Шебалин утес ноты для хора

В.Шебалин — Песни и романсы — ноты

Романс Нины из драмы М.Лермонтова

Ноты к вокальным, хоровым произведениям Виссариона Яковлевича Шебалина


В. Шебалин
Песни и романсы

из музыки к спектаклям и кинофильмам
для голоса с фортепиано
“Музыка”, 1974г.
номер 8381
(pdf, 2.8 Мб)

  • Предисловие
  • Песня часового из спектакля «Командарм 2». Слова И. Сельвинского
  • Песня моряка из спектакля «Ваграмова ночь». Слова Л. Первомайского
  • Две песни Лауры из радиопостановки «Каменный гость». Слова А. Пушкина
    • Я здесь, Инезилья.
    • Испанский романс
  • Песня Земфиры из радиопостановки «Цыганы». Слова А. Пушкина.
  • Песня Лауры из спектакля «Каменный гость». Слова А, Пушкина
  • По камушкам, по желтому песочку. Песня из радиопостановки «Русалка». Слова А. Пушкина
  • Песня Берды из кинофильма «Пугачев». Слова А. Прокофьева
  • Когда печаль слезой невольной. Романс из спектакля «Маскарад». Слова М. Лермонтова.
  • Песенка Марии из спектакля «Коперник», Слова А. Кочеткова
  • Ария Кати из музыкальной комедии «Жених из посольства». Слова В. Ардова
  • Ария Павла из музыкальной комедии «Жених из посольства». «Слова В, Ардова
  • Песня венецианской рыбачки из кинофильма «Композитор Глинка». Слова Торквато Тассо, перевод К.Алемасовой
  • Песня Кузьмы из кинофильма «Садко». Слова народные
  • Песня Садко из кинофильма «Садко». Слова народные

Скачать ноты


Вокальная музыка советских композиторов
В. Шебалин
Романсы и песни

для голоса с фортепиано
составитель А.Шебалина
“Музыка”, 1970г.
номер 6645
(pdf, 4.69 Мб)

  • От редакции
  • Есть в осени первоначальной. Слова Ф. Тютчева
  • Поэзия. Слова Ф. Тютчева
  • Чудный град. Слова Е. Баратынского
  • Еще люблю. Слова А. Фета
  • Из цикла «Двенадцать стихотворений А. Пушкина»
    • Соч. 23
    • Адели
    • Пора, мой друг, пора
    • Пью за здравие Мери
    • Я здесь, Инезилья.
    • Арион
  • Из цикла «Шесть романсов на слова М. Лермонтова»
    • Соч. 48
    • Из-под таинственной холодной полумаски
    • Горные вершины
    • Я жить хочу!
    • Слышу ли голос твой
  • Из цикла «Семь песен на слова А. Коваленкова»
    • Соч. 40
    • Песенка
    • Ты обо мне в слезах не вспоминай
    • Окружена болотными цветами
    • Грустная нота
    • Синий воздух солнцем позолочен
    • Спасибо, моя родная земля. Слова А. Твардовского
  • На земле мордовской. Слова А. Прокофьева. Соч. 55
    • Оставайтесь в памяти моей
    • Расцвела черемуха лесная
    • Белая метель
  • Пять отрывков из Сафо. Перевод Вяч. Иванова.
    • Соч. 3
    • Я негу люблю
    • У меня ли девочка есть родная
    • Срок настанет
    • Вкруг пещеры нимф затаенной
    • Не дубы, налетев, буйный вихрь зашатал
  • Четыре отрывка из Сафо. Перевод Вяч. Иванова. Соч. 32
    • Ожидание
    • Моления Афродите
    • Плач по Адонису
    • Мать милая!
  • Из Рихарда Демеля. Соч. 1
    • В полях покой. Перевод В. Шебалина
    • Издали. Перевод Д. Усова
  • Два стихотворения Р.-М. Рильке. Перевод Н. Горской. Соч. 10-а
    • Ветер
    • Сны
  • Из цикла «Пять романсов на слова Г. Гейне» Перевод В. Шебалина. Соч. 26
    • У моря
    • Сердце, сердце, ты страдало
    • На севере угрюмом

Скачать ноты

ВИССАРИОН ШЕБАЛИН

Первые сочинения Виссариона Яковлевича Шебалина относятся к началу двадцатых годов. Почти одновременно появились тогда романсы, симфония, квартет, фортепианные пьесы. Так он сразу заявил о себе как композитор широкого диапазона, свободно владеющий различными музыкальными жанрами. Вот почему, воздавая должное Шебалину в день его шестидесятилетия, Тихон Хренников (в прошлом его ученик) писал: «В самом деле, как обрисовать коротко облик Шебалина-композитора? Лирик? Да, бесспорно! Кто же не знает незабываемых по красоте «музыкального чувства» медленных тем его квартетов, или инструментальных сонат или опер? Но тут же вспоминаются исполненные истинно драматической силы образы симфонии «Ленин» или музыки к пьесам «Командарм 2» И. Сельвинского и «Баня» В. Маяковского. И найденное — верное — определение оказывается недостаточным. Думаешь о том, что Шебалин достигает подлинных высот в сфере чистого инструментализма — симфонического и камерного, в области вокальных миниатюр. Но ведь не меньшее впечатление оставляет крепкая оперная хватка автора «Укрощения строптивой», где эмоциональная насыщенность мелодии сочетается с жанровой сочностью и достоверностью в обрисовке комедийных ситуаций. Нет, вновь определение оказывается слишком узким. И так, пожалуй, во всем. Происходит это, конечно, потому, что творчество Виссариона Яковлевича по-настоящему многогранно».

Сказанное Хренниковым совершенно справедливо. Каждый раз, вслушиваясь в музыку Шебалина, мы открываем что-нибудь новое, какую-то частицу своеобразного внутреннего мира автора. Если же говорить о фундаменте, на котором он строил свои всегда прочные, гармоничные по конструкции музыкальные «здания», то нельзя не сказать о его крепкой опоре на русскую классику. В ней — корни его творчества, его метода, его мышления.
Связь с классикой, с предшественниками — для Шебалина активная связь. Немало труда и времени посвятил он доведению до конца незавершенных работ своих любимых композиторов. И если сегодня мы наслаждаемся «Сорочинской ярмаркой» Мусоргского и «Симфонией-увертюрой» Глинки, то за это мы должны быть во многом благодарны Шебалину. Но, обогащая сокровищницу живого наследия прошлого, композитор одновременно обогащает и свой арсенал: в его искусстве неизменно привлекают высокое мастерство, логическая стройность, отточенность формы.

Велико наследие Шебалина. Пять симфоний, великолепный скрипичный концерт, восемь квартетов (из которых особой популярностью пользуется пятый — « Славянский »), трио и сонаты, увертюры и инструментальные пьесы. Его хоры на слова русских и советских поэтов украшают репертуар профессиональных и любительских коллективов; романсы исполняются многими вокалистами. Вокальная стихия всегда была близка ему так же, как инструментальная. Любовь к поэзии вела его в мир Пушкина и Гейне, Лермонтова и Есенина, Сафо и Ахматовой, Твардовского и А. Прокофьева. Свои вокальные миниатюры он называет не романсами, а «стихотворениями для голоса и фортепиано», подчеркивая равноправие вокальной и инструментальной партии.
Сочетание вокального и инструментального начал, лирики и масштабности тоже характерно для Шебалина. Впервые оно с полной силой выявилось в его монументальной драматической симфонии «Ленин» для оркестра, чтеца, солистов и хора. Необычна история создания этого произведения и его судьба. Идея симфонии подсказана Маяковским, с которым Шебалин часто встречался в молодые годы. «Однажды,— вспоминает композитор, — Маяковский сказал мне: «А вот не думаете ли вы, что из моего «Ленина» что-нибудь такое может получиться вроде симфонии или оратории? Мысль эта поразила меня.» Симфония была создана, прозвучала, а вскоре после этого во время пожара в библиотеке Большого театра ее партитура пропала. Найдена она недавно. Симфония «Ленин» воспевает образ великого вождя революции с большой эмоциональной силой и широтой.
«.Шебалину не миновать музыкального театра », — писал почти тридцать лет назад академик Б. Асафьев. Теперь мы можем отдать должное прозорливости выдающегося ученого. Опера Шебалина «Укрощение строптивой» уже успела обойти сцены многих театров Советского Союза и других стран. Это полноценный вклад в музыкальную шекспириану Вторая опера— «Солнце над степью» написана по повести советского писателя Петра Павленко.

Обратимся в заключение снова к словам Тихона Хренникова: «В синтезе традиционного и новаторского, в страстной любви, беспредельной человеческой преданности художника всему «всегдашне» русскому и всему «сегодняшне» — советскому можно и должно воспринимать творчество Шебалина — творчество глубокое по мысли, разнообразное по жанрам, высокое по мастерству, ценное для нас и как продолжение вечно живых национальных традиций, и как часть всей нашей советской музыкальной культуры».
ПРОЧТИТЕ: И. Бэлза. В.-Я. Шебалин. М., 1945.

Источник

Сайт хора Московской государственной консерватории
имени Петра Ильича Чайковского

Станица ты моя, станица, вступление к опере «Солнце над степью», слова Я. Галицкого

Хор солдат из музыкальной комедии «Жених из посольства», слова В. Ардова

Победа! Фрагмент из третьей части кантаты «Москва», слова Б. Липатова

Хор гостей из третьего действия оперы «Укрощение строптивой»

Великий час, слова Ю. Балтрушайтиса

Послание декабристам, слова А. Пушкина

Зимняя дорога, слова А. Пушкина

Дикий виноград, слова А. Софронова

Полынок, слова А. Софронова

Казак гнал коня, слова М. Танка, перевод с белорусского О. Колычева

Мать послала к сыну думы, слова М. Танка, перевод с белорусского М. Исаковского

Берёзе, слова М. Танка, перевод с белорусского Вс. Рождественского

Могила бойца, слова М. Лермонтова

Утес, слова М. Лермонтова

На взгорье, слова Я. Уховского

Дуб, слова М. Исаковского

Сумерки в долине, слова П. Заднипру, перевод с молдавского К. Алемасовой

За рекой, за горой, напев и слова А. Оленичевой, обработка В. Шебалина

Источник

Произведение a capella «Утёс», музыка В.Я. Шебалина, слова М.Ю. Лермонтова

Черты хорового стиля. Вокально-хоровой анализ произведения «Утёс». Музыкальный способ выразительности, направленный на раскрытие художественно-поэтического образа: темп, размер, динамика, ритм, фразировка. Проблемы исполнительско-дирижёрской работы.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.12.2013
Размер файла 2,8 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ СПО «Волгоградский педагогический колледж»

Произведение a capella «Утёс», музыка В.Я. Шебалина, слова

Подготовила студентка: 3 муз. Курса

Класс преподавателя: Панькова А.Т.

Волгоград — 2012 г.

Шебалин — один из выдающихся советских композиторов. Его творчеству свойственны глубина и значительность замыслов, яркость образного воплощения, ясность композиторского мышления, совершенство профессионального мастерства.

Виссарион Яковлевич Шебалин родился 11 июня (нов. ст.) 1902 года в Омске. Первоначальное музыкальное образование получил там же в училище. После его окончания (1923) поступил в Московскую консерваторию в класс композиции Н.Я. Мясковского, воспитавшего целую плеяду замечательных советских музыкантов. Успешно завершив образование в 1928 году, Шебалин сам становится преподавателем композиции в Московской консерватории; за время работы в ней он подготовил к самостоятельной творческой жизни несколько поколений молодых музыкантов.

Шебалин В.Я. в последствии стал композитор, профессор и ректор Московской консерватории, общественный деятель; доктор искусствоведения, народный артист РСФСР, лауреат государственной премии СССР. Среди сочинений: драматическая симфония для чтеца, солистов и оркестра «Ленин», кантаты «Москва», «Синий май»; хоры a capella — 27 для смешанного состава, 11 для 3х голосов, хоры с сопровождением фортепиано, обработки народных песен. Лучшие хоры Ш. («Зимняя дорога», «Стрекотунья — белобока» на сл. Пушкина, «Утес» на сл. Лермонтова, «Мать послала к сыну думы», » Казак гнал коня» и др.) популярны среди любительских коллективов и в педагогическом репертуаре.

Шебалин умер 28 мая 1963 года в Москве.

1. Хоры Шебалина отличены чутким претворением поэтических текстов, мастерством хоровой инструментовки.

2. Хоровые партии мелодически развиты; нередко применяются запевы, солирующие партии на фоне хора, хоровые унисоны; кадансы гармонически насыщены.

3. В гармонии — диатонизм, плагальность, часто ладовая переменчивость, взаимопроникновение одноименных ладов, предает хорам Шебалина особую свежесть.

4. Голоса как правило используются удобно.

М.Ю. Лермонтов (1814-1841) — великий русский поэт прожил короткую насыщенную творческую жизнь. Огромное количество стихов, поэта положили на музыку, например: А. Рубинштейн оп. «Демон», Людвиг Бойко «Сосна», Я.В. Шебалин «Утёс», А. Рубинштейн «Горные вершины» и др.

Тип, вид, способ исполнения. Хором называется организованный коллектив певцов. Такое обозначение охватывает собой разные певческие коллективы, разной квалификации, исполнительской манеры, репертуарного направления, способов комплектации и формирования.

Мы понимаем под хором творческий коллектив, идейно — художественного направления, который в своей исполнительской деятельности направлен на широкое обслуживание и воспитание народных масс.

Материалом для сотворения любого хорового коллектива являются человеческие голоса. А ещё их можно поделить на три большие группы — мужские, женские, детские, то эти роды голосов и будут составлять тот материал, из которого можно организовать нормальный хоровой коллектив. Хоровые коллективы, укомплектованные одними только мужчинами, женщинами или детьми, называются однородными: хор из одних женщин — женский хор, из одних мужчин — мужской, из одних только детей — детский.

Смешавши два разных типа хора, мужской с женским или детским, в один общий, будем иметь в таком случае смешанный состав хора.

Так вот, хоры по своему составу могут быть — однородные и смешанные.

Все типы хоров — однородные и смешанные — относительно количества самостоятельных партий (реальных голосов) могут бать одноголосными, двухголосными, трёхголосными, четырехголосными. Смешанный хор может бать и многоголосным. В многоголосном хоре количество самостоятельных партий должна бать не меньше пяти.

Исполнение хорового произведение без инструментального сопровождения принято называть пением a capella.

Хоровой коллектив, который исполняет произведения a capella, — это «своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза звука и слова отображает своим богатством красок художественные образы музыкального произведения».

Во время пения a cappella «акорд звучит чарующе мягко и чисто, чего никогда не может бать достигнуто симфоническим оркестром, где все духовые инструменты темперированы».

Пение a capella является типовым и самым чистым видом хорового исполнения. Хор, который поёт a capella, даже для исполнения несложных произведений гармонического стиля, должен иметь значительные вокальные навыки, вокально — техническую подготовку певцов; что же касаемо полифонических произведений, то они доступны только высококвалифицированному коллективу.

Жанр этой песни «Лирическая народная» для сметанного состава хора с «divize» (раздвоение) в партиях альта, тенора и баса. В. Я Шебалин в этом произведении раскрывает нам, в лирической форме, красоту природы. Характер произведения повествовательный и задумчивый.

Хоровое произведение «Утёс» написанное для смешанного состава хора и рас читано на исполнение профессиональным хоровым коллективом.

Диапазон — звуковой объём поющих голосов, который исполняется в данном произведение от нижнего до верхнего звука.

Произведение предназначено для исполнения 7-ми голосным смешанным хором a capella.

Тесситурные условия имеют большое влияние на формирование хорового звучания. Человеческие голоса владеют динамическими возможностями, прямо — пропорциональными тисситурным условиям.

Тисситура средняя во всех партиях, в самом конце произведения используются басы октависты. Дыхание спокойное, общехоровое, по партиям. Способ звуковедения legato.

Проанализировав произведение с точки зрения тисситурных условий каждой партии, можно убедиться, что каждая партия пребывает в условиях своего природного регистра. А потому её тисситурные условия удобные и ансамблевое звучание будет тоже природным.

1. В произведении есть скачки на ч 4, м 6 их нужно исполнять в единой вокальной позиции. (Такты № 1, № 9)

2. Встречаются альтерированные ступени связанные с отклонением в e-moll, а также с использованием вспомогательного хроматизма. Хор должен ориентироваться в знании гармонии и тональности. (Такты № 6, № 7, № 8).

4. ГАРМОНИЧЕСКИЙ И МЕЛОДИЧЕСКИЙ СТРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Интонирование — это умение чисто воспроизводить вокально или на музыкальном инструменте звуковой тон (особенно это касается безладовых и не клавишных инструментов, таких как скрипка. виолончель и др., где нет фиксированного обозначения нот на инструменте). Если человек поёт или играет грязно, то говорят. что он фальшивит. Если человек поёт как бы «около» звуков, не всегда чисто их воспроизводит, то говорят. что он плохо интонирует.

Понятие «интонирование» также музыканты применяют в том случае, когда говорят об умении мыслить муз. звуки не по отдельности, а заключать их в единую муз. мысль — строить муз. фразы, предложения.

Первое и второе понятие интонирования несколько связаны. Дело в том, что если музыкальные звуки воспроизводить по отдельности, то они поются (играются) на строго определённой высоте. Однако если мы заключаем звуки в музыальную фразу, то некоторые звуки могут чуток занижаться или завышаться, показывая звуковедение вверх или вниз. У вокалистов и хоровиков есть целые схемы того, какие ступени музыкальных ладов завышаются, занижаются или остаются стабильными, в зависимости от того в каком музыкальном ладу (минор, мажор) или его разновидности мы находимся. А обуславливается это тем, что мы воспринимаем звук как чистый не в какой то определённой точке, а в некотором диапазоне. Вот этот диапазон и позволяет менять высоту звука в его пределах. Если поющий или играющий музыкант не воспроизводит такое звуковедение. обусловленное предслышанием следующих звуков. то его интонация тоже не воспринимается, как чистая, не смотря на то, что формально он музицирует верно.

По моему мнению, самым сложным местом в произведении в плане интонирования являются такты № 7-8, где есть много опеваний в сопрановой партии и опевание в партии альта. Если выстроить чистоту интонирования сопрановой партии в её мелодическом положении, то весьма трудно будет стоить гармоническое интонирование партии альта. Поэтому, партию альта также следует интонировать мелодически. Сложность данного момента состоит в том, чтобы наложить мелодическую линию сопрано и альта так, чтобы они сочетались гармонически.

В произведении два образа: тучки и утеса, под которым подразумеваются человеческие чувства: мягкость, беззаботность и одиночества, печали.

Форма произведения простая 2х частная.

Iч. Период квадратного строения 4+4 такта.

IIч. Расширенный период 4+6 тактов.

Основная тональность a-moll, размер 4/4, темп Moderato, Cantabile (умеренно, певуче). Стиль письма гомофонно — гармонический с элементами подголосочной полифонии. хоровой дирижёрская утёс выразительность

Iч. Произведение начинается коротким соло альтов, тема сочетает в себе ходы на широкие интервалы ч 4, м 6 и плавное волнообразное движение, 3 такте подключаются сопрано, звучит развитие двух, а затем трехголосие. Тему ведут сопрано, но альтовая партия заполняет своим движением выдержанные звуки у сопрано, таким образом, уравновешивая звучание. Появляются распевы на (две шестнадцатые), носит изобразительный характер подчеркивая мягкость изящество тучки. (Такты №6, №т 7).

IIч. Начинается в другом характере: с затакта вступают басы («но остался влажный…») к которым поочередно присоединяются тенора, а затем женский хор (Такты №8, №9).

Гибкая фразировка, мягкий акцент в слове «морщине» залигованый через тактовую черту. Звук передает спокойствие, задумчивость. Далее следует вновь короткий басовый эпизод «одиноко он стоит…» наполненный грусти, печали. Присоединяющиеся поочередно тенора, альты и сопрано усиливают восприятие образа одиночества. Заканчивается произведение в низкой тисситуре в динамике PPP, мягким плагальным оборотом. (Такты № 12, № 13, № 14, № 15).

6. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАСКРЫТИЕ ОБРАЗА В МУЗЫКЕ: ТЕМП, РАЗМЕР, ДИНАМИКА, РИТМ ШТРИХ

Единство художественной трактовки, правильность раскрытия художественного образа требуют обозначения нужного темпа в исполнении произведения. Нашел дирижер нужный темп — это означает в большей степени, что можно завладеть художественным образом, созданным в данном произведении.

Темп. Темп — скорость движения (латинское tempus — время). Темп произведения зависит от его характера, настроения, содержания. Правильный темп — важное условие выразительного исполнения; существенное отклонение от правильного темпа ведет к искажению произведения.

В данной обработке темп не умеренный и на протяжении произведения не изменяется.

Ритмические трудности. Распевы на (две шестнадцатые) исполняются мягко, немного подчеркнуто на слове «весело». В конце произведения фермата на последнем аккорде, трудность в том чтобы максимально точно выдержать её.

Темповые трудности. Сохранить единый темп Moderato в обеих частях произведения.

Размер. Музыкальный размер — выражение метра; обозначает число долей определенной длительности, образующих такт. Размер изображается в виде дроби, в знаменателе которой указывается длительность одной доли (единицы измерения), в числителе — число таких долей в такте. Размеры бывают простые, сложные, смешанные, переменные.

В данном случае размер составляет 4/4 и не меняется на протяжении всего произведения.

Фразировка. Фразировка — средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путем разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли. Выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а также оттенков музыкальной динамики.

Также под фразировкой понимают характер, манеру игры или пения какого-либо исполнителя. Правильная фразировка — одно из важнейших умений музыканта. Неотъемлемой частью искусства правильной фразировки является верное употребление музыкальных штрихов — легато, стаккато и др.

Начало произведения начинает солировать партия альта. С 3 такта вступает партия сопрано, ведя свою мелодическую линию, вплоть до 8 такта. В 5-6 такте в партии альта появляется дивизии, которое дублирует мелодию на терцию в верх. Во второй части произведения мелодия начинается в басу, далее подхватывают тенора и уже на 10 такте весь хор поёт tutti причём мелодия переходит в партию сопрано, а в партии баса мы наблюдаем выдержанный бас. В 12-13 тактах бас начинает мелодию. В 14 такте к нему присоединяется дивизии партии тенора. Далее мелодия переходит в партию сопрано и до конца произведения. (15-18). В басу мы наблюдаем педаль на звуке «ля« на 3 последующих такта (16-18). Дивизии теноров и басов Дают возможность увидеть нам волнообразное движение в гармонии. В 17-18 тактах хор поёт tutti.

Динамика. Динамический план нельзя рассматривать в отрыве от фразировки и анализа кульминации произведение. Динамика, как распределение силы звука, имеет большое значение создании формы, как единого целого. Так вот, если темпоритм и динамика взятые равно, то правильные ощущения и переживания создаются по природе сами собой.

Источник

Оцените статью