Схема гибридного усилителя для гитары

Простой гибридный гитарный усилитель для начинающих

Содержание / Contents

↑ Схема усилителя

Саму схему усилителя можно разделить на 3 части: предусилитель, буфер и усилитель мощности.
Схему предусилителя я выбирал долго, ибо нужно было добиться хорошего качества минимальной ценой и энергопотреблением. Больших трансформаторов тоже не хотелось делать. Зато у меня валялись 2 советских ТАН-11 с четырьмя обмотками по 28 Вольт и двумя по 6 Вольт . Именно их я и решил использовать. Но анодное напряжение получалось небольшим.
Выход был один — использовать известный предусилитель TOMATO. За несколько лет работы у меня дома, этот предусилитель ни разу не подвел, и оказался очень неприхотливым и качественным, при своей простоте.

Вопрос о буфере не вставал, использовал стандартный ход на операционном усилителе TL072, включенном с К.У. = 1. Темброблок решил делать фендеровским, уж очень он мне нравится.

В качестве УМЗЧ использовал TDA2005, включенную в мостовом режиме.

Вот что получилось в итоге:

↑ Использованные детали

В предусилителе использованы конденсаторы с рабочим напряжением 250 Вольт , в темброблоке и дальше по схеме 50 Вольт . Конденсаторы в катодах половинок лампы на 50 Вольт . Электролит на 2.2 мкф желательно использовать униполярный, еще лучше не электролит вообще 🙂
Резисторы на 1 ом, шунтирующие динамик, я использовал керамические, мощностью 5 вт. Однако, умные люди говорят, что такая мощность совсем необязательна.

↑ Блок питания низковольтный

↑ Анодное питание

В выпрямителе анода я использовал конденсаторы, выкорчеванные из старых блоков питания для компьютеров. Они на напряжение 200 Вольт . Сейчас кто-то возьмется за сердце, мол маловато напряжение, однако, у моего БП выхлоп под нагрузкой получился около 170 Вольт . Так что на первое время можно точно использовать 🙂

↑ Печатная плата

Плата представляет из себя так же компиляцию готовых, с моими небольшими внесениями и коррективами. Плата предусилителя TOMATO мне попалась случайно через Google. Установить разработчика платы не удалось. Плата усилителя мощности на TDA2005 из проекта с одноименным названием на сайте guitar-gear.ru.
Всё прочее — мои изваяния, местами бездарные, в остальном же просто ужасные 🙂

Большой квадрат на чертеже это место для вырезания. То есть, там платы быть вообще не должно. Перемычка в темброблоке делается со стороны дорожек навесом.
Это уже скорректированная плата, первоначально у меня получилось вот так:

Не обращайте внимания на 2 встречно-параллельных диода и 2 таких же светодиода внавес. Это всего-навсего мои эксперименты, так что тема этого усилителя ещё не закрыта.
Изначально, усилитель планировалось оформить в виде «головы», однако идея быстро переросла в комбик. А вот плата не переделывалась. Поэтому ручки перепутаны местами, а разъем находится справа, а не слева, где ему самое место:

Готовая конструкция крепится на Г-образное шасси, которое прикрепляется к комбику сзади.

Прошу не обращать внимания на грязь. Всё в состоянии доделки/доработки/доводки.

↑ Сэмплы

Напоследок несколько сэмплов. Не бейте ногами, я только учусь.

Нековый сингл, минимум усиления:

Нековый сингл, максимум усиления:

Бриджевый хамбакер, максимум усиления:

Бриджевый хамбакер, максимум усиления, прогревание овердрайвом Yerasov 3000V:

↑ Файлы

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

↑ Итого

Получилось очень недурно, отец доволен 🙂
Спасибо за внимание!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

Гибридный усилитель мощности класса А

Всем здравствуйте. Предлагается схема на обсуждение гибридного усилителя, скажем так своеобразного. У нас в течение многих лет усилители были только ламповыми, а затем — только на транзисторах. Вот опять многие возвращаются к ламповым усилителям по мнению некоторых для наилучшего качества звука, но это вопрос достаточно спорный, вкусы у всех разные и это порождает бесконечные споры. На рисунке приведена принципиальная схема усилителя мощности класса А.

Для сторонников ламповых усилителей описанный гибридный усилитель является таким своеобразным решением. Лампа придает звуку четкость деталей, чистоту, тональность и пространственную точность. Обычному ламповому усилителю необходим выходной трансформатор, который достаточно сложно изготовить и еще сложнее для некоторых оппонентов рассчитать. Поэтому на схеме используется менее стандартная схема выхода, которая лучше с точки зрения согласования динамика, чем выходной трансформатор у нее меньшее выходное сопротивление и искажения.

Он состоит из двух основных частей — лампового предусилителя и выходного транзисторного. На входе используется стандартная радиолампа ECC88 это двойной триод. Для лучших свойств лучше использовать лампу 6DJ8, которая имеет немного лучшую линейность. Эту лампу, вероятно, будет труднее найти. Лампа включена как дифференциальный усилитель. Транзистор Т3 включен как источник постоянного тока для катода. Ток устанавливается подстроечным резистором TP1 на значение примерно 7-10 мА. Транзисторы Т1 и Т2 включены как активная нагрузка лампы. Такое включение подавляет искажение второй гармоники и более линейная характеристика.

Он также обеспечивает возбуждение полевых МОП-транзисторов от источника с более низким импедансом. Выходное напряжение устанавливается на 0В с помощью подстроечного резистора TP2. Настройки производятся через несколько минут работы. Выход из первой половины триода подается транзисторы T4 и T6, которые представляют собой P-MOSFET-транзисторы, включенные параллельно. Транзисторный выход обеспечивает меньшее выходное сопротивление, чем классический выходной трансформатор, и, следовательно, больший коэффициент демпфирования, который важен для хорошей передачи самых глубоких частот.

Второй триод лампы подключен как часть дифференциального усилителя. N-MOSFET-транзисторы T5 и T7 включены параллельно в качестве источника постоянного тока для транзисторов T4 и T6. Использование источника постоянного тока значительно снижает выходное сопротивление усилителя. Интересно отметить, что один стабилитрон (D1), используется здесь в качестве опорного напряжения для обоих источников тока.

Ток через силовые транзисторы составляет около 3А и устанавливается резистором R14. Также можно экспериментировать с величиной тока, изменяя это сопротивление. Однако необходимо отслеживать потери мощности на выходных транзисторах и, следовательно, их охлаждение. Коэффициент усиления всего усилителя определяется резисторами R8 и R9. С помощью этих резисторов коэффициент усиления устанавливается так, чтобы усилитель можно было раскачать до максимальной мощности напряжением 1В, что достаточно для обычного источника сигнала. В случае изменения усиления используется соотношение A = 1 + (R8 / R9). Конденсаторы C3 и C4 используются с минимальным ESR.

Пример источника питания показан на рисунке.

Источник

Усилитель для бас-гитары своими руками

Усилитель для бас-гитары своими руками — гибридный

Усилитель для бас-гитары своими руками можно изготовить если у вас есть необходимые знания и опыт для этого. В данной публикации рассматривается устройство не очень сложной конструкции, но обладающее замечательным звуком. Представленная здесь схема усилителя мощности для бас-гитары, в частности выходной каскад выполнен на мощных биполярных транзисторах, а предварительный каскад усиления реализован на электровакуумных лампах.

Усилитель для бас-гитары своими руками и его конструкция включает в себя три модуля: предварительный усилитель на триодах, оконечный усилитель, а также источник питания. Разумеется — любому из этих модулей при необходимости можно найти отдельное применение в других устройствах. В представленном варианте усилитель совмещен с комбинированной аудио колонкой, что позволило создать компактную и удобную модель, следовательно, сам усилитель мощности не имеет отдельного корпуса, а встроен в дополнительный бокс акустического кабинета, расположенным немного выше динамика. Характерной оригинальностью отличается блок предварительного усиления звука, а оконечный каскад и источник питания выполнены по стандартной схеме.

Модуль преампа

Усилитель мощности для бас-гитары своими руками обладает прекрасным звучанием, в основном благодаря каскаду предварительного усиления, который выполнен на электровакуумных триодах, обеспечивающих чистый, прозрачный звук, помимо этого лампы обладают значительно меньшими шумами, чем транзисторы. Элементарная конструкция аппарата создает условия для удобства в сборке и снижает стоимость всех комплектующих компонентов. Также одним из немаловажных факторов является то, что в схемах выполненных на лампах, отсутствует отрицательная обратная связь, а это существенно увеличивает качество звучания. Еще одно неоспоримое достоинство лампового тракта — это способность плавного вхождения в перегрузку, особенно это значимо для устройств усиления звука работающих в составе с бас-гитарами.

Фактически предварительный усилитель выполнен на одной сдвоенной лампе (VL1). Первая его часть это стандартная схема с общим катодом, не имеющая каких либо особенностей. Без дополнительной нагрузки и с установленной например лампой 12АХ7, коэффициент усиления этого каскада будет находиться в пределах 68. Поэтому лимитирование сигнала по входу не происходит, даже если напряжение питания составляет порядка 200v и подается мощный сигнал гитары. Когда первый каскад нагружен тембро-блоком, усиленный сигнал проходящий через него несколько снижается, происходит это, в следствии большого сопротивления на выходе.

Усилитель для бас-гитары своими руками в оригинальном варианте исполнения была применена лампа 6Н2П-ЕВ. Также прошел тестирование с отличными показателями в особенности при сниженным напряжении питания до 140v двойной триод 6Н23П, в случае если возникнет необходимость установить другие лампы, то изменение схемы делать не нужно. Для нахождения определенного звучания можно использовать лампы 12АХ7 различных версий. Кстати 12АХ7, точно так же как и двойной триода ЕСС83, для которых в канал накала 6.3v напряжение направляется на 9 вывод ламповой панели, а другой провод подается на 4-5 выводы соединенных между собой. В оригинальной схеме ламповый тракт получал питание от 150v, а уже в последствии был усовершенствован и напряжение питания стало 250v. Однако даже на 150v звучание имело высокое качество.

Усилитель мощности звука

Усилитель для бас-гитары собранный своими руками имеет стандартную топологию, чего-то особенного в нем нет. Есть несколько встроенных защит, в частности схема защиты усилителя от превышения входного напряжения. Оригинальная конструкция аппарата была собрана без использования печатной платы, все мощные выходные транзисторы установлены на радиаторе охлаждения, кроме транзисторов дифференциального каскада. VT4 выполняет функцию контролера температуры, поэтому установлен в непосредственной близости от выходных ключей, которые кстати крепятся на теплоотвод через изоляционные прокладки с использованием теплопроводящей пасты КПТ-8.

Остальные электронные элементы входного каскада скомпонованы на беспаечной макетной плате и соединены между собой методом навесного монтажа. Усилитель для бас-гитары своими руками имеет в своей схеме незначительное количество задействованных компонентов, то и сам их монтаж является достаточно легким. Сама монтажная плата крепится на стойках к радиатору в районе выходных ключей. Принцип налаживания усилителя происходит в таком порядке: — подать напряжение питания на схему, но при этом не подключая выходных транзисторов. В случае если все собранно правильно, аппарат без нагрузки будет поднимать звуковой сигнал без каких либо искажений. Затем нужно установить при помощи подстроечного резистора R14 минимальное напряжение смещения в эмитерной цепи предвыходных транзисторов VT5 и VT6 ( в пределах 1v), все это нужно делать без нагрузки.

После этого необходимо подключить выходной каскад и опять же подстроечным резистором R14 установить ток покоя 28-30мА, высокое значение тока давать для работы бас-гитары нет необходимости. При подключенном эквиваленте акустики на небольшом усилении сигнала смотрим, что показывает осциллограф — на синусе не должны наблюдаться искажения типа «ступенька», если все же такое искажение присутствует, то тогда нужно добавить немного значение тока покоя до исчезновения «ступеньки». Представленный здесь усилитель можно свободно заменить на другой, возможно имеющейся у вас или хотите купить в магазине.

Не полярные емкости установленные в схеме — пленочные, рассчитанные на напряжение 100v, а С8 и С12 на 250v выполнены из керамики. Если предполагается использовать аппарат на мощности меньше 100 Вт, то тогда можно уменьшить напряжение питания до ± 35v, а в выходном тракте оставить только два мощных комплементарных транзистора.

Нужно иметь в виду, что данная конструкция выполнена по варианту встроенного усилителя в аудио колонку, а поэтому наружнее коммутационные элементы для акустики отсутствуют, вследствие этого нет и устройства защиты от КЗ в нагрузке. При использовании дополнительной колонки, то нужно будет позаботиться об установки в усилитель модуль защиты. Принцип подачи напряжение питания такой же как и на ламповых усилителях, то есть нажимается клавиша «Power», а когда полностью прогреются лампы, то клавишей «Standby» подсоединяется нагрузка и вся мощность на источник питания.

Трансформаторный блок питания

Силовой трансформатор здесь задействован ТС-180, естественно вторичная его обмотка немного была изменена. В оригинальной схеме, для обеспечения напряжением нити накала лампы имеется отвод на вторичной обмотке. Конечно было бы эффективнее для таких целей намотать специальную обмотку, ну а чтобы вообще все было на профессиональном уровне, то тогда еще нужно встроить выпрямитель, обеспечивающий цепь накала постоянным током. Значение переменного напряжения во вторичной обмотке без нагрузки должно быть 34v, а после выпрямителя ± 50v. Если нужно получить выходную мощность в пределах 200 Вт, то тогда нужно будет подбирать трансформатор мощнее, например: ТС-250 или тороидальный с такой же мощностью.

Динамический излучатель для кабинета был применен низкочастотный динамик размером 380 мм от компании CELESTION. В первоначальном варианте печатные платы не создавались по одной простой причине — аппарат должен быть собран в короткий срок, да и то для личных нужд, а на разработку плат ушло бы больше времени и денежных затрат. Хотя такая конструкция может показаться достаточно примитивной, но звучание произвело хорошее впечатление. Кстати на этом аппарате играли приезжавшие на гастроли знаменитые группы «Аракс» и «Ex-Smokie», это те, у которых гитарист Аллан Силсон.

Вот на фотографии виден корпус с динамиком – это и есть усилитель для бас-гитары сделанный собственными руками, а с гитарой в руках – басист из группы «Ex-Smokie».

Источник

Оцените статью