Схема аккордов для бас гитары

Содержание
  1. Гитара
  2. Ноты на Бас гитаре
  3. Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов
  4. Басовые струны на гитаре – что это такое
  5. Басы в аккордах
  6. Таблица с обозначением группы басовых струн
  7. Струны, которые не должны звучать в некоторых аккордах
  8. Басовые струны при игре перебором
  9. Аккорды с диезами и бемолями
  10. Басовые струны в аккордах с баррэ
  11. Нотация партий бас гитары для начинающих
  12. Основные определения
  13. Отличия в записи бас гитары и фортепиано
  14. Табулатуры как вспомогательная нотация
  15. Альтерация, ключевые и проходящие знаки.
  16. Запись нот буквами
  17. Дополнительные обозначения для нотации бас гитары
  18. Аккордовая гамма септаккордами на бас гитаре
  19. Что такое аккордовая гамма
  20. Как использовать аккордовую гамму на бас гитаре
  21. 1. Игра трезвучий без пропуска тонов в тесном расположении
  22. 2. Игра с пропуском аккордовых тонов
  23. 3. Игра арпеджио
  24. Связь аккордовой гаммы и диатонических ладов
  25. Заключение

Гитара


Ноты на Бас гитаре

Если Вы заучили как расположены ноты на шестиструнной гитаре, то без труда выучите ноты на Бас гитаре. Дело в том, что они полностью повторяют строй шестиструнки, только без первых двух струн, на одну октаву ниже, чем четыре басовые струны на шестиструнной гитаре.

В табличном виде ноты на БАС гитаре выглядят так, кроме этого вы можете скачать любую ноту на гитаре, просто кликнув на ней, если, конечно ваш броузер поддерживает аудио формат:

1
2
3
4
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

бас гитара вид сверху

Струны обозначены от первой до четвёртой, лады от нулевого до двенадцатого. Четвёртая струна самая толстая, на гитару бас гитарист смотрит сверху, как — будто сам на ней играет.

Есть лады необозначенные нотами, значит это полутона, ставьте # или b , которые будут увеличивать или уменьшать ноту на полтона, и получайте соответствующую данному ладу ноту.

Напоминаем, что 12 лад полностью соответствует 0 ладу, просто все ноты на нем становятся на одну октаву выше.

Источник

Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов

Басовые струны на гитаре – что это такое

Басовые струны — это нижние толстые струны на гитаре, которые используются при игре. Чаще всего ими являются 4,5 и 6. Очень редко бас может исполняться и на третьей. За счёт своей оплётки (которая отсутствует у верхних – 1,2) и толщины они создают особый плотный и мощный звук.

Басы в аккордах

Чаще всего в качестве баса выступает так называемая «тоника». Это основной «фундаментальный» звук, от которого строится вся гармония. Например, у Am это будет A (открытая 5), а у Fm – F (1 лад на 6 струне). Благодаря громкому низкому звучанию они позволяют «неокрепшему» трезвучию нарастить необходимое «мясо» и прозвучать полновесно и основательно. Бас аккорда – это основа всей гармонии. Особенно важны басовые струны для аккордов при переборе, когда каждый звук «прочувствуется» по отдельности.

Таблица с обозначением группы басовых струн

Ниже приведена таблица, где подробно расписаны тоники самых популярных трезвучий и септаккордов. Что также важно, в ней указаны те басы, которые не следует извлекать в каждом конкретном случае.

Басовая струна, которая играется в аккорде (Тоника)

Басовые струны, которые не участвуют в аккорде До: С, C7 Cm, Cm7

Струны, которые не должны звучать в некоторых аккордах

При исполнении арпеджио на гитаре важно помнить, что определённые струны звучат для определённых аккордов. Но также существуют ненужные, лишние звуки, которые не следует извлекать.

Проще всего убедиться, почему это так важно, просто сыграв неправильную ноту. Например, в C (до мажор) извлеките бас E (открытая 6). Сразу возникнет ощущение грязи, «корявости», неверного исполнения – дисгармонии.

Такой неверный звук получается потому, что некоторые ноты просто не входят в состав играемого аккорда. Каждая гармония состоит из определённых нот, которые мы и играем. Если нота не входит в их число – тогда и нарушается чистота звучания.

Басовые струны при игре перебором

При исполнении различных видов переборов стоит обратить внимание, как играются басовые струны у аккордов. Их следует извлекать большим пальцем сверху вниз. Получается нажим краешком подушечки пальца и быстрый «срыв». Причём не следует задевать соседнюю струну, чтобы не создавать лишних призвуков. Бас, как основа аккорда, может исполняться чуть громче, чем остальные звуки. Также на нём можно сделать акцент.

Аккорды с диезами и бемолями

Если в аккорде из таблицы присутствуют знаки альтерации (диезы и бемоли), то бас остаётся прежним, только к нему прибавляется необходимый знак. Можно привести в пример открытые аккорды, скажем D7 (бас D – открытая 4). Играя D#7, бас остаётся D, но к нему прибавляется знак диеза. Следовательно, сам аккорд «переезжает» на один лад вправо, а бас D# играется на 1 лад 4 струны.

Басовые струны в аккордах с баррэ

Иногда новичку сложно взять какой-либо аккорд с баррэ. Здесь ему на помощь приходят открытые аккорды . Но стоит помнить, что с другим вариантом взятия, возможно, поменяются и басовые струны на гитаре. В качестве примера возьмём простой аккорд Dm. Если брать его в открытой позиции (с первого лада), то в качестве баса используем ноту «ре» (открытая четвёртая). Если переместим его на пятую позицию и возьмём с баррэ, то бас уже будет на 5 струне 5 лада.

Обратный вариант, когда закрытый аккорд исполняется в открытой позиции. Фа мажор (F) – соответственно бас – 1 лад 6 струны. Но новичкам трудно брать баррэ, поэтому есть интересный вариант взятия F с малым баррэ, который поставить значительно проще, чем трезвучие с полным баррэ. В этом случае бас перемещается на 4 струну 3 лад. Стоит отметить, что открытые струны в данном варианте необходимо глушить.

Источник

Нотация партий бас гитары для начинающих

Приветствую! Сегодня разберемся с важными особенностями нотации бас гитарных партий, основами нотного письма, а также специальными обозначениями для записи партий бас гитары. Информация в статье подается с самых азов и, надеюсь, будет понятна всем читателям, от новичка до более опытного музыканта. В другой раз я постараюсь рассказать о записи разных приемов игры, сокращениях нотного письма и т.п.

Основные определения

Сперва дадим несколько определений:

Нота — специальный графический знак, обозначающий какой-либо звук, извлекаемый на инструменте.

Нотация или нотное письмо — система записи нот, с помощью которой фиксируется высота и продолжительность каждого звука, сила звучания (громкость), темп, характер и многое другое.

Для написания нот применяется специальная нотная строка, которая называется нотным станом или нотоносцем и состоит из пяти параллельных линеек. Счет линейкам ведется снизу вверх, а ноты пишутся на линейках, между линейками и на добавочных линейках сверху и снизу от нотного стана. Нотоносец делится на такты сплошной вертикальной линией — тактовой чертой.

Самый первый знак, который пишется на нотном стане, — ключ. Ключ определяет высоту нот, расположенных на данном нотоносце. Всегда один из элементов ключа указывает на ноту, относительно которой должны рассчитываться звуковысотные позиции остальных нот.

Для записи партии бас гитары практически всегда используется басовый ключ или ключ «фа», указывающий своим двоеточием на ноту фа малой октавы на четвертой линейке (Ex. 1). На бас гитаре эта нота находится на третьем ладу струны D , на восьмом ладу струны A и на тринадцатом ладу струны E . Но, иногда, можно встретить и скрипичный ключ (ключ «соль»), указывающий на ноту соль первой октавы на второй линейке. Этот ключ можно использовать для записи соло в верхнем регистре. Также, но значительно реже, можно встретить теноровый ключ — ключ «до», указывающий на ноту до первой октавы (на четвертой линейке), который иногда встречается в партиях для контрабаса. Более подробную информацию об всех этих ключах вы нагуглите без труда.

Скрипичный и басовый ключ связаны между собой следующим образом (Ex.2):

Т.е. нота до первой октавы в басовом ключе находится на первой добавочной линейке сверху, а в скрипичном на первой добавочной снизу.

Отличия в записи бас гитары и фортепиано

Все звуки, исполненяемые на бас гитаре, записываются (нотируются) октавой выше, чем они звучат на самом деле. Это делается для удобства чтения нот с листа. Если записывать звуки бас гитары в их натуральном звучании, то пришлось бы применять слишком много добавочных линеек. Такие ноты читать очень трудно и неудобно.

Табулатуры как вспомогательная нотация

Поскольку бас гитара является струнным инструментом, то возможно также использование вспомогательной записи, а именно табулатур. Табулатурный «нотоносец» — это графическое представление грифа. Он выглядит подобно стандартному, но имеет важные отличия. Каждая линейка обозначает отдельную струну. Обычно табулатура для бас гитары имеет четыре линейки, но может также иметь пять или шесть (по количеству струн). Также в табулатуре вместо нот используются цифры, которые обозначают лад, на котором следует прижимать струну.

О достоинствах и недостатках табулатур можно почитать здесь.

Альтерация, ключевые и проходящие знаки.

При записи нотного текста, для повышения или понижения основного звука на пол-тона или даже на целый тон используются знаки альтерации — диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль. Для отмены действия любых знаков альтерации существует бекар.

Диез (#) — повышает на пол-тона (1 лад);

Бемоль (♭) — понижает на пол-тона (1 лад);

дубль-диез (##) — повышает на целый тон (2 лада);

Дубль-бемоль (♭♭) — понижает на целый тон (2 лада);

Бекар (♮) — отменяет действие любых знаков альтерации;

Главный принцип альтерации нот на бас гитаре показан в Ex. 3. При понижении ноты бемолем, нота всегда смещается к голове грифа. При повышении диезом, в противоположном направлении к бриджу.

Ex. 3 — Альтрация на грифе бас гитары

Важно запомнить следующее — эти знаки альтерации бывают двух типов: ключевыми и проходящими (случайными).

Ключевые знаки выставляются один раз сразу в начале такта после ключа. Действуют они на протяжении всего произведения для всех октав до ввода новых знаков альтерации.

Проходящие знаки выставляются непосредственно возле ноты к которой они относятся и действуют только до конца текущего такта и только в пределах октавы, в которой они выставлены.

Поясню на нотном примере.

В данном примере имеем два знака при ключе (си-бемоль и ми-бемоль), а также есть проходящий бекар рядом с нотой ми. Этим бекаром мы отменяем действие ключевого бемоля для последней ноты в такте.

Запись нот буквами

Очень часто вам придется сталкиваться с обозначением нот в буквенном виде. Это относится в основном к записи аккордов, обозначению струн и т.п. Просто оставлю это здесь, если вы упустили этот момент.

A B C D E F G
ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ

К буквам можно добавлять знаки альтерации: С# — до-диез, Ab — ля-бемоль и т.д.

Дополнительные обозначения для нотации бас гитары

Обозначения для записи аппликатуры и позиций на грифе:

  1. Римскими цифрами над нотами обозначаются позиции. Позицией обозначается лад на грифе на который нужно поставить указательный палец левой руки . Например цифра III означает третью позицию, VII — седьмую и т.п.
  2. Арабскими цифрами обозначается аппликатура левой руки (для правшей): 1 — указательный палец (index finger), 2 — средний (middle finger), 3 — безымянный (ring finger), 4 — мизинец (pinkie), 0 — открытая струна (open string).
  3. Обозначение пальцев правой руки (как и левой) полностью заимствовано из классической гитары: p — большой палец, i — указательный, m — средний, a — безымянный.

Стоит заметить, что предыдущие обозначения встречаются в основном в советских школах и учебных пособиях. Они будут полезны начинающим бас гитаристам для более точного описания приемов игры. Для более менее опытного бас гитариста они не несут особой ценности, и тем более вы не встретите их в профессиональных оркестровых партиях.

В зарубежных нотных изданиях вы можете встретить несколько непонятных обозначений. Давайте с ними разберемся:

fill — импровизированное заполнение на усмотрение исполнителя;

tacet — не играть;

N.C. (no chord) — аккорд отсутсвует;

На этом пока все! Надеюсь эта информация была для вас полезна. Если я что-то упустил, то оставляйте свои комментарии, а я дополню статью.

Источник

Аккордовая гамма септаккордами на бас гитаре

Привет, читатель! В этом уроке мы разберемся, что такое аккордовая гамма, как она образуется и как использовать в своих корыстных целях.

Давайте сразу разберемся, что такое аккордовая гамма и зачем она нам нужна.

Что такое аккордовая гамма

Аккордовая гамма — это последовательность аккордов, например трезвучий или септаккордов, которые можно построить от каждой ступени (т.е. ноты) гаммы из звуков только данной гаммы. Например у нас есть гамма до-мажор: C , D , E , F , G , A , B . Давайте начнем строить аккордовую гамму, чтобы понять основной принцип. Я писал уже про игру трезвучий на бас гитаре аккордами, поэтому сейчас на каждой ступени гаммы будем строить септаккорд . Более подробно про септаккорды написано в википедии. От первой ступени С получим такой набор звуков C-E-G-B , или по научному большой мажорный септаккорд. Одно из его цифровых обозначений — Cmaj7 . Проделываем ту же операцию со второй ступенью гаммы и получим звуки D-F-A-C , т.е. малый минорный септаккорд, который также может обозначаться как Dmin7 . Думаю принцип понятен — мы берем четыре ноты из гаммы через одну чтобы получить септаккорд, и делаем это от каждой ноты в пределах одной октавы.

В результате у нас получится ряд аккордов Cmaj7 , Dmin7 , Emin7 , Fmaj7 , G7 , Amin7 , Bmin7(-5) . Такую последовательность аккордов можно получить в любой мажорной тональности, и в общем виде ее можно записать как Imaj7 , IImin7 , IIImin7 , IVmaj7 , V7 , VImin7 , VIImin7(-5) , т.е. каждая римская цифра обозначает ступень гаммы и на каждой ступени всегда будет аккорд одного типа для всех мажорных тональностей.

Как использовать аккордовую гамму на бас гитаре

Поскольку бас гитара, особенно 4-струнная, имеет некоторые ограничения в части аккордовой игры, то у нас остается не слишком много вариантов. Есть три варианта игры аккордовых гамм на бас гитаре. Давайте их разберем, а также посмотрим на ограничения каждого из них:

1. Игра трезвучий без пропуска тонов в тесном расположении

В этом пункте немного затронем и игру трезвучий (без септимы). Такой способ покажется очевидным выбором, если до этого вы играли на гитаре. Но на бас гитаре он имеет две особенности, а именно несколько грязное звучание при игре примерно до 5 лада и некоторое неудобство аппликатур в этих позициях.

Тем не менее знать эти аппликатуры тоже важно. Вот схема аппликатур:

Играйте нижнюю ноту (тонику) мизинцем, а верхнюю (квинту) указательным пальцем. Палец для терции (средняя нота) выбирается в зависимости от типа аккорда. Средний — для минорных трезвучий, а безымянный для мажорных.

2. Игра с пропуском аккордовых тонов

Это наиболее удобный способ игры аккордов на бас гитаре как с точки зрения удобства аппликатур, так и чистоты звучания аккордов. Из аккорда практически всегда безболезненно можно удалить квинту (если это не b5 или #5 аккорд), поскольку в септаккордах наиболее важными звуками являются тоника, терция и септима — именно они дают характерную окраску септаккордам разных типов. Также возможны два варианта аппликатур септаккордов — широкое и тесное.

Ex. 1 — Септаккорды на бас гитаре в широком (вверху) и тесном расположении

Такие аппликатуры можно играть как гармонически (все ноты звучат одновременно), так и с использованием приема арпеджиато (быстрое последовательное извлечение звуков аккорда. Обозначается вертикальной волнистой линией возле нот аккорда). Либо же вы можете придумать «переборы», подобные тем, что играют гитаристы.

3. Игра арпеджио

При игре арпеджио вы извлекаете звуки аккорда последовательно, друг за другом. Этот способ очень универсален и поможет научиться прекрасно ориентироваться на грифе.

Обычно играются арпеджио в одну октаву, что проще для новичков, но их можно играть и в две октавы, используя весь диапазон инструмента. На сайте есть упражнения от Federico Malaman и Henrik Linder, основанные как раз на этом подходе. Игру арпеджио вы можете сочетать с игрой соответсвующих диатонических ладов, как это показано в упражнении у Линдера.

Связь аккордовой гаммы и диатонических ладов

Понимание строения аккордовых гамм также важно, как и понимание диатонических ладов и неразрывно связано между собой. За каждым аккордом гаммы лежит свой диатонический лад:

Аккорд Лад
Сmaj C ионийский (натуральный мажор)
Dmin7 D дорийский
Emin7 E фригийский
Fmaj7 F лидийский
G7 G миксолидийский
Amin7 A эолийский (натуральный минор)
Bdim B локрийский

В нотах это будет выглядеть следующим образом:

Ex. 2 — Взаимосвязь септаккордов и диатонических ладов

Заключение

Понимание того, как устроена аккордовая гамма и какие аккорды можно построить от каждой ступени гаммы, позволит вам лучше понять гриф бас гитары, гармонию и многое другое. Не говоря уже о том, что это прекрасная возможность играть красивые мелодические упражнения и даже сочинять свою музыку!

Желаю вам вдохновения и продуктивных занятий!

Источник

Оцените статью