с блюзовой игрой, так? Случайно, Bernard Purdie не играл что-то похожее еще в 70-х? Это, конечно, круто и все такое, скажете вы, но какое отношение это имеет ко мне? Я не играю в стиле блюз. Знаете что? Каждый рано или поздно встречается с этим понятием, независимо от того, какой стиль предпочитает играть на ударных.
Чтобы создать шаффл, играют первую и третью составляющую триплета снова и снова. Чередование длинных и коротких комбинаций, иными словами «галоп», создает потрясающий ритм. Он может быть возрастающим и убывающим, рваным или скачкообразным, чтобы создавались различные вариации. В любом случае, правильно воспроизведенный свинг или шаффл, заставляет людей двигаться…много двигаться. Настолько, что шаффл был популярен еще задолго до рок-н-ролла, в центре всей поп-музыки.
Если ваша дэт-метал группа даже примерно не играет того, что исполняли BBKing, я могу вас заверить, что грув, который вы играете, все-таки «попахивает» шаффлом. Поверьте мне, шаффл лежит в основе поп, кантри, фанк, хип-хоп, госпел, даже регги и ска.
Хотите зажигать, как Bonham? Поставьте 100bpm на метрономе. Сыграйте простой шаффл, пока вы не можете уверенно играть оттяжки и другие неровности с 8ми нотами. Теперь попробуйте сыграть наравне с Bonham, например “When The Levee Breaks.” Вы заметите, что восьмая нота в хай-хете не идеальна метрономически. В таком случае используется, осмелюсь сказать, особый шаффл, аналогов которому вы не найдете – только если сами сочините.
Вот сам Bernard Purdie и его легендарный шаффл:
Источник
Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих
Как играть блюз на гитаре. Вводная информация.
С технической и композиционной точки зрения блюз не является чем-то невероятно сложным, и любой, даже начинающий гитарист, сможет сыграть и сочинить собственную блюзовую партию. Однако обходить стороной это довольно богатое направление однозначно не стоит. Главная причина в том, что блюз сейчас лежит в основе абсолютно любого музыкального направления – от классического хард-рока до экстремальных жанров, таких как sludge или grindcore. «Голубая скорбь» — предтеча всего, что сейчас творится на мировой музыкальной сцене, и его основы, хотя бы технические, стоит знать, хотя бы для того, чтобы разбираться в том, как работает современная музыка.
Немного из истории блюза
На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.
Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.
Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.
Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля
Слушать
Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.
- Роберт Джонсон — The complete recordings (1990 г.)
- Мадди Уотерс — The Anthology (2000 г.)
- Хаулин Вулф — The Definitive Collection (2007 г.)
- Джон Ли Хукер — The best of John Lee Hooker (1992 г.)
- Ти-Боун Уокер — Stormy Monday Blues: The Essential Collection (1998 г.)
- Эрик Бибб — The Good Stuff (1998 г.)
- Биби Кинг — The Ultimate Collection (2005 г.)
Блюзовый ритм
Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.
То есть выглядит это так: раз – пауза –два — раз – пауза –два – и так далее.
Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.
Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.
Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.
Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.
Например, очень популярна следующая гармония:
И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.
Существует еще одна, совсем простая последовательность:
Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.
Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.
То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:
Тренировка игры под минус
Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.
Jam Track — 70 bpm
Jam Track — 100 bpm
Блюзовая пентатоника
А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.
Приемы игры
Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.
- Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
- Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
- Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
- Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.
Разбор других песен
Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.
Работа над фразировкой
Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.
Источник