Схема для гитары с 2 хамбакерами

Распайка звукоснимателей (H)

Итак, приходит время, и тебе, мой дорогой друг-гитарист, хочется внести чего-то новое в звучание своего инструмента. И если усилок уже подобран, примочки любимые найдены, на очереди скорей всего будут стоять звукосниматели. А их просто так перетыкиванием не поменяешь, придется паять. В интернете, конечно, есть множество схем распайки для различных гитар, но я все равно решил написать эту небольшую серию статей, в которой расскажу о самых основах пайки гитарной электроники. Поэтому, я надеюсь, после прочтения этих статей, вы не только будете следовать уже готовым схемам, но и сможете разработать и свою схему распайки под свои нужды. В первой части начнем с самого простого — это схема подключения одного хамбакера с ручкой громкости и тона.

Данная схема является достаточно популярной среди гитаристов, потому что многие нековым датчиком не пользуются вообще. Для начала нужно кое-что уяснить. На вход усилителя подается напряжение, которое в дальнейшем усиливается и подается на динамик. В результате чего мы и слышим звук. Напряжение создается между двумя контактами: земля и сигнальный контакт. На гитарном джеке это соответственно круглая часть и наконечник.

Если напряжение между сигнальным контактом и землей будет равно нулю, то динамик не будет издавать ни звука. То есть будет просто тишина.

Разводка хамбакера

Хамбакер — это две катушки из проволоки, которые намотаны в противофазе, то есть, грубо говоря, в разные стороны. Края этих катушек соединяются с проводами. Таким образом имеем по 2 провода с каждой катушки (начало и конец обмотки) и еще один провод — экран или оплетка.

Катушки называют «северной» и «южной» в зависимости от их полярности. Чтобы не путать провода, производители делают их разных цветов. Но к сожалению единого цветового стандарта нет, поэтому один и тот же цвет у разных производителей может обозначать разный провод.

На рисунке изображена классическая схема распайки хамбакера. Помимо нее существует еще несколько схем. Самая популярная это схема с отсечкой, когда одна из катушек отключается от цепи и хамбакер работает как сингл. Как сделать отсечку читайте в этой статье. Также можно подключать катушки параллельно и в противофазе. В рамках данных статей они рассматриваться не будут.

Если из хамбакера выходят только два провода, значит производитель уже подсуетился за вас и два других спаял вместе внутри корпуса. Наружу выходят лишь North Start и South Start. Это конечно надежнее, но менее функционально. Например, отсечку сделать уже не получится.

Распайка хамбакера с регулятором громкости

Теперь переходим непосредственно к схеме пайки нашего хамбакера в гитару. Как видим у нас есть 2 провода: сигнальный и земля. По сути их уже можно припаять к джеку и все будет работать. Но, если мы хотим чтоб было все по-человечески, то есть хотя бы с регулятором громкости, то нужно разобраться с потенциометрами. Итак, что он из себя представляет:

Стандартный потенциометр имеет 3 выхода. Два крайних из них связаны резистивной полосой, а средний по этой полосе движется. Таким образом, если мы подпаяем сигнальный провод к левому контакту, а землю к правому, предварительно припаяв его к корпусу потенциометра, то на средний контакт будет поступать полный выход сигнала. В зависимости от положения ручки он будет либо увеличиваться, либо уменьшаться. Продемонстрируем все вышесказанное на диаграмме ниже.

Распайка хамбакера с регулятором громкости и регулятором тона

Теперь в нашу нехитрую схему добавим регулятор тона. Лично я им не пользуюсь, но может кому-то он и нужен. Ручка тона работает иначе, чем регулятор громкости. В цепи будем использовать конденсатор.

Чтобы добавить регулятор тона в цепь, соединим вход потенциометра громкости с одним из крайних контактов потенциометра тона. Затем между средним контактом тона и землей впаиваем наш конденсатор. Третий контакт не используется. Таким образом, при кручении ручки тона в ноль, большая часть сигнала начинает проходить через конденсатор, где фильтруются высокие частоты и убираются на землю

Вот, в общем-то и все. Как видите схемы до безобразия простые и, я думаю, общий принцип понятен. В следующей статье попробуем добавить в нашу схему еще звукосниматель и сделаем переключение между ними с помощью трех-позиционного переключателя.

Источник

Распайка звукоснимателей (H+H)

В прошлой статье мы рассмотрели общую разводку хамбакера и научились паять его по схеме один звучок + ручка громкости + ручка тона. Теперь пришло время немного усложнить задачу и к уже имеющемуся у нас бриджевому хамбакеру добавить нековый. Ну и естественно сделать переключение между ними посредством трех-позиционного переключателя.

Сделаем три режима работы:

  • бриджевый хамбакер;
  • оба датчика;
  • нековый хамбакер.

В общем-то схема очень популярна в наше время. И я думаю информация в данной статье вам обязательно пригодится. Начнем с варианта с одной ручкой громкости на оба звучка.

Трехпозиционный переключатель

Рассмотрим работу трех-позиционного переключателя. В гитарах они бывают двух видов:

  • ползункового типа;
  • лопастного типа.

Ползунковый переключатель

Используется в основном в стратоподобных гитарах. Имеет 2 пары контактов по 4 штуки. На каждую пару имеется как бы свой отдельный переключатель. Поэтому его называют двух-полюсным. Чтобы осуществить переключение между датчиками следуем диаграмме, представленной на рисунке:

Припаиваем средние и крайние контакты к ручке громкости, а провода со звукоснимателей пускаем на входы переключателя, как на рисунке. Таким образом, при повороте ручки переключателя в среднее положение, замкнутся оба средних контакта, в левое положение замкнется только бриджевый контакт, а в правое — только нековый.

Рычажковый переключатель

Переключатели данного типа встречаются в гитарах Гибсон Лес Пол. Схематически переключатель можно представить следующим образом:

По картинке видно, что весь переключатель можно представить как 2 парных вкл-выкл переключателя. В позиции 1 замкнут только контакт А, в позиции 2 оба контакта, а в позиции 3 только контакт В. Таким образом, в левом положении будет работать нековый датчик, в среднем — оба, а в правом бриджевый. Чтобы получить необходимые положения нек-бридж, просто подпаиваем выходы с датчиков на нужные контакты переключателя А и В, а контакты 1 и 2 подпаять к выходному джеку или к ручкам громкости, в зависимости от варианта вашей схемы.

Схема распайки двух хамбакеров

Ниже показана схема пайки звукоснимателей с трех-позиционным ползунковым переключателем, одной ручкой громкости и тона. Принцип работы такой: сигнал с каждого датчика сразу кидаем на вход переключателя. Далее с его выхода сигнал подаем на ручку громкости через ручку тона. С громкости сигнал поступает на джек.

Теперь рассмотрим схему с двумя громкостями и одним общим тоном. На этот раз переключатель используем рычажковый. Принцип работы следующий: сигнал с каждого датчика сперва пускаем на свои ручки громкости. Далее выход с потенциометров громкости кидаем на входы переключателя. Ну а выходы с него пропускаем через ручку тона и отправляем на джек.

И вот еще 2 популярных варианта распайки звучков мы рассмотрели в этой статье. Еще раз повторюсь, что это всего лишь варианты подключения, демонстрируя которые, я хотел показать принцип распайки звукоснимателей. Все зависит от ваших нужд, вы в праве вносить коррективы.

В следующей статье рассмотрим подключение трех датчиков по еще одной популярной схеме хамбакер + сингл + сингл, ну или хамбакер + сингл + хамбакер, отличий здесь практически нет.

Источник

Устройства >Вариант схемы распайки звукоснимателей для гитары с двумя хамбакерами

Если ваша гитара оборудована двумя хамбакерами , возможно, вам подойдет такая схема. Лично я предпочитаю именно ее, потому что с ее помощью гитара буквально преображается. Схема подходит для всех гитар H/H с трехпозиционным переключателем типа Fender и ручками регулировки громкости и тона. Это, например, телекастеры, стратокастеры, гитары Hamer, Yamaha и т.п. Также ее можно применить к гитарам H/H с трехпозиционным переключателем типа Gibson, например, Les Paul и SG.

Большинство гитар Н/Н (то есть гитар с хамбакерами в бриджевой и в нэковой позиции и без среднего звукоснимателя) предполагают схему типа Les Paul с трехпозиционным переключателем:

• Позиция 1: активен бриджевой хамбакер.

• Позиция 2: активны бриджевой и нэковый хамбакер.

• Позиция 3: активен нэковый хамбакер.

Такой вариант вполне достаточен для многих музыкантов, но всегда находится кто-то, кому хотелось бы чего-то большего. Эта идея не нова. PRS, Kramer и ESP уже много лет пользуются ей. Это просто еще один способ выжать из гитары Н/Н еще больше.

Что вам потребуется для распайки звукоснимателей?

Как уже упоминалось выше, вам потребуется гитара Н/Н с ручками регулировки громкости и тона и переключателем типа Fender. Оба хамбакера должны быть четырехпроводниковыми, потому что только так можно обеспечить возможность независимого доступа к обеим катушкам каждого из них.

Если на вашей гитаре установлены винтажные хамбакеры с двумя проводниками соответственно, замените или самостоятельно переделайте их в четырехпроводниковые. (Если вы точно не знаете, как это делать, отдайте гитару мастеру во избежание повреждения звукоснимателей.) Если ваш хамбакер имеет металлический корпус, предварительно снимите его. Эта задача тоже не из простых. Она требует определенного навыка и подходящих инструментов.

Кроме того, надо будет заменить трехпозиционный переключатель на пятипозиционный с четырьмя ступенями коммутации вместо стандартных двух. Их часто называют «суперпереключатели» («super switches»). Из известных можно назвать, например, Fender #0992251000.

Многие хамбакеры в разделенном режиме (split mode) лишь отдаленно напоминают звучание синглов, но это все-таки лучше, чем ничего.

Такие производители, как Eyb и Schaller, также предлагают подобные переключатели. (Странно то, что, несмотря на явный спрос на трехпозиционные суперпереключатели, они производятся только в пятипозиционном варианте.)

Какой переключатель вы в итоге приобретете — решать вам. Мне больше нравятся варианты типа Fender, потому что они позволяют видеть все, что происходит внутри, а это значительно облегчает задачу. С другой стороны, они больше по размеру, поэтому для каких-то гитар лучше подойдут переключатели типа Eyb и Schaller. (Перед покупкой обязательно проверьте размер соответствующей полости в корпусе вашей гитары.) Для переключателя Fender потребуется полость размером не меньше 21 мм. Я обычно рекомендую 25 мм, чтобы избежать проблем при спаивании клемм.

Что вы получаете в результате?

Такая схема предполагает традиционные комбинации звукоснимателей плюс две дополнительные, которые получаются за счет разделения катушек хамбакеров:

• Позиция 1: активен бриджевой хамбакер.

• Позиция 2: активна только внутренняя катушка бриджевого хамбакера.

• Позиция 3: активны бриджевой и нэковый хамбакер.

• Позиция 4: активна только внутренняя катушка нэкового хамбакера.

• Позиция 5: активен нэковый хамбакер.

Многие хамбакеры в разделенном режиме (split mode) лишь отдаленно напоминают звучание синглов, но это все-таки лучше, чем ничего.

Спайка звукоснимателей

Заменив трехпозиционный переключатель на пятипозиционный, приступайте к спайке. Схема изображена на Рис. 1 . (Имейте в виду, что на этом рисунке изображена схема от Seymour Duncan с соответствующим цветовым кодом, а цветовой код других производителей может значительно отличаться.)

В данном случае в разделенном режиме активны внутренние катушки хамбакеров, но вы можете сделать так, чтобы активными были внешние катушки. Для этого нужно перенести всего один контакт. Испробуйте оба варианта и решите, что подходит именно вам. Можно даже добавить мини-переключатель, чтобы иметь обе возможности. (Лично я считаю, что это не так уж важно.) Помните, что когда вы заземляете одну катушку, хамбакер превращается в «настоящий» сингл, что может привести к возникновению шумов.

Вот и все на сегодня. Удачи!

Спасибо за интересный материал! Хотелось бы видеть и другие схемы распайки звукоснимателей электрогитары. Я Вам на почту выслал свои наброски, если есть желание, можете опубликовать))

У меня с самой покупки такая распайка звукоснимателей. Гитара Ibanez.

Автор, спасибо Вам огромное за подробный и ценный материал. Установил на свою старенькую гитарку пятипозиционный переключатель, распайка оказалась совсем несложной для понимания.

Источник

Оцените статью