Схем усилителей для бас гитары

Усилитель для бас гитары своими руками

Конечно, самым правильным решением для начинающего или опытного бас-гитариста будет приобретение усилителя для гитары в профессиональном магазине.

  • Во-первых. Это сэкономит время и силы.
  • Во-вторых. Позволит получить проверенное на лабораторных стендах оборудование.
  • В-третьих. Можно будет сосредоточится на игре, на не на возне с усилителем.

Этот материал для тех, кто хочет сэкономить на комплектации музыкального инструмента. Ведь покупка всех необходимых аксессуаров и так может выбиться из бюджета небольшой группы, которая собирается исключительно для приятного времяпрепровождения.

Если группа собирается выступать на небольших концертах или просто хорошо звучать в большом зале, выходная мощность колонок должна достигать показателя в 150-200 Вт. Конечно, это с запасом.

Наиболее простые и доступные реализации усилителей создаются на транзисторах или даже готовых ИМС. Но если вы хотите «тёплого», «лампового» звука с характерными искажениями, то предусилитель стоит делать только на лампах.

Конфигурация в большинстве случаев стандартна:

  • Предусилитель;
  • Блок питания;
  • Усилитель мощности.

Сама схема выглядит следующим образом.

Рис. 1. Схема предусилителя

В основе — лампы 6Н2П. По большому счёту их можно заменить на 6Ж32П.

На входе работает мю-каскад (он же СРПП или SRPP, от англ. Shunt Regulated Push Pull).

На выходе – каскад классический, работающий в режиме перегруза (именно он позволяет получить тот самый «ламповый звук»).

Но для смягчения эффекта перегруза нужны фильтры. В указанной схеме был использован фильтр Баксандала (так получилось, что его схема фильтрации применяется в качестве частотного корректора в профессиональной акустике еще с 1952 года).

Всё остальное подробно обозначено на самой схеме.

Чтобы исключить ошибки с расчётом и намоткой самодельных трансформаторов, схема была собрана на базе готового элемента — ТАН-34.

Обмотки соединены параллельно для создания хорошего запаса по току.

Выходных напряжений нужно сразу 2:

Рис. 2. Схема блока питания

Низкое напряжение стабилизируется с применением готовой микросхемы — LM317.

А в роли стабилизатора анодного напряжения выступил полевой транзистор 2SK2996.

Если есть возможность тестирования запитанного усилителя с применением осциллографа – это определенно плюс.

Если первые два блока отвечали за первичное усиление сигнала с датчика гитары, то теперь очередь «тяжёлой артиллерии» — усилителя мощности. Именно он отвечает за выдачу необходимых 150 — 200 Вт на колонки.

Реализаций этого функционала великое множество, поэтому выбранное решение не претендует на звание истинно верного.

Рис. 3. Схема усилителя мощности

Предполагается подключение двух динамиков по 8 Ом. Коэффициент усиления – 33 дБ. Питание – около 45 В.

Так как в схеме отсутствуют элементы стабилизации, необходимо озаботиться о качестве входного питания. В противном случае, при падении напряжения могут быть слышны «ступеньки» падения мощности.

Диоды VD3-VD4 и транзисторы лучше всего установить на радиаторы, причём теплоотводы для транзисторов надо взять с принудительным охлаждением.

Дорожки питания стоит пролудить (увеличить сечение за счёт припоя по всей площади).

Силовой трансформатор для организации питания можно взять готовый (например, ТС180 или ТС270) или намотать самостоятельно. В расчётах лучше всего использовать специальный софт.

Параметры для расчёта: напряжение для питания усилителя – 32 В, кулеров на радиаторах – 15 В (здесь нет особых требований по мощности). На холостом ходу должен показывать около 120 мА. Габаритная мощность – около 300 Вт.

Мнения читателей

Собрал преамп и должен сказать звук бас гитары намного преобразился, я даже и не думал что на столько хорошо может звучать мой инструмент. Схема рабочая, советую!

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:

Источник

Усилитель для бас-гитары своими руками

Усилитель для бас-гитары своими руками — гибридный

Усилитель для бас-гитары своими руками можно изготовить если у вас есть необходимые знания и опыт для этого. В данной публикации рассматривается устройство не очень сложной конструкции, но обладающее замечательным звуком. Представленная здесь схема усилителя мощности для бас-гитары, в частности выходной каскад выполнен на мощных биполярных транзисторах, а предварительный каскад усиления реализован на электровакуумных лампах.

Усилитель для бас-гитары своими руками и его конструкция включает в себя три модуля: предварительный усилитель на триодах, оконечный усилитель, а также источник питания. Разумеется — любому из этих модулей при необходимости можно найти отдельное применение в других устройствах. В представленном варианте усилитель совмещен с комбинированной аудио колонкой, что позволило создать компактную и удобную модель, следовательно, сам усилитель мощности не имеет отдельного корпуса, а встроен в дополнительный бокс акустического кабинета, расположенным немного выше динамика. Характерной оригинальностью отличается блок предварительного усиления звука, а оконечный каскад и источник питания выполнены по стандартной схеме.

Модуль преампа

Усилитель мощности для бас-гитары своими руками обладает прекрасным звучанием, в основном благодаря каскаду предварительного усиления, который выполнен на электровакуумных триодах, обеспечивающих чистый, прозрачный звук, помимо этого лампы обладают значительно меньшими шумами, чем транзисторы. Элементарная конструкция аппарата создает условия для удобства в сборке и снижает стоимость всех комплектующих компонентов. Также одним из немаловажных факторов является то, что в схемах выполненных на лампах, отсутствует отрицательная обратная связь, а это существенно увеличивает качество звучания. Еще одно неоспоримое достоинство лампового тракта — это способность плавного вхождения в перегрузку, особенно это значимо для устройств усиления звука работающих в составе с бас-гитарами.

Фактически предварительный усилитель выполнен на одной сдвоенной лампе (VL1). Первая его часть это стандартная схема с общим катодом, не имеющая каких либо особенностей. Без дополнительной нагрузки и с установленной например лампой 12АХ7, коэффициент усиления этого каскада будет находиться в пределах 68. Поэтому лимитирование сигнала по входу не происходит, даже если напряжение питания составляет порядка 200v и подается мощный сигнал гитары. Когда первый каскад нагружен тембро-блоком, усиленный сигнал проходящий через него несколько снижается, происходит это, в следствии большого сопротивления на выходе.

Усилитель для бас-гитары своими руками в оригинальном варианте исполнения была применена лампа 6Н2П-ЕВ. Также прошел тестирование с отличными показателями в особенности при сниженным напряжении питания до 140v двойной триод 6Н23П, в случае если возникнет необходимость установить другие лампы, то изменение схемы делать не нужно. Для нахождения определенного звучания можно использовать лампы 12АХ7 различных версий. Кстати 12АХ7, точно так же как и двойной триода ЕСС83, для которых в канал накала 6.3v напряжение направляется на 9 вывод ламповой панели, а другой провод подается на 4-5 выводы соединенных между собой. В оригинальной схеме ламповый тракт получал питание от 150v, а уже в последствии был усовершенствован и напряжение питания стало 250v. Однако даже на 150v звучание имело высокое качество.

Усилитель мощности звука

Усилитель для бас-гитары собранный своими руками имеет стандартную топологию, чего-то особенного в нем нет. Есть несколько встроенных защит, в частности схема защиты усилителя от превышения входного напряжения. Оригинальная конструкция аппарата была собрана без использования печатной платы, все мощные выходные транзисторы установлены на радиаторе охлаждения, кроме транзисторов дифференциального каскада. VT4 выполняет функцию контролера температуры, поэтому установлен в непосредственной близости от выходных ключей, которые кстати крепятся на теплоотвод через изоляционные прокладки с использованием теплопроводящей пасты КПТ-8.

Остальные электронные элементы входного каскада скомпонованы на беспаечной макетной плате и соединены между собой методом навесного монтажа. Усилитель для бас-гитары своими руками имеет в своей схеме незначительное количество задействованных компонентов, то и сам их монтаж является достаточно легким. Сама монтажная плата крепится на стойках к радиатору в районе выходных ключей. Принцип налаживания усилителя происходит в таком порядке: — подать напряжение питания на схему, но при этом не подключая выходных транзисторов. В случае если все собранно правильно, аппарат без нагрузки будет поднимать звуковой сигнал без каких либо искажений. Затем нужно установить при помощи подстроечного резистора R14 минимальное напряжение смещения в эмитерной цепи предвыходных транзисторов VT5 и VT6 ( в пределах 1v), все это нужно делать без нагрузки.

После этого необходимо подключить выходной каскад и опять же подстроечным резистором R14 установить ток покоя 28-30мА, высокое значение тока давать для работы бас-гитары нет необходимости. При подключенном эквиваленте акустики на небольшом усилении сигнала смотрим, что показывает осциллограф — на синусе не должны наблюдаться искажения типа «ступенька», если все же такое искажение присутствует, то тогда нужно добавить немного значение тока покоя до исчезновения «ступеньки». Представленный здесь усилитель можно свободно заменить на другой, возможно имеющейся у вас или хотите купить в магазине.

Не полярные емкости установленные в схеме — пленочные, рассчитанные на напряжение 100v, а С8 и С12 на 250v выполнены из керамики. Если предполагается использовать аппарат на мощности меньше 100 Вт, то тогда можно уменьшить напряжение питания до ± 35v, а в выходном тракте оставить только два мощных комплементарных транзистора.

Нужно иметь в виду, что данная конструкция выполнена по варианту встроенного усилителя в аудио колонку, а поэтому наружнее коммутационные элементы для акустики отсутствуют, вследствие этого нет и устройства защиты от КЗ в нагрузке. При использовании дополнительной колонки, то нужно будет позаботиться об установки в усилитель модуль защиты. Принцип подачи напряжение питания такой же как и на ламповых усилителях, то есть нажимается клавиша «Power», а когда полностью прогреются лампы, то клавишей «Standby» подсоединяется нагрузка и вся мощность на источник питания.

Трансформаторный блок питания

Силовой трансформатор здесь задействован ТС-180, естественно вторичная его обмотка немного была изменена. В оригинальной схеме, для обеспечения напряжением нити накала лампы имеется отвод на вторичной обмотке. Конечно было бы эффективнее для таких целей намотать специальную обмотку, ну а чтобы вообще все было на профессиональном уровне, то тогда еще нужно встроить выпрямитель, обеспечивающий цепь накала постоянным током. Значение переменного напряжения во вторичной обмотке без нагрузки должно быть 34v, а после выпрямителя ± 50v. Если нужно получить выходную мощность в пределах 200 Вт, то тогда нужно будет подбирать трансформатор мощнее, например: ТС-250 или тороидальный с такой же мощностью.

Динамический излучатель для кабинета был применен низкочастотный динамик размером 380 мм от компании CELESTION. В первоначальном варианте печатные платы не создавались по одной простой причине — аппарат должен быть собран в короткий срок, да и то для личных нужд, а на разработку плат ушло бы больше времени и денежных затрат. Хотя такая конструкция может показаться достаточно примитивной, но звучание произвело хорошее впечатление. Кстати на этом аппарате играли приезжавшие на гастроли знаменитые группы «Аракс» и «Ex-Smokie», это те, у которых гитарист Аллан Силсон.

Вот на фотографии виден корпус с динамиком – это и есть усилитель для бас-гитары сделанный собственными руками, а с гитарой в руках – басист из группы «Ex-Smokie».

Источник

Предварительный усилитель для контрабаса и бас гитары JFet Alembic F2B

Приветствую всех любителей, Её Величества Электроники!

Предусилители для электрогитар — очень популярная вещь, ибо можно при его помощи получить весьма хороший звук инструмента при включении в линейный вход микшера, или мультикора на концерте, либо при включении в комбик, или усилитель для домашних занятий и репетиций. И при этом схемотехника подобных устройств довольно несложна.

В этой статье речь вновь пойдет о преампе Alembic F2B, который весьма хорошо зарекомендовал себя среди музыкантов. В данном случае о версии на полевых транзисторах. Подобный преамп я собрал для моего друга – контрабасиста.

О схеме для контрабаса, возможных подводных камнях и настройке схемы ниже пойдет речь.

Статья, в основном, ориентирована на музыкантов, умеющих держать в руках паяльник и имеющих определенную практику и опыт в электронике. И хоть в интернете очень много информации об Аlembic F2B, либо в ламповом, либо в Jfet исполнении, но, зачастую, ответ на самый важный вопрос настолько сложно бывает отсеять в обилии ценной информации, советов, предположений, бредовых идей, перепалок на форумах, что часто просто жалко свое время. А результата нет.

Итак, прежде всего, чем выше сопротивление музыкального инструмента, подключаемого ко входу схемы, тем больший уровень возможных наводок, помех и собственного уровня шума схемы мы будем иметь на выходе. И, если сопротивление бас гитары с полностью включенными звукоснимателями равняется нескольким килоомам, то сопротивление пьезо датчика контрабаса – это уже около десятка Мегаом. А это может стать проблемой.

Лучший вариант – это вообще крепить предусилитель на контрабасе возле пьезо звукоснимателя, но это не всегда возможно.

Поэтому, не брезгуем керамикой на входе схемы, между затворами транзисторов и землей, между затворами и стоками Jfet –ов. Подобное включение оставляем и для бас гитары. Лишним не будет. Номиналы керамических конденсаторов не очень критичны. От 10 до 56 пФ можно ставить смело. Если схема шипит очень сильно – не лишним будет конденсатор С12 на выходе. Здесь надо подбирать ушками. На мой вкус 4700 пФ пришелся ко двору. Емкость выше зажимает звук, ниже – не достаточно шунтирует высокочастотные шумы. Оговорюсь, что я экспериментировал только с транзисторами J201 (SOT-23). Других в Симферополе не достал.

Переключатель Bright не ставил. С7 впаян постоянно.

Настройка:

Сначала резистором R6 выставляем половину напряжения питания на стоке второго транзистора. Возможна небольшая погрешность. Далее подключаем выход преампа к линейному (или микрофонному) входу звуковой карты и надеваем наушники (если нет генератора синуса и осциллографа). Gain на полную. Советую музыкантам все же больше опираться на свои уши, чем на приборы. Подключаем бас ко входу и регулировкой истокового резистора R4 добиваемся отсутствия искажений сигнала даже на форте на струне ми. Если каскад имеет слишком большое усиление и искажений все равно не избежать, следует уменьшить емкость конденсатора С2. В оригинальной схеме – 47 мкФ. У себя я на одной из схем уменьшил до 10 мкФ. Далее R3 выставляем общее усиление схемы. Подаем на вход сигнал генератора 100 Гц (синус)амплитудой 500 мВ. Открываем, к примеру, Sound Forge и резистором R6 выставляем выходной уровень сигнала порядка “-5 дБ”. Это примерно соответствует линейному выходу. Может быть регулировку R3-R4 нужно будет повторить еще раз. Если в схеме не стоят подстроечные резисторы – меряем сопротивление временных и меняем на постоянные.

С6 рекомендуют ставить для детальности ВЧ. Я разницы не ощутил. Решать вам.

Блок питания устанавливал прямо в корпус к преампу. Делал на макетной плате. Маленький трансформатор, диодный мост, два П образных фильтра (1000 мкФ – 150 Ом – 1000 мкФ – 100 Ом – 100 мкФ). 100 Ом и 100 мкФ стоят уже на плате преампа. В архиве немного другая плата. Там БП нарисован почти весь. Параллельно первичной обмотке трансформатора желательно поставить конденсатор 0,47 мкФ 400 В.

Входной и выходной резисторы, с параллельно включенными конденсаторами, желательно устанавливать прямо на джековых гнездах. Заземление корпуса преампа только в одной точке, во избежание земляной петли. Либо вести от последнего конденсатора блока питания (если гнезда пластсмассовые), либо от корпуса самого гнезда (если гнездо металлическое). Переменные резисторы ставить хорошего качества, во избежание различных хрустов и шорохов. (Бёрнс, Альпс, Альфа..) Конденсаторы С2, С10, С4, С5, С9 тоже желательно купить хорошие. С4, С5, С9 – пленочные.

Звучит предусилитель очень достойно, несмотря на простоту. Добавляет упругость и тембр басу. На ослиллограмме при настройке были хорошо видны характерные ограничения верхней полуволны, свойственные лампе. (И эмуллятору лампы – полевому транзистору). На спектрограмме – добавляемые транзисторами обертоны.

(Уровень шума на спектрограмме – это звуковая карта нетбука. Писал с одного компьютера на второй через преамп. К одному подключена профессиональная звуковая карта, а сигнал генератора шел с нетбука со встроенной карты. Отсюда шум)

Плату, схему, фото прилагаю в архиве. Печатная плата в архиве другая, ибо вначале разводил плату для лампового Алембика, но немного ошибся в высоте лампы с панелькой (на 3 мм не вошла в корпус по высоте). Да и развел, если честно, не очень правильно. Потом переделаю. А т.к. схема лампового и транзисторного усилителя одинаковая, то решил использовать старую печатку. Только впаял транзисторы. Транзисторы в SOT 23, но впаять корпуса TO 92 не составит большого труда. Еще раз говорю, что в Симферополе с комплектацией для профессиональной аппаратуры туговато.

Сэмплы пока друг не записал, но собранным предусилителем очень доволен. Я перед отправкой преампа тоже тестировал его дома, только на бас гитаре. С ним и без него — разница очень существенная.

Корпус красил аэрозолем. Лицевая панель набрана во Фронтдизайнере, распечатана на фотобумаге, приклеена и покрыта лаком. Просверлены два отверстия и нарезана резьба под винты М4 для крепления лицевой панели.

На этом все. Всем удачи в творчестве.

Ниже выкладываю несколько фотографий моего предусилителя для контрабаса (бас гитары)

Всем работающих схем. С уважением, Эдуард Волков.

Источник

Читайте также:  Замыкая круг с нотами
Оцените статью