Схема di box для гитары

Лаборатория звуковой техники

музыкант, инженер, звукорежиссёр — всё в двух лицах!

Ламповый ди-бокс на базе SRPP каскада: ещё одна конструкция из «универсальных плат».

Для начала поясню, что такое ди-бок (di-box, direct box). Этим словосочетанием, которое можно было бы перевести как «соединитальная коробка» обычно называют сравнительно простое согласующее устройство, применяемое в профессиональной аудиотехнике. Основная задача ди-бокса — это преобразование небалансного сигнала в балансный для передачи его по длинной помехоустойчивой линии. Например, чтобы подать сигнал с выхода полуаккустической гитары или синтезатора через мультикор к микшерскому пульту без помех и потерь. Вторая функция базовая ди-бокса, которая, тем не менее, есть далеко не во всех модификациях — это гальваническая развязка.

Существует множество разных схем для выполнения описанной выше задачи. Наиболее распространены схемы на операционных усилителях — «активные» — без трансформатора (эти не обеспечивают гальванической развязки), либо «пассивные» — состоящие из одного трансформатора. Последние обеспечивают гальваниечскую развязку, но зачастую, ощутимо ослабляют сигнал, особенно от источников с высокоомным выходом. Поэтому «идеальный» ди-бокс — это тот, в котором перед трансформатором стоит предварительный усилитель.

Именно такой мы и попытались создать. В качестве предусилителя — SRPP-каскад — схема, позволяющая «выжать максимум» из лампы по мощности при относительно невысоких искажениях. То, что нам нужно. К выходу его через разделительный конденсатор мы подключим трансформатор.

Читайте также:  Дворжак опера русалка ноты

Трансформатор желательно использовтаь специальный, «аудио». Аудиотрансформаторы должны обладать определёнными характеристиками (полное сопротивление — около 600 Ом, коэффициент трансформации близок к 1, высокая индуктивность, хорошее экранирование и т.д,) для достижения достаточного качества звука. Такие трансформаторы, как правило, очень дорогие.

Поэтому в данной конструкции, которая — по-сути — является пробной (хотя и вполне работоспособной) мы решили пойти другим путём и применить трансформаторы Российского производства, которые с некоторой натяжкой можно считать аудиотрансформаторами (они предназначены для использования в телефонных линиях и трансляции): ТОТ-94 и ТОТ-63. В виду их технических характеристик и — как следствие — особенностей звучания применять их в студийной технике, создающейся для максимально качественной и неизменной передачи сигнала, мы бы не стали. С другой стороны, в устройствах создания спецэффектов для получения определённого звучания можно использовать именно такую схему.

Например, она будет полезна с солирующими инструментами, вроде полуакустической или электрогитары, электрооргана, скрипки с магнитным звукоснимателем.

Описывать далее структуру и принцип работы схемы не будем, поскольку этой заметкой мы хотим более познакомить вас с процессом сборки, к чему и перейдём.

Итак, берём плату. Для удобства сборки лучше закрепить её «на весу».

Детали будем вставлять и паять в порядке увеличения их размера, поскольку если делать наоборот — есть вероятность, что более крупные детали будут мешать установке более мелких. Поэтому начинаем с резисторов. Рекомендуемые номиналы указаны на плате и в схеме, хотя, при необходимости (например, при использовании более высокого напряжения питания или другого типа лампы) можно подобрать другие номиналы.

Затем вставим разъёмы. Разводка платы предусматривает установку четырёхконтактных штырьковых разъёмов с защёлкой. Если со входным разъёмом всё понятно — 4 контактных площадки, то для выхода разведено 5 площадок. Это сделано для различных способов получения выходного сигнала.

Рассмотрим подробнее варианты.

1. квазибалансный сигнал получен с крайних точек обмотки трансформатора, ноль общий для входа и выхода и является минусом питания.
Располагать разъём на плате и соединять с проводниками следует так, как показано на изображении с разводкой платы (layout)

Просим обратить внимание: недалеко от посадочного места трансформатора есть контактная площадка, которая помечена как «to gnd». Её необходимо соединить гибкой перемычкой с сигнальным нулём и минусом питания! В зависимости от того, каким образом организуется общи ноль — «звездой» с местом соединения на корпусе, либо на плате, другой конец перемычки соединяется так, как показано на одном из рисунков выше.

Теперь обратим внимание на два посадочных места, обозначенных как резисторы. Их назначение — создание «виртуальной средней точки» нити накала лампы, чтобы связать её с общим сигнальным нулём схемы или неким «подтягивающим» потенциалом. Это, в свою очередь, в некоторых случаях необходимо для снижения фона. Чтобы понять, необходима ли вам эта цепь — рекомендуем более подробно ознакомиться с принципом работы ламповых усилительных каскадов или, как минимум, выяснить это экспериментально. Резисторы должны быть номиналом 470 Ом — 1кОм и мощностью не менее 0,25Вт.

В последнюю очередь на схеме монтируются самые крупные детали — панель под лампу и выходной трансформатор.

Ещё одна интересная деталь. Первичная обмотка трансформатора с разделительным конденсатором образуют колебательный контур, который может входить в резонанс в определённом частотном диапазоне, что будет выражаться в ощутимых на слух искажениях (чрезмерном усилении определённой полосы частот). Чтоб снизить его добротность, первичную обмотку можно зашунтировать резисторов в 1кОм либо конденсатором 0,01мкФ. Элемент и его значения подбираются экспериментально, в зависимости от характера звучания схемы, который, в свою очередь, как раз определяется значением ёмкости конденсатора на выходе и индуктивностью обмоток трансформатора.

Макетная область в районе места установки трансформатора и конденсатора, имеющая соединения со всеми выходными точками схемы, позволяет установить нужную деталь без изменения топологии платы (читай: без навесного монтажа и прочих «соплей»).

Готовое устройство будет выглядеть таким образом.

Останется лишь подать анодное питание на точку +, минус соединить на общий с сигнальным нулём провод, и — конечно же — вход на in, выход с out.

А вот и вариант собранного устройства. Питается оно от

12В, в корпусе помимо платы предусилителя расположен стабилизатор на 48В (опять же, сделанной на плате из нашего набора), который в данном случае используется для анодного питания. Для получения 6В для накала использовал выпрямитель и простейший стабилизатор L7806.

Источник

Академия Гитарной Электроники: Di-box — Академия Гитарной Электроники

  • Академия Гитарной Электроники
  • >Преампы, Примочки
  • >Транзисторные
  • Правила форума
  • Просмотр новых публикаций

Di-box

#1 strong

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 34
  • Регистрация: 18 October 09

Я наверно валенаг.. Ничерта не понимаю 🙁

Вот схемы, примитивные схемы, первая повторитель, вторая неинвертирующий усилитель.

Нужно для согласования гитары и компа.

Собрал сначала повторитель, сигнал очень слабый.
Добавил два резистора — вообще потухла схема, только фон и все..

По идее ку=1+36/10 = 4,6
Вроде норм ку.. хотя хз, но думаю больше делать не надо.

Уже пробовал и убрать выходной кондер, ничего хорошего — ужасный свистописк, похожий на самовозбуждение (это у второй схемы, у первой просто ноль реакции)

тут больше нечему ломаться.. Операционник другой вставлял, монтаж 8 раз проверил.

Сообщение отредактировал strong: 25 October 2009 — 19:28

#2 faust_dark

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 253
  • Регистрация: 06 April 09

Фтыкаем http://guitar-gear.r. _staty.php?id=6 (даже на сторонний ресурс отправлять не пришлось)

Когда сам разберешься — стопудово запомнишь. Намекну: как быть если однополярное питание.

#3 Гость_mogaed_*

#4 Маклауд

  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 3964
  • Регистрация: 04 April 09

#5 Reystlin

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 2537
  • Регистрация: 02 April 09

Прикрепленные файлы

  • Di_2.rar(8.81К)
    Количество загрузок:936

#6 WolFer

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 685
  • Регистрация: 08 October 09

Reystlin (26.10.2009, 20:20) писал:

и как тебе результат? можно ли ещё схему спикерсима?

по печатке:
вход как понимаю слева на печатке?
и отверстие ниже отверстия «-» — земля?

#7 Reystlin

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 2537
  • Регистрация: 02 April 09

#8 WolFer

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 685
  • Регистрация: 08 October 09

#9 Reystlin

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 2537
  • Регистрация: 02 April 09

#10 strong

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 34
  • Регистрация: 18 October 09

На днях буду делать.. а то только вчера на права сдал))

Reystlin, спасибо за печатку, только не понял предназначение конденсатора на 5pF o_O

Сообщение отредактировал strong: 27 October 2009 — 08:35

#11 Reystlin

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 2537
  • Регистрация: 02 April 09

#12 strong

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 34
  • Регистрация: 18 October 09

Добрый всем вечер.. решил докучи собрать микрофонный усилитель еще..
Нашел схемку интересную — http://artsoundpro.ru/node/8

Вообщем возникли небольшие вопросы.

— Лучше все же делать двухполярное питание или полпитания? Если нужно, лучше двухполярку сделаю.. охото максимальное качество.
— Я же могу параллельно соеденить два операционника по питанию? между ними фильтры/развязки ставить не нужно?

Я хотел в одном корпусе сделать дибокс и микрофонник, каждый пустить на канал звуковухи, так что кроме питания ничего общего у них не планируется.

И еще.. Хотел бы сделать все в мелком корпусе. на блок питания будет примерно 3см в высоту, 4см ширина, 5 длинна.. ну примерно так..
Думал сделать таройд и собрать импульсник. стоит ли заморачиваться.. может проще найти китайский трансформатор и сдлеать норм блок прям в коробке на розетке?

Если буду делать с обычным трансом, наверно, сделаю стабилизацию как в схеме микрофонного усилителя по ссылке.

Сообщение отредактировал strong: 01 November 2009 — 20:43

#13 Graff

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3099
  • Регистрация: 06 April 09

strong (1.11.2009, 22:42) писал:

strong (1.11.2009, 22:42) писал:

Внемли Креведу, вестнику Всемогушего, гласу Ктулху истинного.

#14 strong

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 34
  • Регистрация: 18 October 09

Да, корпус с вилкой..

Вот нашел интересную инфу на просторах инета

Все же вопрос про двухполярку и полпитание остается открытый(
Китайский транс 2×15 хз даж де искать, хотя 1×15 не проблема.. может двухполярку по +-7,5v?

Или проще поставить полпиталова, ибо разницы не замечу?

UDP2: А в микрофоннике, в обратной связи, линейный паеременник лучше юзать?

Сообщение отредактировал strong: 01 November 2009 — 22:19

#15 faust_dark

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 253
  • Регистрация: 06 April 09

#16 strong

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 34
  • Регистрация: 18 October 09

#17 faust_dark

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 253
  • Регистрация: 06 April 09

strong (2.11.2009, 10:05) писал:

#18 strong

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 34
  • Регистрация: 18 October 09

faust_dark (3.11.2009, 0:41) писал:

#19 faust_dark

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 253
  • Регистрация: 06 April 09

strong (2.11.2009, 22:45) писал:

#20 strong

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 34
  • Регистрация: 18 October 09

Да, это тож не хорошо.. Приношу извенения за офтоп.

И по теме — спикерсим думаю будет лишним? Раз к компу цепляю там и поправлю частоту эквалайзером..

#21 faust_dark

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 253
  • Регистрация: 06 April 09

strong (2.11.2009, 23:05) писал:

Да, это тож не хорошо.. Приношу извенения за офтоп.

И по теме — спикерсим думаю будет лишним? Раз к компу цепляю там и поправлю частоту эквалайзером..

#22 strong

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 34
  • Регистрация: 18 October 09

faust_dark (3.11.2009, 1:09) писал:

Хм, странно, думал в параметрическом эквалайзере поппавить картинку будет намного лучше..
Нипанятна.



вот пример звука (гитара -> девайс -> линейный вход -> гитарриг) sixpounder.mp3 (242.09К)
Количество загрузок:648

Торопился, одна дарожка скасячилась(

Тут только компрессирование.
Эквализацию не делал.

Кстати, вот с фоном хз что.. даже когда нет питания — фонит.. я думаю проблема в китайском шнурке от наушников, который соеденяет комп и девайс. Питание от отдельного комп блока питания.

Сообщение отредактировал strong: 04 November 2009 — 11:42

#23 Seemann

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 2217
  • Регистрация: 06 April 09

#24 strong

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 34
  • Регистрация: 18 October 09

Ну весь песок убирается эквалайзером.

Сейчас попробую еще чтонть писануть.

нда.. песок немного есть.. хз от чего.. вроде как нааборот должно быть))

Вообщем вот, первая часть без дибокса, потом ритм и соло с дибоксом.

Прикрепленные файлы

  • di_box.mp3(1.59МБ)
    Количество загрузок:706

Сообщение отредактировал strong: 04 November 2009 — 13:14

Источник

Оцените статью