- Модернизация – Россия-325, Аккорд-203 и т.д.
- Электрофоны из СССР.Часть первая: «Аккорд»
- Аккорд 203 восстановление из обломков
- Найдены возможные дубликаты
- Сообщество Ремонтёров
- Правила сообщества
- Уникальный даже в мировой практике — советский проигрыватель Высшего класса «Корвет» 1978 года
- Немного эстетики приборов СССР. часть 2
- Самый узнаваемый проигрыватель пластинок из СССР. Восстановление
Модернизация – Россия-325, Аккорд-203 и т.д.
Уже много лет пользуюсь проигрывателем – Электроника-060 со звукоснимателем – Goldring Elektra – неплохо поёт.
Так же есть старенький первый мой проигрыватель-усилитель – Россия-325 (наподобие проигрывателя-усилителя – Аккорд) без кассетного магнитофона, так как давно его убрал и иногда использую ее, как простой усилитель для простых маломощных колонок.
Ну, вот решил я как-то модернизировать тонарм у России-325, (не покупать же новый тонарм для такого старья думал я) чтоб можно было бы подключать к тонарму любые современные звукосниматели. Так как в начале хотел использовать её только для прослушки пластинок на 78 об. благо у неё такая функция есть.
Ну вот, наконец, усовершенствовал у неё тонарм, но долго как-то не решался подключить да послушать, так как всё не мог собраться да купить звукосниматель на 78 об. и так стояла у меня России-325 лет пять.
А тут у меня появилась неожиданно мысль сравнить звучание двух проигрывателей Россия-325 и Электроника-060 с одинаковыми звукоснимателями – Goldring Elektra.
Тем более у меня как раз было 2 одинаковых звукоснимателя, послушать и сравнить их звучание на одном и то же усилителе и с одной и той же акустикой.
Настроив аппараты, я по очереди подключал проигрыватели напрямую от тонарма через встроенный фонокорректор что есть в усилителе к одному и тому же усилителю Пульсар-110, я включил Россию-325 и не поверил своим ушам.
Моя Россия-325 третьего класса ну так запела, что я просто очень удивился, столько было в звуке свободы, лёгкости, доступности, что все погрешности и не точности которые она воспроизводила, можно ей просто простить ввиду её низкого класса и примитивного тонарма.
Затем эту же пластинку я подставил на проигрыватель Электроника-060, ну что тут больно скажешь, всё вроде верно звучит и правильно, НО то, что выдаёт Россия-325 ей такое явно не под силу, звучание заметно глуше и менее эмоционально.
Проигрыватель Электроника-060 сроду так не пела как Россия-325.
Жаль, что разработчики не захотели сделать из России-325 конфетку, а то заткнула бы она за пояс все Электроники только так.
Модернизированный тонарм у России-325 оказался требователен к большему давлению на иглу если недостаточно нагрузить иглу, то у иглы не будет надёжного контакта.
Пришлось установить давление на иглу Goldring Elektra в 2,2 грамма.
Возможно, было бы лучше установить иглу не эллипс, а конус контакт тогда должен быть более надёжен.
Источник
Электрофоны из СССР.Часть первая: «Аккорд»
Электрофон (проигрыватель грампластинок+усилитель низкой частоты(УНЧ) объединённые в одном корпусе) представляются многим чисто отечественным изобретением, но так ли было на самом деле? Скорее всего — нет. Тем не менее, первый электрофон был изобретён в СССР ещё в 1932 году, однако выпуск электрофонов в промышленных масштабах стартовал лишь два с хвостиком десятилетия спустя: в 1953-м.
В данной статье я расскажу о некоторых отечественных электрофонах 70-80-х годов прошлого столетия, с которыми мне довелось ознакомиться лично. Вполне понятно, что среди представленных моделей Вы, уважаемые читатели, не увидите какие-то модели из тех, что встречались на вашем жизненном пути, поэтому делитесь в комментариях своим опытом.
И первым будет … легендарный нет, ну не люблю я это слово: оно слишком часто употребляется в статьях об аппаратуре из прошлого и слишком редко его привязка к той или иной модели соответствует достоинствам описываемого продукта…Ладно, скажу так: и первым будет всем известный «Аккорд-201 стерео». На самом деле был ещё один «Аккорд-201» — монофонический. Внешние отличия от стереофонического были минимальны и для большинства невнимательных людей едва заметны: отсутствовал регулятор «баланс» как и одна колонка. Ну и немного отличался тонарм в той части, где устанавливалась головка звукоснимателя. Ну а встроенный усилитель был естественно одноканальный, монофонический.
Но вернусь к версии «стерео». Это был мой первый электрофон. И, кроме того, это был мой первый стереофонический аппарат. Но это частность. А главное это был самый доступный стереопроигрыватель в истории Страны Советов поскольку стоил он 99 руб. (вот видимо откуда пошла мода на психологические ценники наподобие 999-99,9999 и т. д))))
«Аккорд-201 стерео» выпускался с 1973 года поначалу Рижским радиозаводом им. А.С.Попова и Рижским электромеханическим заводом, а в последствие (начиная с 1976 года), Челябинским радиозаводом и с 1980 года Махачкалинским заводом радиотоваров (у меня был Челябинский). Кроме того созданные на базе «Аккорда» (и практически не имеющие внешних отличий с оригиналом) электрофоны «Россия-321-стерео» и «Россия-321-1-стерео» с 1983 и 1985 года выпускало Челябинское ПО «Полёт»( «Россия-321-стерео с 1985 года выпускал и Махачкалинский завод радиотоваров).Даже если предположить что последние выпускались сравнительно недолго, то всё равно по числу лет, проведенных на конвейере, «Аккорд-201» и его модификации бьют все рекорды. Эдакая «радиоэлектронная «Нива» ВАЗ-2121».
Но у «двести первого» был предок (или предки) : «Аккорд-101-стерео» и «Аккорд-001-стерео» выпускаемые с 1972 и 73гг соответственно. По сути это один и тот же аппарат. Просто вначале электрофон позиционировался как первый класс, затем был переведён в высший, так как по многим своим параметрам, кроме ЭПУ, ему соответствовал. Вообще интересная штука этот советский ГОСТ: почти все комбинированные устройства (электрофоны, радиолы, магнитоэлектрофоны, магнитолы и т.д.)состояли из элементов разного класса. К примеру, если ЭПУ и усилитель были первого класса, а магнитофонная панель — второго, то в целом устройство позиционировалось как первый класс. Почему — это как раз понятно. От класса зависела цена изделия и, хотя мы жили в то время при социализме, а не капитализме, разница лишь в том, что прибыль шла государству, а не частной компании. Я не нашёл информации о том, когда был закончен выпуск «Аккордов 101/001», но, учитывая что я их в момент моего зарождающегося интереса к аудиотехнике(это был конец 70-х) уже не застал, то думаю что выпускались они не более пяти лет (хотя ещё долгое время название этих моделей было «на слуху»). Не буду фантазировать и насчёт цены «001-го» потому что мне она доподлинно неизвестна. Однако, учитывая что «Аккорд-001» был одним из первых электрофонов высшего класса в СССР, он явно не был столь доступен для народа, как «201-й». Что касается комплектной акустики 001-го — колонок 10МАС-1 то это ещё один долгожитель. Даже стереофонические катушечные магнитофоны «Сатурн-202», выпуск которых стартовал в конце 70-х, несколько лет комплектовались этой моделью АС. От себя скажу, что мне звучание 10МАС-1 в те времена очень даже нравилось. Возможно, сейчас я бы не смог их слушать, но это СЕЙЧАС, то есть 40 лет спустя. Используемое в «Аккорде-001» ЭПУ: I-ЭПУ-73С тоже достаточно популярное электропроигрывающее устройство для 70-х. И встречается оно и на других аппаратах из того времени. Например, в радиоле «Виктория-001 стерео». Остальные тех. характеристики «Аккорд-001» таковы: Полоса рабочих звуковых частот электрофона 60. 15000 Гц. Максимальная выходная мощность 2х10 Вт. Габариты модели 210х465х380 мм. Габариты одной АС — 430х270х255 мм. Вес электропроигрывателя без упаковки — 16,5 кг. Вес каждой АС — 8,2 кг. Вроде и ничего особенного, а по современным меркам так и вовсе «ниочём», но если сравнить с характеристиками «Аккорд-201»,то разница существенная.
И вот к «Аккорду-201» я и возвращаюсь. Электрофоны выпускаемые в Прибалтике отличались от более поздних Челябинско-Махачкалинских оформлением как передней панели самого электрофона, так и оформлением фронтальной части АС. На прибалтийской акустике была пластиковая декоративная решётка (по мне, так выглядевшая очень даже стильно), а на большинстве остальных(более поздних) версий была «радиоткань» в клеточку. Сейчас прибалтийские версии «Аккорда» уже редкость. А все остальные всегда можно купить. И даже иногда в хорошем косметическом состоянии. Думаю, что выпущено их было более чем достаточно, однако точные данные о «тиражах» теперь вряд ли можно найти. Особенно учитывая то, что и Махачкала и Рига теперь «заграница»( как выяснилось из комментариев термин»заграница» некоторые читатели восприняли слишком прямолинейно,а ведь он не зря был заключён в кавычки.Я не имел ввиду границу политическую,поскольку Дагестан был и остаётся субъектом Российской Федерации.Я имел ввиду другое.Ещё во времена СССР мне доводилось бывать в кавказских республиках и даже тогда для меня это было «заграницей».Там всё было другое: нравы,обычаи,менталитет.Даже полки в магазинах были наполнены тем,чего я дома ни разу и не встречал.Сейчас же насчёт магазинов не скажу,а в остальном разница наверняка стала ещё более контрастной ). Конечно же в СССР институт статистики был развит очень хорошо, но где теперь эти архивы и уцелели ли они вообще?
А вот и тех. данные на «Аккорд-201 стерео»: Номинальная выходная мощность усилителя 2х2 Вт, максимальная 2х5 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 100. 10000 гц. Габаритные размеры проигрывателя 392x316x145 мм. Габаритные размеры каждой звуковой колонки 363Х270Х131 мм. Масса электрофона без упаковки, не более 14 кг. Конечно скромный диапазон воспроизводимых частот это в первую очередь ограниченные возможности широкополосной головки 4ГД-35(или 4ГД-28).Но учитывая сам УНЧ на германиевых транзисторах, который просто не мог в силу скромной выходной мощности раскачать колонки посеръёзнее (а может и мог, но более дорогие АС просто не вписывались в комплект по соображениям цены), надо полагать, что данный компромисс имеет право на существование. К тому же, как ни парадоксально это звучит, у этой связки был и определённый звуковой шарм. Недорогие «открытые» АС на «шириках» хотя и жанрово избирательны, но при этом обладают «воздушным», «обволакивающим» звучанием. Джаз, легкая оркестровая музыка, вокал – льётся из них легко и непринуждённо. Многие утверждают, что и звучание УНЧ на германиевых транзисторах схожее по характеру, но после «Аккорда» я таковыми не владел и потому ни подтверждать, ни опровергать подобные тезисы не стану. Зато я могу сказать так: для многих меломанов из СССР «Аккорд-201» стал «школьной партой», первым опытом на пути к хорошему звуку. Именно за это его многие любят и ценят до сих пор. И у меня на сегодня всё. Продолжение следует.
Источник
Аккорд 203 восстановление из обломков
Пост написан после прочтения
Имелся много лет стоявший проигрыватель Аккорд-203 и очень много старых пластинок на 78об/мин. Возникла идея перелить все пластинки в комп. Из-за отсутствия скорости 78 об/мин на современных проигрывателях используем этого ветерана. Берем это все, втыкаем в Audigy2 и. оно не крутится.
Оказывается все внутри развалилось.
Хорошо видны трещины.
Берем эпоксидный клей К-300 (не тот, что сейчас продвется, а тот, что в космос отправляли в то время), стеклоткань, нитки и вперед.
Пластилин это средство фиксации.
Головки были в весьма убитом состоянии, чистка иглы, контактов и много ли надо на 78об/мин.
В результате порядка 100 пластинок успешно оцифровано, а ветеран отправился обратно на антресоли к хозяйке.
Найдены возможные дубликаты
Сообщество Ремонтёров
5.6K постов 34.2K подписчиков
Правила сообщества
Посты с просьбами о помощи в ремонте создаются в дочернем сообществе: https://pikabu.ru/community/HelpRemont
К публикации допускаются только тематические статьи с тегом «Ремонт техники».
В сообществе строго запрещено и карается баном всего две вещи:
В остальном действуют базовые правила Пикабу.
сколько восстанавливал старой аудиотехники- всегда под замену электролитические конденсаторы, причем емкость у них в пределах нормы, а вот esr зашкаливает. И если с конденсаторами по питанию еще более-менее терпимо, то проходные конденсаторы- однозначно под замену
В моем случае в этом не было необходимости. Мне не слушать, а чтоб диск крутился и головка напрямую в микрофонный вход аудиокарты. Получалось плохо, на втором заходе был использован микрофонный вход простого 5-канальноно микшера, а с него на линейный вход карточки. Смысла восстанавливать такой агрегат, чтобы на нем слушать современный винил или старый щеллак для меня нет.
Виниловый звук гораздо вкуснее дигитального . Хотя с такого проигрывателя качество звука чисто условное. Если только понастальгировать)
Звукосниматель пьезоэлектрический, моно. Магнитофон и то лучше играет.
Нет. Если что-то интересует — выложу.
Хороший проигрыватель был , но рассохся , а пъезоголовка и так почти 0,25 вольта выдаёт и на 78 оборотов шипит сильно , потом можно всё убрать. Нормальный выход с эпоксидкой , но для начала можно было *Секундой* склеить , а потом потихоньку в эпоксидку и стеклоткань завернуть и работать будет как новый и столько же!
из говна пулю не отлить.
Уважаемые комментаторы про качество звука, как я написал в посте, исходно ставилась задача проиграть и записать пластинки, которые проиграть мне больше не на чем.
Уникальный даже в мировой практике — советский проигрыватель Высшего класса «Корвет» 1978 года
За необычную конструкцию проигрыватель называли «космическим», «плодом инопланетных технологий». Как же советским конструкторам, в середине 70х годов, удалось сделать проигрывать не имеющий аналогов в мире?
Весь секрет в том, что в группе разработчиков удачно сошлись огромный энтузиазм и большой опыт в создании точных приборов для океанографии. Руководил группой Анатолий Маркович Лихницкий — радиоэлектронщик высочайшего класса, да к тому же обладавший фундаментальными теоретическими знаниями.
Благодаря его математическим расчетам и была выбрана оптимальная конструкция тонарма проигрывателя «Корвет ЭП-003». Коллеги в шутку называли конструкцию «яйцо Лихницкого». Анатолий Маркович знал об этом, но не обижался.
Для чего понадобилась такая «космическая» конструкция тонарма? Грампластинки в процессе производства и эксплуатации приобретают волнистость, не заметную для глаз, но сильно влияющую на качество воспроизведения, что особенно заметно на аппаратуре высшего класса. Тонарм Лихницкого лучше всех других конструкций тонармов нивелировала искажения вызванные волнистостью грампластинок.
Зачем тонарму такой шар? Титановый шар, подвешенный в сферической полости и заполненный вязкой жидкостью выполняет роль демпфера резонансных колебаний ультранизких частот. Для максимального снижения трения в осях применены магнитные опоры и призмы. Такие технические решения, для бытовой техники того времени вообще был нонсенс, но не для конструкторов НИИ „Морфизприбор”. После триумфа «Бриг-001-стерео» в 1974 году, ребятам разрешалось воплощать самые смелые идеи.
Даже диск проигрывателя имел свой необычный дизайн в виде трилистника. Это была вынужденная мера из-за высокого тонарма. Диск жестко скреплялся с ротором тихоходного двигателя постоянного тока, управляемого электронным коммутатором.
Специальная головка «ГЗМ-018 Корвет» с бериллиевым иглодержателем и с алмазной иглой, имело массу подвижной системы всего 0,8 мг.
Надо отдать должное дизайнерам-все элементы проигрывателя выполнены просто «на отлично».
В 1978 году началось серийное производство на Кировском заводе «Ладога», под Ленинградом. Даже зарубежные покупатели, избалованные богатым ассортиментом, с восторгом приняли появление этого проигрывателя. Обладать парой «Корвет ЭП-003» + «Бриг-001-стерео» было вообще вершиной грез.
С 1983 года завод перешел на выпуск модели «Корвет-038-стерео».
Немного эстетики приборов СССР. часть 2
В прошлый пост все фото не влезли. Следующие на очереди – вольтметры. И только поставив их для фотографирования я заметил, что они похожи! Сделаны на одном заводе. Сразу вспомнил вот этот пост товарища @BootSect,
Левый прибор окрашен краской с муаровым эффектом:
Она была в моде до начала 60х, после этого практически все приборы окрашивались эмалью с молотковым эффектом:
Муаровая эмаль в макрофотографии:
Надписи нанесены гравировкой (у @bougaev, такой станочек есть):
У прибора справа надписи уже нанесены краской:
Гайка тумблера гладкая хромированная. Чаще встречал круглую с накаткой, а у более поздних приборов все чаще не парились и делали просто шестигранную:
В музее внешний вид прибора иной.
Кто сказал фолаут?)
Обилие отверстий вентиляции – вынужденная мера для ламповой аппаратуры. Вот неизвестный мне прибор, какой-то блок питания из состава аппаратуры:
Ну и наконец самый красивый – генератор:
Обратите внимание на рифму – две полоски на рукоятке переключения диапазонов, на рукоятке настройки частоты, на рукоятке установки вывода и на оребрении корпуса.
Завод отдельно закупал красную краску. Просто подкрасить ребра на ручках!
Тумблер тоже ретро стиля, позже его упростят до усеченного конуса и будут производить до настоящего времени:
Краска зеленая с муаровым эффектом:
Ну и напоследок. Угадайте год:
Я как увидел – подумал что 60е – всё-таки карболит не самый лучший материал для корпуса – ударопрочность низкая. Оказалось мост постоянного тока Р333, год выпуска 1990й:
На этом я считаю обещание выполненым 🙂
Для вас работает инженер Павел Серков.
Пора ли заводить канал в телеграм?
Самый узнаваемый проигрыватель пластинок из СССР. Восстановление
Проигрыватель пластинок “Riga”, он же «Россия», он же «Аккорд 201», один из самых распространённых проигрывателей выпускавшихся в СССР, это монофонический аппарат с пьезоэлектрической звукоснимательной головкой. Диапазон воспроизводимых частот от 40 до 10000Гц, номинальная мощность усилителя 1,5Вт. Комплектовался аппарат выносной акустической системой с широкополосным бумажным динамиком. Этого трудягу можно было видеть в классах музыки в школах, в музыкальных школах, ну и, конечно, на полках антресолей советских семей;) По конструкции аппарат очень прост: привод электропроигрывающего устройства роликовый, конструкция выполнена в виде бутерброда (эпу, деревянный кабинет, нижнее шасси с закреплённым на нем УНЧ).
Именно этот экземпляр мне попался с авито, искал донора для восстановления электрофона «Вега 101» (о нем у меня был пост), и за небольшие деньги приобрёл его с рук. Хранение было гаражное, все в пыли, грязное, сколот шпон, нет АС. И вот не поднялась у меня рука разобрать этого старичка на запчасти!:) Решил поставить его «на ноги». Что делалось: покраска деревянного кабинета лаком, чистка регуляторов громкости, замена электролитических конденсаторов, чистка и смазка механики ЭПУ, к сожалению не сделал фото , но в посте про 101ую Вегу в принципе все тоже и там подробно и с картинками)) Меня часто спрашивают, где я беру пьезоголовки, тут все по-разному, бывает нахожу на том же авито старые с живым демпфером, бывает меняю на новые китайские.
Вот так аккуратно скомпоновано шасси с УНЧ)) Как видите все очень минималистично и простенько!
Удивительно, аппарату за пятьдесят, а он вполне себе живой! Чем проще, тем долговечнее!
Благодарю, за внимание! Всех благ, 73!
Источник