Схема электрофона аккорд 201 стерео

Ищем особенное германиевое звучание — апгрейд «Аккорд-201 стерео»

Здравствуйте, увлеченные музыкой читатели нашего автожурнала.
Наслышанные об особенном германиевым звучании появилось любопытство — «Как же действительно играет германиевый усилитель?» Начать разбираться в этом вопросе помог старый «Аккорд-201» который был в наличии. Подключили аппарат в сеть, подали сигнал с CD и услышали, как Вы уже догадались ужасную какофонию.
И это то, что многими признано как — «Интересный и необычный звук». Что не понравилось:

  • Обычное звучание дешевого маломощного транзисторного усилителя
  • Шумит довольно сильно
  • При включении неприятный щелчок — «пук».

Начинаем разбираться, что не так. Высохшие электролиты, это понятно, меняем. Ага, в германиевой парадигме замечен КТ315 — удаляем вместе с неудачным тембр-блоком. А что остается?

А остается почти в первозданном виде схема разработанная Хун-Чан Лином в 1956 году. «Простая, элегантная и при этом хитроумная (Википедия)» — двухкаскадная схема Лина просто создана для германиевых транзисторов.

Первый входной каскад на одном транзисторе, усиливает напряжение. Второй выходной каскад — составной транзистор на паре Шиклаи в верхнем плече и составной транзистор на паре Дарлингтона в нижнем. Терморезистор (в последствие заменили на диод Д9) — термостабилизация выходного каскада. В оригинальной схеме используется три петли ОС — петля ООС, вольтодобавка, петля стабилизации напряжения средней точки эмиттерного повторителя. Вот и вся схема. В таком варианте звучание понравилось намного больше. Появилось желание с ним повозиться.

Для анализа скачайте схемы УНЧ «Аккорд-201 стерео» и Х.Ч. Лина:

Заменили VT1 (МП25А) в усилителе напряжения на более высокочастотный П416. Заменили VT4 (МП25А) на малошумящий МП39Б. П213-е остались родными. Эмиттерные одноомные резисторы в выходных каскадах решено тоже убрать (в оригинальной схеме Лина их нет). Увеличили электролиты и выставили рабочие напряжения. ООС пришлось убрать. Даже с небольшой ООС — звук не понравился. В таком виде макет заиграл просто отлично. При включении щелчка нет, а шума практически не слышно. Такой усилитель захотелось иметь в коллекции. Получилась следующая схема:

Читайте также:  Tobias rauscher still awake ноты

Под неё развели печатную плату с размерами 140 на 75мм сразу на два канала. Термостабилизирующие диоды разместили между аккордовскими радиаторами, которые можно заменить 3мм алюминиевыми уголками с прикрученными небольшими любыми радиаторами.

Выпилили три дощечки в которых фрезеровали и просверлили все отверстия. По верхнему краю сделали 5мм углубление, чтобы скрыть острый край будущей декоративной алюминиевой решетки:

Склеили и обработали также как другие поделки нашего автожурнала:

Прикрутили печатную плату, сделали все соединения. Блок питания с увеличенными электролитами (по 10000 мкФ на канал) перекочевал с «Аккорд-201». Общая емкость в сглаживающих фильтрах получилось 300000 мкФ. С такой подпиткой трансформатор с Аккорда уже можно использовать. Но практика показала, что лучше поставить тороидальный трансформатор с вторичной обмоткой от 3 А. На чувствительной акустике бас заметно увеличится. Вместо индикаторной лампочки — светодиод.

Габаритные размеры готового изделия: ширина — 175мм, высота — 100мм, глубина — 235мм.

По центру над платой прикрутили алюминиевую полоску шириной 20мм, толщиной 2мм. Тем самым достаточно увеличили жесткость декоративной алюминиевой решетки.

Простой и неказистый с виду усилитель уверенно раскачал акустику Klipsch R-28F радуя хозяев действительно интересным и необычным германиевым звуком. При этом радиаторы почти не нагреваются. Фона нет. Верхов при использовании азиатского ЦАП предостаточно.

Вот такой незамысловатый получился апгрейд «Аккорд-201».

Источник

Электрофоны из СССР.Часть первая: «Аккорд»

Электрофон (проигрыватель грампластинок+усилитель низкой частоты(УНЧ) объединённые в одном корпусе) представляются многим чисто отечественным изобретением, но так ли было на самом деле? Скорее всего — нет. Тем не менее, первый электрофон был изобретён в СССР ещё в 1932 году, однако выпуск электрофонов в промышленных масштабах стартовал лишь два с хвостиком десятилетия спустя: в 1953-м.

В данной статье я расскажу о некоторых отечественных электрофонах 70-80-х годов прошлого столетия, с которыми мне довелось ознакомиться лично. Вполне понятно, что среди представленных моделей Вы, уважаемые читатели, не увидите какие-то модели из тех, что встречались на вашем жизненном пути, поэтому делитесь в комментариях своим опытом.

И первым будет … легендарный нет, ну не люблю я это слово: оно слишком часто употребляется в статьях об аппаратуре из прошлого и слишком редко его привязка к той или иной модели соответствует достоинствам описываемого продукта…Ладно, скажу так: и первым будет всем известный «Аккорд-201 стерео». На самом деле был ещё один «Аккорд-201» — монофонический. Внешние отличия от стереофонического были минимальны и для большинства невнимательных людей едва заметны: отсутствовал регулятор «баланс» как и одна колонка. Ну и немного отличался тонарм в той части, где устанавливалась головка звукоснимателя. Ну а встроенный усилитель был естественно одноканальный, монофонический.

Но вернусь к версии «стерео». Это был мой первый электрофон. И, кроме того, это был мой первый стереофонический аппарат. Но это частность. А главное это был самый доступный стереопроигрыватель в истории Страны Советов поскольку стоил он 99 руб. (вот видимо откуда пошла мода на психологические ценники наподобие 999-99,9999 и т. д))))

«Аккорд-201 стерео» выпускался с 1973 года поначалу Рижским радиозаводом им. А.С.Попова и Рижским электромеханическим заводом, а в последствие (начиная с 1976 года), Челябинским радиозаводом и с 1980 года Махачкалинским заводом радиотоваров (у меня был Челябинский). Кроме того созданные на базе «Аккорда» (и практически не имеющие внешних отличий с оригиналом) электрофоны «Россия-321-стерео» и «Россия-321-1-стерео» с 1983 и 1985 года выпускало Челябинское ПО «Полёт»( «Россия-321-стерео с 1985 года выпускал и Махачкалинский завод радиотоваров).Даже если предположить что последние выпускались сравнительно недолго, то всё равно по числу лет, проведенных на конвейере, «Аккорд-201» и его модификации бьют все рекорды. Эдакая «радиоэлектронная «Нива» ВАЗ-2121».

Но у «двести первого» был предок (или предки) : «Аккорд-101-стерео» и «Аккорд-001-стерео» выпускаемые с 1972 и 73гг соответственно. По сути это один и тот же аппарат. Просто вначале электрофон позиционировался как первый класс, затем был переведён в высший, так как по многим своим параметрам, кроме ЭПУ, ему соответствовал. Вообще интересная штука этот советский ГОСТ: почти все комбинированные устройства (электрофоны, радиолы, магнитоэлектрофоны, магнитолы и т.д.)состояли из элементов разного класса. К примеру, если ЭПУ и усилитель были первого класса, а магнитофонная панель — второго, то в целом устройство позиционировалось как первый класс. Почему — это как раз понятно. От класса зависела цена изделия и, хотя мы жили в то время при социализме, а не капитализме, разница лишь в том, что прибыль шла государству, а не частной компании. Я не нашёл информации о том, когда был закончен выпуск «Аккордов 101/001», но, учитывая что я их в момент моего зарождающегося интереса к аудиотехнике(это был конец 70-х) уже не застал, то думаю что выпускались они не более пяти лет (хотя ещё долгое время название этих моделей было «на слуху»). Не буду фантазировать и насчёт цены «001-го» потому что мне она доподлинно неизвестна. Однако, учитывая что «Аккорд-001» был одним из первых электрофонов высшего класса в СССР, он явно не был столь доступен для народа, как «201-й». Что касается комплектной акустики 001-го — колонок 10МАС-1 то это ещё один долгожитель. Даже стереофонические катушечные магнитофоны «Сатурн-202», выпуск которых стартовал в конце 70-х, несколько лет комплектовались этой моделью АС. От себя скажу, что мне звучание 10МАС-1 в те времена очень даже нравилось. Возможно, сейчас я бы не смог их слушать, но это СЕЙЧАС, то есть 40 лет спустя. Используемое в «Аккорде-001» ЭПУ: I-ЭПУ-73С тоже достаточно популярное электропроигрывающее устройство для 70-х. И встречается оно и на других аппаратах из того времени. Например, в радиоле «Виктория-001 стерео». Остальные тех. характеристики «Аккорд-001» таковы: Полоса рабочих звуковых частот электрофона 60. 15000 Гц. Максимальная выходная мощность 2х10 Вт. Габариты модели 210х465х380 мм. Габариты одной АС — 430х270х255 мм. Вес электропроигрывателя без упаковки — 16,5 кг. Вес каждой АС — 8,2 кг. Вроде и ничего особенного, а по современным меркам так и вовсе «ниочём», но если сравнить с характеристиками «Аккорд-201»,то разница существенная.

И вот к «Аккорду-201» я и возвращаюсь. Электрофоны выпускаемые в Прибалтике отличались от более поздних Челябинско-Махачкалинских оформлением как передней панели самого электрофона, так и оформлением фронтальной части АС. На прибалтийской акустике была пластиковая декоративная решётка (по мне, так выглядевшая очень даже стильно), а на большинстве остальных(более поздних) версий была «радиоткань» в клеточку. Сейчас прибалтийские версии «Аккорда» уже редкость. А все остальные всегда можно купить. И даже иногда в хорошем косметическом состоянии. Думаю, что выпущено их было более чем достаточно, однако точные данные о «тиражах» теперь вряд ли можно найти. Особенно учитывая то, что и Махачкала и Рига теперь «заграница»( как выяснилось из комментариев термин»заграница» некоторые читатели восприняли слишком прямолинейно,а ведь он не зря был заключён в кавычки.Я не имел ввиду границу политическую,поскольку Дагестан был и остаётся субъектом Российской Федерации.Я имел ввиду другое.Ещё во времена СССР мне доводилось бывать в кавказских республиках и даже тогда для меня это было «заграницей».Там всё было другое: нравы,обычаи,менталитет.Даже полки в магазинах были наполнены тем,чего я дома ни разу и не встречал.Сейчас же насчёт магазинов не скажу,а в остальном разница наверняка стала ещё более контрастной ). Конечно же в СССР институт статистики был развит очень хорошо, но где теперь эти архивы и уцелели ли они вообще?

А вот и тех. данные на «Аккорд-201 стерео»: Номинальная выходная мощность усилителя 2х2 Вт, максимальная 2х5 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 100. 10000 гц. Габаритные размеры проигрывателя 392x316x145 мм. Габаритные размеры каждой звуковой колонки 363Х270Х131 мм. Масса электрофона без упаковки, не более 14 кг. Конечно скромный диапазон воспроизводимых частот это в первую очередь ограниченные возможности широкополосной головки 4ГД-35(или 4ГД-28).Но учитывая сам УНЧ на германиевых транзисторах, который просто не мог в силу скромной выходной мощности раскачать колонки посеръёзнее (а может и мог, но более дорогие АС просто не вписывались в комплект по соображениям цены), надо полагать, что данный компромисс имеет право на существование. К тому же, как ни парадоксально это звучит, у этой связки был и определённый звуковой шарм. Недорогие «открытые» АС на «шириках» хотя и жанрово избирательны, но при этом обладают «воздушным», «обволакивающим» звучанием. Джаз, легкая оркестровая музыка, вокал – льётся из них легко и непринуждённо. Многие утверждают, что и звучание УНЧ на германиевых транзисторах схожее по характеру, но после «Аккорда» я таковыми не владел и потому ни подтверждать, ни опровергать подобные тезисы не стану. Зато я могу сказать так: для многих меломанов из СССР «Аккорд-201» стал «школьной партой», первым опытом на пути к хорошему звуку. Именно за это его многие любят и ценят до сих пор. И у меня на сегодня всё. Продолжение следует.

Источник

Схема электрофона аккорд 201 стерео

Оснащение электрофона Аккорд-201-стерео магнитной головкой звукоснимателя.

Недавно поимел электрофон Аккорд-201-стерео, в исправном состоянии, оснащенный III ЭПУ74С или III ЭПУ52С (что одно и тоже) с пьезоэлектрической головкой ГЗКУ-631.

Известно, что головки данного типа, помимо изначально невысоких качественных показателей, имеют ограниченный строк годности и по состоянию еще на 2000 год все вышли из строя. Дело в том, что пьезоэлементы внутри корпуса крепятся к нему с помощью непонятной субстанции, представляющей собой нечто среднее между резиной и клеем, которая со временем просто оттуда выпекает и пьезоэлементы оказываются висящими в воздухе. В головке данного электрофона и еще в двух валяющихся у меня головках, я закрепил пьезоэлементы, капнув пару капель суперклея в конечной их части. Головки удалось вернуть к жизни, но хотелось бОльшего.

Тогда я вспомнил что у меня есть Мелодия-103 без корректора (в нее был поставлен тонарм от III ЭПУ-50 от радиолы Ригонда), и III ЭПУ-50 от радиолы Ригонда с поставленным на него тонармом от Мелодии с головкой ГЗМ-105. Это самое ЭПУ и было решено установить в Аккорд-201. В ЭПУ была заблокирована скорость 78об/мин, но главная проблема была в отсутствии в Аккорде-201 корректирующего входа.

К счастью был найден магнитофон Весна-207, из которого была выдрана плата неизвестного назначения с микросхемой К157УД2. С платы я снял все элементы кроме микросхемы и собрал наиболее простой корректирующий усилитель по схеме http://www.masterkit.ru/info/newsarcshow.php?num=409 , и сам Аккорд был доработан для питания этой платы постоянным напряжением +12в.

Схему доработанного таким образом электрофона смотрите здесь., схему его в исходном виде здесь (следует обратить внимание что в Аккорде-201-стерео стабилизатора в блоке питания нет и никогда не было, он был в Аккорде-стерео).

Источник

Схема электрофона аккорд 201 стерео

3%. Полоса рабочих частот по звуковому давлению — 80. 12000 Гц при неравномерности на краях диапазона 14 дБ. Питание от сети переменного тока. Потребляемая от сети мощность при работе ЭПУ — 25 Вт, усилителя 10 Вт. Габариты АС 363х270х122 мм, электрофона 392х315х158 мм. Вес комплекта 9 кг. ПТО »Радиотехника» и Челябинский радиозавод с 1973 года выпускали модернизированный электрофон »Аккорд-201» (тип II-ЭФ-1М) отличающийся новым ЭПУ, громкоговорителем в акустической системе и небольшими изменениями в его внешнем оформлении.

Описание электрофона в журнале Радио № 7 за 1970 год. Инструкция по эксплуатации электрофона «Аккорд». Описание электрофонов обеих марок в справочнике Белова, Дрызго. Видеосюжет о электрофоне «Аккорд». Видеосюжет о модели «Аккорд-201». Ещё видеосюжет о электрофоне «Аккорд-201». Фотографии электрофонов предоставили: Виталий Викторович Колесник, Серпухов, Аустерс Раймондс Раймондович, Рига и Валерий Кручина, Харьков, Украина.

Источник

Оцените статью