Схема эквалайзера для бас гитары

Сделай сам

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Михаил Южаков
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 14 января 2020 г.

А ктивный эквалайзер для бас-гитары. Содержит три полосы:

  • 0 – 120 Гц
  • 120Гц – 800 Гц
  • 800Гц – 20 кГц

Частоты подбирались на слух.

Обычно подобный эквалайзер ставят на активные бас-гитары в темброблок. Привожу три варианта схемы на часто используемые конфигурации датчиков (рассчитано на обычные пассивные датчики).

Схема с одним хамбакером («пресижн бас»)

Количество ручек придется увеличить до трёх (расфрезеровать полость и продырявить пикгард).

На приведённой схеме DA1.2 – ФНЧ на 120 Гц, DA1.4 – ФВЧ на 800 Гц. Средняя полоса реализуется вычитателем на DA1.3 – имеем идеально плоскую АЧХ в среднем положении ручек.

Потенциометры желательно использовать с пуш-пуллом (редкое сочетание номинала A25k с пуш-пуллом можно найти на АлиЭкспресс). В этом случае вместо выкинутой ручки громкости действует пуш-пулл SW3 (килл-свич). Пуш-пулл SW1 реализует «тру байпасс» датчика на выход – на случай, если села батарейка или вы захотели пассивного звучания. Подключаемый резистор R1 при этом имитирует нагрузку пассивного темброблока. SW2 – вместо регулятора тона (актуально только для пассивного режима).

Вариант для двух синглов («джаз-бас»)

В этом случае по умолчанию имеем параллельно соединение датчиков; выключить тот или другой датчик можно пуш-пуллами. Всё остальное то же самое.

Вариант для двух «независимых» хамбакеров

Здесь, помимо трёх ручек, внедрил еще переключатель от Les Paul для переключения датчиков.

На приведённой ниже схеме собственно эквалайзер включен в канал переднего датчика. В канал заднего датчика включен независимый «псевдоэквалайзер» на DA2.2 – ФВЧ на 120 Гц с дополнительно функцией поднятия верхов с 800 Гц (примерно как если убрать на эквалайзере первую полосу, а вторую и третью приподнять).

Примеры звуков. Писалось в линию, качество не очень хорошее.

Передний датчик на пассиве, через байпасс.

Передний датчик через эквалайзер, первая полоса.

Передний датчик, вторая полоса. Звук более «напористый», как на бриджевом датчике – можно имитировать оный на басу с одним датчиком.

Передний датчик, вторая и третья полосы. Что-то похожее на акустический бас.

Задний датчик как есть.

Задний датчик с включенным частотным корректором. Звук более яркий.

Источник

Бас гитарный звук. Как нарулить конфету на любой площадке! (часть 1)

Если вас в чем-то не устраивает звук вашего баса на концертах, мы расскажем вам, как добиться крутого басового звучания на любой сцене, в любой ситуации. Но для начала разберемся в том, что такое басовый звук и с чем его едят. Получить крутой басовый звук на концерте – это всегда вызов, как для новичка, так и для прошаренного профессионала. Оборудование и техника играют важную роль, так же как и акустика помещения, отражение звука и опыт вашего звукорежиссера. В этой статье я постараюсь объяснить, как все эти важные моменты сочетаются вместе, и дам вам информацию и советы которые помогут вам получить максимально возможный звук на концерте какую бы музыку вы не играли на каком аппарате и на какой концертной площадке.

Усилитель по важности и влиянию на конечный живой звук в списке по важности идет сразу после вашего инструмента. Усилитель, который вы используете (ламповый или транзисторный) и его эквалайзер (графический, параметрический или полочный эквалайзер), выходная мощность, количество и размеры динамиков, тип кабинета, а так же их количество помогут вам понять, какой звук вы сможете получить, выходя на сцену. Многие концертирующие басисты имеют целый набор усилителей, что бы быть готовым к исполнению любой музыки на концерте в любом помещении.

Всегда лучше иметь больший запас мощности, чем вам нужен. Для большинства концертов с участием рок групп (барабаны, и электро гитары) вам необходимо как минимум 300 ватт что бы ваш бас было слышно в зале ( в случае если вы играете без дисторшн или фузз педали) .

Если вы играете что-то потяжелее, вам с натягом хватит 500ватт. Конечно можно играть и на 150 ваттном комбо, но дисторшн от вашей педали съест весь ваш низ и объем и, возможно, убьет ваш комбик. Сохраните маленький комбо для акустических гигов и практики дома. Количество ватт на прямую зависит от минимального сопротивления которое может выдержать усилитель. Чем ниже сопротивление (измеряемое в омах) тем выше мощность. Например Carvin B1500 дает 1900 ватт при 2 омах, 1250 ватт при четырех омах и 700 ватт при 8 омах. В основном отдельные кабинеты рассчитаны на 8 ом, подключив два 8-омных кабинета, мы скинем сопротивление до 4 ом, а при подключении двух 4рех омных кабинета, получим два ома. Только убедитесь перед подключением, что ваш усилитель рассчитан на такое сопротивление.

Басовые усилители имеют разные типы эквалайзеров на борту, а многие сразу несколько типов. Каждый предлагает разные возможности для отстройки звука. Например у Ampeg SVT полочный эквалайзер для настройки низа и верха, трех полосный средне частотный эквалайзер и переключатели-тумблеры bass и treble boost. Полочный эквалайзер чаще всего встречается в регуляторах басов и высоких частот (treble). Этот эквалайзер регулирует уровень всех частот ниже или выше заданной. Такой эквалайзер позволяет быстро изменять тембр звука, но это не самый точный инструмент для работы с проблемными частотами.

Графический эквалайзер принципиально отличается тем, что позволяет вам обрезать или увеличивать определенные заранее заданные частоты. Для каждой частоты свой слайдер, который в центральной позиции не влияет на громкость частоты, передвижение слайдера вниз уменьшает, а вверх – увеличивает громкость частоты. Обычно максимальный ход слайдера от 3 до 6 Дб. Усилки Trace Elliot хорошо известны всем своими графическими эквалайзерами. Еще один важный фактор – добротность Q, по существу, это диапазон настраиваемых частот вокруг основной частоты.

При низкой добротности (маленькое значение Q) эквалайзер затрагивает широкий диапазон частот вокруг центральной, позволяя убавлять или прибавлять широкий спектр частот, а при высокой добротности (большое Q) более узкий, позволяя проводить более тонкую настройку тембра. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. На графических эквалайзерах, чем больше регуляторов, тем больше добротность (уже диапазон регулируемых частот) у каждой полосы. Параметрический эквалайзер самый точный из всех, которые можно найти на басовых усилителях.

Параметрический эквалайзер позволяет произвольно выбирать частоту, которую вы хотите убавить или прибавить, а также отрегулировать добротность (Q). Этот эквалайзер позволяет легко контролировать конкретную частоту, либо, при низкой добротности, проводить более глобальную регулировку тембра. На бас гитарных усилителях вы скорее всего найдете полупараметрический эквалайзер, который дает возможность настройки произвольных частот по громкости с фиксированной добротностью. Такой тип эквалайзера вы встретите почти на всей линейке SWR, например SM 900 – двухканальный усилитель с трехполосным полупараметрическим эквалайзером.

Лампу обычно ценят за винтажный звук, плотный перегруз и натуральную компрессию. Один из самых классических вариантов – Ampeg SVT , 300 ваттная полностью ламповая голова, которая часто используется для громких концертов с кабинетом 8 по 10. Это сочетание дает упругий плотный звук, восемь десятидюймовых динамиков передают полную панораму классического мощного басового звука, а кабинет, размером с холодильник, выдает басы с избытком. Транзисторные усилители известны своим более чистым звуком, быстрым откликом и надежностью.

Транзисторные усилители Gallien Krueger одни из самых известных по качеству звучания среди многих транзисторных моделей. Модель 800RB считается самой популярной головой с начала 80х, несмотря на то что сейчас появились более мощные модели. Серия усилителей RB имеет двойную систему усиления, на борту имеются два отдельных усилителя для низких и высоких частот. Такая конструкция дает улучшенное качество звука и максимальный контроль в каждом частотном диапазоне. Усилитель Fender TB 1200 сочетает в себе две технологии – используя ламповый предусилитель, чтобы греть транзисторную схему самого усилителя.

В усилителе так же используется пассивный эквалайзер, в котором настройки низов, верхов и середины взаимодействуют между собой, создавая более винтажное звучание. Соединение ламповой и транзисторной схемы стало очень популярным среди производителей бас гитарного усиления. Цифровые усилители (в США их называют усилители класса D (digital)) стали преобладать в последние несколько лет. Используя схему SMPS (импульсный блок питания, как в компьютерах) вместо тяжелого трансформатора, стало возможным создавать очень мощные усилители которые почти ничего не весят.

Ashdown Little Giant 1000 при весе всего в 3,5 кг и маленьком размере (уместиться в чехол бас гитары) выдает 1000вт мощности, что становиться очень удобным в туровых условиях. 7-полосный полупараметрический эквалайзер помогает точно отстроить нужное звучание, переключатели Deep, Shape, EQ In/Out дают этой модели еще больше универсальности.

Источник

01 Азбука эквализации гитары

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Тема этого месяца – эквализация (EQ). Я бы сказал, что мы тут открываем банку с червями, хотя, скорее, это больше похоже на контейнер в котором 10 000 банок с червями.

Про эквализацию говорить довольно сложно (не говоря уже про то, чтобы ей обучать), т.к. в этом деле не бывает такого, что было бы правильно на все 100%. Для примера возьмем распространённую мысль о том, что чем меньше эквализации вы используете, тем лучше. Ну, в общем случае, это действительно хороший совет, т.к. если переборщить с EQ, то ваши треки будут звучать искусственно и/или резко. Но что, если эта «искусственность» и «резкость» — это именно то, чего вы добиваетесь?

Что же тогда сказать про великие гитары 60х, которые были смикшированы с раздутыми хай-энд EQ? (тут приходят на ум Beatles и Yarbirds). Или те треки, которые были специально сделаны так, чтобы звучать так замкнуто, как это возможно? (Pink Floyd или PJ Harvey). Или эта мрачная, не встречающаяся в природе эквализация, которую используют Nine Inch Nails или другие нойзеры? В общем, есть бесчисленное множество исключений, подтверждающих правило.

Так что, давайте вместо того, чтобы следовать правилам, посмотрим какие есть варианты. Мы рассмотрим несколько общих техник эквализации, а затем попробуем более радикальные случаи. Но сначала быстрый и поверхностный ликбез по принципам эквализации. (Если вам все это известно, то вы можете быть свободны до следующего месяца, когда мы будем рассматривать более интересные случаи.)

Основной EQ-словарик

Чтобы понять, что такое EQ, загуглите “Equalization” (или “equalisation”, если вы британец) – это именно то слово, от которого произошло сокращение “EQ”. Если же все что вам нужно, это пройтись «по верхам», которые будут достаточны для большинства ситуаций – читаем ниже!

Эквализация означает подстройку конкретных частот в звуке. Например, добавление или убирание высоких или низких частот, или выделение или ослабления каких-то частот в середине.

Частота звука (то насколько он высок или низок) измеряется в Гецах (Гц). Диапазон человеческого слуха – это примерно от 20 Гц до 20 000 Гц (20 кГц). Если же вы уже в летах или фанат Motörhead, или и то, и другое, то ваш верхний порог вероятно много ниже.

Звуки музыки содержат в себе множество отдельных частот. Самая низкая частота такого звука называется основной (основная или главная гармоника). Например, главная гармоника струны E в стандартном строе – это примерно 82 Гц, но тут так же есть обертоны (высшие гармоники), которые звучат много выше основной частоты. Если вы запишите звук нижний струны E, а затем отфильтруете обертона от основной гармоники 82 Гц, то услышите, что звук будет тонкий и скудный, но он не исчезнет.

Если транспонировать ноту на октаву выше, то её частота удвоится, если же на октаву ниже, то частота будет меньше в 2 раза. Например, на частоту 440 Гц мы настраиваем ноту первую струну на пятом ладу, т.е. звучит нота A. Если же мы возьмем ноту A на втором ладу третьей струны G, то получим частоту 220 Гц, а открытая струна A даст нам частоту 110 Гц. На бас-гитаре та же открытая струна A даст нам 55 Гц, что ниже гитарного диапазона. Ну а 17 лад на первой струне даст нам 880 Гц.

Хорошая новость для старых гитаристов с плохим слухом. Частотный диапазон электрогитары начинается примерно от 80 Гц (зависит от такого, как вы настроите свою нижнюю струну) и заканчивается примерно 4,5 кГц — это верхняя частота, которую может передать стандартный гитарный динамик. То есть, у вас могут быть проблемы со слухом, но все равно вы будите воспринимать весь диапазон звучания электрогитары. Однако, частотный диапазон звучания акустической гитары много больше.

Громкость (или амплитуда, если по-научному) измеряется в децибелах (дБ) [Формально, это не совсем так, тему громкости и мощности мы затрагивали в статье «Зависимость мощности от громкости». Прим. CraSS]. Шелест листвы – это примерно 20 дБ, в то время, как рев реактивного самолета может достигать уровня в 150 дБ. Болевой порог человеческого уха – это примерно 130 дБ. Громкие рок-концерты на записи легко его превышают. При микшировании, большинство манипуляций с EQ делаются все лишь на несколько дБ и лишь иногда могут доходить до ± 20 дБ или больше.

Полоса пропускания — это та полоса частот, на которую влияет эквалайзер. У большинства регулировок тона на гитарах и усилителях полоса пропускания довольно широкая. Узкие полосы пропускания иногда называют «зубцами». Полосу пропускания часто обозначают “Q”.

Фильтрация – это процесс удаления определенных частот. Фильтр низких частот (ФНЧ) вырезает высокие частоты, оставляя в звуке только низкие. Фильтр верхних частот (ФВЧ) делает ровно противоположенное – вырезает низ. Полосовой фильтра влияет только на определенный диапазон частот. Полоса этого фильтра определяется его полосой пропускания.

Если эквалайзер позволяет задать определенную частоту, и он имеет определённую полосу пропускания вокруг этой частоты, то говорят, что это параметрический эквалайзер. Если же вы можете выбирать только частоту, но не полосу пропускания (как на многих бас-гитарах с активной регулировкой тона), то он называется квази-параметрический.

Небольшой тест. Теперь, после всего вышесказанного, приведенные ниже выражения должны обрести для вас смысл.

  • «Гитара звучит как-то тускловато. Прибавь 2 дБ на 2,5 кГц?»
  • «Опа! Гитара заводится, когда я стою рядом с мониторами. Можешь чутка подрезать на 1К?»
  • «Тут у нас басист залип. Давай я опущу гитару в A, а ты усилишь 50 Гц? Может никто и не заметит…»

Вот. Теперь вы можете говорить про EQ, как профи.

Эквалайзер в звуковой цепи

Куда же поставить эквалайзер в цепи гитарного звука, чтобы получилась нужная картинка? Стандартные регулировки тона на гитаре – это фильтры низких частот. Тоже самое с регулировкой тона на большинстве педалей дисторшна. Природа регулировок тона на усилителях может меняться от модели к модели, но обычно Treble – это ФНЧ, Bass – это ФВЧ, а Middle – это полосовой фильтр. На многих бас-гитарах есть квази-параметрическая регулировка средних частот, с раздельным усилением/подавлением определенных частот.

Другими словами, регулировки EQ на гитарах, эффектах и усилителях – это широкополосные фильтры, которые «бьют по площадям». В реалиях записи/микширования инструменты эквализации более тонкие и комплексные. То есть, если регулировка тона на гитаре – это топорик мясника, то студийные EQ – это скальпели.

Заточим наши скальпели.

Типичный EQ-плагин

Гитарист, который пишется, может выбрать множество различных, как железных, так и софтовых эквалайзеров. Но практически все это многообразие предлагает схожую базовую функциональность. В этих примерах я использую EQ-плагин из Apple Logic Pro (Фото 1), но в других эквалайзерах вы найдете примерно все тоже самое.

Конкретно этот плагин – это 8ми полосный EQ. Это означает, что у него есть 8 независимых настраиваемых фильтров, хотя обычно столько и не нужно. Посмотрите на три ряда чисел под каждым диапазоном частот, подкрашенным своим цветом. Верхнее число – это активная частота в Герцах. Среднее число – это усиление или ослабление в дБ, а нижнее число обозначает полосу пропускания.

Давайте посмотрим, какой эффект дает эквалайзер на звук записанной гитары с дисторшном. На Примере 1 нет никакой эквализации, просто звук, снятый микрофоном с усилителя.

На Примере 2 я задействовал самый левый диапазон. ФВЧ отрезает все ниже определенной частоты. Тут выставлено значение в 150 Гц. Послушайте, как это утончает звук.

Самый правый диапазон – это ФНЧ, который действует ровно наоборот. Я выставил фильтр так, что он вырезает все, что ниже 1,1 кГц (Фото 3). Это делает звук более темным и тусклым.

Диапазоны 2 и 7 – это обрезные фильтры. Они влияют на все выше или ниже определенной частоты, они могут, как усиливать, так и ослаблять. Усиление низких частот, как на Фото 4, дает эдакий барабанный звук с плотными низами.

Высокочастотный обрезной фильтре (Фото 5) часто используют, что сделать гитарный трек ярче.

Четыре центральных диапазона самые функциональные и мощные. Это полностью параметрические EQ, которые могут усиливать и ослаблять любые частоты на записи с любой полосой пропускания. Установим узкую полосу (Фото 6), это даст нам эдакий похожий на wah-резонанс.

Выставим более широкую полосу пропускания (Фото 7). Это сделает ярче более широкий звуковой диапазон.

И наконец, я выставил полосы EQ так, как это обычно делают для кранчевой гитары (Фото 8).

Что звучит лучше всего? Если слушать отдельно, то, возможно, первый пример, где нет никакой эквализации. Но гитарный трек очень редко бывает один сам по себе. «Правильные» настройки EQ всегда зависят от ситуации. В следующем месяце мы посмотрим на настройки EQ, которые часто встречаются в практике студийной работы.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Оцените статью