Схема аккордов баре для гитары

Урок 15. Все мажорные и минорные аккорды

Мажорных аккордов существует 12 (по количеству нот в октаве). Минорных тоже. Итого 24. Не сказать, чтобы очень много. Особенно, если учесть, что, зная их, можно сыграть абсолютно любую песню в любой из 12 тональностей.

Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E

Берем аккорд E и двигаем его по грифу, используя баррэ.
Если взять баррэ на первом ладу, наш E (ми-мажор) превратится в F (фа-мажор). Как брать аккорд F — смотри в одном из предыдущих уроков.
Если сдвинуть еще на 1 лад вверх, т.е. взять баррэ на втором ладу- получится F#. Еще на лад — G. И т.д.

Если в аккорде E поднять указательный палец — получится Em.
Если в F поднять средний палец — получится Fm. И т.д.
Т.е. мажорный аккорд отличается от минорного лишь наличием одного дополнительного пальца.

Под аппликатурами написано, какими пальцами их играть. Слева от аппликатур есть цифра, которая показывает, на каком ладу нужно взять баррэ.

Обратите внимание на аккорд E на 12 ладу. Это тот же E, что на открытых струнах, только на октаву выше. Это хорошо видно, если посмотреть, из каких нот они оба состоят.
Разумеется, вы уже догадались, что если взять баррэ на 13 ладу — мы получим аккорд F. На 14 ладу F# и т.д. Т.е. начиная с 12 лада аккорды повторяются на актаву выше.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E:

Читайте также:  Разложить аккорд по нотам

Более удобно все это смотреть в программе Guitar Pro. О том, как ее установить и пользоваться рассказано в одном из предыдущих уроков.
Для удобства просмотра необходимо внести в Guitar Pro следующую настройку: над грифом гитары есть кнопка «показать долю+такт». Необходимо ее изменить на «показать долю».

Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме E, в формате gp

Мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A

Аналогично E и Em можно двигать по грифу с баррэ A и Am.
Аккорд A, взятый с баррэ на первом ладу — это A#. С баррэ на втором ладу — B. И т.д.
На рисунке представлены все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A:

Скачать все мажорные и минорные аккорды, основанные на схеме A, в формате gp

Как мы видим, в схеме 1 (основанной на E) и схеме 2 (основанной на A) одни и те же аккорды, но берутся по-разному. Это две равнозначных аппликатуры, можно использовать любую, какая удобнее и какая ближе к другим аккордам песни.

Когда будете учить схемы, обращайте внимание на основную ноту (тонику) каждого аккорда. Напомню, тоника — это нота на самой толстой струне, которая входит в аккорд.

При изучении этих схем запоминайте, какие ноты расположены на шестой и пятой струне.

Таким образом, сейчас вы знаете 12 мажорных и 12 минорных аккордов и можете сыграть каждый из них двумя способами.
Так же некоторые из них можно сыграть без баррэ на открытых струнах, по этой теме смотри один из первых уроков.

Добавлю, что, например, С# — это то же самое, что Db.
Диез (#) повышает ноту на полтона (на 1 лад гитары), а бемоль (b) понижает на полтона.
Т.е. последовательность F# G# A# можно записать как Gb Ab Bb

Источник

Что такое баррэ-аккорды на гитаре

Что такое баррэ-аккорды на гитаре? Они очень трудны в постановке по нескольким причинам. Чем же они так ненавистны?

  1. Постановка баррэ-аккорда. Указательный палец всегда должен зажимать весь лад (или часть лада, например, 4-5 струн). После такого неудобного и непривычного зажима обычно не все струны звучат.
  2. Очень трудно держать баррэ-аккорд длительное время, потому что сильно устает кисть.
  3. Почти во всех баррэ-аккордах задействованы все 4 пальца, соответственно, нужно будет долго тренироваться, чтобы пальцы быстро «находили свое место».

Но выхода нет.. учить баррэ-аккорды на гитаре нужно обязательно. Многие баррэ-аккорды являются копиями аккордов, которые мы уже разобрали ранее, за исключением лишь того, что в аккорд добавляется указательный палец, зажимающий весь лад. Но есть очень много песен без баррэ-аккордов, так что можете учить их 🙂 Во многих песнях можно избежать баррэ-аккордов, даже если они есть, просто купив каподастр для гитары — этакая штукенция, которая зажимает весь лад.

Источник

Как брать баррэ на гитаре. Советы и упражнения для начинающих.

Вводная информация

Баррэ – один из самых больших камней преткновения, с которым сталкивается каждый начинающий гитарист. Именно начиная отрабатывать этот прием, множество музыкантов бросали гитарные занятия и, возможно, переходили к чему-то другому, или же вообще завязали с музыкой. Тем не менее, баррэ – один из самых важнейших приемов, который рано или поздно обязательно понадобится при игре, как на акустической, так и электрогитаре.

Что такое баррэ?

Это прием, принцип которого заключается в одновременном зажатии всех или нескольких струн на одном ладу. Для чего он нужен, и почему так важно его освоить?

Во-первых, некоторые аккорды просто-напросто невозможно взять без использования баррэ – они просто не будут звучать. И если, например F, еще можно взять без него – хоть это будет и не совсем F, то трезвучия Hm, H, Cm, без одновременного зажатия на одном ладу взять невозможно.

Во-вторых – все гитарные трезвучия на гитаре можно взять несколькими способами. Скажем, классический аккорд для начинающих Am на гитаре можно взять как на первых трех ладах, так и на пятом, шестом и седьмом – нужно просто поставить баррэ на пятом ладу и зажать пятую и четвертую струну на седьмом. И так со всеми существующими мажорными и минорными аккордами. Та позиция, в которой они берутся, определяется исключительно искомым звуком и здравым смыслом – ну зачем бегать рукой по грифу и брать, скажем, Dm классическим способом, если после Am на пятом ладу можно просто опустить пальцы на одну струну вниз и зажать вторую на шестом ладу?

Таким образом, приемом баррэ стоит овладеть для того, чтобы расширить свой репертуар, а также композиторские возможности – и таким образом играть и сочинять более разнообразную музыку.

Малое баррэ

Так называется прием, при котором палец зажимает не все шесть или пять струн, а лишь несколько – например, первые три или две. Он понадобится, чтобы брать трезвучия, имеющие форму D и Dm. В целом этот тип гораздо проще, чем его старший брат, о котором ниже.

Большое баррэ

А это уже гораздо сложнее. Прием заключается в одновременном зажатии всех струн на гитаре, и последующей постановке аккорда. Сложность заключается в том, что при этом звучать должно все сразу – соответственно, нажатие должно быть достаточно сильным. Именно неудачи во взятии большого баррэ и заставляет гитаристов бросать занятия, хотя по большей части все это – дело практики.

Как брать баррэ?

Большой вариант приема берется следующим образом: возьмите гитару в руки также, как вы обычно держите ее при игре. Теперь указательным пальцем зажмите все струны на любом ладу. Сделайте удар по ним, как обычно играете боем на гитаре – и в идеале они должны зазвучать все. Даже если этого не случилось – после указательного пальца зажмите любой известный вам аккорд и снова ударьте по струнам. Они также должны зазвучать все. Если этого не случилось – зажимайте сильнее, пока звук не станет чистым, без дребезжания. Это – самая сложная часть взятия баррэ для начинающих, и именно ее нужно тщательно отработать.

Малый тип приема делается точно также – разница в том, что зажатие происходит не всех струн сразу, а лишь нескольких – первых трех, например аккорд F c малым баррэ.

Постановка рук

При взятии баррэ руки должны занимать такое же положение, как и при обычной игре. При этом важно, чтобы левая рука была максимально расслаблена и совершала минимальное напряжение при нормальном и качественном взятии позиции. Для удобства стоит следить за большим пальцем – опираясь на заднюю часть грифа, он должен разделять всю позицию примерно на середине.

Самым важным в отработке приема баррэ является чистота его звучания – и именно на это нужно обращать свое внимание. При совершении всех упражнений следите, чтобы все струны звучали чисто и без лишнего дребезжания.

Утомляемость и боль при взятии баррэ

Абсолютно точно можно сказать, что если вы начинающий гитарист и начали отрабатывать баррэ – упражнения будут сопровождаться болью в районе большого пальца и прилегающих к нему суставов и мышц. Это абсолютно нормально, так же, как и нормальна боль любого спортсмена при тренировке мышц. Можно даже сказать больше – даже у опытных гитаристов, с поставленным баррэ, рано или поздно начинают ныть мышцы – особенно если играть с ним долго.

Главное – не бросать занятия при появлении боли. Дайте руке отдохнуть, выпейте чаю, перекусите – и возвращайтесь к отработке приема. Даже сквозь боль старайтесь зажимать струны качественно. Рано или поздно вы почувствуете, что мышцы стали привыкать к нагрузкам, и что теперь постановка аккордов с баррэ не требует столько сил, сколько до этого. Со временем также нарастет и скорость перестановки – также, как и когда вы впервые начали зажимать струны – ведь пальцы болели и не слушались.

Отработка приема баррэ на гитаре

Каких-либо специальных гитарных упражнений для отработки этого способа взятия аккордов не существует. Единственный действенный способ научиться играть – это учить различные песни, где активно используется данный прием. Например, для этого отлично подойдут песни «Гражданской обороны», или же песня группы Би-2 «Компромисс», аккорды которой содержат большое количество баррэ. Старайтесь совмещать обучение этому приему, и какому-нибудь сложному бою – например, бою восьмерке . Это значительно разовьет вашу координацию и позволит играть любые аккорды при любом ритмическом рисунке.

10 советов начинающим

Ниже представлены несколько действенных советов, которые позволят быстро понять, как играть баррэ на гитаре правильно, а так же как верно отработать этот прием.

  1. Терпение и труд – ключ к совершенству. Не думайте, что хорошее зажатие придет сразу. Упражняйтесь как можно больше, учите песни, и следите за тем, как звучат струны. Это будет достаточно долго, но результат действительно того стоит.
  2. Следите за указательным пальцем. Он должен быть строго в вертикальной плоскости, и однозначно не нужно размещать его по диагонали. Старайтесь также расположить его поближе к ладу, но не на него – так будет гораздо проще получить нужный звук.
  3. Рассчитывай силы. Хоть и давить нужно как можно сильнее – силы надо все равно рассчитывать. Излишнее давление заставит звук поплыть и измениться, а из-за недостаточного струны будут дребезжать.
  4. Не будьте слабаками. Главный символ баррэ на гитаре для новичков – сильная боль в большом пальце и мышцах. Однако это на самом деле абсолютно нормально. Терпите и играйте, давайте руке немного отдохнуть – и начинайте снова.
  5. Струны не должны дребезжать. Еще раз – следите за указательным пальцем, вам нужно, чтобы он равномерно прижимал все элементы аккорда.
  6. Привыкайте всегда играть с баррэ. Как уже было сказано выше – любой аккорд на гитаре можно взять разными способами. Возьмите любую песню, и найдите на грифе те же трезвучия, но при взятии которых требуется использовать одновременное зажатие струн. Поменяйте на них аккорды без баррэ и выучите песню в таком формате. Это будет лучшая практика для этого приема.
  7. Разделяйте практику. Глобальная цель – отработка зажатия, станет проще, если разделить ее на несколько небольших процессов. Отрабатывайте те аккорды, которые получаются, а потом переходите к новым. Таким образом дело пойдет гораздо быстрее.
  8. Тренируйте кисть. Возьмите эспандер и проделайте упражнения на нем. Это звучит странно, но очень действенно – так вы подготовите мышцы к требуемым нагрузкам.
  9. Берите аккорды выше по грифу. В разных местах грифа струны прижимаются с разной силой. Например, на пятом ладу и выше сделать это проще, чем на первых трех. Если баррэ не ставится совсем – попробуйте начать там.
  10. Отрегулируйте высоту струн. Хоть это и последний совет из списка – он не последний по важности. Взгляните на свой гриф сверху – и проверьте расстояние от струн до непосредственно порожка. Оно должно быть небольшим – от пяти миллиметров на пятом и седьмом ладу. Если оно больше – то тогда гриф надо ослабить. Сделать это можно у гитарного мастера. Если не сделать этого – то тогда баррэ будет даваться куда сложнее обычного.

Примеры аккордов с баррэ для начинающих

Ниже представлены несколько схем классических аккордов с приемом баррэ, по которым можно учиться отрабатывать его.

Источник

Как играть баррэ на гитаре?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Гитара — непростой музыкальный инструмент в плане овладения техникой игры. Одним из испытаний для большого числа начинающих является технический приём прижатия струн под названием «баррэ». Этот вопрос очень актуален: есть даже примеры, когда известные музыканты в своих выступлениях избегали пользоваться этим приёмом при взятии отдельных аккордов (например, легенда «открытого гитарного строя» Джони Митчелл). К сожалению, многие бросают занятия, не освоив какой-нибудь очередной аккорд с баррэ.

Что это такое?

Баррэ на гитаре и других струнных музыкальных инструментах — это приём одновременного прижатия одним пальцем левой руки всех или части струн на ладу с целью получения аккорда. Для этого используется в основном указательный палец. Нередко (особенно на электрической и полуакустической гитарах) при исполнении пауэр-аккордов в одновременном прижатии двух струн на одном ладу используется безымянный палец.

На 6-струнной гитаре в стандартном строе один указательный палец, зажимающий все струны, не образует этим какой-либо обычный аккорд (мажорное или минорное трезвучие) ни на одном ладу. Для построения таких аккордов используются, кроме указательного пальца, разные схемы прижатия струн остальными пальцами левой руки на соседних с баррэ ладах.

Все дополнительные к баррэ схемы построения пальцев на струнах для получения созвучий берут своё начало от так называемых открытых аккордов.

Открытые аккорды — это типовые трезвучия и септаккорды в I позиции, которые играются без баррэ с использованием звуков открытых струн: C, D, Dm, D7, E, Em, E7, A, Am, A7. Именно с них и начинают изучать первые аккорды новички.

Если взять, например, минорные трезвучия Am, Dm и мажорный аккорд E в открытой позиции, то их условные схемы расположения мест прижатия струн выглядят следующим образом.

Теперь нужно представить, что верхний порожек гитары можно передвигать. «Переставив» порожек на 1 лад вперёд по грифу и использовав всё те же схемы двух минорных аккордов и одного мажорного созвучия (в нашем примере это Am, Dm и E), получают совсем другие гармонические построения:

  • ля минорный аккорд (Am) переходит в си-бемоль минор (Bbm);
  • ми мажорный аккорд (E) становится фа мажорным трезвучием (F);
  • ре минорное трезвучие (Dm) сменяется ми-бемоль минором (Ebm).

Вместо верхнего порожка, не «сдвигая» его в своём воображении, можно в реальности разместить на I ладу грифа каподастр. Иногда этот очень полезный гитарный аксессуар так и называют — «передвижной порожек». Его можно разместить на любом ладу, если есть в том необходимость.

Однако имеется и другой — более простой — вариант смены аккордов в приведённом примере — применение приёма баррэ указательным пальцем левой руки на I ладу.

Можно сказать и так: приём баррэ заменяет собой функцию верхнего порожка, «смещая» его расположение в нужное место для получения всё тех же типовых аккордов, но в другой тональности.

Точно так же можно представить и сам верхний порожек в качестве указательного пальца левой руки в каком-либо открытом аккорде (например, ля миноре).

Повышение или понижение звучания аккордов также меняется по полутонам, как и отдельных звуков: один лад по грифу в сторону корпуса гитары изменяет в аккорде повышение всех его звуков на полутон. Например, открытый аккорд Em при смещении на один лад вверх по грифу (в сторону корпуса) становится Fm, на два лада — F#m (или энгармоничным трезвучием Gbm) и так далее. При движении баррэ последовательно по ладам в сторону головки грифа ноты в созвучиях меняются на понижение высоты на те же полутона.

К овладению приёмом баррэ приступают ещё на начальных стадиях обучения игре аккордами, так как эта техника является основополагающей для гитариста любого направления. Полноценная игра на гитаре без освоения баррэ практически невозможна — большинство аккордов берутся именно с его помощью.

Не для каждого аккорда или созвучия при баррэ требуется зажимать все струны на гитаре. Этот приём бывает двух видов — большим и малым.

Большое

Если указательный палец производит одновременный зажим пяти или шести струн на ладу, то в таком случае говорят о большом баррэ. В некоторых источниках большим называют именно прижатие всех шести струн. Но такое утверждение не является истиной, что подтверждается представительными «Школами игры на шестиструнной гитаре», например, Э. Пухоля, П. Агафошина и других знаменитых гитаристов, оставивших свои учебные наследия для потомков. В учебном пособии Э. Пухоля понятно рассказывается о баррэ и его разновидностях.

Баррэ в нотах обозначается квадратными вертикальными скобками (либо просто чертой), охватывающими ноты аккорда сбоку, с обязательным указанием номера лада, где оно применяется (например, большое баррэ — BII, малое — 1/2BII). В некоторой нотной литературе может быть другая буква в обозначении этого приёма: CIII (1/2 CIII).

Малое

Когда музыкант прижимает указательным пальцем от двух до четырёх струн (кроме 5-й и 6-й), то такое баррэ называется «малым». Надо отметить, что малое баррэ можно взять любым другим пальцем левой руки, а до трёх струн — даже мизинцем. Но это, скорее, исключение, чем правило, так как случается такое очень редко.

Баррэ — довольно трудный приём не только в плане технического выполнения, но и в чисто физическом смысле для руки в целом, а для кисти в особенности. Если новичок выполняет какое-то упражнение, например, играет перебором аккорд с баррэ, то рука может практически через минуту просто онеметь вплоть до плеча. Но такое явление возникает от неправильной постановки не только пальца и кисти в целом, но и мышления неопытного гитариста. Дело в том, что не следует думать, что весь фокус заключается в силе прижатия струн. Сила мышц, конечно, присутствует, но не в такой степени, как думает начинающий музыкант. В связи с этим необходимо подробней рассмотреть вопрос о том, как всё-таки правильно выполнять приём баррэ.

Как правильно делать?

Сначала нужно понять, как правильно ставить указательный палец на лад гитары при баррэ. Палец нужно поставить ближе к металлическому порожку, к которому он и прижмёт струны. При этом сам палец либо строго параллелен порожкам, либо чуть отклоняется своей последней фалангой в сторону остальных пальцев, но в пределах лада.

Ещё важный момент: указательный палец не должен быть согнут в своих суставах, как при обычной игре, а полностью выпрямиться и лечь на лад в таком положении внутренней стороной так, чтобы струны прижимались мышцами этих суставов.

Ни одна из 6 струн не должна попасть в межсуставной изгиб пальца, иначе звука из такой струны извлечь не удастся.

Большой палец при этом полностью прилегает к обратной стороне грифа поперёк него, давая возможность всем остальным пальцам удобно прижимать нужные струны рядом с указательным, выполняющим баррэ. Располагается он примерно посередине между указательным и средним пальцами.

Упражнения для отработки техники

Для начинающих имеется хорошая рекомендация от профессионалов: научиться брать аккорды с баррэ лучше всего на упражнениях, в которых требуется зажать не более половины струн (первые 3 тонкие струны).

Пример 1

Играть смешанное арпеджио (перебор) в такой гармонической последовательности: Dm—(Gm/D)—A7—Dm. Трезвучие, обозначенное как Gm/D, берётся тем самым малым баррэ: указательный палец прижимает три струны на III ладу. Другие пальцы в построении аккорда не участвуют — только указательный. Ниже представлены схемы аккордов в нужной последовательности. Два оставшихся аккорда в представленной гармонии — открытые, играются без баррэ.

Обозначения пальцев левой руки на схемах аккордов:

  • 1 — указательный палец;
  • 2 — средний;
  • 3 — безымянный;
  • 4 — мизинец.

Схема аппликатуры правой руки в переборе следующая: P-i-m-a-m-i:

Обозначение пальцев соответствует международному стандарту:

  • P — большой палец правой руки, играющий на 4-й, 5-й, 6-й струнах;
  • i — указательный, извлекающий звуки из 3-й струны;
  • m — средний, играющий на 2-й струне;
  • a — безымянный, избирающий 1-ю струну.

Басы в аккордах будут такие:

  • ре минор (Dm) — 4-я струна;
  • соль минор (Gm/D) — 4-я струна;
  • мажорный септаккорд ля (A7) — 5-я струна.

Все басы извлекает большой палец (P) правой руки.

Обозначение соль минорного аккорда в виде Gm/D означает, что басом аккорда является нота «ре» (D), то есть открытая 4-я струна.

Пример 2

Можно усложнить предыдущее упражнение, играя тонический бас — ноту «соль» — в аккорде Gm. Для этого придётся, кроме удержания малого баррэ на III ладу, прижать ещё 4-ю струну на V ладу безымянным пальцем левой руки. Но для удобства можно взять баррэ не на трёх, а на всех четырёх струнах, участвующих в арпеджио. В этом случае безымянный палец без труда зажмёт четвёртую струну через лад от баррэ.

Пример 3

Нужно сыграть следующую гармонию самыми разными видами арпеджио и даже известным ученику боем: Am-Dm-E7-Am. Все аккорды берутся в V позиции, то есть в пределах V-VIII ладов (в данном случае V-VII).

Иллюстрация схем аккордов:

Аккорды Am и Dm берутся с баррэ, септаккорд E7 является открытым — часть струн зажимается в V позиции, а две струны — первая и вторая — свободные.

Тонический бас:

  • для Am находится на 4-й либо 5-й струнах;
  • для Dm – на 4-й струне;
  • для E7 – на 5-й либо 6-й.

Играя последовательность перебором, можно варьировать между вариантами баса в Am и E7. В аккорде Dm для разнообразия неплохо будет звучать бас от 5-й открытой струны.

К отработке большого баррэ следует приступать без фанатизма. Полные аккорды с большим баррэ не дадутся легко даже после наработки опыта с малым его вариантом.

На каждое упражнение — не более 15 минут времени с дальнейшим отдыхом левой руки до полного восстановления.

Упражнение 1

Работа с прижатием всех струн только указательным пальцем. Начать с V лада. Играть — смешанный перебор на струнах №№ 6, 3, 2, 1 пальцами правой руки P, i, m, a соответственно. Сыграв 2 раза схему перебора, нужно сместить палец с V лада на IV, затем на III, II и I. Следить, чтобы все звуки были отчётливо слышны и по долготе сливались в единый аккорд. Если что-то со звуком не так, нужно сразу исправлять ошибки: чуть изменить расположение пальца по вертикали или горизонтали, увеличить силу прижатия струн. Следует попытаться найти причину отсутствия звука или его качества, а потом устранить её.

Отработку баррэ лучше выполнять с помощью арпеджио, а не боя. Во время удара по струнам трудно определить, все ли звуки получаются в аккорде либо какие-то струны не звучат. При арпеджио, когда каждая струна извлекается последовательно, невозможно упустить погрешности приёма.

Упражнение 2

Ниже дано изображение начала второго упражнения в виде табулатуры. Это пример является усложнённой версией «Упражнения 1», в котором контролировались лишь 4 звука из шести. Здесь же большой палец правой руки играет не только на 6-й струне, но и проигрывает все басовые струны — от 6-й до 4-й, а только потом смещается на соседний лад. Кроме того, к баррэ добавлен для развития 2-й палец (средний) левой руки, прижимающий третью струну на VI ладу.

Упражнение 3

Теперь на V ладу можно строить разные аккорды с использованием большого баррэ (Am, A, A7, Dm, D7, F), «прогоняя» каждый из них вниз и вверх по грифу, смещая по ладам сначала с проигрыванием любого перебора, а затем, когда звуки будут получаться везде, боем «сверху вниз» на счёт «раз, два, три, четыре» на каждом ладу.

Схемы баррэ к упражнениям:

Схемы указанных аккордов для упражнения №2 (кроме уже встречающихся ранее):

Источник

Оцените статью