Схема аккордов по сольфеджио

Содержание
  1. Аккорды и ноты, на которых они построены
  2. Основные аккорды для фортепиано и гитары
  3. Трезвучия
  4. Мажорное трезвучие
  5. Минорное трезвучие
  6. Увеличенное трезвучие
  7. Уменьшенное трезвучие
  8. Септаккорды
  9. Большой мажорный септаккорд
  10. Большой минорный септаккорд
  11. Малый мажорный септаккорд
  12. Малый минорный септаккорд
  13. Малый септаккорд с уменьшенной квинтой
  14. Уменьшенный септаккорд
  15. Обращение трезвучий
  16. Секстаккорд
  17. Квартсекстаккорд
  18. Обращение септаккордов
  19. Квинтсекстаккорд
  20. Терцквартаккорд
  21. Секундаккорд
  22. Другие аккорды
  23. Аккорды с задержанием
  24. Квинтаккорд
  25. Аккорды с добавленными ступенями
  26. Альтерированные аккорды
  27. Аккорды с пропущенными ступенями
  28. Рекомендуемые книги
  29. Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
  30. Построение аккордов на гитаре. Вводная информация
  31. Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
  32. Немного теории для начала
  33. Строение трех типов аккордов
  34. Трезвучия
  35. Септаккорды
  36. Расширенные аккорды
  37. Как строить аккорды на гитаре?
  38. Первый способ – формула и гамма
  39. Способ второй – интервалы
  40. Формулы аккордов
  41. Формула трезвучий
  42. Формула септаккорда
  43. Формула расширенного аккорда
  44. Дополнительные формы аккордов
  45. Add-аккорды
  46. Omit-аккорды
  47. Надстройки
  48. Система CAGED
  49. Полная таблица формул построения аккордов
  50. Практические советы
  51. ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
  52. 12 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”
  53. Добавить комментарий Отменить ответ
  54. Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
  55. Как записывать акустическую гитару дома
  56. Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
  57. Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Аккорды и ноты, на которых они построены

Знания в области теории музыки всегда являлись залогом грамотного построения аккордовых последовательностей и мелодий. В этой статье рассмотрим основные аккорды и ноты, на которых они построены. Здесь представлены схемы построения аккордов для фортепиано и для гитары. Эта информация будет полезна как исполнителям так и электронным музыкантам.

Во всех примерах в качестве тоники (основного тона) используется нота Ля. Но Вы можете использовать любую другую ноту, сохраняя интервалы между нотами аккорда. Если Вы пишете музыку в музыкальной рабочей станции (FL Studio, Cubase, Ableton Live и пр.), то просто перенесите построенный аккорд с ноты Ля на любую другую ноту.

Основные аккорды для фортепиано и гитары

Аккордом считается сочетание трёх и более звуков, сыгранных одновременно.

Основными аккордами в европейской музыке считаются мажорный и минорный аккорды – это аккорды построенные на мажорном и минорном трезвучии.

Трезвучие – три ноты, взятые (сыгранные) одновременно.

Трезвучия

Любое трезвучие состоит из трёх нот:

I ступень – тоника или основной тон;

III ступень (выше тоники на 1,5 или 2 тона) – терция или терцовый тон (характер аккорда);

V ступень (выше тоники на 3,5 тона) – квинта или квинтовый тон.

Мажорное трезвучие

Ля-мажор (A) состоит из:

Ля (A) – основной тон;

До-диез (C#) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не играется.

В мажорном трезвучии терцовый тон отстоит от тоники на 2 тона или на большую терцию.

Минорное трезвучие

Ля-минор (Am) состоит из:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не играется.

В минорном трезвучии терцовый тон отстоит от тоники на 1,5 тона или на малую терцию.

Терцовый тон определяет характер аккорда (минор или мажор).

Увеличенное трезвучие

Увеличенное трезвучие представляет собой мажорное трезвучие с увеличенным на пол тона интервалом между терцией и квинтой.

Таким образом между тоникой и терцией – 2 тона и между терцией и квинтой — 2 тона.

Построим увеличенное трезвучие от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До-диез (C#) – терцовый тон;

Фа (F) – увеличенный квинтовый тон.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.

Уменьшенное трезвучие

Уменьшенное трезвучие представляет собой минорное трезвучие с уменьшенным на пол тона интервалом между терцией и квинтой.

Между тоникой и терцией – 1,5 тона, и между терцией и квинтой – 1,5 тона.

Построим уменьшенное трезвучие от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 1 и 6 струны – не звучат.

Септаккорды

Септаккорд – это трезвучие + ещё одна терция от квинтового тона. Септаккорд получил такое название из-за того, что четвёртая добавленная нота отстоит от основного тона (тоники) на септиму.

Есть несколько видов септаккордов. Давайте рассмотрим самые распространённые из них.

Большой мажорный септаккорд

Большой мажорный септаккорд представляет собой мажорное трезвучие + большая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 2 тона – 1,5 тона – 2 тона.

Построим большой мажорный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До-диез (C#) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон;

Соль-диез (G#) – большая септима.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Большой минорный септаккорд

Большой минорный септаккорд представляет собой минорное трезвучие + большая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 2 тона – 2 тона.

Построим большой минорный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон;

Соль-диез (G#) – большая септима.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Малый мажорный септаккорд

Малый мажорный септаккорд или доминантсептаккорд представляет собой мажорное трезвучие + малая септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника –2 тона – 1,5 тона – 1,5 тона.

Построим доминантсептаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До-диез (C#) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон;

Соль (G) – малая септима.

При игре на гитаре 1, 3 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Малый минорный септаккорд

Малый минорный септаккорд представляет собой минорное трезвучие + малая септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 2 тона – 1,5 тона.

Построим малый минорный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон;

Соль (G) – малая септима.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Малый септаккорд с уменьшенной квинтой

Малый септаккорд с уменьшенной квинтой или малый уменьшенный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие + малая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 1,5 тона – 2 тона.

Построим малый уменьшенный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон;

Соль (G) – малая септима.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.

Уменьшенный септаккорд

Уменьшенный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие + уменьшенная септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 1,5 тона – 1,5 тона.

Построим уменьшенный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон;

Соль-бемоль (Gb) – уменьшенная септима.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.

Обращение трезвучий

Выше мы рассматривали только основные аккорды.

Основной аккорд – это такой аккорд, в основе которого лежит тоника (самая нижняя нота – тоника).

Если нижней нотой аккорда является терция или квинта, то такой аккорд называется обращённым.

Существует два вида обращения трезвучий:

Секстаккорд

Секстаккорд – это первое обращение трезвучия. В основе такого аккорда находится терция.

Если тонику любого трезвучия поднять на октаву выше, то получится секстаккорд.

На изображении представлено первое обращение ля-минорного трезвучия.

Своё название этот аккорд получил от интервала (секста), который образовывается между двумя крайними нотами (до и ля).

Квартсекстаккорд

Если в секстаккорде поднять нижнюю ноту (терцию) на октаву выше, то получится квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия. В основе такого аккорда лежит квинта.

На изображении представлено второе обращение ля-минорного трезвучия.

Своё название этот аккорд получил от интервала (кварта), который образовывается между первой и второй нотами (ми и ля).

Обращение септаккордов

Также как и трезвучия, септаккорды имеют свои обращения. Но поскольку септаккорд состоит из четырёх нот, то он имеет три обращения:

  • квинтсекстаккорд;
  • терцквартаккорд;
  • секундаккорд.

Квинтсекстаккорд

Квинтсекстаккорд – это первое обращение септаккорда. При таком обращение тоника поднимается на октаву выше. Между крайними нотами образуется секста, а между первой и второй нотой – квинта.

На изображении представлено первое обращение малого ля-минорного септаккорда.

Терцквартаккорд

Терцквартаккорд – это второе обращение септаккорда. При таком обращении на октаву выше поднимаются тоника и терция. Между первой и третьей нотами образуется кварта, а между первой и второй – терция.

На изображении представлено второе обращение малого ля-минорного септаккорда.

Секундаккорд

Секундаккорд – это третье обращение септаккорда. При таком обращении на октаву выше поднимаются тоника, терция и квинта. Между первой и второй нотой образуется секунда.

На изображении представлено третье обращение малого ля-минорного септаккорда.

Другие аккорды

Рассмотрим ещё несколько модификаций аккордов.

Аккорды с задержанием

Аккорд с задержанием отличается от основного аккорда изменённой третей ступенью (терцией). Она заменяется второй или четвёртой ступенью.

Поскольку третья ступень отсутствует, то аккорд теряет свой характер. В этом случае нельзя сказать является аккорд мажорным или минорным. Принадлежность аккорда можно определить лишь в контексте произведения.

Для обозначения аккорда используется слово «sus» и номер ступени, которая заменяет терцию.

На изображении представлено мажорное трезвучие с задержанием Asus4

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Таким же образом можно построить трезвучие Asus2.

При игре на гитаре 1, 2 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Квинтаккорд

Квинтаккорд или power chord – это неполный аккорд, состоящий всего из двух нот – тоники и квинты. Отсюда и название самого аккорда.

Данная разновидность аккордов часто используется в рок музыке при игре на электрогитаре с применением эффектов перегруза (овердрайв, дисторшн).

Квинтаккорд имеет одно обращение и может использоваться с продублированной нотой, которая расположена октавой выше.

Аккорд не имеет выраженного характера и определяется контекстом произведения.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 1, 2 и 6 струны – не звучат.

Аккорды с добавленными ступенями

К трезвучиям и септаккордам могут добавляться дополнительные ступени, образовывая новые аккорды. Основной особенностью таких ступеней является их расположение не по терциям.

Если добавить девятую ступень в ля-минорное трезвучие, то мы получим аккорд с добавленной девятой ступенью.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Альтерированные аккорды

Альтерированные аккорды – это аккорды с пониженными или повышенными ступенями. Изменять можно V, IX, XI и XIII ступени.

При альтерировании аккорда его гармоническая функция не изменяется.

На изображении представлен большой ля-мажорный септаккорд с пониженной V ступенью.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.

Аккорды с пропущенными ступенями

Помимо аккордов с добавленными и альтерированными ступенями, также, можно использовать аккорды с пропущенными ступенями.

Не разрешается пропускать III и VII ступени, которые отвечают за характер аккорда.

На изображении представлен большой мажорный септаккорд с пропущенной V ступенью

Рекомендуемые книги

В завершении этой статьи рекомендую ознакомится с книгами, которые помогут Вам в изучении теории музыки.

Источник

Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.

Построение аккордов на гитаре. Вводная информация

Аккорды – это одна из основ любой музыки. Почти все песни, так или иначе, строятся вокруг звуковых прогрессий, которые выражаются как раз трезвучиями – и умение их построить важно для любого музыканта. Таким образом, вы сможете сочинять свои композиции, а также делать их более разнообразными, лучше задавать тон песни и ее настроение. Построение аккордов – это навык, освоить который просто необходимо. Именно этому и посвящена данная статья.

Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?

Если кратко – то без этого умения вы не сможете сочинять музыку. Вам совершенно точно не хватит классических 12 аккордов, и вы так или иначе начнете искать новый звук. И только когда вы научитесь выстраивать другие трезвучия – с повышенными ступенями и подобным – тогда вы и расширите свои музыкальные возможности.

Кроме того, вы сможете использовать свои навыки и в солировании. Вы уже будете знать, как строятся аккорды, и поэтому сможете легко обыгрывать их в соло-партиях своей музыки. Это звучит очень красиво и всегда к месту.

Немного теории для начала

Аккордом называют три или более звучащие одновременно ноты, которые расположены между собой в определенном порядке, или интервале от основного звука. При этом внутри него считаются только разные звуки – то есть одновременно звучащие три октавы не считаются за аккорд. Все они подчинены одному принципу построения. В случае мажорного аккорда это «тоника – большая терция – малая терция», а в случае минорного – «тоника – малая терция – большая терция». Это стандартная схема, от которой отталкиваются уже все остальные сочетания. Она никак не меняется, к ней только добавляются новые звуки – так называемые ступени, которые входят в гамму, и добавляют настроение. То, как это происходит, разнится между собой.

Строение трех типов аккордов

Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.

Трезвучия

Собственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:

Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».

Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».

Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.

Септаккорды

Септаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.

Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.

Расширенные аккорды

Это – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным. Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом.

Попробуйте подставить к стандартным трезвучиям дополнительные ноты. Например – добавить к аккорду C ноту G#, что даст довольно напряженное и необычное звучание, а также позволит без проблем двигать его по ладам. Пробуйте – на самом деле добавлять можно почти все из 12ти нот, и это будет давать какое-то звучание и интересные последовательности аккордов .

Как строить аккорды на гитаре?

Первый способ – формула и гамма

Первый способ подразумевает то, что вы точно знаете тональность, а также все ноты, которые входят в нее. Итак, вы просто знаете, как выстраивается каждый из аккордов, и таким образом просто подставляете нужные ноты. Это довольно просто, когда вы зазубрите все гаммы и формулы выстраивания аккордов. До этого же это будет проблематично, и вы будете часто путаться.

Пример:

Гамма C (До-мажор) = C D E F G A B C

Способ второй – интервалы

Это гораздо проще, чем способ, обозначенный выше. Вы учите то, какие интервалы отстраиваются от тоники самого аккорда в определенной комбинации – и отталкиваетесь уже от этого. Этот способ намного проще, потому что не требует заучивания гамм – поскольку все интервалы и так уже входят в гамму. Однако это может немного запутать вас, однако с опытом все выправится.

Формулы аккордов

В данном разделе собрана краткая информация, специально для того, чтобы вы лучше понимали, как подбирать аккорды.

Формула трезвучий

Мажорное трезвучие: Тоника – большая терция – малая терция.

Минорное трезвучие: Тоника – малая терция – большая терция.

Формула септаккорда

Мажорный септаккорд: Тоника – большая терция – малая терция – малая септима.

Минорный септаккорд: Тоника – малая терция – большая терция – малая септима.

Формула расширенного аккорда

Мажор: Тоника – большая терция – малая терция – любой другой интервал.

Минор: Тоника – малая терция – большая терция – любой другой интервал.

Дополнительные формы аккордов

Помимо основных форм, существует еще несколько дополнительных, которые применяются, не так часто, и для формирования которых потребуется знать ноты на грифе .

Add-аккорды

Все очень просто. Add-аккорды – это трезвучия, к которым была добавлена определенная ступень. Он обозначается так – сначала пишется тоника, после этого – номер добавляемой ступени.

Omit-аккорды

Это – прямая противоположность add-аккордам. Так обозначаются трезвучия, в которых пропущена определенная базовая ступень. Для того, чтобы построить его, просто заглушите одну из трех основных нот аккорда.

Надстройки

Надстройки, или же аккорды со слешами, это трезвучия, к которым добавляется дополнительная тоника другого аккорда. Как правило, ступени добавляются по гамме выше, чем основная нота. В данном же случае добавляется нота ниже, чем основная тоника. Как правило, это переходные аккорды, которые часто используются при переборе.

Система CAGED

На гитаре все гораздо проще. Вместо того, чтобы запоминать построение и способы дополнения аккордов, мы можете воспользоваться системой аккордовых форм. Вам необходимо просто выучить то, как вы зажимаете аккорды на первых трех ладах – и после этого просто переносить их по грифу, опуская и поднимая. Таким образом запоминать построение трезвучий становится гораздо легче.

Примеры:

Полная таблица формул построения аккордов

Практические советы

Применяйте все полученные знания на практике. Стройте аккорды в своих песнях, изменяйте их и старайтесь разнообразить свою игру.

Следите за другими песнями, – какие аккорды используются там, и старайтесь понимать, как они строятся. Кроме того, запоминайте их и применяйте в своих песнях.

Выучите интервалы – это сильно поможет.

Выучите то, как строятся гаммы.

Выучите то, как считаются ступени и ноты.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

12 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”

Это все крайне сложно и потому ввергает в уныние. Куча непонятных и сложных терминов, без которых за игру на гитаре и браться не стоит. И понятно становится, что если человек не оканчивал консерваторию, то ему как неспециалисту в эту область лучше не лезть. Самый лучший демотивирующий материал

Нужно начинать с малого, разобраться можно и без консерватории. Ничего супер сложного здесь нет. Просто на первых порах нужно углубится в детали и найти способ понять как все работает.

Здравствуйте. Для начала скажу, что обожаю Ваш сайт, тк очень много полезностей. Но когда встречается такое, становится грустно и непонятно, куда пойти за ответом. Я закончила консерваторию и хоть убейте меня не могу понять откуда в ля-минор-септаккорде нота соль-диез.
Вы пишете: «Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность. Именно поэтому случае с построением минорного аккорда обязательно поднимайте ноту на полтона выше седьмой ступени. То есть, для создания аккорда Am7 вам надо зажать G#.»
— о чем идет речь? «именно поэтому случае»… что это значит…
— «обязательно поднимайте ноту» — какую. их в септаккорде 4 штуки
— выше седьмой ступени чего? исходной тональности? или седьмой ступени строимого септаккорда? и зачем ее повышать если минорный септаккорд отличается от мажорного первым интервалом — в мажорном идет большая терция, а в минорном малая…
Возможно, я что-то понимаю неправильно? Но если уж я не смогла в музвышкой разобраться, то простые люди без музыкального образования уж точно не поймут и пройдут мимо…

Пожалуйста, исправьте ошибку.

Здравствуйте. Спасибо за развернутый комментарий. Информацию исправил.

Вопрос такой: почему по теории и таблице в до мажоре три ноты, а играется аккорд как до ми соль ДО. Откуда вторая до взялась то?

Аккорд До-мажор состоит из 3 нот До-Ми-Соль, в самом же аккорде на гитаре участвует 5 нот если начинать с 5 струны, то они будут C-E-G-C-E. Две последние ноты здесь как дополнение, чтобы аккорд звучал более объемно и полноценно. Но в целом структура по формуле остается такая же и в аккорде звучат только 3 ноты.

В пункте про септаккорды — «помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через семь полных тонов от тоники». Та самая нота находится через пять полных тонов )

Спасибо, что сообщили про ошибку. Текст исправили

В разделе «Формула аккордов» вместо квинты ошибочно указаны разного рода терции.

Роман, написано все верно. В этом разделе указаны формулы построения разных типов аккордов. Подробную статью про квинт-аккорды читайте здесь http://pereborom.ru/kvint-akkordy-na-gitare-shemy-pauer-akkordov/

Видимо вторая терция имеется ввиду не от тоники, а от первой терции, поэтому в мажоре написано большая-малая, а в миноре малая-большая.. а если считать от тоники, то конечно квинта

Владимир, все верно. В формулах написанных текстом интервал 3 ноты написан от 2-ой, не от тоники. Для удобства, ниже есть таблица с формулами в цифрах.

Добавить комментарий Отменить ответ

Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW

Как записывать акустическую гитару дома

Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда

Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Источник

Оцените статью