В.Шебалин — Песни и романсы — ноты
Романс Нины из драмы М.Лермонтова
Ноты к вокальным, хоровым произведениям Виссариона Яковлевича Шебалина
В. Шебалин
Песни и романсы
из музыки к спектаклям и кинофильмам
для голоса с фортепиано
“Музыка”, 1974г.
номер 8381
(pdf, 2.8 Мб)
- Предисловие
- Песня часового из спектакля «Командарм 2». Слова И. Сельвинского
- Песня моряка из спектакля «Ваграмова ночь». Слова Л. Первомайского
- Две песни Лауры из радиопостановки «Каменный гость». Слова А. Пушкина
- Я здесь, Инезилья.
- Испанский романс
- Песня Земфиры из радиопостановки «Цыганы». Слова А. Пушкина.
- Песня Лауры из спектакля «Каменный гость». Слова А, Пушкина
- По камушкам, по желтому песочку. Песня из радиопостановки «Русалка». Слова А. Пушкина
- Песня Берды из кинофильма «Пугачев». Слова А. Прокофьева
- Когда печаль слезой невольной. Романс из спектакля «Маскарад». Слова М. Лермонтова.
- Песенка Марии из спектакля «Коперник», Слова А. Кочеткова
- Ария Кати из музыкальной комедии «Жених из посольства». Слова В. Ардова
- Ария Павла из музыкальной комедии «Жених из посольства». «Слова В, Ардова
- Песня венецианской рыбачки из кинофильма «Композитор Глинка». Слова Торквато Тассо, перевод К.Алемасовой
- Песня Кузьмы из кинофильма «Садко». Слова народные
- Песня Садко из кинофильма «Садко». Слова народные
Скачать ноты
Вокальная музыка советских композиторов
В. Шебалин
Романсы и песни
для голоса с фортепиано
составитель А.Шебалина
“Музыка”, 1970г.
номер 6645
(pdf, 4.69 Мб)
- От редакции
- Есть в осени первоначальной. Слова Ф. Тютчева
- Поэзия. Слова Ф. Тютчева
- Чудный град. Слова Е. Баратынского
- Еще люблю. Слова А. Фета
- Из цикла «Двенадцать стихотворений А. Пушкина»
- Соч. 23
- Адели
- Пора, мой друг, пора
- Пью за здравие Мери
- Я здесь, Инезилья.
- Арион
- Из цикла «Шесть романсов на слова М. Лермонтова»
- Соч. 48
- Из-под таинственной холодной полумаски
- Горные вершины
- Я жить хочу!
- Слышу ли голос твой
- Из цикла «Семь песен на слова А. Коваленкова»
- Соч. 40
- Песенка
- Ты обо мне в слезах не вспоминай
- Окружена болотными цветами
- Грустная нота
- Синий воздух солнцем позолочен
- Спасибо, моя родная земля. Слова А. Твардовского
- На земле мордовской. Слова А. Прокофьева. Соч. 55
- Оставайтесь в памяти моей
- Расцвела черемуха лесная
- Белая метель
- Пять отрывков из Сафо. Перевод Вяч. Иванова.
- Соч. 3
- Я негу люблю
- У меня ли девочка есть родная
- Срок настанет
- Вкруг пещеры нимф затаенной
- Не дубы, налетев, буйный вихрь зашатал
- Четыре отрывка из Сафо. Перевод Вяч. Иванова. Соч. 32
- Ожидание
- Моления Афродите
- Плач по Адонису
- Мать милая!
- Из Рихарда Демеля. Соч. 1
- В полях покой. Перевод В. Шебалина
- Издали. Перевод Д. Усова
- Два стихотворения Р.-М. Рильке. Перевод Н. Горской. Соч. 10-а
- Ветер
- Сны
- Из цикла «Пять романсов на слова Г. Гейне» Перевод В. Шебалина. Соч. 26
- У моря
- Сердце, сердце, ты страдало
- На севере угрюмом
Скачать ноты
ВИССАРИОН ШЕБАЛИН
Первые сочинения Виссариона Яковлевича Шебалина относятся к началу двадцатых годов. Почти одновременно появились тогда романсы, симфония, квартет, фортепианные пьесы. Так он сразу заявил о себе как композитор широкого диапазона, свободно владеющий различными музыкальными жанрами. Вот почему, воздавая должное Шебалину в день его шестидесятилетия, Тихон Хренников (в прошлом его ученик) писал: «В самом деле, как обрисовать коротко облик Шебалина-композитора? Лирик? Да, бесспорно! Кто же не знает незабываемых по красоте «музыкального чувства» медленных тем его квартетов, или инструментальных сонат или опер? Но тут же вспоминаются исполненные истинно драматической силы образы симфонии «Ленин» или музыки к пьесам «Командарм 2» И. Сельвинского и «Баня» В. Маяковского. И найденное — верное — определение оказывается недостаточным. Думаешь о том, что Шебалин достигает подлинных высот в сфере чистого инструментализма — симфонического и камерного, в области вокальных миниатюр. Но ведь не меньшее впечатление оставляет крепкая оперная хватка автора «Укрощения строптивой», где эмоциональная насыщенность мелодии сочетается с жанровой сочностью и достоверностью в обрисовке комедийных ситуаций. Нет, вновь определение оказывается слишком узким. И так, пожалуй, во всем. Происходит это, конечно, потому, что творчество Виссариона Яковлевича по-настоящему многогранно».
Сказанное Хренниковым совершенно справедливо. Каждый раз, вслушиваясь в музыку Шебалина, мы открываем что-нибудь новое, какую-то частицу своеобразного внутреннего мира автора. Если же говорить о фундаменте, на котором он строил свои всегда прочные, гармоничные по конструкции музыкальные «здания», то нельзя не сказать о его крепкой опоре на русскую классику. В ней — корни его творчества, его метода, его мышления.
Связь с классикой, с предшественниками — для Шебалина активная связь. Немало труда и времени посвятил он доведению до конца незавершенных работ своих любимых композиторов. И если сегодня мы наслаждаемся «Сорочинской ярмаркой» Мусоргского и «Симфонией-увертюрой» Глинки, то за это мы должны быть во многом благодарны Шебалину. Но, обогащая сокровищницу живого наследия прошлого, композитор одновременно обогащает и свой арсенал: в его искусстве неизменно привлекают высокое мастерство, логическая стройность, отточенность формы.
Велико наследие Шебалина. Пять симфоний, великолепный скрипичный концерт, восемь квартетов (из которых особой популярностью пользуется пятый — « Славянский »), трио и сонаты, увертюры и инструментальные пьесы. Его хоры на слова русских и советских поэтов украшают репертуар профессиональных и любительских коллективов; романсы исполняются многими вокалистами. Вокальная стихия всегда была близка ему так же, как инструментальная. Любовь к поэзии вела его в мир Пушкина и Гейне, Лермонтова и Есенина, Сафо и Ахматовой, Твардовского и А. Прокофьева. Свои вокальные миниатюры он называет не романсами, а «стихотворениями для голоса и фортепиано», подчеркивая равноправие вокальной и инструментальной партии.
Сочетание вокального и инструментального начал, лирики и масштабности тоже характерно для Шебалина. Впервые оно с полной силой выявилось в его монументальной драматической симфонии «Ленин» для оркестра, чтеца, солистов и хора. Необычна история создания этого произведения и его судьба. Идея симфонии подсказана Маяковским, с которым Шебалин часто встречался в молодые годы. «Однажды,— вспоминает композитор, — Маяковский сказал мне: «А вот не думаете ли вы, что из моего «Ленина» что-нибудь такое может получиться вроде симфонии или оратории? Мысль эта поразила меня.» Симфония была создана, прозвучала, а вскоре после этого во время пожара в библиотеке Большого театра ее партитура пропала. Найдена она недавно. Симфония «Ленин» воспевает образ великого вождя революции с большой эмоциональной силой и широтой.
«.Шебалину не миновать музыкального театра », — писал почти тридцать лет назад академик Б. Асафьев. Теперь мы можем отдать должное прозорливости выдающегося ученого. Опера Шебалина «Укрощение строптивой» уже успела обойти сцены многих театров Советского Союза и других стран. Это полноценный вклад в музыкальную шекспириану Вторая опера— «Солнце над степью» написана по повести советского писателя Петра Павленко.
Обратимся в заключение снова к словам Тихона Хренникова: «В синтезе традиционного и новаторского, в страстной любви, беспредельной человеческой преданности художника всему «всегдашне» русскому и всему «сегодняшне» — советскому можно и должно воспринимать творчество Шебалина — творчество глубокое по мысли, разнообразное по жанрам, высокое по мастерству, ценное для нас и как продолжение вечно живых национальных традиций, и как часть всей нашей советской музыкальной культуры».
ПРОЧТИТЕ: И. Бэлза. В.-Я. Шебалин. М., 1945.
Источник
List of works by Vissarion Shebalin
This list is manually maintained, therefore some of the available pieces may not yet be linked from this page. For an automatically generated alphabetical list of all available pieces, please see
Category:Shebalin, Vissarion.
A list of works in the composer category that are not included here can be found on this page .
Please consult the manual of style for creating composer work lists.
СодержаниеSourcesOriginal WorksThe following information is given for each work, where available:
|