Басы Rickenbacker — немного истории — equipment.bass — Форумы для гитаристов
7 лет назад я собрал имеющуюся инфу про басы Rickenbacker и сделал статейку.
Вот нашёл её, немного отредактировал и выкладываю. думаю, скоро замахнусь и на обзор баса.
«Тяжело найти бас, который больше Рикенбекера считался бы узконаправленным и немодным.
И в то же время я считаю, что тяжелее найти более универсальный бас, в котором объединился бы стильный вид, удобство, спектр звучания и широта использования самыми разными музыкантами в самых разных стилях.
Для это обратимся к истории вопроса.
Первый бас Rickenbacker появился в 57-м году в русле общей тенденции изготовления бас-гитар после явления Fender Precision (хотя разрабатывать его начали уже в 53-м, в 54-м появились первые прототипы с входом на лицевой стороне деки, а в 56-м инструмент уже представили на NAMN). Бас изготовлялся из красного дерева с накладкой на гриф из палисандра. В те давние времена на Рикене был только один звукосниматель — бриджевый, так называемый Horseshoe pickup, представляющий из себя голую катушки, упрятанную в металлическую «мыльницу» и прикрытый сверху крышкой из двух половинок. Эта конструкция была неразборная, почему и получила название «подкова». Форма корпуса уже была классической (разве что верхний рог был коротковат), и это позволяет предполагать, что нековый датчик уже был в проекте, так как на басу явно видно место, куда датчик так и просится. Вся дека была прикрыта накладкой из пластика. Две ручки по диагонали — громкость и тембр, точки для обозначения ладов и уже сквозной гриф с головкой-“открывалкой” и «пером» с логотипом фирмы на ней (было выпущено некоторое количество басов и с вклеенным грифом). Бридж был простой, никакого «bad-ass», и прикрывался крышкой. Это была модель 4000. Она не стала сильно популярной, но внимание привлекла. В частности, одним из первых на неё стал играть Джеймс Киркленд, басист Рики Нельсона.
В 61-м году фирма Rickenbacker , опять же видя успех фендеровского джаз-баса с двумя звукоснимателями, делает свой вариант — знаменитую модель 4001. Что изменилось? Появилсся нековый датчик, не спрятанный в «мыльницу» и соответственно не регулируемый по высоте, дающий более низкий тембр. Гриф стал сквозным (и это первая модель бас-гитары со сквозным грифом), лады на нём стали обозначать треугольниками. Кстати, сам гриф сделан не из цельного куска дерева, он состоит из двух кусков клена и ореховой «прокладки» между ними. На каждый датчик своя ручка громкости и тембра плюс трёхпозиционный свитч. В бридже – регулируемый по высоте демпфер для приглушения струн (изначально на 4001 ставились струны с плоской навивкой).
Этой моделью стали пользоваться исполнители кантри и сёрфа, такие группы как «Searchers» или «Ventures».
В 1964-м году во время приезда «Битлз» в США им, как одним из любителей гитар «Рикенбекер», были подарены именные инструменты. По одной из версий, Пол Маккартни получил свой легендарный, специально для него сконструированный левосторонний бас только в следующий приезд в Америку, в 1965. Сам он вспоминает, что получил свой бас летом 64-го года. Причём изначально » Rickenbacker » мог стать его собственностью ещё в феврале того же года, но люди с фирмы попросили с Пола некую символическую сумму. Пол, являясь, по его же совственным словам, большим любителем «халявы», не захотел покупать. Получив же в итоге презент, Маккартни впервые применил его на диске «Rubber Soul». И практически до записи альбома «Abbey Road» Рикен стал его постоянным студийным инструментом. Кстати, с тех пор басы, изготовляемые для продажи в Англии, делают с точками на грифе.
Имя Пола Маккартни подстегнуло интерес к Рикенбеккеровским басам. Многие басисты пополнили ими свой арсенал, добавляя красок в звучание своих групп.
В 1965 году на Британские острова было доставлено пять инструментов специально для местного рынка, все с точками на грифе. Первым Рикенбеккер стал использовать басист «The Kinks» Питер Куайф, потом Джон Энтуистл из «The Who». Остальные басы попали в аккомпанирующий состав Донована, Роджеру Уотерсу в ”The Pink Floyd” и некоему музыканту по имени Крис Сквайр..
Различные модели 4001 как правило отличались цветом и незначительными различиями в конструкции.
Так, в 1969 году была представлена система «Rick-O-Sound», то есть первый в мире стерео-бас. На таком басу было два выхода — «Standard» и стереофонический «Rick-O-Sound». Вставляя в него стерео-шнур, музыкант получал возможность разделить сигнал отдльно от каждого звукоснимателя и, использовать, например, два усилителя.
Ещу на Рикенбеккер стали ставить двойной анкер (с учётом сквозного грифа).
Пик успеха Рикенбеккера пришёлся на 70-е, когда он стал едва ли не одним из символов эпохи.
Его привечали все — от глэм-рокеров из группы Дэвида Боуи до Гизера Батлера из «Black Sabbath» и Роджера Гловера из «Deep Purple». Тогда же появились первые Рик-фанаты, играющие только (или почти только) на нём из числа исполнителей арт-рока. Самые известные – уже упомянутый Крис Сквайр из «Yes» и Гедди Ли из «Rush». Самое смешное, что многие панки, появившиеся в 76-77 годах как реакция с какой-то степени и на арт-рок, играли на Рикене. Например, Глен Мэтлок, первый басист «Sex Pistols», “The Jam”, »The Undertones’’, “The Adverts”.
В 70-е начались эксперименты с формой баса. Взяв за основу классические формы гитар Рикенбекер, компания произвела модель серии 3000. Этот бас имел более «гитарную» форму корпуса, два нерегулируемых по высоте звукоснимателя и гриф на болтах. Стоил такой бас дешевле модели 4001, но большой популярности не обрёл. Хотя и у него есть свои адепты, например Мани из «Stone Roses» и «Primal Scream».
Звучание у такого баса низкое и тягучее.
С 1977 по 1984 год выпускалась модель 4002. Его отличие от 4001 — бриджевый датчик не спрятан под крышкой и не регулируется, так же как на 3000 серии.
В конце концов, в 79-м году появилась вторая классическая модель баса Rickenbacker — 4003. Его единственное принципиальное отличие от 4001 — это отсутствие ореховой «бурундучьей» полосы на грифе и корпусе и один анкер. А остальное так же — кленовый корпус и гриф, накладка из ореха, два звучка, четыре ручки. свитч и т.п.
Позднее в 80-е была ещё серия 2000, в чём-то повторяющая 3000 и столь же непопулярная из-за банального внешнего вида.
В 90-е уже пошли изыски — пятиструнный 4005 и восьмиструнный 4008.
Фактически у Рикенбекера 3 именных модели, сделанных под конкретных басистов.
Это модель Пола Маккартни — левосторонний или правосторонний бас с перевёрнутой вверх ногами лапкой грифа и накладкой с надписью » Rickenbacker «, а также звучками типа «тостер». История грифа довольно забавна. Когда на фирме решили сделать презент Полу, то вдруг осознали, что выточить гриф в зеркальном варианте под левую руку невозможно — оборудование не позволяет. В итоге из этой ситуации вышли сс слоновьим изяществом — стандартный гриф перевернули вверх ногами, на него наклеили элементы корпуса и сказали, что так и было.
Вторая модель — это модель Криса Сквайра из «Yes». Крис — мужик двук метров ростом с ручищами как и плотника. Играть ему было не очень удобно, и он обточил края «рогов» и корпуса баса, немного их сузив. а чтобы обтачивание не было заметно, корпус был покрашен в нежно-сливочный цвет. Именная модель тоже с более обтекаемой формой.
Ну и наконец Рикенбеккер 4004 — личный бас Лемми из «Motorhead» с 4-мя звукоснимателями, накладками из красного дерева, инкрустацией и обозначением ладов в виде звёздочек. Короче, всё по богатому».
Большое спасибо за статью, интересно! Обзоров тоже буду с нетерпением ждать!
С 1977 по 1984 год выпускалась модель 4002. Его отличие от 4001 — нековый датчик не спрятан под крышкой и не регулируется, так же как на 3000 серии.
Спасибо, познавательно.
P.S. Рик не хочу, почему-то.
если картинками разбавить стену текста — то будет совсем хорошо)
за обзор респект. Не знаю уж почему, но у меня звук Рикенбаккера всегда ассоциировался с мелодией из фильма «Служебный роман» -такая «картошка». Весьма специфический звук.
Честно говоря, ничего общего.
Звук Рикена — это Металлика Seek & Destroy
Ну или классический пример — Дип Пёпл «Smoke On The Water»
Почему-то мне вспомнился onlydead.
romk, может, имеет смысл просто один раз на нем поиграть?
я могу ошибаться. Но вот послушай The Beаtles — Penny Lane. Разве это не он?
Источник
Схема бас гитары рикенбекер
Native Instruments — Scarbee Rickenbacker Bass v1.2.0 (KONTAKT)
Издатель: Native Instruments
Сайт: native-instruments.com/en/products/komplete/guitar/scarbee-rickenbacker-bass/
Формат: KONTAKT
Качество: 24 bit 44.1 kHz stereo
Размер: 6.75 GB
Настоящая рок-легенда! Культовые, панчёвые средние частоты и потрясающая мощь Rickenbacker® 4003 впервые запечатлены в программном обеспечении, официально одобренном Rickenbacker®.
SCARBEE RICKENBACKER® BASS впервые передает безошибочный звук Rickenbacker® 4003 в программном обеспечении. RICKENBACKER® BASS — это первый программный инструмент, официально одобренный Rickenbacker®, обеспечивающий мясистые низкие частоты и четкие средние, которые сформировали историю рока и поп-музыки. Кропотливо сэмплированный Томасом Скарби, идеальный для дисторшна и первый бас SCARBEE, на котором можно играть медиатором, RICKENBACKER® BASS передает весь характер и универсальность оригинала в ультра-гибком, полностью аутентичном инструменте KONTAKT.
Для создания SCARBEE RICKENBACKER® BASS, Rickenbacker® 4003 со струнами Rotosound из нержавеющей стали был записан прямо в Pro Tools с использованием кабелей Mogami премиум-класса и предусилителя Metric Halo LIO-8, гарантируя, что каждый нюанс этого легендарного баса передается в первозданном качестве.
Медиаторные артикуляции, впервые доступные в SCARBEE, обеспечивают четкое звучание, которое можно было услышать на бесчисленных рок- и поп-записях с 60-х годов. Избегая встроенной системы подавления приглушения Rickenbacker®, артикуляции с приглушением ладонью были созданы при расположении медиатора над бриджем, что обеспечивает реалистичность истинного исполнения. Между звукоснимателями воспроизводились открытые артикуляции, и обе были записаны с использованием уникального стереовыхода Rick-O-Sound для классического тона Rickenbacker®.
Уникальная цепочка эффектов KONTAKT добавит последний компонент к этому инструменту Rickenbacker® с недавно реализованным усилителем Jump от GUITAR RIG для максимальной гибкости, а также ленточным сатуратором, эквалайзером и компрессором из SOLID MIX SERIES профессиональных студийных эффектов.
SCARBEE RICKENBACKER® BASS основан на Rickenbacker® 4003, выпущенном в 1980 году в качестве преемника модели 4001, которая постоянно использовалась с 1960 года. Уже известная как «микс ситтер» на фоне гитарной стены, 4003 значительно улучшил качество звучания. Басовая характеристика звукоснимателя 4001 обеспечивает сбалансированную тональную характеристику, которой он прославился. Четкий, громовой звук этих басов был увековечен на некоторых из самых успешных рок- и поп-альбомов в истории, и теперь он у вас под рукой.
Томас Скарбай — уважаемый басист, чей бренд звукового дизайна стал синонимом качества и играбельности. Его сэмплированные инструменты стали выбором ведущих продюсеров и музыкантов по всему миру. Чтобы помочь создать этот Rickenbacker ™ инструмент, Томас снова привлек Нильса Либерга — того же мастера скриптов, что и SCARBEE FUNK GUITARIST, ALICIA’S KEYS и SCARBEE MM BASS.
Скарби и Native Instruments выпустили многочисленные библиотеки инструментов для ведущего в отрасли сэмплера KONTAKT и бесплатного KONTAKT PLAYER. Благодаря известной точности и детализации SCARBEE продюсеры могут рассчитывать на линейку инструментов премиум-класса во всем музыкальном спектре.
Источник
Native Instruments — Scarbee Rickenbacker Bass v1.2.0 (KONTAKT) — сэмплы бас-гитары Kontakt
Native Instruments — Scarbee Rickenbacker Bass v1.2.0 (KONTAKT)
Издатель: Native Instruments
Сайт: native-instruments.com/en/products/komplete/guitar/scarbee-rickenbacker-bass/
Формат: KONTAKT
Качество: 24 bit 44.1 kHz stereo
Размер: 6.75 GB
Настоящая рок-легенда! Культовые, панчёвые средние частоты и потрясающая мощь Rickenbacker® 4003 впервые запечатлены в программном обеспечении, официально одобренном Rickenbacker®.
SCARBEE RICKENBACKER® BASS впервые передает безошибочный звук Rickenbacker® 4003 в программном обеспечении. RICKENBACKER® BASS — это первый программный инструмент, официально одобренный Rickenbacker®, обеспечивающий мясистые низкие частоты и четкие средние, которые сформировали историю рока и поп-музыки. Кропотливо сэмплированный Томасом Скарби, идеальный для дисторшна и первый бас SCARBEE, на котором можно играть медиатором, RICKENBACKER® BASS передает весь характер и универсальность оригинала в ультра-гибком, полностью аутентичном инструменте KONTAKT.
Для создания SCARBEE RICKENBACKER® BASS, Rickenbacker® 4003 со струнами Rotosound из нержавеющей стали был записан прямо в Pro Tools с использованием кабелей Mogami премиум-класса и предусилителя Metric Halo LIO-8, гарантируя, что каждый нюанс этого легендарного баса передается в первозданном качестве.
Медиаторные артикуляции, впервые доступные в SCARBEE, обеспечивают четкое звучание, которое можно было услышать на бесчисленных рок- и поп-записях с 60-х годов. Избегая встроенной системы подавления приглушения Rickenbacker®, артикуляции с приглушением ладонью были созданы при расположении медиатора над бриджем, что обеспечивает реалистичность истинного исполнения. Между звукоснимателями воспроизводились открытые артикуляции, и обе были записаны с использованием уникального стереовыхода Rick-O-Sound для классического тона Rickenbacker®.
Уникальная цепочка эффектов KONTAKT добавит последний компонент к этому инструменту Rickenbacker® с недавно реализованным усилителем Jump от GUITAR RIG для максимальной гибкости, а также ленточным сатуратором, эквалайзером и компрессором из SOLID MIX SERIES профессиональных студийных эффектов.
SCARBEE RICKENBACKER® BASS основан на Rickenbacker® 4003, выпущенном в 1980 году в качестве преемника модели 4001, которая постоянно использовалась с 1960 года. Уже известная как «микс ситтер» на фоне гитарной стены, 4003 значительно улучшил качество звучания. Басовая характеристика звукоснимателя 4001 обеспечивает сбалансированную тональную характеристику, которой он прославился. Четкий, громовой звук этих басов был увековечен на некоторых из самых успешных рок- и поп-альбомов в истории, и теперь он у вас под рукой.
Томас Скарбай — уважаемый басист, чей бренд звукового дизайна стал синонимом качества и играбельности. Его сэмплированные инструменты стали выбором ведущих продюсеров и музыкантов по всему миру. Чтобы помочь создать этот Rickenbacker ™ инструмент, Томас снова привлек Нильса Либерга — того же мастера скриптов, что и SCARBEE FUNK GUITARIST, ALICIA’S KEYS и SCARBEE MM BASS.
Скарби и Native Instruments выпустили многочисленные библиотеки инструментов для ведущего в отрасли сэмплера KONTAKT и бесплатного KONTAKT PLAYER. Благодаря известной точности и детализации SCARBEE продюсеры могут рассчитывать на линейку инструментов премиум-класса во всем музыкальном спектре.
Источник