Шахерезада тема царевны ноты

Николай Римский-Корсаков — Шахерезада

Николай Андреевич Римский-Корсаков (6 (18) марта 1844, Тихвин — 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области) — великий русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; член «Могучей кучки», автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических картин, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки.

В 1861 году Римский-Корсаков познакомился с М. А. Балакиревым и стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Как до, так и после кругосветного путешествия Римcкий-Корсаков находился в в постоянном творческом контакте со своим учителем и другими участниками балакиревского кружка (особенно с А. Н. Бородиным и М. И. Мусоргским). Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка — Александром Даргомыжским.

Под влиянием и руководством Балакирева были созданы Первая симфония (1865), «Сербская фантазия» (1867), музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере), Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой). В этих произведениях складываются те мотивы, которые будут характеризовать творчество композитора и в дальнейшем — тяготение к славянскому и условно-ориентальному мелодизму и тематике, преимущественно программный характер музыки).

И когда Римский-Корсаков был приглашён профессором в Санкт-Петербургскую консерваторию (1871), он совершенствует свои музыкальные познания и навыки. В 60-х годах творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867), 2-я симфония «Антар» (1868). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея).

С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период — в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания — профессор; и начав преподавание в Консерватории Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать дисциплины преподаваемые в Консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шехерезада».

В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составил сборник «Сто русских народных песен», 1877: гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, — «40 народных песен», 1882). Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1879), «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1881) — любимое музыкальное произведение Римского-Корсакова, которое он считал своим лучшим творением, «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости.

Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие.

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже…»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе — либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Источник

Шехерезада Симфоническая сюита Op. 35

О произведении

Другие ноты автора

Антар 2-я симфония для орк. Российская национальная библиотека (РНБ)

3-я симфония (C dur) Для орк. Российская национальная библиотека (РНБ)

Фантазия на сербские темы Для орк. Российская национальная библиотека (РНБ)

Садко опера-былина в семи картинах Российская национальная библиотека (РНБ)

Майская ночь Опера в 3 д. Российская национальная библиотека (РНБ)

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн или скачать бесплатно ноты «Шехерезада Симфоническая сюита Op. 35», автора Римский-Корсаков Н. А. Ноты были изданы в Б.д. Содержит 270 с., разд. паг. Язык: «Русский».

Выражаем благодарность библиотеке «Российская национальная библиотека (РНБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ОТКРЫТКИ (3)
  • Антикварная лавка (18)
  • АРХИТЕКТУРА (74)
  • архитектура (необычные дома) (32)
  • ВИДЕО И КИНО (37)
  • ВОКАЛИСТЫ (5)
  • Вокруг света (36)
  • ДЕТСКОЕ (92)
  • ЖИВОПИСЬ (264)
  • живопись (иллюстрации) (16)
  • живопись (тематическая) (48)
  • живопись современных художников (114)
  • живопись Станислава Плутенко (4)
  • Житие святых (8)
  • Забавные животные (6)
  • Здоровье (174)
  • Народные рецепты здоровья (7)
  • Искусство (76)
  • Исторические факты (25)
  • История вещей (20)
  • Квартирный и мебельный дизайн (40)
  • КИНО (18)
  • КОМПЬЮТЕР (35)
  • Консервирование (6)
  • Красавицы столетия (7)
  • Красота (21)
  • КУЛИНАРИЯ (167)
  • Блюда из овощей (16)
  • Выпечка (40)
  • Грибы (10)
  • Десерт и напитки (25)
  • Закуски (17)
  • Блюда из мяса (29)
  • Рыбные блюда (16)
  • Салаты (7)
  • Соусы (7)
  • Ландшафтная архитектура (21)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (69)
  • МОДА (194)
  • Бохо (93)
  • Крой (29)
  • Модные показы (21)
  • Мудрость человечества (39)
  • Музыка (классика) (79)
  • ДУХОВНАЯ МУЗЫКА (2)
  • Музыкальные инструменты (10)
  • Музыкальный альбом (46)
  • Необычные памятники (5)
  • НЕПОЗНАННОЕ. ЗАГАДКИ МИРА (8)
  • Новая жизнь старых вещей (28)
  • Отели, туризм (27)
  • Парки, сады и замки мира. (55)
  • ПИСАТЕЛИ И ЛИТЕРАТУРА (69)
  • А. ГУТИН. Стихи и рассказы (54)
  • Полезная информация (78)
  • Поэзия (26)
  • ПРИРОДА (17)
  • психология (63)
  • ПУБЛИЦИСТИКА (15)
  • Радиоспектакли (33)
  • Релакс (2)
  • РУКОДЕЛИЕ (379)
  • декорирование изделий (20)
  • вышивка (19)
  • вязаные сумки (12)
  • украшения (8)
  • пуговицы (5)
  • оригами (9)
  • вяжем крючком (150)
  • Соусы (0)
  • Учебник Li.ru (69)
  • ФОНЫ (12)
  • Фотоальбом (22)
  • Фотоальбом (20)
  • Это интересно (107)
  • Юмор (89)
  • Яхты, плавучие острова (8)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шахерезада»

Н.А.Римский-Корсаков : Симфоническая сюита «Шахерезада». Сегодня день памяти выдающегося русского композитора

Тангейзер: Мне очень нравится этот симфонический шедевр Николая Андреевича Римского-Корсакова. И я в этом не одинок. ) Прошу сорри за излишнюю «девичью» эклектику при оформлении поста. ))

Симфоническая сюита, соч. 35

Сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под
управлением автора.

«Шахерезада» — музыкальное воплощение отдельных эпизодов и картин
из знаменитого сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Вот
программа, приложенная к партитуре самим композитором: «Султан Шахриар,
убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих
жён после первой ночи. Но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла
его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый
любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил
своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов
и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ». Сюита «Шахерезада»
— одна из вершин русского программного симфонизма, она часто исполняется оркестрами.В
сюите четыре части.

I часть — «Море». Две темы в её вступлении — грозная тема Шахриара
и тема солирующей скрипки — Шахерезады. Первая часть — это морское путешествие.
Всеми своими красками оркестр описывает сначала спокойное море, путь корабля,
затем тревогу и смятение и картину сильнейшего шторма. Буря утихает, корабль
плавно скользит по морским просторам.

II часть — «Рассказ Календера-царевича» — это повествование о
битвах и скачках, рассказ о чудесах Востока. В музыке проходит тема Шахерезады
— как напоминание о рассказчице.

III часть — «Царевич и царевна», построенная на двух восточных
темах, — очень танцевальна. В середине вновь солирующая скрипка напоминает нам
о Шахерезаде.

IV часть объединяет две контрастные картины — «Багдадский праздник»
и «Корабль, разбивающийся о скалу».

В финале сюиты скрипка ещё раз исполняет тему Шахерезады, тема Шахриара идёт
в новом звучании — спокойно и умиротворённо.

От сказок моих, сладостных и нежных,
мужчины часто голову теряли.
Всегда я оставалась безмятежной —
Ведь сердце и душа моя молчали.

Но ты. Ты покорил Шехерезаду.
Я сказки про любовь слагать умею.
Способности такой не очень рада.
Мужчины — они просто столбенели.

Ты устоял. Ты рассказал мне сказку,
Такую, о которой не слыхали.
Ты растопил мне сердце тихой лаской
И я — твоя. Ты просто уникален.

Откуда ты пришёл? Какой дорогой?
Но, впрочем, мне до этого нет дела,
Я отпускаю беды и тревоги
И слушать бы тебя всегда хотела.

Заворожил.Твоих речей мне песня
Теперь нужна.Нужны слова твои.
Не уходи.Теперь уже мы вместе
С тобой напишем сказку о любви.

Источник

Оцените статью