- Шаффл-грув видео разбор
- Рассказ про cтиль свинг и ритм шаффл
- Гитарист это барабанщик
- Практический пример соло
- Нотная грамота для барабанщиков
- Зачем барабанщику изучать ноты?
- Длительности и нотный стан
- Размеры тактов
- Длины нот
- С точками
- Паузы
- Повторы
- Что дальше?
- Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих
- А ты грамотный барабанщик?
- Зачем нужно знать ноты барабанщику?
- Как выучить нотную грамоту ударнику?
- Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
- Изучение основ нотной грамоты для барабанщиков.
- Нотный стан.
- Нота и паузы.
- Длительности нот и пауз.
- В чем отличие шумовых (атональных) ударных инструментов от всех остальных?
Шаффл-грув видео разбор
Привет ребята, сегодня с вами Gabor Dorney тут, в прекрасной Канаде и великолепной студии Drumeo, и сегодня я собираюсь научить вас шаффл-груву [прим. shuffle – (здесь) «скольжение»], который, возможно, изменит всю вашу жизнь.
Шаффл-грув однозначно изменил мою, когда я впервые услышал его в исполнении замечательного барабанщика – Стива Гэдда (Steve Gadd) – настоящего мастера игры и абсолютной легенды. Одна из главных вещей, которую вам следует о нем знать – это то, что он зачастую играет очень простые, но очень эффектные грувы.
Итак, конкретно этот грув не то чтобы очень-очень-очень простой, но абсолютно исполнимый. Самое важное – понять, что из себя представляет шаффл-грув, как создается само ощущение этого «скольжения». Технически, шаффл – это игра первой и последней ноты триоли. Триоли считаются так: «1-и-а-2-и-а-3-и-а-4-и-а» или «1-три-оль-2-три-оль-3-три-оль-4-три-оль», но лично для меня проще и привычнее считать первым способом. То есть, вам надо играть ноты на счет «1» и на «а», просто опуская ноту, что должна была быть в середине. Именно так и будет создаваться ощущение скольжения и свинга [swing — «раскачивание» прим. Drumspeech.com].
Что мы сейчас будем делать? Мы будем играть шаффл «1-и-а-2-и-а…» и на последней ноте, то есть на «а», мы будем играть хай-хэт левой ногой. Но, прежде, чем сыграть это, давайте послушаем, как это будет звучать без этой ноты. Считаем триолями, но играем только первую ноту: на райде играем каждую 1/4 в такте, бас-барабан будет добавляться на 1 и 3, а малый барабан на 2 и 4. (Играет…)
Возможно, вы заметили, что даже при том, что я не играл ту самую последнюю ноту триоли на хай-хэте, на слух это все равно ощущалось как шаффл. Все потому, что про себя я считал именно это деление: «1-и-а, 2-и-а…», и каждый раз эта последняя нота триоли звучала в моей голове.
Запомните, очень важно всегда, чтобы вы не играли, сначала прочувствовать это внутри. Если вы хорошо прочувствовали то, что играете, то оно будет и звучать хорошо. Видели, как играл я? Я делал это не очень громко, но при этом, все равно, весьма усердно и настойчиво, с сильным нажимом. Это важно, потому что, если вы будете играть вот так (пародирует зажатую игру) – то это не заставит людей танцевать и не заставит группу звучать. Запомните, ваша задача – заставить всю группу звучать так, как вы это чувствуете внутри себя, ведь это «реально крутой ритм!». Понимаете, о чем я?
Как только вы прочувствовали этот ритм, пора начать практиковать его и для начала под медленный клик, чтобы убедиться, что и с чувством времени у вас все в порядке. (Играет этот же грув медленно…) Наконец, когда вы убедились, что играете все точно, добавляйте ту ранее опущенную нами ноту на хай-хэте на последний счет триоли. То есть, как я и объяснял, мы играем на «1» и на «а» (щёлкает на счет).
Давайте я покажу, как это будет смотреться сначала только в ногах. Крайне важно, чтобы вы сумели сохранять правильное чувство времени внутри себя и считать «1-и-а-2-и-а…», даже не играя какие-то ноты из рисунка (как я сейчас ни играл руками). Для этого попробуем поупражняться так с ногами под медленный клик еще раз. (играет опять)
Ну что ж, теперь объединим все воедино и посмотрим, что получится. (играет шаффл-грув). И теперь также тренируемся с этим грувом под медленный, а потом под быстрый клик (демонстрирует).
Что ж, ребят, надеюсь вам понравился этот клёвый шаффл-грув. И, если хотите погрузиться в это поглубже, то переходите по ссылке внизу и оформите нашу новую бесплатную месячную подписку на Drumeo. Заходите к нам и мы поднимем ваши ударные на новый уровень!
Источник
Рассказ про cтиль свинг и ритм шаффл
Здравствуйте, дорогие друзья. В данной статье мы поговорим про стиль свинг, ритм шаффл, а также про то почему гитарист это барабанщик.
Данная тема на самом деле очень важная и интересная. Допустим вы научились обыгрывать аккорды так, чтобы это звучало нормально и не было никакой «лажи».
В статье мы рассматривали самый простой вариант — при импровизации мы подчеркиваем устойчивые ступени, то есть ноты из звукового состава трезвучий и септаккордов. Это самый базовый вариант.
Тут необходимо добавить, что у нас могут браться аккорды с надстройками, в которых могут появиться и 13 и 9 и 11 ступени и альтерированные их варианты.
И если у нас в звуковом составе аккорда есть такие ступени, то их также нужно подчеркивать.
Хорошо. Это мы знаем. Что дальше? А дальше нам нужно откуда-то брать фразы. Можно снимать их на слух и «встраивать» в свою импровизацию. А можно выучить специальные упражнения для фразировки. О них мы писали здесь: https://gorstorehov.com/page/kak-bystro-igrat-na-gitare.
Но это ещё не всё. Джазовые темы играть не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Их можно (точнее нужно) играть в разных стилях.
Некоторые темы вообще написаны для определенного стиля.
Давайте поговорим сегодня о свинге.
Гитарист это барабанщик
На самом деле в джазе гитарист это можно сказать барабанщик. И мы можем создавать фразы (или тренироваться в этом) где угодно. Даже если нет под рукой гитары.
Можно отстукивать различные ритмические рисунки с помощью пальцев.
Огромное значение для нас также будут носить акценты. Правильное их использование позволит нам играть немонотонно.
В свинге у нас должен быть триольный ритм. Нужный нам ритм называется Shuffle.
рис. 1
Кроме того, мы в данном стиле должны использовать блуждающий акцент. То есть акцентируемые доли должны меняться.
Самый стандартный ритмический рисунок в свинге выглядит так:
рис. 2
То есть акцент должен падать на третью восьмую в триоле.
Если послушать барабаны из классического джаза, то там можно услышать как барабанщик отсчитывает именно так.
Собственно под стать барабанам и мы должны играть на гитаре фразы в данном стиле.
Практический пример соло
Теперь попробуем создавать фразы. Разнообразие у нас будет получаться именно за счет создания разных ритмических конструкций, с постоянным смещением акцента.
То есть ритм для нас будет самым основным. И на него мы просто «накладываем» звуки (разных гамм, арпеджио и так далее).
Поимпровизируем на отрывок из темки Four Brothers:
рис. 3
Да, прежде чем мы послушаем то что записано на рисунке 3. Нужно отметить, что для начала можно придумать интересные ритмические рисунки (которые нам нравятся), прежде чем собственно импровизировать. Так у нас хоть какой-то «багаж» будет при игре и нам будет нескучно.
Источник
Нотная грамота для барабанщиков
Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.
Слыхали этот анекдот?
— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…
Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.
Зачем барабанщику изучать ноты?
Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!
Длительности и нотный стан
Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.
Размеры тактов
Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».
Длины нот
Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!
Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика
С точками
Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее
Паузы
Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.
Повторы
Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.
Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!
Что дальше?
После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.
Источник
Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих
А ты грамотный барабанщик?
Под грамотностью здесь нужно понимать именно нотную грамотность. Я часто общаюсь с барабанщиками и иногда спрашиваю, считают ли они себя грамотными барабанщиками!? Те, кто по уверенней чувствуют себя за установкой сразу же отвечают: «да, я играю вполне хорошо» или «я считаю что, я хороший барабанщик!»
А ведь на деле то, что получается? Ребята и вправду играют хорошо, вопросов нет, но грамотности у них ноль!
Элементарно где и как должны располагаться ноты на нотном стане и что они обозначают, даже этого бывает, не знают.
Зачем нужно знать ноты барабанщику?
Проще простого сесть за барабанную установку и играть что-нибудь абсолютно не вникая ни в ноты, ни в нотную грамоту в целом. Я считаю это не правильным подходом, не только к барабанам, но и к музыке в целом.
Нотная грамотность для начинающих барабанщиков — это на мой взгляд важный атрибут, знание которого поможет Вам в различных ситуациях.
Только подумайте, Вам понравилась какая-то песня, хотите разобрать ее и научиться так же играть? Конечно, есть универсалы, которые на слух смогут снять и разложить все по полочкам, но это единицы.
Среднестатистическому барабанщику для этого понадобится табулатура. А вот для того, чтобы разобрать ее как раз и понадобятся знания нотной грамоты!
Как выучить нотную грамоту ударнику?
Самое интересное, что изучить нотную грамоту для ударника очень просто. Достаточно прочитать серию из 3 статей, и иногда к ним возвращаться, чтобы освежать свои знания. Чтобы не пропустить выход следующих статей подпишитесь по почте!
Назовем эти статьи — «Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень I — Для начинающих (Сейчас Вы ее читаете)
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень II — Азы
- Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень III — Для продвинутых
Дальше от Вас требуется только применение этих знаний на практике, чтобы с легкостью «играть с листа». Знания основ нотной грамоты открывает перед Вами совершенно новые возможности: гораздо лучше будете понимать структуру «ударной» музыки и сможете легко ориентироваться в табулатурах, да и просто станете грамотным человеком =)
Изучение основ нотной грамоты для барабанщиков.
Очень важно различать нотную грамоту общую для всех тональных музыкальных инструментов и атональных (шумовых) ударных К которым и относится ударная установка. Чтобы все то, что я буду писать дальше было понятно, начнем с изучения основ нотной грамоты: узнаем что такое нота и пауза, а так же что такое нотный стан.
Нотный стан.
Нотный стан (Нотоносец) — пять горизонтальных параллельных линий, на которых располагаются ноты. Линии считают снизу вверх, нижней считается первая и выше по порядку.
Иногда применяются дополнительные линии, расширяющие нотный стан вниз или вверх. Эти линейки рисуются только на такую длину, какая необходима для написания нот, которые будут на ней находится. Каждая нота находится либо на какой-нибудь строке нотного стана, либо в междустрочии. Обратите внимание что на картинке есть «нотный нейтральный ключ», что это такое узнаете когда будете изучать второй уровень!
На нотном стане, над линиями и под ними могут красоваться разные надписи и обозначения, называемые знаками. Они помогают нам узнать дополнительную информацию о нотной записи. Нотный стан делится на части с помощью тонких вертикальных линий (разделители). Двойная линия, из которых первая тонкая, вторая жирная, означают конец нотной записи.
Для записи некоторых инструментов иногда используют нотные станы с меньшим количеством линий.
Нота и паузы.
Нота — условный графический знак, находящийся на нотном стане. Знак состоит из:
- головки (овала) — пустая внутри или заштрихованная (обязательна),
- штиля и флажка (необязательны).
Моменты музыки когда «звучит» тишина, принято называть паузами. Паузы так же обозначаются на нотном стане специальными знаками. Далее в статье мы будем рассматривать длительности нот, где на картинке можно будет увидеть как обозначаются паузы.
Длительности нот и пауз.
Ноты и паузы могут быть разной длины. Запомните! — для каждой длины ноты существует пауза такой же длины. Ноты и паузы бывают:
- 1/1 (целые) — записывается в виде пустой головки без штиля и флажка,
- 1/2 (половинные) — записывается в виде пустой головки с штилем без флажка,
- 1/4 (четвертные) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем без флажка,
- 1/8 (восьмые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 1 флажком,
- 1/16 (шестнадцатые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 2 флажками,
- 1/32 (тридцать вторые) — записывается в виде заштрихованной головки с штилем и 3 флажками и т.д.
Приведу пример: 1/16 нота означает, что она быстрее 1\8 ноты в 2 раза, 1\4 ноты в 4 раза и т.д. по аналогии.
Ноты с точкой.
Если появляется необходимость показать, что нота в полтора раза (на 50%) длиннее, чем другая, то применяются ноты с точкой. Например, на этом рисунке показана четверть с точкой, а длительность её равна не двум восьмым, а 2 х 1,5 = 3 восьмым нотам.
Триоли.
Существует так же 1/3 ноты — называется она триоль. Четвертная нота (1\4) как правило, делится на две восьмых, однако чтобы разделить ее на три части, нам будет необходима триоль восьмой ноты. Играется она в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и могла бы быть равна двенадцатой ноте (1\12), если бы такая существовала.
Триоль обозначается как три ноты, соединенные вместе и обозначенных цифрой «3». Еще существуют ноты — квинтоли (1\5), секстоли (1\6) и т.д.
На самом деле трудного в этом ничего нет, разобравшись хорошенько один раз, дальше все в уме сможете высчитывать =)
В чем отличие шумовых (атональных) ударных инструментов от всех остальных?
Самое главное отличие в том, что для тональных инструментов «высота» расположения головки ноты на нотном стане напрямую соответствует высоте обозначаемой ноты (если нота находится на первой линейке нотного стана, то это будет нота «ми». Грубо говоря сюда можно отнести все музыкальные инструменты на которых можно сыграть мелодию.
Для атональных (шумовых) ударных инструментов высота нот не обозначается. Вместо этого расположение каждой ноты соответствует определенному барабану. Для ударной установки ноты между первой и второй линией (а так же на первой линии) будут означать бас-барабан, а между третьей и четвертой линией будет малый (рабочий) барабан.
Уточню один нюанс: том-томы в составе современной ударной установки принято считать атональными, хотя мелодию на них сыграть вполне реально.
Все эти нюансы будем рассматривать во второй части нашего Самоучителя!
Источник