Схема фленжера для гитары

Флэнжер (Flanger).

Флэнжер (flanger — фланец ) — ещё один эффект, основанный на задержке сигнала.

Он очень схож с фейзером , так как они оба представляют собой сочетание задержки звукового сигнала с частотной или фазовой модуляцией.

Основное отличие флэнжера и фейзера в том, что у первого время задержки копии и изменение частот сигнала значительно большие, чем для второго. По сути фейзер можно считать предельным случаем флэнжера.

Флэнжер. Примеры звучания.

Открытие эффекта флэнжер

Открытие эффекта принадлежит звукорежиссёру Филу Спектору. Было это в 1958 году. Пpи попытке «удвоить» голос, воспроизводя запись одновременно c двух магнитофонов, получился этoт необычный звук (так кaк идеальной синхронизации лент добиться было невозможно, обе ленты чуть смещалась пo времени друг относительно друга). Спектор коснулся края крутящейся бобины с пленкой и получил временную модуляцию сигнала. Flange в переводе с английского значит фланец (обод катушки с лентой). В результате эффект получил название «Flanger».

Конечно, после этого открытия «ленточного флэнжера» наука не стояла на месте, появились флэнжеры с применением интегрированных схем (1970-е гг.). И звучание этих устройств немного отличалось от того эффекта, который открыл Спектор. В настоящее время Флэнжеры делятся на две категории: аналоговые и цифровые (подробнее далее).

Суть эффекта

Два идентичных сигнала смешиваются, при этом один из них задержан по отношению к другому на малое количество времени 5-15 мс, что создаёт в спектре звука «расчёску». Время задержки постоянно меняется, а максимумы и минимумы «расчёски» благодаря применению LFO (генератор низких частот) движутся. При этом максимумы воспринимаются на слух как обертона , которые создают впечатление движения звука вверх и вниз, хотя гармоническая основа остаётся (слушатель слышит всё те же ноты).

Рассмотрим подробнее на рисунке:

Как видите, флэнжер дает серию пиков и провалов вдоль частотного спектра, которые организованы в гармонические ряды. Фактический характер гребенчатого фильтра «расчёски» определяется временем задержки , переключателем фазы обратной связи и величиной обратной связи. Модуляция «sweep» — эффект движется вверх и вниз по частотам, производя свистящий звук. Скорость модуляции обычно поддерживается на низком уровне и может быть синхронизирована с половиной ноты или длительности Bar проекта (c сеткой проекта), если задан какой-либо параметр формы волны, обычно используется синус или треугольник.Частоты пиков и провалов гармонически связаны. Когда эффект модулируется, этот «паттерн» на рисунке расширяется и сжимается, но гармоническая связь остается.

Как работает флэнжер

Сигнал, как вы видите на рисунке ниже, разделяется на два независимых. Один не изменяется, второй проходит через линию задержки, которая находится в пределах 5-15 мс (эта величина зависит от конкретного производителя гитарной примочки, либо настроек плагина). LFO (генератор низких частот) регулирует модуляцию времени задержки сигнала, которая зависит от формы волны (LFO waveform) и находится в пределах от 3 Гц и ниже. Меняя форму волны, частоту и амплитуду колебаний LFO, получается различное звучание.

На выходе необработанный сигнал смешивается с обработанным. А так как между этими сигналами есть небольшое смещение (один из них задержан), время задержки небольшое до 15-20 мс и постоянно меняется, то это приводит к эффекту движущегося гребенчатого фильтра «расчёски».

Часть сигнала поступает в Feedback (обратная связь) — обратно на вход. В итоге создаётся резонанс, который усиливает пики и провалы в спектре сигнала. В некоторых устройствах Feedback имеет параметр, который инвертирует фазу сигнала. Это позволяет получить ещё более специфическое звучание.

Структура флэнжера изображена ниже:


Параметры флэнжерa

  • Depth, Range (глубина) —диапазон изменения времени задержки.
  • Speed, Rate (скорость) — быстрота изменения «плавания» звука, регулируется частотой низкочастотного генератора.
  • Delay (задержка) — время задержки копий
  • Feedback (обратная связь) — количество подаваемого сигнала с выхода на вход.
  • LFO waveform (форма волны генератора низкой частоты ) — бывает синусоидальной (sin), треугольной (triangle) и логарифмической (log).
  • Mix, Dry/wet balance (баланс) — соотношение необработанного и обработанного сигналов.

Бесконечный флэнжер

Название этого флэнжера «Barber-pole». Он схож с эффектом «тон Шепарда». Звук такого флэнжера движется бесконечно только либо вверх, либо вниз. Как это возможно? Если интересно читаем здесь про «тон Шепарда» ( Аудио тесты, тестовые сигналы, калибровка звукового оборудования. Часть 2. )

Применение в проектах

Эффект был очень распространён в музыке психоделического звучания (1960-е гг.) А по звучанию эффект напоминал взлёт самолёта.

Флэнжер в основном используется в качестве отдельного эффекта в миксе. В некотором смысле звук флэнжера также напоминает сирену, где глубина определяет, как низко и высоко она идет. А скорость определяет, как быстро она идет. Обратная связь является чем-то вроде резонансного управления, где чем выше обратная связь, тем больше резонанс.

На первом фото выше PSP Lexicon 42 в режиме deep flanger. На этом снимке экрана показана настройка предустановки deep flanger — высокая обратная связь, 1 мс задержка (delay), высокая глубина (depth) , медленная скорость (rate) и feedback и интвертированная фаза сигнала. Второй рисунок — как выглядит устройство PSP Lexicon 42.

Примеры устройств

Бывают аналоговые и цифровые. Примеры:

Педаль эффектов TC Electronic Vortex Mini Flanger

Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.

Источник

KOMITART — развлекательно-познавательный портал

Разделы сайта

DirectAdvert NEWS

GNEZDO NEWS

Друзья сайта

Статистика

Собираем гитарный ADA Flanger (clone rev.02).

Собираем гитарный ADA Flanger (clone rev.02).

Гитарная примочка ADAflanger на CAD1024

Наверно ни одному музыканту не нужно объяснять, что такое Flanger, и какой у гитары получается звук при применении этого эффекта, поэтому, чтобы не лить много воды, перейдем сразу к сути.
На одном из забугорных сайтов нам попалась принципиальная схема гитарной примочки (педали) ADA Flanger clone rev.02 и картинка, показывающая расположение элементов схемы на печатной плате. Этот материал показан на следующих двух изображениях:

Принципиальная схема ADAflanger_SCH

ADAflangerOVRrev02

Вообще есть несколько версий схем ADA Flanger, в этой же применена микросхема SAD1024 (Dual Analog Delay Line). Если кому интересно, в архиве для скачивания имеется Datasheet на этот элемент.

В общем, по нижней картинке мы решили воссоздать печатную плату эффекта с помощью программы Sprint Layout. Получилось следующее:

Это LAY вид на печатную плату, а ниже показан фото-вид:

Плата рассчитана на односторонний фольгированный стеклотекстолит, поэтому при сборке не забудьте установить дополнительные перемычки между точками A – A и B – B, остальные перемычки вынесены на отдельный слой “К1”. Размеры печатной платы 170 х 115 мм.

Всего в схеме 9 микросхем, вот перечень:

● IC1, IC2, IC3 — LM324 (можно заменить на TL074);
● IC4 — MC1458 (можно заменить на MC34074 или TL072);
● IC5 — CD4007;
● IC6 — CD4047;
● IC7 — интегральный стабилизатор LM7815;
● IC8 — Dual Analog Delay Line SAD1024;
● IC9 — CD4049.

Транзистор Q1 – N-канальный JFET — 2N4393 (аналог LS4393).

Конденсаторы C11, C12, C21, C32 – 1 mF – tantal.

Остальной перечень элементов вы найдете в текстовом файле в архиве. В следующих статьях мы поделимся с вами другим вариантом схемы ADA Flanger, так что заходите к нам чаще и следите за выходом новых статей.

Скачать все материалы по гитарному эффекту ADA Flanger clone rev.02 вы можете одним файлом по прямой ссылке с нашего сайта. Размер файла – 2,5 Mb.

Источник

Академия Гитарной Электроники: Собираем Flanger — Академия Гитарной Электроники

  • Академия Гитарной Электроники
  • >Преампы, Примочки
  • >Транзисторные
  • Правила форума
  • Просмотр новых публикаций
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Собираем Flanger Собираем потиху Флэнжер на БР2

#1 RemiX

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 613
  • Регистрация: 02 April 09

Нашёл гдето чью-то схему фленжера на бр2.
Вроде бы на первый взгляд рабочая. да и мысль интересная.

Зделал вывод: если сделал хорус, то фленжер ну уж обязане получиться.
Скоро всё будет

#2 4ECHOK

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 266
  • Регистрация: 10 April 09

#3 Alex C.

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 693
  • Регистрация: 02 April 09

комрады! убедительная просьба, при обнаружении спама и прочей рекламы — не ленитесь нажать кнопку «жалоба»

Delay DM-5, krank distortion, engl e-530, peavey 5150 preamp, rat distortion, fuzz factory, Tube screamer ts-808, DOD 250, tremolo, Fet twin, и ещё много много чего. )

#4 4ECHOK

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 266
  • Регистрация: 10 April 09

#5 Seemann

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 2217
  • Регистрация: 06 April 09

Alex C. (16.4.2009, 23:14) писал:

#6 RemiX

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 613
  • Регистрация: 02 April 09

Я вот одно немогу понять: возьмём фазер. Там задержаный сигнал с незадержаным прямым образом «соединяется».
Думаю и у фленжера тоже самое.

Неужеле нельзя тупо взять и также задержаный сигнал через 2 резюка соединить как в фазерах?

Хорус, кстате тоже самое что и фленжер, только, насколько я понял сигналы не «соединяются», а «микшируются».

#7 4ECHOK

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 266
  • Регистрация: 10 April 09

#8 Alex C.

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 693
  • Регистрация: 02 April 09




читаем, вникаем, высказываем мнение

комрады! убедительная просьба, при обнаружении спама и прочей рекламы — не ленитесь нажать кнопку «жалоба»

Delay DM-5, krank distortion, engl e-530, peavey 5150 preamp, rat distortion, fuzz factory, Tube screamer ts-808, DOD 250, tremolo, Fet twin, и ещё много много чего. )

#9 4ECHOK

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 266
  • Регистрация: 10 April 09

Сообщение отредактировал 4ECHOK: 18 April 2009 — 13:59

#10 RemiX

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 613
  • Регистрация: 02 April 09

#11 MAK

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 296
  • Регистрация: 05 April 09

#12 4ECHOK

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 266
  • Регистрация: 10 April 09

Сообщение отредактировал 4ECHOK: 21 April 2009 — 08:05

#13 RemiX

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 613
  • Регистрация: 02 April 09

#14 4ECHOK

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 266
  • Регистрация: 10 April 09

Сообщение отредактировал 4ECHOK: 21 April 2009 — 12:32

#15 paranoya

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 299
  • Регистрация: 08 April 09

#16 RemiX

  • Группа: Паяльщики
  • Сообщений: 613
  • Регистрация: 02 April 09

#17 MAK

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 296
  • Регистрация: 05 April 09

Прикрепленные изображения

#18 Valentinych

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 820
  • Регистрация: 02 July 09

Типа «взял и заменил», нельзя.
Но если немного подумать, то можно. Нужно сравнить цоколевки этих двух мелкосхем, и одну из половинок SAD1024 заменить на MN3007. Есс-но, оставить тактовые входы. И организовать для 3007 уровень Vgg, который должен быть равен 14/15 Vcc. Для Vcc=15 вольт Vgg=14 вольт, для Vcc=12 вольт Vgg=11,2 вольта, для Vcc=9 Vgg=8,4 вольта.
При этом придется в два раза увеличить тактовую частоту VCO на LM311, т.к. MN3007 в два раза длиннее SAD1024, и ее время задержки при одинаковой тактовой частоте в два рада больше, чем у SAD-ика.

А вообще-то, парни, я бы не стал повторять подобные устройства, да еще и на других элементах, не зная что, и как происходит в схеме. «Повторябельность» всяких хорусов-шморусов и фленджеров-шмендеров очень низкая. Для того, чтобы настроить нормальные режимы у таких примочек, нужно:
1) Знать точные параметры этих режимов. А их практически никогда не публикуют.
2) Иметь соответствующие приборы — осциллограф, генератор, частотомер, и уметь ими грамотно пользоваться.
3) Понимать работу схемы, чтобы знать, что и куда крутить/менять/настраивать для того, что бы получить от схемы то, что ждете.
4) Обладать определенным опытом сборки и настройки не только НЧ, но и импульсных ВЧ-устройств.

Не хочу сказать: «не занимайтесь этим».
Хочу сказать: «занимайтесь этим с умом, но не ждите быстрого результата».
Иначе после первой попытки (которая обычно бывает неудачной), потеряете интерес, и начнете рассказывать другим примерно следующее: «я это говно собирал, не работает».

Сообщение отредактировал Valentinych: 25 February 2010 — 08:07

#19 MAK

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 296
  • Регистрация: 05 April 09

Тогда давайте разбираться по пунктам

1. «и одну из половинок SAD1024 заменить на MN3007»
Тоесть необходимо использовать 2хMN3007 ?
2. «оставить тактовые входы»
Что такое тактовые выходы и как их оставлять?
3. «организовать для 3007 уровень Vgg, который должен быть равен 14/15 Vcc»
Что это за уровень? Где и как его организовать?
4. «При этом придется в два раза увеличить тактовую частоту VCO на LM311, т.к. MN3007 в два раза длиннее SAD1024»
Как, зачем и почему это необходимо делать?

PS: Valentinych Очень хочу подробно разобраться в работе подобных устройств, так что строго не судите за столь ламерские вопросы

#20 Valentinych

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 820
  • Регистрация: 02 July 09

Хех. Посмотрите, для начала мою статейку про аналоговые линии задержки здесь, на этом сайте и в этом разделе. Внимательно посмотрите. Там есть ответы на многие Ваши вопросы. Наверное — на все.
Не лишним будет так же поразбираться с даташитами на MN3007 и SAD1024. Там все подробно расписано про режимы питания (Vcc, Vdd и Vgg). И про тактовые входы. Кстати, у САДа Vgg просто нет.
MN3007 — это одна линейка длиной 1024 ячейки.
SAD1024 — это две линейки длиной 512 ячеек в одном корпусе. Их чаще всего используют в параллельном включении. При этом тактовые входы (их два у каждой линейки) включают противофазно/параллельно. У САДика это 3-я и 8-я, и 10-я и 14-я ноги мелкосхемы.
У 3007 только два тактовых входа, вот их-то и нужно оставить, т.е. подать на них импульсы с триггера 4013.

P.S. Кста, откуда такая забавная схемка?

Сообщение отредактировал Valentinych: 25 February 2010 — 12:52

#21 MAK

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 296
  • Регистрация: 05 April 09

#22 Valentinych

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 820
  • Регистрация: 02 July 09

MAK (25.2.2010, 15:20) писал:

#23 sayders

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 269
  • Регистрация: 02 April 09

#24 Valentinych

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 820
  • Регистрация: 02 July 09

#25 BaLy

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 1240
  • Регистрация: 26 July 09

Valentinych, по моему на забугорном DIY проект. Ссылки не осталось, но вот, что я от туда надыбал:

Прикрепленные изображения

Сообщение отредактировал BaLy: 25 February 2010 — 20:14

#26 MAK

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 296
  • Регистрация: 05 April 09

Прикрепленные файлы

  • 9V_Mistress_project_file_v1.pdf(338.84К)
    Количество загрузок:527

#27 Valentinych

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 820
  • Регистрация: 02 July 09

BaLy (25.2.2010, 20:14) писал:

#28 MAK

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 296
  • Регистрация: 05 April 09

#29 Valentinych

  • Группа: Паяльные маньяки
  • Сообщений: 820
  • Регистрация: 02 July 09

MAK (26.2.2010, 12:34) писал:

Сообщение отредактировал Valentinych: 26 February 2010 — 11:54

Источник

Оцените статью