Шагающий бас ноты для

Шагающий бас ноты для

Привет, давайте рассмотрим два типа нот, наиболее часто встречающихся в басовых линиях джазовых композиций. Итак, будем условно выделять «Целевые» и «Подходные» ноты. Целевые ноты — это ноты, которые создают фундамент басовой линии, они должны играться в определенное время в определенном месте линии для сопровождения аккордов. Наиболее часто в качестве целевых нот используют основные (басовые) тона аккордов. Например, рассмотрим четыре такта некоторой блюзовой композиции:

Лучшим вариантом целевых нот для нее будут основные тона аккордов. Их надо на первую долю каждого такта, то есть после каждой смены аккорда. (Если в течении всего такта звучит только один аккорд, то целевая нота обычно играется на первую долю такта; если же в течении такта играются два аккорда, то целевая нота играется при каждой смене аккордов, то есть на первую и третью доли). Сейчас перед вами стоит лишь один вопрос, из какой октавы играть целевую ноту? В следующем примере показаны целевые ноты из двух соседних октав(они обозначены буквой «T»). Вам остается выбрать октавы.

Вы наверно убедились, что выбор целевых нот скорее технический, чем творческий процесс. Например, если в течении всего такта звучит аккорд F7, то надо играть ноту «F» (какой-нибудь октавы) в течении первой доли такта. Это может показаться довольно скучным, но не забывайте, что такими же приемами пользуются великие басисты, такие как Ron Carter и Ray Brown. Этот принцип не такой уж бесполезный, подумайте об этом.

Процесс написания басовой линии становится немного более творческим, когда вы начинаете использовать Подходные ноты. Их функция — подвести басовую линию к целевым нотам. Рассмотрим, например, стандартную басовую линию для какой-нибудь песни с мерой 4/4. Басист играет половинные ноты на первую и третью доли каждого такта. На каждый такт приходится по одному аккорду. На первую долю играется целевая нота(основной тон аккорда), а на третью — подходная нота (обозначена как «A»).

(Обратите внимание, что в четвертом такте играются два аккорда, поэтому там нет подходных нот.)

Перед нами встает проблема. Надо выбрать подходные ноты. Хорошим приемом для построения простых басовых линий является использование подходных нот так, чтобы движение от подходной ноты к целевой было последовательно (то есть подходная нота должна находится за пол тона или за тон до целевой ноты. Такое движение к целевой ноте кажется логичным.) Существует два простых способа выбора подходных нот. Рассмотрим их подробно.

Первый способ заключается в выборе в качестве подходных нот тонов, входящих в текущий аккорд (который звучит в данный момент). Например, в предыдущем примере в первом такте звучал аккорд F7 (доминантовая гамма). Ноты, входящие в состав аккорда F7 находится на расстояние полутона от ноты Bb. Это дает нам две возможности. Можно использовать ноту «A» которая ниже целевой ноты «Bb», а можно «C», которая выше нее. Оба варианта хорошо звучат.

После повторного прослушивания этого примера, вам может показаться, что подходные ноты большую часть времени звучат довольно мягко. Причина этого в том, что выбираемые нами ноты могли находится на расстоянии в полутон или в целый тон от целевой ноты. В примере только в первом такте проходная нота находилась на расстоянии полутона от целевой. Многие люди чувствуют полутон резче чем тон. Если вы услышали это, то пришло время обратиться ко второму способу выбора подходных нот.

Используя второй метод, Вам вообще не надо беспокоиться о том, принадлежит ли нота аккорду, или нет. Все подходные ноты выбираются за полтона до целевых. Давайте сыграем предыдущий пример используя второй способ выбора подходных нот.

Второй способ кажется более простым, потому что не требует от вас никаких теоретических знаний. Но не обольщайтесь, в дальнейшем вам понадобится глубокое знание джазовых гамм и аккордов. Давайте теперь займемся построением «шагающей» басовой линии.

Типичная «шагающая» басовая линия состоит из восьмых или четвертных нот (для меры 4/4). Когда в каждом такте играется по два аккорда, мы можем воспользоваться вторым способом выбора подходных нот.

Этот пример достаточно типичный для случая, когда на один такт приходится два аккорда. Существует множество композиций с басовыми линиями такого типа.

Создание «шагающей» линии становится немного более сложным, когда на каждый такт приходится только один аккорд. Первая доля каждого такта содержит целевые ноты, а четвертая — подходную. Таким образом, нам осталось определить какие ноты играть на вторую и третью доли:

Заполним пустые места нотами, входящими в аккорды.

Аккорды обычно состоят из основного, терцевого (3, 4 полутона от основной ноты), квинтового (7 полутонов) и септимового (10,11 полутонов) тона. Например F7 состоит из следующих тонов: основной — F, терция — A, квинта — C, септима — Eb. Заполним этими тонами наши промежутки (обозначены «C»). Нам надо следить за тем, чтобы ноты аккорда были расположены в порядке движения к следующей целевой ноте.

Вот и все о чем я хотел сегодня рассказать.

Автор статьи Chris Fitzgerald

P.S. Вопрос: «то есть для «шагающей» линии нужно использовать те ноты,что входят в аккорд?»

Деймус: Не обязательно. Обычно для шагающего баса используются ноты из гаммы, а на сильных долях играются устойчивые ступени гаммы (1ая,3я или 5 и 7 — ноты аккорда), но могут быть использованы даже «левые» ноты. Главное их расположить в нужном месте. Таким местом чаще всего бывает 4 доля такта, когда в следующем такте звучит новый аккорд.

Источник

Как сделать шагающий бас

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы разберём некоторые принципы, опираясь на которые можно сделать шагающий бас.

Уметь играть с помощью такого баса очень приятно — это как дополнительный инструмент для музыкального самовыражения. Играть так можно не только на бас гитаре, но и на гитаре (к примеру если выиграете в две гитары, то один человек играет верхние ноты аккордов, а другой саму басовую линию).

Итак, нам нужно чтобы звучало нормально. И как этого вообще добиться?

Для начала я расскажу про скачки на кварту вниз (или квинту вверх). Мне очень нравится так делать, когда звучит тоника аккорда и нужно её как-то разбавить. Первое что можно сделать это чередовать тонику и пятую ступень (получится как раз скачок на кварту вниз, для аккорда До мажор, к примеру это до — соль).

рис. 1

Второе что важно — это осуществление перехода к тонике следующего аккорда. Как это сделать? Для этого хорошо использовать вводную ступень (вводной называется седьмая ступень) или вторую (её тоже иногда называют вводной).

То есть к тонике до (если мы хотим перейти в до мажорный аккорд) мы можем перейти как раз через ноту си.

рис. 2

Третье — мы нашей басовой линии можем использовать вообще все ноты (опираясь при этом на наше внутреннее ощущение гармонии — если звучит гармонично и нам нравится тогда хорошо — оставляем. кстати, здесь мы писали об эффективном упражнении помогающем в развитии музыкального слуха). Ноты гаммы (диатонические) и хроматические (что находятся между ними). Однако, и тут есть некоторые нюансы, о которых на начальном этапе хорошо бы помнить.

Иначе может звучать не очень хорошо и более опытные музыканты (а может и простые слушатели) это услышат.

Нужно очень осторожно использовать третью и седьмую ступени. Что это собственно за ступени?

Правильно — они как раз отличают минорный септаккорд от мажорного.

Поэтому если у нас звучит До мэйдж к примеру, то лучше не играть в басовой линии си бемоль иначе будет звучать нехорошо.

рис. 3

На рисунке 3 мы рассмотрели правильное использование 7-ой ступени на примере аккорда Eb7. То есть мы не можем на нем взять ре бекар (большую септиму) — это будет звучать нехорошо.

Аналогично в аккорде Bbm7.

Это же касается и третьей ступени, лучше не делать акцент на минорной 3-ей ступени когда звучит мажор, а если и играть её, то очень осторожно как проходящую (типа как когда играем хроматическую гамму в нашем басу (об этом поговорим в самом конце статьи)).

Ну и аналогично — на минорные аккорды не играть мажорную терцию или септиму, не входящую в состав этого аккорда.

Также помните: хотя по-идее нам и можно использовать арпеджио аккордов, на которые мы играем бас лучше на сильную долю каждого нового аккорда играть именно его первую ступень (тонику). Вначале это также лучше себе взять за правило.

Ну и напоследок, в шагающем басу хорошо использовать хроматическую гамму. Например, в этом переходе сыграть так:

рис. 4

На рисунке 4 мы показали как использовать хроматизм. Ещё мы отметили важность перехода именно в тонику нового аккорда.

Кстати, хроматическая гамма у нас написана по определённым правилам, читайте о них здесь: https://gorstorehov.com/page/chto-takoe-ladovaya-alteraciya.

Если вам есть чем дополнить статью — не стесняйтесь писать комментарии дабы раскрыть тему подробнее. Вопросы задавайте там же, постараюсь ответить.

Ну и попробуем сделать шагающий бас, руководствуясь описанными выше принципами. Поиграем его на темку Just Friends.

Источник

Урок 4. Бас-гитара в аранжировке

На сегодняшний день существует несколько видов бас-гитар. Основные это 4, 5 и 6 струнные.

Строй 4х струнной бас-гитары такой же, как у контрабаса. При добавлении струн сохраняется квартовое соотношение т.е. вверх C, а вниз B.

Бас-гитара, наряду с ударными, составляет основной костяк ритм-группы, которая практически без нее не существует.

Роль баса в уплотнении и подчеркивании ритма ударных, а также в создании гармонического фундамента.

Как известно из курса гармонии, бас является вторым по важности голосом в гомофонно-гармоническом складе (который используется в 99% современной музыки). Поэтому умение писать хорошие партии для бас-гитары одно из главнейших в работе аранжировщика.

Необходимо сразу оговориться, что кроме бас-гитары функцию баса может выполнять и другой инструмент (чаще всего синтезатор) и хотя принципы написания партий для них будут похожи, все же необходимо понимать, что бас-гитара живой инструмент, имеющий гораздо больше ограничений, чем синтезатор или софт.

Первое с чего нужно начать аранжировку баса это решить какой тип звукоизвлечения подходит для Вашей ритм-секции.

На бас-гитаре существует два основных типа звукоизвлечения медиатором и пальцами. При игре медиатором получается острый, четкий звук, часто с призвуком от медиатора. При игре пальцами звук более мягкий и гибкий,но с менее острой атакой.

Как правило, большинство современных vst плагинов (если Вы пишите аранжировку на компьютере) имеет оба варианта звукоизвлечения.

Следующий важный пункт необходимый для понимания бас-гитары — это система позиций. На бас-гитаре позиция равна четырем ладам и интервалу малой терции в пределах одной струны и ундецима в пределах 4 струн и т.д. Расположение нот в пределах позиции

Позиции именуются по положению первого пальца. Например, если нота A берется 3 пальцем на 4 струне то это 3 позиция (метод расчета позиции: пальцы принимаются за цифры от 0 до трех, от лада отнимаем палец получаем позицию, в нашем случае 5 — 2 =3)

В отношении скачков, широких интервалов бас-гитара достаточно гибкий и подвижный инструмент, однако в большинстве случаев лучше использовать одну или две ноты для обозначения аккорда поскольку слишком мелодизированная басовая линия занимает очень много пространства в аранжировке.

Существует несколько основных стилей игры используемых при написании партии бас-гитары. Рассмотрим основные:

1. Шагающий бас (walking bass ,swing bass)

Пришёл из эпохи свинга и позаимствован у контрабасистов. Своими корнями шагающий бас восходит к культуре духовых оркестров, основным репертуаром которых были марши.

В этом стиле бас играет каждую четверть создавая непрерывное ритмическое движение. Очень часто добавляются свинговые предыкты к 3 и 1 долям такта для того, чтобы создать ритмическую определенность:

Основное правило для шагающего баса (подробнее в отдельной статье, поскольку тема очень обширная): на сильные доли тоники или квинты аккорда, на остальные доли заполнения трех типов:

Диатонические (каждому аккорду соответствует определенная гамма)

Арпеджированные (в джазе применяются редко, но в других стилях очень часто)

Хроматические (система вводных звуков, проходящих, вспомогательных и т.д.)

2. Риффовый бас.

Рифф — короткая, чаще всего двух или 4х тактовая фигура многократно повторяющаяся и являющаяся основным строительным материалом произведения. Существует несколько разновидностей риффового баса

Бас играет рифф общий для всей группы внося небольшие импровизационные изменения (характерно для стилей хард-рок, блюз)

Бас играет собственный рифф, при чем, при смене гармонии ноты меняются,а ритм сохраняется (rock-n-roll, motown, r-n-b)

3. Рок-бас

Основная задача ритм-секции в роке это создание упругой и четкой основы — поэтому бас здесь играет всегда с бочкой. Пример из песни One of Us:

4. Латиноамериканский стиль

Объединяет в себе все разнообразие латиноамериканской музыки начиная от танго и заканчивая босса-новой. Основные фигуры основаны на триольной пульсации боссановы +— +— +- ( подробнее смотри здесь) со смещением на слабую долю ( также для написания латинбаса нужно изучить различные виды клавес)

5. Фанк и диско

Характерные особенности стиля: использование сетки на 16/16. Синкопы на слабые 16, а также использование приемов slap (игра слэпом заключается в ударе фалангой большого пальца о струны) и pop (данный прием заключается в том, что струну подцепляют, вертикально вверх в направлении от деки, и отпускают, тем самым она с силой ударяется о планки ладов, производя щелкающий звук)

Крестиками обозначены так называемые ghost ноты, прием при котором левая рука глушит струны, создавая приглушенное, перкуссивное звучание.

6. Дублирование гитары

Такой тип партий распространен в тяжелой музыке (trash.speed и т.д.). Задача бас-гитары создать плотность в нижнем регистре. Пример: «metallica am i evil»

Таким образом, для написания хорошей басовой партии необходимо усвоить основные принципы и стили. Кратчайший путь к этому снимать ритм-секции в разных стилях и записывать их в секвенсоре с подробным письменным разбором основных используемых элементов.

Источник

Оцените статью